Рефераты. Денежные расчёты






Денежные расчёты

ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЁТЫ

Содержание

Введение

1.     Принципы организации денежных расчетов в Российской Федерации

1.1.          Порядок осуществления безналичных расчетов в РФ

1.2.           Организация валютных операций в России

1.3.           Порядок проведения кассовых операций

2.     Организация бухгалтерского учета денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах

2.1.          Организационно-экономическая характеристика ОАО «Благодарненский мукомольный завод»

2.2.          Цели и задачи учета денежных средств

2.3.           Учет кассовых операций

2.4.           Учет денежных средств на расчетных счетах

2.5.           Учет денежных средств, находящихся на специальных счетах в банках

2.6.           Учет операций по валютным счетам организаций в банках

2.7.           Отчетность о движении денежных средств: российский и международный аспекты

3.     Аудит операций с денежными средствами

3.1.          Организация аудиторской проверки операций с денежными средствами

3.2.           Аудит учета денежных средств в кассах организации

3.3.           Аудит операций по движению денежных средств на расчетном и специальных счетах в банках

4. Автоматизация бухгалтерского учета как направление рационализации бухгалтерского учета в ОАО «Благодарненский мукомольный завод»

Заключение

Список использованных источников информации

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной дипломной работы состоит в том, что денежные средства характеризуют начальную и конечную ста­дии кругооборота хозяйственных средств, скоростью движения которых во многом определяется эффективность всей предприни­мательской деятельности. Объемом имеющихся у предприятия денег как важнейшего платежного средства определяется платежеспособность предприятия - одна из важнейших характерис­тик его финансового положения.

Денежные средства предприятий представляют собой совокуп­ность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, ва­лютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных ак­кредитивах и особых счетах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.

Поскольку денежные средства выступают в качестве посред­ника во всех расчетах, очевидно, что для обеспечения нормально­го кругооборота средств, ведения деятельности в условиях рыночной экономики необходимо правильно и своевременно выпол­нять все расчеты. В свою очередь эффективность расчетных опе­раций во многом зависит от состояния бухгалтерского учета де­нежных средств, расчетных и кредитных операций.

Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:

- точный, полный и своевременный учет денежных средств и операций по их движению;

- контроль за наличием денежных средств и денежных доку­ментов, их сохранностью и целевым использованием;

- контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;

- выявление возможностей более рационального использова­ния денежных средств.

Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающим абсолютной ликвидностью, т. е. немедлен­ной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия. Поэтому именно их объемом определяется платежес­пособность предприятия. Для определения ее уровня объем денеж­ных средств сопоставляется с размером текущих обязательств пред­приятия. Абсолютно платежеспособными считаются предприятия, обладающие достаточным количеством денежных средств для рас­четов по имеющимся у них текущим обязательствам. Однако вся­кие излишние запасы денежных средств приводят к замедлению их оборота, или к снижению их использования, в условиях инф­ляции - и к прямым потерям за счет их обесценивания.

Поэтому искусство управления денежными потоками заклю­чается не в том, чтобы накопить как можно больше денег, а в оптимизации их запасов, в стремлении к такому планированию движения денежных потоков, чтобы к каждому очередному пла­тежу предприятия по своим обязательствам обеспечивалось по­ступление денег от покупателей и других дебиторов при сохране­нии необходимых резервов. Такой подход обеспечивает возмож­ность сохранения повседневной платежеспособности предприятия, извлечения дополнительной прибыли за счет инвестиций появ­ляющихся временно свободных денежных ресурсов без их омерт­вления.

Все это придает особое значение учету денежных средств как важнейшему инструменту управления денежными потоками, кон­троля сохранности, законности и эффективности использования денежных средств, поддержания повседневной платежеспособно­сти предприятия.

Основная цель дипломной работы  - изучить методы управления денежными потоками, принципы организации денежных расчетов в РФ, организацию учета и особенности аудита операций с денежными средствами.

Предметом исследования данной дипломной работы является порядок учет и организация аудиторской проверки денежных потоков в организациях.

Объектом исследования дипломной работы является Открытое акционерное общество «Благодарненский мукомольный завод». Органы управления Общества: общее собрание акционеров, Совет директоров и Генеральный директор.

1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕЛЕРАЦИИ

1.1. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Денежные средства представляют собой остатки средств в рос­сийской и иностранной валюте, находящихся в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банках на территории страны и за рубежом, в легко реализуемых ценных бумагах, а также пла­тежных и денежных документах.

Денежные средства, необходимые для обеспечения единства производства и обращения, опосредствуют смену форм движения авансированного капитала из денежной в товарную и из товар­ной в денежную.

Движение финансовых ресурсов предприятий (прибыли, амортизационных отчислений и др.) осуществляется в форме денеж­ных потоков. Для стратегического управления предприятием ва­жен не только общий объем денежных ресурсов, но и величина денежного потока, интенсивность его движения в течение года.

Предприятия, осуществляя хозяйственно-финансовую деятель­ность, вступают во взаимоотношения с другими юридическими и физическими лицами, в том числе с членами трудового коллек­тива. Эти взаимоотношения основаны на денежных расчетах в процессе заготовления материалов, производства и реализации продукции (работ, услуг). У предприятия возникают обязатель­ства перед поставщиками за полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги; перед государственным бюджетом по налоговым и неналоговым платежам; перед учредителями (участниками) по формированию уставного капитала и распределению доходов, и др.

Денежные расчеты осуществляются организацией либо налич­ными деньгами, либо в виде безналичных платежей.

Безналичные расчеты осуществляются посредством безналич­ных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, посредством системы корреспондентских сче­тов между различными банками, клиринговых зачетов взаим­ных требований через расчетные палаты, а также с помощью век­селей и чеков, заменяющих наличные деньги.

В основном для безналичных расчетов используются банковс­кие, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокраща­ет потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.

Порядок осуществления безналичных расчетов определяется Положением Центрального банка Российской Федерации от 3 ок­тября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ». Причем данное Положение не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные орга­низации или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обу­словлено используемой формой расчетов.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с ис­пользованием:

1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кре­дитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

4)  счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

Согласно Положению расчеты - это денежные взаимоотноше­ния, возникающие между предприятиями по товарным и нето­варным операциям. К товарным операциям относят куплю-про­дажу машин, сырья, материалов, услуг, готовой продукции и т. п. Нетоварные операции связаны с расчетами с научно-исследова­тельскими и учебными организациями и заведениями, с комму­нальными учреждениями по квартплате, с клиентурой по пре­тензиям и т.д.

Расчетный счет является основным счетом предприятия, на котором производится большинство денежных операций без ог­раничения их перечня.

Текущий счет предназначен для обособления каких-либо опе­раций, носящих отличный от стандартных характер. К текущим счетам относятся: валютные, транзитные, ссудные, бюджетные, депозитные счета, счета, открываемые структурными подразде­лениями по просьбе головной организации для осуществления четко ограниченного количества операций (счета операций со сред­ствами целевого назначения), и т.д.

Предприятие вправе открыть расчетный счет в любом банке для осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Число расчетных (иных) счетов, которое может быть открыто предприятием в банковских учреждениях, в настоящее время не ограничено. Данная норма вступила в силу со 2 апреля 1994г. в соответствии с Указом Президента РФ от 21 марта 1995 г. № 291 «О признании утратившим силу пункта 2 Указа Прези­дента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплек­сных мер по своевременному и полному внесению в бюджет нало­гов и иных обязательных платежей» (именно этот пункт вводил ограничение на число расчетных и валютных счетов).

На расчетный счет предприятия зачисляются выручка за реализованную продукцию (работы, услуги) от покупателей, заказ­чиков и другие поступления. Наличные деньги для зачисления на расчетный счет (выручка от реализации продукции, работ, услуг, не выданная заработная плата и др.) банк принимает от представителя владельца счета.

Банк выполняет поручения предприятия о перечислении или выдаче соответствующих сумм в оплату приобретенных товарно-материальных ценностей, по погашению ссуд банка и займов, обязательств перед бюджетом, для расчетов с членами трудового коллектива по оплате труда, на командировочные, хозяйствен­ные и представительские расходы, приобретение горюче-смазоч­ных материалов, другие цели в пределах остатка средств на счете и при отсутствии претензий, подлежащих удовлетворению в пер­вую очередь.

Все платежи, за исключением выплат денежных средств на неотложные нужды, платежей в бюджеты всех уровней, а также в Пенсионный фонд РФ, с расчетных счетов производятся в по­рядке календарной очередности платежей, поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей). Выплаты денежных средств на неотложные нужды, платежи в бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд РФ вно­сятся в первоочередном порядке.

Для открытия расчетного счета представляют в банк следую­щие документы:

-  заявление установленной формы на открытие счета;

-  копии устава предприятия и учредительного договора, за­веренные нотариально;

- копию регистрационного свидетельства предприятия, заве­ренную нотариально;

-  справку налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;

- копию документа о регистрации в качестве налогоплатель­щика в Пенсионный фонд РФ;

-  копию документа о регистрации в территориальном фонде обязательного медицинского страхования в качестве плательщи­ка в фонд обязательного медицинского страхования;

- карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера предприятия и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную нота­риально.

Право первой подписи на всех банковских документах при­надлежит руководителю предприятия, а второй - главному бух­галтеру.

При смене руководителя или главного бухгалтера предприя­тия в учреждение банка представляют документы, подтверждаю­щие эти изменения.

Предприятия, если у них имеются хозрасчетные подразделе­ния (филиалы, представительства) в других регионах России, мо­гут в банках по месту нахождения филиалов (представительств) открыть расчетные (или текущие) счета. Для этого предприятие должно представить в банк ходатайство об открытии субрасчетного или текущего счета с указанием характера совершаемых операций и лиц, которым дано право распоряжаться счетом. Хо­датайство подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер и скрепляют печатью. Предприятия обязаны инфор­мировать свою налоговую инспекцию обо всех открытых счетах. Одновременно такая же обязанность возложена и на отделения банков, в которых предприятиями были открыты счета.

При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете предприятия предъявленные к оплате платежные документы банк помещает в картотеку 2. Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере поступления средств на расчетный счет предприятия в календарной очередности, кроме обязательств, которые оплачивают в первоочередном порядке. К ним относятся все виды налоговых платежей в бюджет, налоговые платежи во внебюджетные фонды, платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, уплата денеж­ных сборов по решению суда и арбитража и ряда других.

По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Срочный платеж совершается в следующих вариантах:

- авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара;

- после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта счета;

- частичные платежи при крупных сделках.

Досрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рам­ках договорных отношений без ущерба для финансового положе­ния сторон.

Для осуществления товарных операций применяются следую­щие формы безналичных расчетов:

1) аккредитивная;

2)  расчеты по инкассо;

3) с использованием платежных поручений и платежных тре­бований-поручений;

4)с использованием чеков;

5) путем плановых платежей;

6) с помощью почтовых переводов;

7) с использованием векселей.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязатель­ство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккреди­тив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие пла­тежи при условии представления им документов, предусмотрен­ных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккреди­тива.

Порядок расчетов по аккредитивам показан на рис. 1. Для открытия аккредитива предприятие представляет в обслу­живающий банк аккредитив на типовом бланке. Могут открываться следующие виды аккредитивов:

-  покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантиро­ванные);

- отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считают аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные сред­ства плательщика или предоставленный ему кредит в распоря­жение банка поставщика


                                                 










Рис. 1. Товарно-денежные потоки при аккредитивной форме расчетов:

1 – заявление на аккредитив; 2 – депонированные средства; 3 – извещение об аккредитиве; 4 – отгрузка ТМЦ (выполнение работ, оказание услуг); 5 – документы об отгрузке; 6 – зачисление средств.


(исполняющий банк) на отдельный ба­лансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

При установлении между банками корреспондентских отно­шений непокрытый (гарантированный) аккредитив может откры­ваться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать свою сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предваритель­ного согласования с поставщиком (например, в случае несоблю­дения условий, предусмотренных договором, досрочного отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву). Все рас­поряжения об изменении условий отзывного аккредитива пла­тельщик может давать поставщику только через банк-эмитент, который извещает банк поставщика (исполняющий банк), а по­следний — поставщика. Однако исполняющий банк обязан опла­тить документы, соответствующие условиям аккредитива, вы­ставленные поставщиком и принятые банком поставщика до по­лучения последним уведомления об изменении или аннулирова­нии аккредитива.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннули­рован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Поставщик может досрочно отказаться от использования ак­кредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.

Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком.

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавли­вается в договоре между плательщиком и поставщиком, в кото­ром следует указать:

-  наименование банка-эмитента;

-  вид аккредитива и способ его исполнения;

- способ извещения поставщика об открытии аккредитива;

- полный перечень и точную характеристику документов, представляемых поставщиком для получения средств по аккре­дитиву;

- сроки представления документов после отгрузки товаров, требования к их оформлению. Другие необходимые документы и условия.

Открытие банком-эмитентом гарантированных аккредитивов осуществляется по договоренности с покупателем и в соответствии с условиями корреспондентских отношений с другим банком. Исполнение таких аккредитивов банком поставщика осуществ­ляется в установленном порядке.

Аккредитивная форма расчетов достаточно широко использу­ется в настоящее время, а раньше чаще всего применялась ин­кассовая форма расчетов.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряже­нию плательщика {с акцептом) или без его распоряжения (в без­акцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых про­изводится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Отгрузив продукцию или выполнив определенную работу, поставщик выписывает на имя покупателя счет — платежное тре­бование в двух экземплярах. Счета при реестре сда­ются банку на инкассо. При этом в реестр могут включаться, по усмотрению получателя средств, платежные требования и (или) инкассовые поручения. К инкассовым поручениям должны быть приложены исполнительные документы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.