Введение Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата с целью получения прибыли. Глубинной причиной современных экономических проблем России является многолетнее инвестиционное поведение общества: с конца 50-х годов - снижение темпов роста инвестиций, с середины 70-х - их абсолютное сокращение, с начала 90-х - превращение чистых инвестиций в отрицательную величину. Так, за период с 1991 по 1996 год общий объем инвестиций в России снизился на 71%. Именно по этой причине, если первые послевоенные пятилетки вывели СССР на второе место в мире по одному из важнейших экономических показателей - объему ВВП, то последующие 30 лет перевели страну на 3-4 место, а 90-е годы поставили Россию на 7-8 место. Ныне вся ранее созданная инерция развития исчерпана. Страна подошла к крайней черте. Либо инвестиционное поведение будет незамедлительно сменено на противоположное, либо уже в ближайшие 7-10 лет Россия перейдет на доиндуастриальные (в лучшем случае - на наиболее примитивные индустриальные) технологии, со всеми вытекающими отсюда последствиями для жизни ее населения, сохранения ее места в мировой цивилизации. Если бы в стране был сформирован цивилизованный рынок, то он как регулятор экономических процессов смог бы обеспечить накопление и эффективное производительное использование капитала с целью, создания современных, постиндустриальных технологий. Однако этого не произошло. И средства, которые могли бы быть использованы для финансирования инвестиций, уходят в "теневой" сектор, включая "бегство" за рубеж, или хранятся на руках населения в качестве средств личного накопления.
Конечно, такое положение обусловлено неблагоприятным инвестиционным климатом в стране как для отечественных, так и для иностранных капиталовложений. Его улучшению не способствовало, как предполагалось, повышение уровня открытости экономики за счет либерализации внешнеэкономической деятельности. Не смогла исправить и улучшить положение и государственная политика в области привлечения иностранных инвестиций. За пять лет реформ не удалось разработать и внедрить в практику эффективный, стабильно действующий механизм, стимулирующий приток зарубежного капитала в экономику России.
Отсутствие стабильного законодательства, учитывающего современные российские социально-экономические реалии, недоступная для понимания с точки зрения цивилизованного бизнеса система налогообложения, криминогенная обстановка вкупе с коррумпированным государственным аппаратом - вот что отпугивает зарубежных инвесторов от рынка России. Но это же препятствует активизации деятельности и отечественных инвесторов, которые смогли бы достаточно весомо и эффективно работать в рациональной экономике, а не бежать за рубеж в поисках рентабельного применения, или обменивать средства на иностранную валюту. Создание нормальных условий для привлечения иностранных инвестиций в Россию, а значит и в регионы, - задача актуальная, решение которой носит и чисто прагматический характер. Поэтому внешнеэкономическая стратегия государства должна наконец повернуться лицо м к национальному производителю и инвестору - при формировании как внешнеторгового, так и инвестиционного режима. Только тогда в экономике страны заработает не только зарубежный, но и отечественный капитал.
Глава 1.
Сущность, формы, направления вывоза капитала.
Глава 2
Роль иностранного капитала в формировании рыночной экономики
Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях административно-командной экономики страна была полностью отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми странами. Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию производства. Современное производство под давлением научно-технической революции становиться все более сложным. Растет число видов и подвидов производств, и их развитие оказывается экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается развитие международной специализации и кооперации производств. Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки производства, которые оказываются в разных странах. Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется. Перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний сосредотачивать в своих руках отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах. Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все более транснациональными, выходя за национальные границы. Образование крупных транснациональных компаний, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах, ведет к ускорению международной специализации и кооперации, так как у одного собственника предприятия есть возможность более устойчиво развивать производственные связи. Таким образом, взаимное движение капитала, образование его на базе транснациональных компаний выступают важнейшим фактором углубления экономической взаимозависимости стран в мировом хозяйстве. Следует подчеркнуть, что вторая половина 80-х годов характеризуется значительным увеличением темпов роста иностранных инвестиций из промышленно развитых стран. Так, в 1986-1990 годах среднее ежегодное увеличение капиталовложений из четырех крупнейших стран-инвесторов (Японии, США, ФРГ и Великобритании) составило 20,8%, в то время как в 1982-1986 годах - 10%. В 1990-1991 годах общий объем вывоза капитала составил 419 млрд. долл., в том числе из Японии - 78,8 млрд., из США - 58,8 млрд., из Германии - 44,4 млрд., из Великобритании - 35,3 млрд. В 1990 году общий объем иностранных инвестиций четырех крупнейших стран-инвесторов превысил 1101 млрд. долл.
Эти данные говорят об огромных масштабах, которые приняло движение капитала в современном мире, при этом вывозимый капитал направляется прежде всего в промышленно раз-витые страны. Из более чем 200 млрд. долл. Ежегодных мировых прямых инвестиций около 70% вкладывается в экономику стран ЕС, Японии и США, а остальное - главным образом в экономику развивающихся стран. Среди последних в 80-е годы возросла доля азиатских стран (свыше 60%), в том числе новых индустриальных стран, АСЕАН и КНР. На бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы в конце 1993 года приходилось 18,3 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций, из них 5,5 млрд. составляли вложения в Венгрию, 2,5 млрд. - в Чешскую и Словацкую Республики. По оценкам зарубежных экспертов, в Российскую Федерацию было вложено около 3 млрд. долл. В1992 году страны Центральной и Восточной Европы смогли привлечь лишь 2,4% мирового объема прямых иностранных инвестиций, в то время как на Азию пришлось 20,9%.
Для России, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике, в стратегическом плане крайне необходимо участие в процессах миграции капитала и как импортера, и как экспортера капитала. И тогда будет более активно вовлечена в интернационализацию производства. Однако сегодня участие Росси в этих процессах весьма скромное. С точки зрения привлечения иностранных инвесторов России предстоит соперничать с другими странами, рынки которых оказываются более привлекательными для инвесторов, особенно азиатскими и латиноамериканскими странами. Обращение к иностранным источникам капитала для России во многом связано с необходимостью решения как стратегических, так и текущих задач. В современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных инвестиций состоит весьма остро: экономический кризис, резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Однако необходимость привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов определяется не только чисто финансовыми аспектами. Резкое отставание отечественного машиностроения, которое в последние десятилетия было в значительной степени ориентировано на выпуск продукции военного назначения, привело к ситуации, когда для многих отраслей экономики закупается оборудование из-за рубежа на валюту. Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли - нефтедобыче и переработке нефти. Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определенных видов продукции (и особенно товаров народного потребления), расширению экспорта с помощью иностранных партнеров и др. Все это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики. Сотрудничество с зарубежными партнерами может дать положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров и др.
Глава 3.
Инвестиционный климат в России.
3.1 Понятие инвестиционного климата и его составляющие.
(Вставить понятие инвестиционного климата)
В качестве составляющих инвестиционной привлекательности регионов России были приняты три в значительной степени самостоятельные характеристики: 1- инвестиционный потенциал; 2- инвестиционный риск ; 3- инвестиционное законодательство. Напомним, что инвестиционный потенциал - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. д.), потребительский спрос населения и многое другое. Инвестиционный потенциал региона складывается из семи частных потенциалов: 1. ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов); 2. производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения); 3. потребительского (совокупная покупательная способность населения); 4. инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность); 5. интеллектуального (образовательный уровень населения); 6. институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики); 7. инновационного (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса). Инвестиционный риск -- характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуации. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Рассчитывались следующие виды риска: 8. экономический (тенденции в экономическом развитии региона); 9. политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов); 10. социальный (уровень социальной напряженности); 11. экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное); 12. криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений). Законодательные условия инвестирования регулируют возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства -- составляющих инвестиционного потенциала региона. Все законодательные акты были разделены на федеральные и региональные (субъектов федерации). И федеральное, и региональное законодательство делились на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (связанно с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприятий - потенциальных объектов инвестирования). Кроме того, в федеральном законодательстве были особо выделены специальные нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в отдельных субъектах федерации. Прежде всего это законодательство по свободным экономическим зонам.
Распределение регионов России по всем трем составляющим инвестиционного климата показано в таблице 6. Таблица 6.
Распределение регионов России по инвестиционному климату
|Высокий потенциал - |Законодательные условия* | |Незначительный риск (1А) | | |Москва |a | |Санкт-Петербург |a | |Белгородская область |b | |Республика Татарстан |b | |Саратовская область |b | |Московская область |c | |Краснодарский край |d | |Мурманская область |d | |Республика Башкортостан | e | |Воронежская область |e | |Свердловская область |f | |Самарская область |f | |Нижегородская область |f | |Новосибирская область |f | |Высокий потенциал – |Законодательные условия* | |умеренный риск (1В) | | |Приморский край |a | |Ленинградская область |a | |Алтайский край |a | |Пермская область |b | |Волгоградская область |b | |Ростовская область |e | |Республика Саха (Якутия) | | | |e | |Оренбургская область |e | |Хабаровский край |f | |Высокий потенциал - |Законодательные условия* | |высокий риск (1С) | | |Кемеровская область |a | |Иркутская область |b | |Челябинская область |c | |Красноярский край |e | |Тюменская область |e | |Ханты-Мансийский | | |автономный округ |e | |Тульская область |f | |Средний потенциал – |Законодательные условия* | |незначительный риск (2А) | | |Ставропольский край |a | |Калининградская область |a |
|Владимирская область |b | |Ярославская область |b | |Тверская область |b | |Липецкая область |c | |Курская область |e | |Томская область |e | |Орловская область |e | |Астраханская область |e | |Пензенская область |f | |Средний потенциал – |Законодательные условия* | |умеренный риск (2В) | | |Республика Мордовия |c | |Архангельская область |d | |Ульяновская область |d | |Республика Карелия |d | |Калужская область |e | |Рязанская область |e | |Ямало-Ненецкий автономный | | |округ |e | |Чувашская Республика |e | |Волгоградская область |e | |Омская область |f | |Тамбовская область |f | |Средний потенциал - |Законодательные условия* | |высокий риск (2С) | | |Читинская область |a | |Республика Бурятия |b | |Республика Коми |c | |Брянская область |c | |Амурская область |c | |Республика Дагестан |d | |Смоленская область |e | |Удмуртская Республика |f | |Незначительный потенциал –|Законодательные условия* | |незначительный риск (3А) | | |Новгородская область |a | |Кабардино-Балкарская | | |Республика |a | |Республика Марий Эл |c | |Костромская область |e | |Чукотский автономный округ|e | |Низкий потенциал – |Законодательные условия* | |умеренный риск (3В) | | |Еврейская автономная |a | |область | | |Ивановская область |c | |Псковская область |c | |Республика Адыгея |c | |Ненецкий автономный округ |d | |Кировская область |e | |Камчатская область |e | |Республика Ингушетия |e | |Республика Калмыкия |e | |Усть-Ордынский Бурятский | | |автономный округ |e | |Низкий потенциал – высокий|Законодательные условия* | |риск (3С) | | |Сахалинская область |a | |Агинский Бурятский | | |автономный округ |a | |Республика Тыва |b | |Северная Осетия – Алания |d | |Республика Алтай |d | |Магаданская область |e | |Курганская область |e | |Республика Хакасия |e | |Карачаево-Черкесская | | |Республика |e | |Чеченская республика |e | |Таймырский автономный | | |округ |e | |Корякский автономный округ|e | |Коми-Пермяцкий автономный | | |округ |e | |Эвенкийский автономный | | |округ |e |
|*Условные обозначения | |a - особый федеральный льготный законодательный режим; b - наиболее льготное | |региональное законодательство; c – благоприятное региональное | |законодательство; d - отдельные элементы режима СЭЗ при незначительных | |региональных льготах или их отсутствии: e - отсутствие специального | |инвестиционного законодательства; f - ограничения для инвесторов преобладают | |над льготами. |
По сравнению с 1996 годом в целом сохранилось соответствие между потенциалом и риском, то есть регионы, имеющие более высокий потенциал, в большинстве своем являются менее рисковыми - и наоборот. Прежде всего бросается в глаза уменьшение числа наиболее привлекательных регионов (группа 1А). Это связано со снижением потенциала Владимирской, Ярославской, Тверской и Калининградской областей и переходом их в группу 2А (средний потенциал - незначительный риск) и увеличением инвестиционного риска Пермской области (переход в группу 1В). В группу «лидеров» переместились Саратовская область (за счет снижения риска) и Мурманская область (за счет роста потенциала). Изменилась и картина территориального распределения , регионов различного типа по потенциалу и риску. Если раньше они образовывали пять «концентров благоприятности», то теперь от одного из них остались Москва, Московская область и - отдельно - Нижегородская область. Вместе с тем повышение рейтинга Саратовской области позволило сформироваться новому «поясу инвестиционной благоприятности», протянувшемуся от Белгородской области на западе до Свердловской на востоке и включающему 7 из 14 регионов группы 1А (высокий потенциал--незначительный риск). Таким образом, за прошедший год произошел сдвиг благоприятности инвестиционных условий с северо-запада и из центра на юг и юго-восток европейской части России. Группа с наиболее благоприятными условиями инвестирования не пополнилась ни одним новым регионом Сибири и Дальнего Востока. На поведение инвесторов большое влияние оказывают факторы, определяющие размер инвестиционного риска (таблица7).
Таблица 7.
Связь показателей инвестиционного климата с величиной инвестиционного риска
|Показатели инвестиционного климата | |Некоррелирующие с величиной |Коррелирующие с величиной | |инвестиционного риска |инвестиционного риска | |Размер рынка страны – реципиента |Протекание процесса реформ, состояние | |капитала |экономической конъюнктуры | |Ресурсная обеспеченность экономики |Законодательная среда для инвестиций | | | | | |Политические процессы |
3.2 Законодательная база для иностранных инвестиций
Законодательная база предпринимательской деятельности в Р. Совершенствуется по мере экономической реформы. Приняты и действуют законы « Об иностранных инвестициях в РСФСР « О залоге», «О несостоятельности ( банкротстве) предпринимателей,» « О валютном регулировании и валютном контроле», « О налоговой системе,» 1 часть Гражданского Кодекса и др. Сегодня можно констатировать создание минимально достаточной базы для развития предпринимательства в России. Принятие в 1991 году закона « Об иностранных инвестициях в РСФСР» способствовало созданию новых правовых условий для деятельности иностранных инвесторов в стране. Иностранцы получили право не только вкладывать свои средства в качестве доли в уставной фонд совместного предприятия, создаваемого с участием российского партнера, но и основывать предприятия, полностью им принадлежащие. Они получили также право покупать акции и облигации акционерных обществ, которые теперь создаются в России. Иностранные инвесторы могут получать концессии на разработку отдельных месторождений топлива и сырья, лесных массивов, брать в аренду хозяйственные объекты и другую недвижимость. В законе предусмотрены соответствующие гарантии иностранных инвесторов, право как на вывоз полученной прибыли, так и на реинвестирование ее в российскую экономику. Однако в дальнейшем некоторые положения закона оказались фактически отмененными постановлениями правительства и другими подзаконными актами. Это относится, например, к праву иностранных инвесторов самостоятельно распоряжаться заработной валютой, что было предусмотрено статьей 25 закона. Некоторые статьи закона не действуют или действуют с искажениями, так как не были разработаны подзаконные акты, предусмотренные в самом законе. В статье 25 было предусмотрено, что предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам и совместным предприятиям, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30% вправе без лицензий экспортировать продукцию собственного производства. Порядок определения продукции собственного производства должен был установить Совет министров. Однако в течение двух лет это не было сделано, что приводило к злоупотреблениям, особенно в торговле нефтью. Некоторые СП вывозили без лицензии под видом собственного производства нефть, купленную на чужих промыслах. Порядок был установлен только в июле 1993 года. В законе об иностранных инвестициях есть еще ряд норм, требующих совершенствования. Это относится к порядку регистрации предприятий с иностранными инвестициями, который явно требует упрощения. Устарело требование этого закона, о том, что предприятия, объем иностранных инвестиций которых превышает 100 млн. руб., регистрируются с разрешением Совета министров РФ. Когда принимался закон, эта сумма характеризовала создание достаточно крупного предприятия. После роста цен в тысячи раз эта сумма, выраженная в рублях, касается, видимо, самых малых СП и неоправданно усложняет процедуру их регистрации. Требует уточнения и ряд других положений закона. Несколько раз менялся налоговый режим для предприятий с иностранными инвестициями. С начала 1992 года, на наш взгляд, необоснованно были отменены налоговые льготы для них, существовавшие в союзном законодательстве, а затем восстановленные только для предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных до 1 января 1992г. Это не может не порождать недовольства со стороны иностранных инвесторов. Практически отменены принятые в 1990-1991 годах Верховным Советом и Правительством постановления о создании свободных экономических зон и положения о них. Все это также не придает уверенности иностранным инвесторам в стабильности российского законодательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6