Рефераты. Договор об оказании туристического обслуживания






Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 14 Закона о защите прав потребителей исполнитель освобождается от ответственности в случае нарушения заказчиком установленных правил. На сегодня к правилам, нарушение которых туристом влечет освобождение должника от ответственности, следует отнести несоблюдение туристом перечисленных выше обязанностей (ст. 7 Закона о туристском обслуживании).[18]

Оплата оказанных услуг, как гласит Гражданский кодекс, оплата должна производиться в сроки и в порядке, указанные в договоре. Если невозможность оплаты услуг наступила по вине заказчика, то он должен оплатить услугу в полном объеме, поскольку иное не предусмотрено законом или данным договором. Другой порядок оплаты услуги определен законом при условии, что невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые стороны не отвечают. На заказчика так же, если иное не предусмотрено законом или договором, возлагается обязанность возместить исполнителю только фактически понесенные им расходы по исполнению договора (ст. 15 ГК).[19]

За услуги по туристскому обслуживанию взимается плата, установленная соглашением сторон, если иное не установлено законом, иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества для туристов по оплате услуг по туристскому обслуживанию понесенные в связи с этим расходы возмещаются туроператору за счет средств соответствующего бюджета. Турист обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. Если иное не установлено договором, турист обязан оплатить услуги, входящие в туристическое обслуживание, туроператору. В случае, когда договором с туроператором предусмотрена возможность оплаты отдельных услуг непосредственно третьим лицам, такая оплата является составной частью общей оплаты по договору.

В случае, когда договором предусмотрена предварительная оплата услуг туроператора, неоплата туристом таких услуг в установленный договором срок признается отказом туриста от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Турист вправе в любое время отказаться от договора оказания услуг по туристскому обслуживанию. В этом случае туристу возвращаются все уплаченные им по договору денежные средства. Неявка туриста к месту начала тура рассматривается как невозможность исполнения договора по вине туриста, если иное не предусмотрено договором оказания услуг по туристскому обслуживанию. В соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ отказ заказчика (туриста) допускается при условии возмещения исполнителю (туроператору, турагенту) фактически понесенных им расходов. Таким образом, подлежат возмещению убытки не в полном объеме, а только реальный ущерб в определенной части.

При отказе от исполнения договора до начала оказания услуги турист обязан возместить туроператору (турагенту) его фактические расходы, понесенные в целях исполнения договора до момента отказа. В случае отказа от исполнения договора в процессе оказания услуги турист возмещает туроператору (турагенту) его фактические расходы, которые он понес до этого момента в целях исполнения той части договора, от которой турист отказался. Та же часть услуги, которой турист воспользовался, должна оплачиваться им по правилам ст.731 ГКРФ.[20]

Пунктом 2 ст.782 ГК предусматривает право исполнителя на отказ от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг при условии полного возмещения заказчику убытков и не содержит исключений из этого правила. Однако применение данного правила к публичным договорам, к числу которых относится и договор на туристическое обслуживание в соответствии со ст. 426 ГК, представляется невозможным.[21]

Договор оказания услуг по туристскому обслуживанию заключается на определенный срок, по истечении которого договор прекращается. Закон О туристской деятельности, предоставляет каждой из сторон договора право потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении (ч. 5 ст. 10). При этом к существенным изменениям обстоятельств Закон относит: ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия; недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе; непредвиденный рост транспортных тарифов; введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов; резкое изменение курсов национальных валют.

СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОКАЗАНИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ


Гражданский кодекс Российской Федерации и принятые в его развитие законодательные акты ввели в имущественный оборот целый ряд видов и разновидностей юридических лиц. Юридическое лицо - это субъект права, создаваемый для осуществления определенного вида деятельности, не противоречащего закону, созданный в соответствии с законом признаваемый таковым государством и всеми участниками гражданских правоотношений.

Туристическая организация, как всякое юридическое лицо, всегда обладает следующими прямо установленными законом или вытекающими из него признаками:

1)                Организационное единство. Юридическое лицо должно быть определенным образом организовано в качестве единого целого, внутренняя структура которого отвечала бы целям и задачам его деятельности; должно иметь органы, осуществляющие его дееспособность. Организационное единство юридического лица получает выражение и закрепляется уставом юридического лица или в случаях, предусмотренных законом, общим положением о юридических лицах данного вида;

2)                Наличие обособленного имущества. Чтобы быть участником гражданских правоотношений, субъектом гражданского права, организация должна обладать имуществом, обособленным от имущества других лиц. У различных видов юридических лиц эта обособленность получает различное организационное выражение и юридическое закрепление;

3)                Самостоятельная имущественная ответственность. Кредиторы юридического лица могут обращаться с требованиями, вытекающими из обязательств и иных обязанностей юридического лица, только к этому юридическому лицу; взыскания по требованиям могут быть обращены лишь на обособленное имущество данного юридического лица;

4)                Выступление в гражданском обороте от собственного имени;

5)                Может быть истцом и ответчиком в суде;

6)                Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.

В зависимости от целей создания и деятельности туристические организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческими называются такие туристические организации, целью которых является извлечение прибыли. Некоммерческими называются организации, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели.

Все коммерческие организации могут создаваться только в формах, прямо предусмотренных Гражданским кодексом РФ, а именно: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного), общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, открытого или закрытого акционерного общества, производственного кооператива, государственного (в том числе федерального казенного) или муниципального унитарного предприятия. Все эти формы применимы и к туристической организации.

Туристические некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных законом Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями от 26 июня 2007 г.): это могут быть общественные объединения, некоммерческие партнерства, автономная некоммерческая организация, потребительский кооператив, фонды, частное учреждение, объединения юридических лиц.

Турагентской и туроператорской деятельностью могут также заниматься индивидуальные предприниматели. Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ, физические лица и коммерческие организации по общему правилу, участвуют в предпринимательской деятельности на равных правовых условиях. Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.[22]

Все туристические компании подразделяются на две основные группы - занимающиеся туроператорской (формирование, продвижение и реализация туристического продукта) и турагентской (продвижение и реализация туристического продукта) деятельностью.

Под туроператорской деятельностью понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Туроператор - это хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который занимается разработкой туристических маршрутов, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, устанавливает цены на туры турагентам для выпуска по ним путевок и их реализации.

Туроператорам отводится отдельная роль в туристической индустрии. Они приобретают туристические продукты (места в самолетах, номера в гостиницах и другие услуги), формируют пакеты услуг туризма и продают их (прямо или косвенно) различным пользователям - туристам с целью получения прибыли. Туроператор может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости.

В первом случае, когда туроператор формирует туристический пакет, он выступает в роли производителя туристического продукта. Это верно, даже если купленные услуги собираются использовать конкретно по назначению, без всяких условий. Туристические пакеты, известные как инклюзив-туры, отличаются друг от друга составляющими элементами.

Во втором случае, когда туроператор продает услуги туризма по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристических услуг. Это возможно в том случае, когда туроператор покупает у производителя больше туристического продукта, чем это необходимо для формирования туристического пакета. Бывают также случаи, когда туроператоры продают отдельные услуги туризма по оптовым ценам людям, желающим формировать свой индивидуальный пакет.

Ценность туроператора состоит в его способности страховаться от снижения расценок покупкой в больших количествах услуг туризма, необходимых для формирования туристических пакетов, экономически доступных для туриста. За рубежом обычно выделяют четыре типа туроператоров (туроператоры массового рынка, специализированные туроператоры, местные туроператоры и въездные туроператоры).

Туроператоры массового рынка - наиболее распространенный тип. Они продают туристические пакеты на популярные курорты, перевозка туристов осуществляется чартерными или регулярными рейсами.

Второй тип включает туроператоров, которые специализируются в определенном направлении (специализированные):

·                        предлагающих туристические пакеты для определения клиентуры (молодежные, семейные туры и др.);

·                        организующих туристические пакеты на определенные направления, например туры в Англию, Францию, Финляндию и др.;

·                        устраивающих проживание в определенных местах (домах отдыха, кемпингах, туристических базах и др.);

·                        перевозящих туристов на определенном виде транспорта (корабль, поезд и др.);

·                        предлагающих специфические туры (горный туризм, пещерный туризм, охотничий туризм и т.п.).

Местные туроператоры - туроператоры внутреннего рынка. Они продают турпакеты внутри страны проживания, то есть организуют туры по стране проживания туристов.

Въездные туроператоры - туроператоры внешнего рынка. Они продают турпакеты в разные страны. Одни туроператоры организуют для зарубежных туроператоров различные услуги и выступают в роли менеджеров, другие специализируются исключительно на встрече и доставке туристов в гостиницы. Туроператоры предлагают целый ряд услуг, которые включают переговоры с компаниями, имеющими автобусы и гостиницы, для минимизации цен, заключенных в контрактах, переговоры и организацию образовательных туров, питания и развлечений. Некоторые туроператоры специализируются на обслуживании определенных этнических групп.

Турагент - это хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который приобретает туры по туристским маршрутам, разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует эти путевки туристам. Турагенты, как правило, не владеют средствами обслуживания и выступают в роли посредников между предприятием туристического обслуживания и покупателем туристической путевки. В разных странах действуют различные виды турагентов. Например, в Японии их три:

1.                Генеральные агенты. Они имеют специальную лицензию министерства транспорта, дающую право на организацию поездок внутри страны и за границу японских и иностранных граждан. В зависимости от своей специализации одни генеральные агенты предлагают туры, рассчитанные на массового туриста и включающие посещение различных стран мира, другие предлагают только определенные маршруты или туры для определенной группы туристов.

2.                Туристические агенты, организующие туры только в Японии.

3.                Субагенты, которые занимаются реализацией услуг, созданных генеральными и туристическими агентами.

Схематично представить отношения, возникающие между туристом, турагентом, туроператором можно так:

Таким образом, турагент выступает просто как посредник между туроператором, который формирует тур, и туристом.

С 1 января 2007 года отменяется лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Отмена лицензирования предусмотрена Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 27 июля 2006 года. С целью сохранения государственного контроля за туристической деятельностью и обеспечения защиты прав потребителей Федеральное агентство по туризму внесло в Государственную думу предложение о внесении поправок в Закон О туристской деятельности. Новая редакция закона содержит положения, предусматривающие новый порядок ведения туроператорской деятельности - при наличии у туроператора финансовой гарантии, обеспечивающей его ответственность перед потребителями.

В связи с отменой лицензирования предлагается в целях ограничения правоспособности юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность, вести Единый федеральный реестр туроператоров. В поправках предусмотрено, что деятельность туроператора возможна только после включения предприятия в реестр и выдачи ему соответствующего свидетельства.

Причем существенным условием внесения в реестр, служит предоставление финансовой гарантии на достаточную сумму. Согласно предложенным изменениям вводится понятие финансовой гарантии и определяются способы обеспечения в виде банковской гарантии или страхования гражданской ответственности туроператора на сумму от 1 млн до 10 млн руб. в зависимости от направлений туристической деятельности. [23]

Участниками отношений в области туризма могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Потребителем в договоре оказания туристического обслуживания, является не только гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий товары, услуги исключительно для личных бытовых нужд, но и гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести товары, услуги. Многие компании приобретают для своих сотрудников путевки, оплачивая их со своего расчетного счета. В таких случаях необходимо помнить, что в силу специального ограничения законодательства потребителем признается только гражданин. В этом случае данный договор будет являться договором в пользу третьего лица.

В силу ст. 430 ГК РФ договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник (туристическая фирма) обязан произвести исполнение не кредитору (фирма, оплатившая поездку туриста), а указанному или не указанному в договоре третьему лицу (туристу), имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу. Таким образом, туроператор или турагент может договориться с принимающей стороной или перевозчиком, чтобы исполнение условий тура производилось не туроператору (турагенту), а непосредственно его клиенту. При этом турист вправе требовать от принимающей стороны (перевозчика) надлежащего исполнения в свою пользу.

Если договор заключен между двумя юридическими лицами и возник конфликт, то либо защищать права туристов придется в арбитражном суде, либо придется оформить с каждым туристом договор об уступке права требования по туристскому договору для того, чтобы туристы могли самостоятельно обратиться в суд.[24]

Иностранные государства, юридические лица и индивидуальные предприниматели являются участниками отношений в области туризма в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

В Российской Федерации предпринимательскую деятельность в области туризма могут осуществлять иностранные физические и юридические лица. Согласно ст. 2 ГК РФ, иностранные юридические лица уравниваются в отношении их прав и обязанностей с отечественными юридическими лицами. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами. Этим же законом определяются вопросы создания и прекращения юридического лица, реорганизация юридического лица, включая правопреемство, содержания его правоспособности, способности отвечать по своим обязательствам. Однако согласно п. 3 ст. 1202 ГК РФ юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа.[25]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.