Рефераты. Иностранные инвестиции в России как залог экономического роста






p> В 1994 году Правительство предприняло ряд шагов, направленных на улучшение инвестиционного климата.
Так , в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая
1994 г. установлено, что предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной деятельностью (при условии, что их оплаченная доля в уставном фонде составляет не менее 30%, а в эквивалентной сумме - не менее 10 млн. Долл. США) и зарегистрированные после 1 января 1994г, уплачивают налог на прибыль по аналогии с малыми предприятиями: в первые два года с момента государственной регистрации
-освобождения от уплаты налога, на третий год взимается налог в размере 25
% от основной ставки и на четвертый год - 50%.

По Указу Президента Российской Федерации от 10 июля 1994г. налог на добавленную стоимость и специальный налог на поддержание важнейших отраслей народного хозяйства не взимаются при ввозе товаров ( за исключением подакцизных) на территории
России в рамках использования кредитов, предоставленных Российской Федерации правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями.

Государственной налоговой службой России по согласованию с
Министерством финансов России установлено, что суммы кредитов в иностранной валюте, полученные налогоплательщиками от иностранных банков и кредитов учреждений, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость и специальным налогом. Отменено взимание налога на рост средств в рублях на счетах коммерческих организациями в результате курсовой разницы, возникающей в связи с падениями курса рубля к иностранным валютам.
В целях дальнейшего улучшения работы по привлечению иностранных инвестиций разработана комплексная система взаимосвязанных экономических, правовых, организационных и информационных мер, нацеленных на создание привлекательного инвестиционного климата и оживление инвестиционной активности, нашедшая свое отражение в постановлении Правительства «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику
Российской Федерации» от 29 сентября 1994г.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской
Федерации предусматривается ускорить завершение работы над основополагающими законопроектами
Российской Федерации «Об изменениях и дополнениях к закону « Об иностранных инвестициях в РСФСР», «О свободных экономических зонах», «О концессионных договорах, заключаемых, с российскими и иностранными инвесторами».

В проекте закона Российской Федерации « О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» предусматривается обеспечение необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику России, в том числе в области налогообложения, экспертно-импортных тарифов, валютного регулирования.
Отсутствие законов о концессиях и соглашениях о разделе продукции препятствует претворению в жизнь уже согласованных и далее подписанных соглашений. В проектах законов Российской Федерации « О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами», «О соглашениях о разделе продукции» предлагается обеспечит сохранение условий концессионных договоров и соглашений о разделе продукции в течение всего срока действия этих договоров и соглашений, возможность внесения изменений в них только по взаимному соглашению сторон.
Следующая проблема, которая сдерживает приток иностранных инвестиций в российскую экономику, - это правовая нестабильность. Наличие противоречащих и часто изменяющихся законодательных актов, регламентирующих экономико-правовые условия хозяйствования иностранных инвесторов в России, различное толкование или даже игнорирование их положения отдельными органами федерального управления и местной власти, отсутствие однозначных ответов на такие основополагающие вопросы как право собственности на землю, механизм регистрации залоговых форм, налогообложение и др., делают непредсказуемыми результаты хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и невозможным определение прибыльности инвестиционных проектов.

Правовая нестабильность предопределяется прежде всего тем, что до сих пор не получил законодательного оформления Указ Президента Российской
Федерации от 27 сентября 1993г
№ 1466. Согласно Указу , вновь издаваемые нормативные акты, регулирующие условия функционирования на территории России предприятий с иностранными инвестициями, не действуют в течение трех лет в отношении предприятий, функционирующих на момент вступления в силу этих актов. Данное положение не распространяется на нормативные акты, обеспечивающие более льготные условия функционирования на территории Российской Феде- рации иностранных инвесторов. Указ предусматривает, что ограничения в деятельности иностранных инвесторов в России определяются законами
Российской Федерации и указами
Президента.
Привлечение иностранных инвестиций зависит и от совершенствования управления этим процессом. С этой целью при Министерстве экономики России созданы:
Государственная регистрационная палата, которая занимается регистрацией предприятий с иностранным капиталом и аккредитацией иностранных фирм и компаний;
Российский федеральный центр проектного финансирования и консультационно- технического содействия.

Центр выполняет следующие функции: осуществляет экспертизу заявок и предложений в области международного сотрудничества, в том числе и по использованию кредитов, предоставляемых под гарантии Правительства
Российской Федерации; выполняет прединвестиционные исследования; разрабатывает схему финансирования и осуществляет экспертно- консультационное сопровождение инвестиционных проектов. Центр является представителем ( агентом) Правительства Российской Федерации по координации деятельности , направленной на реализацию оказываемого России консультационно-технического содействия;
Бюро по использованию консультативно- технического Европейского союза;
Российский центр содействия иностранным инвестициям. Центр будет располагать банком данных по законодательной и нормативной базе, инвестиционным проектам, рынкам капиталов в России и регионах.
Координация работы этих организационных структур возложена на
Министерство экономики России и в его составе на Департамент международного инвестиционного сотрудничества.
Как положительный факт в развитии законодательной базы для привлечения иностранных инвестиций можно отметить принятие Думой Приморского края местного закона об иностранных инвестициях в конце 1997 года, что несомненно положительно должно сказаться на развитии экономики этого региона ( подробнее в главе 9).
Таким образом, привлечение иностранных инвестиций в экономику России приобрело характер динамической закономерности. Растет объем иностранных инвестиций, изменяется их страновая, региональная ( в рамках России) и отраслевая структура.
Иностранные инвестиции способствуют решению социально-экономических задач развития России. Однако, как показывает анализ, процесс привлечения иностранных инвестиций требует целого ряда мер государственной поддержки для своего последующего развития. От того, как успешно они будут осуществляться, зависят объем и структура иностранных в экономику Российской Федерации.
По данным агентства «Эксперт-география» к концу 1997 года, законодательная база деятельности инвесторов в регионах значительно укрепилась. Перечень регионов с наиболее благоприятными законодательными условиями для иностранного инвестирования приведен в таблице 1.
Таблица 1.

Регионы с наиболее благоприятными законодательными условиями для иностранного инвестирования

|Место |Регион |
| |Новгородская область |
| |Калининградская область |
| |Сахалинская область |
| |Кабардино-Балкарская Республика |
| |Кемеровская область |
| |Читинская область |
| |Агинский Бурятский автономный округ |
| |Еврейская автономная область |
| |Санкт-Петербург |
| |Алтайский край |
| |Москва |
| |Ставропольский край |
| |Ленинградская область |
| |Приморский край |
| |Краснодарский край |
| |Республика Тыва |
| |Тверская область |
| |Республика Марий Эл |
| |Республика Бурятия |
| |Ивановская область |
| |Ульяновская область |
| |Республика Дагестан |
| |Республика Алтай |
| |Республика Мордовия |
| |Белгородская Республика |
| |Республика Карелия |
| |Ненецкий автономный округ |
| |Республика Северная Осетия - Алания |
| |Республика Татарстан |
| |Брянская область |

Основная часть этих регионов представляет собой широкую полосу из 10 регионов, протянувшуюся от Москвы до Санкт-Петербурга. Вторую зону образуют регионы юга Сибири и Дальнего Востока.
Прежде всего это связано с законодательной активностью региональных властей в этой сфере(таблица2).
Таблица 2.
Регионы с наиболее благоприятным региональным «законодательным фоном» для иностранных инвесторов

|Место |Регион |
| |Республика Татарстан |
| |Республика Тыва |
| |Тверская область |
| |Республика Марий Эл |
| |Республика Бурятия |
| |Ивановская область |
| |Республика Мордовия |
| |Пермская область |
| |Ставропольский край |
| |Новгородская область |
| |Брянская область |
| |Челябинская область |
| |Калининградская область |
| |Сахалинская область |
| |Белгородская область |
| |Самарская область |
| |Рязанская область |
| |Республика Коми |
| |Ярославская область |
| |Краснодарский край |
| |Московская область |
| |Иркутская область |
| |Москва |
| |Приморский край |
| |Волгоградская область |
| |Ленинградская область |

Существенно увеличилось число регионов, в которых деятельность инвесторов регулируется специальными региональными законодательными актами (таблица
3).
Таблица 3.

Наличие регионального инвестиционного законодательства для иностранных инвесторов

|Специальный |Отдельные положения |
|законодательный акт |законодательных актов |
|Республика Татарстан |Республика Тыва |
|Республика Марий Эл |Тверская область |
|Республика Бурятия |Ставропольский край |
|Ивановская область |Брянская область |
|Пермская область |Калининградская область |
|Республика Мордовия |Белгородская область |
|Новгородская область |Краснодарский край |
|Челябинская область |Республика Коми |
| |Ярославская область |
| |Московская область |
| |Волгоградская область |
| |Республика Адыгея |
| |Читинская область |

В Амурской, Владимирской, Иркутской и Саратовской областях были приняты наиболее полные пакеты законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность. Они предусматривают налоговые льготы и каникулы для инвесторов, предоставление льготных кредитов, гарантии и защиту интересов инвесторов.
Таким образом, законодательное поле формирует на территории страны две основные зоны наибольшего благоприятствования для инвесторов, одна из которых ориентирована на ЕС, а вторая - на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако в половине субъектов федерации до сих пор либо не уделяется внимания созданию благоприятной законодательной среды, либо существуют те или иные ограничения деятельности инвесторов

3.3 Формы привлечения иностранного капитала

В привлечении иностранных ресурсов часто складываются перекосы. Одно время мы увлекались компенсационными сделками. Затем стали модными совместные предприятия. Некоторые видели в увеличении их числа залог решения всех проблем. Между тем при выборе оптимального решения надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать:

1.Международную кооперацию производства , сопровождающая передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности.
2. Получение зарубежных кредитов.
2. Получение иностранного оборудования на основе лизинга.
3. Получение кредитов на компенсационной основе.
4. Привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акций.
6. Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу.
6. Сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора

(контракта) без создания юридического лица.
8. Привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции.

9.Создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.
Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратеги- ческий характер. Они способны при правильной постановке дела помочь России в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными (особенно инвалютными) затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны ( в целом ряде случаев такая возможность в ближайшее время практически исключена). Они могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами.
Усматривая в этих формах сотрудничества позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему российской экономики, необходимо подчеркнуть, что все они, долгосрочные акции, подвержены воздействию инфляции политической неустойчивости и экономической дезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.
Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет российским компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффектным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например при передаче иностранному партнерству пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.
Разные формы кредита ( просто получение, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках российского владельца. В случае твердой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовых ресурсов может оказаться для российского предпринимателя предпочтительнее.
Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала
(формы 5-9) позволяют сопрягать российские трудовые и природные ресурсы, производственный и научно- технический потенциал, а также, кроме 6-й формы, и российский капитал с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а оплаты лишь прибыли на капитал, которая к тому же может быть «отоварена» конкретным продуктом ( предприятия, промысла и т.д.) получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции.
Однако если при получении кредитов оплата завершается при погашении кредита оплата завершается при погашении всей его суммы и процентов, то выплата прибыли иностранному инвестору, которую или часть из которой он может вывозить из страны, осуществляется постоянно, пока функционирует это предприятие. В сфере добычи полезных ископаемых предприятие с иностранными инвестициями или иностранный инвестор, получивший концессию, получают право самостоятельно распоряжаться добытыми природными ресурсами.
Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо прежде всего учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.
Есть общие цели, которые с помощью привлечения иностранного капитала решаются и на уровне отдельного предприятия, и на уровне региона или страны в целом.
Это- совершенствование технического уровня и расширение масштабов производства, повышение конкурентоспособности с целью выхода на внешний рынок. Однако на уровне отдельного предприятия, региона или страны пути решения этих задач различны.
В пределах предприятия (объединения, концерна, ассоциации) привлечения дополнительных технологических, материальных и финансовых ресурсов необходимо для решения конкретной задачи - внедрения новой зарубежной технологии в виде лицензии и «ноу-хау», приобретения нового импортного оборудования, привлечения зарубежного опыта управления с целью повышения качества продукции и совершенствования методов выхода на рынок, расширения выпуска тех видов продукции, в которых нуждается рынок, в том числе и мировой. Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.
Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется. Речь может идти не только о модернизации действующих предприятий, но и о создании совершенно новых предприятий для структурной перестройки, для производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка; о создании новых экспортоориентированных и импортозамещающих производств; о создании новых хозяйственных единиц для развития конкуренции; об ускоренном освоении новых месторождений полезных ископаемых как для внутреннего рынка, так для расширения экспортного потенциала; об ускоренном развитии менее развитых территорий; о создании структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга, маркетинга, подготовки кадров.
С учетом этих целей и должен расширяться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия (независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны.
В то же время, когда речь идет о необходимости привлечения иностранного капитала в крупных масштабах на уровне региона или страны в целом, только международная кооперация не поможет. Поэтому на каждом уровне хозяйствования можно сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые приемлемы для данного уровня.

Попытка создать свободные экономические зоны в масштабе целых краев и областей, начатая в 1990 - 1991 годах, оказалась неудачной. В подготовленном правительством проекте закона Российской Федерации « О свободных экономических зонах» имеется в виду пойти по пути создания небольших по территории зон экспортного производства и свободных таможенных зон. Для такого рода зон намечено установление льготного режима (по сравнению с общим) хозяйственной, в том числе и внешнеэкономической деятельности (включая специальный таможенный режим). Конкретные виды и размеры льгот, предоставляемых в установленном порядке иностранным инвесторам, будут устанавливаться в положениях по конкретным зонам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.