Рефераты. Денежные расчёты






При этом денежные средства списываются со счета на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями Положения ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 ноября 2002 г. № 2-П, в пределах имею­щихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в г  договорах, заключаемых между ЦБ РФ или кредитными органи­зациями и их клиентами. Расчетный документ представляет со­бой оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного платежного документа:

• распоряжение плательщика (клиента или кредитной орга­низации) о списании денежных средств со своего счета и их пере­числении на счет получателя средств;

• распоряжение получателя средств (взыскателя) на списа­ние денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классифика­тор управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93 (класс «Уни­фицированная система банковской документации»). Расчетные до­кументы на бумажном носителе заполняются с помощью пишущих или электронно-вычислительных машин, за исключением чеков, которые заполняются ручками. Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного или синего цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, которые проставля­ются на расчетных документах, должны быть черного, синего или фиолетового цвета. В расчетных документах не допускаются исправ­ления, помарки, подчистки, а также использование корректирую­щей жидкости. Расчетные документы действительны к предъявле­нию в обслуживающую кредитную организацию в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки. Расчетные документы предъявляются в кредитную организацию в количестве, необходи­мом для всех участников расчетов. При этом все экземпляры рас­четного документа должны быть заполнены идентично.   Списание денежных средств с расчетных счетов организации отражается по кредиту счета 51 «Расчетные счета». Типовые кор­респонденции счетов по списанию денежных средств с расчетно­го счета предприятия приведены в табл.

При выявлении случаев ошибочного списания (зачисления) де­нежных средств до выяснения причин в учете производят проводку:

Дебет 76-2 Кредит 51 - отражена сумма, ошибочно списанная с расчетного счета;

Дебет 51 Кредит 76-2 - отражена сумма, ошибочно зачислен­ная на расчетный счет.

При наличии у организации нескольких расчетных счетов аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету. Синтетический учет ведется в журнале ордере № 2. Журнал ордер № 2 состоит из журнала-ордера № 2 для учета операций по кредиту счета 51, и ведомости 2 для учета операций по дебету счета 51.


2.5. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ СЧЕТАХ БАНКА

Для открытия специального счета в кредитную организацию необходимо предоставить следующие документы:

•  заявление об открытии счета;

• нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации организации;

• справку о постановке организации на учет в налоговой ин­спекции;

• нотариально заверенную карточку с образцами подписей руководителя (первая подпись), главного бухгалтера {вторая под­пись) и оттиском печати организации;

• копию справки о присвоении организации статистических кодов.

Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте РФ и иностранных валютах, находящихся на территории РФ и за ее пределами в аккредитивах, чековых книж­ках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных, а также о движении средств целевого финансиро­вания в той их части, которая подлежит обособленному хране­нию используется счет 55 «Специальные счета в банках».

К данному счету могут быть открыты субсчета:

55-1 «Аккредитивы»;

55-2 «Чековые книжки»;

55-3 «Депозитные счета» и др.

На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах. Порядок расчетов с помо­щью аккредитивов рассмотрен нами во второй главе, поэтому здесь мы изложим лишь организацию учета данных операций.

Аккредитив - специальный банковский счет, на котором мож­но резервировать средства для расчетов с поставщиком, Полу­чить средства с аккредитива поставщик (подрядчик) может толь­ко после представления в банк документов, подтверждающих вы­полнение им договорных обязательств. Перечень этих докумен­тов определяется в договоре с поставщиком (подрядчиком).

Существуют покрытые и непокрытые аккредитивы. Аккреди­тив является покрытым, если денежные средства списываются с расчетного счета покупателя и депонируются банком для после­дующих платежей поставщику (подрядчику). Покупатель не мо­жет распоряжаться средствами, находящимися на покрытых ак­кредитивах.

Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается про­водкой: Дебет 55-1 Кредит 51 (52,66,...).

Использование средств аккредитива, подтверждаемое выпис­ками банка, отражается в учете с.о.:

Дебет 60 (76) Кредит 55-1-перечисление средств на счет по­ставщика.

Неиспользованные средства в аккредитивах восстанавливают­ся банком на тот счет, с которого они были перечислены. Восста­новление средств отражается: Дебет 51,52 Кредит 55-1.

Расходы по оплате услуг банка за обслуживание аккредитива

91могут списываться на увеличение стоимости приобретаемых материальных ценностей, только если расчеты с поставщиком осуществляются с использованием этого аккредитива. В противном случае эти расходы включаются в состав операционных расходов (субсчет 91-2).

Непокрытым является аккредитив, если банк поставщика списывает денежные средства с корреспондентского счета банка по­купателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив. Средства самого покупателя остаются в обороте до момента списания денег с корреспондентского счета обслуживающего его банка.

Сумма, на которую открыт непокрытый аккредитив, на счете 55 не отражается. Для ее учета предназначен забалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Открытие непокрытого аккредитива фиксируется по дебету счета 009, а использование непокрытого аккредитива отражается по кредиту 009 счета.

Аналитический учет по субсчету 55-1 ведется по каждому выставленному аккредитиву.

На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.

Чек - это ценная бумага, содержащая распоряжение банку выдать определенную сумму денег лицу, предъявившему чек к оплате. Чеки являются бланками строгой отчетности и учитываются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности». Списание чеков с данного счета осуществляется по мере использования. Чек должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 878 ГК РФ. Он должен иметь покрытие в виде денежных средств, предварительно депонированных чекодателем на специальном банковском счете. Представление чека к плате­жу возможно двумя способами: путем непосредственного предъявления банку-плательщику и путем предъявления в кредитную организацию, обслуживающую чекодержателя, на инкассо. Во втором случае чек оплачивается в порядке исполнения инкассо­вого поручения.

Выданные, но не оплаченные банком суммы по чекам (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55-2 «Чековые книж­ки». Сальдо по субсчету 55-2 должно соответствовать сальдо по выписке банка.

Аналитический учет по счету 55-2 ведется по каждой получен­ной чековой книжке.

Организация может разместить свободные денежные средства для получения дополнительного дохода на депозитном счете банка. Данные денежные средства учитываются на субсчете 55-3 «Депозитные счета». Депозитные сертификаты могут выпускать­ся в разовом порядке или сериями, быть именными или на предъявителя. Сертификат не может служить расчетным документом.

Проценты по первоначально установленной при выдаче сертификата ставке, которая причитается владельцу по истечении срока обращения, выплачиваются кредитной организацией независимо от времени его покупки. Если сертификат предъявлен досрочно к оплате, то кредитная организация должна выплатив сумму вклада и проценты, выплачиваемые по вкладам до востре­бования, если условиями сертификата не установлен иной раж мер процентов. Если срок получения вклада (депозита) по сертификату просрочен, то кредитная организация несет обязательство оплатить указанные в сертификате суммы вклада и проценты по первому требованию владельца. За период с даты востребования сумм по сертификату до даты фактического предъявления сертификата к оплате - проценты не выплачиваются.

Кредитная организация начисляет проценты не реже одного раза в месяц и не позднее последнего рабочего дня отчетного ме­сяца, а выплаты осуществляет одновременно с погашением сертификата при его предъявлении.

Аналитический учет по субсчету 55-3 ведется по каждому вкладу.

На отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 «Специальные счета в банках», учитывается движение обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования (например - бюджетные средства на финансирование капитальных вложений). Филиалы, представительства организации, выделенные на отдельный баланс, которым открыты текущие счета в кредитных организациях для осуществления текущих расходов (оплата труда, командировочные расходы и т.п.), отражают их на отдельном субсчете к счету 55.

В бухгалтерском учете операции по текущим счетам отражаются аналогично операциям, учитываемым на расчетных счетах. На отдельном субсчете счета 55 «Специальные счета в банках» отражаются денежные средства, перечисленные с расчетного счета для приобретения банковских карт. Для того чтобы указанные средства учитывались на специальном субсчете (специальном кар­точном счете) организация представляет в банк заявление на при­обретение банковских карт, условия использования которых со­гласуются с банком. Основное назначение приобретенных бан­ковских карт заключается в том, что они применяются отдель­ными работниками организации для оплаты услуг, хозяйствен­ных расходов, командировочных, при расчетах с теми организа­циями, которые используют банковские карты в качестве пла­тежного средства.

При приобретении банковских карт организация на основа­нии выписки с расчетного счета на дату списания средств произ­водит бухгалтерскую запись:

Дебет 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Специаль­ный карточный счет» Кредит 51 «Расчетные счета».

Банк, обслуживающий расчеты по карте, представляет выпис­ки со специального банковского счета в сроки, установленные договором. На основании полученных выписок и первичных до­кументов, подтверждающих выдачу банковской карты конкрет­ному работнику организации, производится бухгалтерская запись: Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кредит 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Специаль­ный карточный счет».

В установленный срок работник организации представляет в бухгалтерию авансовые отчеты об использовании банковской кар­ты с прилагаемыми к ним первичными документами. К ним, в первую очередь, относятся: квитанции, товарные чеки, накладные, счета-фактуры. На основании представленных документов произведенные расходы по банковским картам отражаются бух­галтерской записью:

Дебет 10,20,26,41,44 Кредит 71.

В соответствии с договором банк передает организации бланки слипов, при помощи которых осуществляются расчеты с банками-эмитентами карт. Слип — бланк специальной формы, содержащий реквизиты держателя карты, операции и код авторизации. Полученные слипы учитываются как бланки строгой отчетности за балансом в условной оценке и передаются материально ответственному лицу (обычно кассиру). Слип выписывают при предъявлении карты и после ее авторизации. Авторизация карт представляет собой процедуру подтверждения возможности прав ведения операций по банковской карте. Она предполагает, прежде всего, проверку наличия средств, выделенных на банковскую карту, и ее подлинность. Выписанные экземпляры слипов, кроме переданного держателю карты, сдаются в бухгалтерию. В слипе указывают имя держателя карты, название организации, в которой он работает, номер карты, дату совершения покупки или оплаты расходов, израсходованную сумму и другие реквизиты. Бухгалтерией составляется реестр выданных слипов в двух экземплярах, один из которых передается в банк, второй — с распиской банковского работника остается у поставщика товаров.

Банк на основании реестра зачисляет на расчетный счет по­ставщика причитающиеся ему денежные средства, а в документах на зачисление денег отмечаются даты реестров и суммы денежных средств. Таким образом, контроль за использованием банковских карт осуществляется как поставщиком, так и непосредственно держателем карты.

Аналитический учет банковских карт ведется по банкам-эмитентам, по видам карт и работникам, использующим эти карты.

Таким образом, по дебету счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Специальный карточный счет» отражаются суммы, поступившие на специальный карточный счет с расчетного счета организации, по кредиту - суммы, списанные в оплату расходов, произведенных по карте, и суммы комиссии, уплаченной банку-эмитенту за обслуживание. Сальдо по субсчету показывает остаток средств, не использованных по банковским картам на конец месяца.

Информация о движении средств по счету 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Специальный карточный счет», обобщается в условиях компьютерной технологии обработки информации в ведомости с отражением сальдо дебетовых и кредитовым оборотов в разрезе корреспондирующих счетов.

Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» обособленно.

Организация должна построить аналитический учет по этому счету таким образом, чтобы обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, депозитах и т.п. на территории РФ и за ее пределами.

Некоторые торговые организации с круглосуточным графиком работы сталкиваются на практике с необходимостью организации учета переводов в пути.

Переводы в пути — денежные средства, сданные в кассы кре­дитных организаций или почтовых отделений с целью их зачисления на расчетные счета организаций, но еще не поступивший по назначению. Основанием для отражения переводов в пути яв­ляются копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка, квитанции учреждений банка и почтовых отделений, выписки с расчетных и валютных счетов организации, квитанции банков о приеме наличных средств и др.

Учет переводов в пути производится на счете 57 «Переводы в пути», по дебету которого фиксируются суммы переводов денеж­ных средств, не поступивших на расчетный и другие счета, а по кредиту - списание сумм переводов денежных средств в связи с их зачислением на расчетные счета организации.

Таким образом, на счете 57 «Переводы в пути» учитываются:

• денежные средства, внесены организацией в кассу почтово­го отделения или сберегательную кассу для зачисления на рас­четный счет поставщика (подрядчика), если перевод денег осу­ществляется более одного дня;

• денежные средства, сданные организацией в вечернюю кассу банка или переданные инкассаторам для зачисления на расчетный счет. Если реальное зачисление денег производится только на следующий день;

• денежные средства, перечисленные организацией с одного расчетного или валютного счета на другой, если перевод денег осуществляется более одного дня;

• денежные средства, направленные организацией на корпора­тивную пластиковую карту, если расчетный счет организации находится в одном банке, а «карточный» счет — в другом и перевод средств может занять более одного дня.

Счет 57 «Переводы в пути» используется в случаях вечерней инкассации выручки от продажи товаров, так как денежные сред­ства организации доставляются в банк вечером, а утром следую­щего рабочего дня после их пересчета зачисляются на расчетный счет организации.

В учете делают следующие записи:

выручка от продажи товаров - Дебет 50 «Касса» Кредит 90 «Продажи»; сдача выручки инкассаторам - Дебет 57 «Переводы в пути» Кредит 50 «Касса»; и только по мере получения выпис­ки с расчетного счета банка, подтверждающей конкретную дату зачисления денежных средств на расчетный счет, организация имеет право отразить факт движения денежных средств — Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 57 «Переводы в пути».

Типовые проводки по счету 57 представлены в табл.

Таким образом, счет 57 предназначен для обобщения инфор­мации о движении денежных средств (переводов) в рублях и иностранной валюте в пути, т.е. денежных сумм, внесенных в кассы банков или кассы почтовых отделений для зачисления на расчет­ный счет или иной счет организации, но еще не зачисленные по назначению.

Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учитывается на счете 57 обособленно.

Информация по данному счету обобщается в разрезе коррес­пондирующих счетов итогами по однородным операциям в ведомости движения переводов в пути. Данные этой ведомости используются для составления сводной ведомости по счетам синтетического учета и бухгалтерской отчетности организации.


2.6. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ВАЛЮТНЫМ СЧЕТАМ ОРГАНИЗАЦИЙ В БАНКАХ

Средства в иностранной валюте любой коммерческой органи­зации РФ должны храниться на валютном счете. Валютный счет - это счет, открытый в банке и предназначенный для хранения средств в иностранной валюте и проведения расчетов в иностран­ной валюте при осуществлении внешнеэкономических операций.

Организация может открыть валютный счет на территории РФ в любом уполномоченном ЦБ РФ банке, а также в иностранном банке за границей. Уполномоченный банк может открыть орга­низации только один счет в любой свободно конвертируемой ва­люте или открыть несколько счетов по отдельным видам иност­ранных валют. Как правило, организации открывают валютные счета в долларах США или евро. В настоящее время какие-либо ограничения количества валютных счетов отсутствуют. В соот­ветствии с действующим законодательством предприятия вправе открывать необходимое им количество банковских счетов в лю­бой валюте, если иное не установлено федеральным законом.

Порядок открытия и ведения валютных счетов организаций в иностранной валюте устанавливает ЦБ РФ.

Для открытия валютного счета в РФ предприятию необходи­мо представить в банк следующие документы:

•  заявление об открытии валютного счета;

• нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации организации;

• карточку с образцами подписей руководителя (первая подпись), главного бухгалтера (вторая подпись) и оттиском печати (2 экземп­ляра, один из которых должен быть заверен нотариально);

•  справку о постановке организации на учет в налоговой инс­пекции;

• копию справки о присвоении организации статистических кодов;

• справку банка, в котором открыт расчетный счет.

Открытие валютного счета предполагает одновременное открытие сразу трех счетов для учета операций с иностранной валютой:

·       транзитный валютный счет предназначен для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих обязательной продаже;

·        специальный транзитный валютный счет открывается для учета валюты, купленной на внутреннем валютном рынке и ее обратной продажи;

·        текущий валютный счет предназначен для учета средств, остающихся в распоряжении организации после обязательной продажи экспортной выручки, и средств, не подлежащих обяза­тельной продаже.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.