Факторы, влияющие на инвестиционный климат в Приморском крае
Приморский край, являясь неотъемлемой частью России, испытывает абсолютно те же коллизии, что и страна в целом. Более того, по данным Приморского комитета госстатистики в крае наблюдается более интенсивное снижение инвестиционной активности, чем в целом по стране. Так, в 1996 году уровень инвестиций в экономику края снизился по сравнению с 1990 г. на 92,2%. По всем источникам финансирования в крае освоено в 1996 г. 2,8 трлн. рублей, что на 46% ниже объема 1995 г. Из федерального бюджета поступило липа 67% от установленного лимита, из них основная часть в виде векселей со сроком погашения в декабре 1996 г. Объем инвестиций за счет средств краевого бюджета сократился в 1996 г. по сравнению с 1990 г. в 15 раз. Основная часть предприятий и организаций строительного комплекса простаивает, подрядные организации не имеют достаточного объема заказов, обеспеченных финансированием. Из-за роста цен возникли затруднения со сбытом цемента, стеновых и кровельных материалов, другой продукции промышленности строительных материалов. С учетом оценки продолжающегося экономического спада и прогнозных проработок роста инвестиций в 1997 г. в крае не будет. Между тем в экономическом отношении Приморье является наиболее развитой частью Дальневосточного экономического района. Здесь сосредоточена значительная часть экономического, научно-технического и экспортного потенциала Дальнего Востока. На долю края приходится 39% валового общественного продукта ДВЭР, 26% продукции промышленности и столько же продукции сельского хозяйства, 80% объема морских перевозок, 51% производства цемента, 47% добычи рыбы и морепродуктов, здесь проживает 29%) населения региона. От общего российского объема в крае производится 95% бора и боропродуктов, 80% плавикового шпата (необходимого компонента для производства алюминия), 70% свинца в концентрате, 95% свинца рафинированного, 90% вольфрама в концентрате, 25% олова в концентрате. Край богат лесом и рыбой, имеет все виды транспорта, наиболее развитый из которых -морской. Через торговые и рыбные порты сейчас проходит четверть всех грузопотоков России. Плотность железнодорожных и автомобильных магистралей на территории Приморского края соответственно на 65 и 95% превышает среднереспубликанский уровень. К позитивным тенденциям в экономике края в 1997 г. следует отнести продолжение процесса интенсивного формирования рыночной инфраструктуры, начало производства малотоннажных гражданских судов на конверсируемых предприятиях, обновление, а основном за счет импорта, добывающего и обрабатывающего рыбного флота (15 единиц), внедрение голландских технологий выращивания сельхозпродукции, внедрение регионального продовольственного госзаказа, начало разработки малых угольных разрезов. На фоне общего сокращения инвестиций объем иностранных инвестиций начиная с 1994 г. устойчиво растет и в 1996 году он увеличился по сравнению с 1995 г. в Н раз. При этом прослеживается ориентация зарубежного капитала на производства с высоким внутренним платежеспособным спросом: по удельному весу иностранные инвестиция в транспорт составили 65, в связь - 17. в пищевую промышленность - 15%. Законодательной и исполнительной властью края разработан комплекс документов, направленных на формирование на территории края благоприятного режима хозяйствования, стратегической задачей которого является обеспечение, в случае федеральной поддержки, выхода края через 10-12 лет из дотационного режима и перехода на бюджетное самофинансирование. Вместе с тем текущее состояние и перспективы социально- экономического развития Приморского края, которые в значительной степени зависят от своевременности и эффективности инвестиционной деятельности, обусловлены некоторыми специфическими факторами, определяющими особенности формирования территориальной структурной политики: высокий уровень влияния на экономику края федеральных функций и интересов, реализуемых как на территории, так и через территорию края (оборонная, экспортно-импортная, обеспечение отдаленных и северных районов); достаточно развитый научно-производственный и инфраструктурный потенциал; промышленность края имеет относительно высокую степень диверсификации при специализации на морехозяйственной и транспортно-транзитной функциях Российской Федерации; географическая близость к странам Тихоокеанского бассейна, в результате чего край имеет наиболее благоприятные условия для расширения внешнеэкономической деятельности; обострение энергетической и транспортной проблем являются главными факторами, спада, в результате которого с 1992 г. стал сокращаться удельный вес обрабатывающего сектора темпами, опережающими спад производства в добывающем секторе экономики; кризисная ситуация а военно-промышленном комплексе, которая поставила в особо тяжелые условия моногорода (Арсеньев, Большой Камень). В результате опережающего повышения транспортных (особенно железнодорожных) тарифов и общего изменения ценовых пропорций в экономике России, по сравнению с мировым рынком. Приморье оказалось, практически отрезанным от промышленно развитых районов страны как в части вывода, так и ввоза продукции. В поставках инвестиционных товаров (оборудования, комплектующих деталей и проч.) и потребительских товаров (прежде всего продовольствия) традиционно экономика края была ориентирована на западные районы России и бывшего Союза. Повышение транспортных тарифов привело не только к росту цен на ввозимую и вывозимую продукцию, но и обозначило процесс экономического отрыва Приморья, как и других районов Дальнего Востока, от вентральных и западных российских регионов. Усилилось стремление к замещению ввоза товаров импортом из соседних стран. Из-за непродуманной политики в области энергетических тарифов многие виды нашей продукции стали неконкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В итоге около 70%) товарооборота края приходится на импорт из стран АТР. Основная часть сырьевых ресурсов, добываемых в Приморье, включая морепродукты, реализуется за пределами России. Транспортная инфраструктура края во все большей мере обслуживает интересы Китая, Кореи, Японии и других стран. Федеральные функции и интересы оказывают большое влияние на экономику Приморья. Наиболее яркое отражение эти процессы нашли в "Федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы", утвержденной 15 апреля 1996 г. Правительством, а 23 апреля 1996 г. получившей статус президентской. Исходя из необходимости структурной перестройки экономики края, ликвидации острого дефицита в его топливно-энергетическом комплексе, в Программе намечено за планируемый период вложить в экономику края 55,6 трлн. рублей (в ценах 1995 г.) из 371 трлн. рублей, предусмотренных в целом на финансирование Программы. В крае предусмотрено построить заново 100 объектов, реконструировать и модернизировать 53 объекта, край будет участвовать в реализации 20 подпрограмм. Нерешенные проблемы края созвучны с проблемами других краев и областей региона, а потому пути их решения, намеченные в Программе, в основном одинаковы для всех дальневосточников. В "Федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы" применен принципиально новый концептуальный подход, заключающийся в том, что регион должен развиваться как особая социально- и экономико-географическая зона, требующая постоянного внимания федеральных органов и учета специфических особенностей региона при осуществлении мер общегосударственной политики. Генеральная цель Программы состоит в том, чтобы максимально ослабить влияние факторов, препятствующих адаптации региона к новой экономической ситуации, и полнее реализовать имеющиеся предпосылки развития, создав тем самым условия для быстрого .выхода из кризиса и ускоренного развития в дальнейшем. Для достижения указанной цели предусмотрены следующие формы государственной поддержки Программы: государственные дотации в виде региональных льгот в тарифах, нормативах отчислений в бюджет, порядке внешнеэкономической деятельности; государственный заказ для загрузки производственных мощностей федерального значения; 41. меры по социальной защите населения; защита рынка от монополий; государственные гарантии иностранным инвесторам в регионе; создание и поддержка свободных экономических зон; 45. прямые государственные инвестиции в программные проекты. К сожалению, пока Программа не выполняется, и Дума Приморского края совместно с законодательными органами краев и областей Дальнего Востока и Забайкалья принимает ряд мер, направленных на обеспечение выполнения данной программы, имеющей фактически решающее значение для активизации в регионе инвестиционной деятельности. Приморье, занимая ведущее места в экономике Дальневосточного экономического района, представляет собой исключительно притягательный объект для иностранных инвесторов. Уникальное географическое положение края, огромные природные богатства предопределяют его особую роль в реализация стратегических и экономических интересов России в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сегодня в АТР переплетаются национальные интересы многих стран - США, Японии, Китая и, конечно, России, являющейся тихоокеанской державой. Геополитическая и экономическая важность региона определяется его потенциалом. На страны АТР приходится 31% территории земного шара, 40% населения, 50%, совокупного ВВН, более 40% мирового экспорта. АТР является самым динамично развивающимся регионом мира, в котором средние темпы экономического роста составляют 7-8%) ежегодно, что ведет к усилению его позиций в современной мировой экономике и политике. На этом фоне Приморье, находящееся как бы в эпицентре этого региона, буквально обречено на внимание иностранных инвесторов. Однако иностранные инвесторы пока не проявляют особой активности на территории края, в том числе и в свободной экономической зоне «Находка». Их деятельность осложняют несовершенство федеральной законодательной базы, отсутствие четкой налоговой, валютной политики, нерешенность инфраструктурных вопросов. Именно неопределенность перспективы при наблюдаемом крушении текущей конъюнктуры и лукавое поведение правительства в области создания и гарантий инвестиционного климата сделали иностранные инвестиции малосущественным фактором региональной динамики. Вполне понятно, что решить асе эти проблемы для привлечения иностранных инвестиций на отдельно взятую территорию страны невозможно. Но понятно и другое, что сидеть сложа руки и ждать, пока инвестиции польются сами собой, тоже нельзя. Нужны реальные меры: создание законодательной базы, хотя бы на уровне региона, реальные результаты в борьбе с преступностью, политическая стабильность, развитая банковская сеть, современные телекоммуникации и связь, современный гостиничный комплекс для проживания иностранцев. Над решением этих проблем сегодня активно работает законодательная и исполнительная власть края. Принятый в конце 1997 года Думой Приморского края Закон «Об инвестиционной деятельности в Приморском крае», безусловно, должен обеспечить правовые, экономические и социальные условия привлечения в экономику края инвестиций и защитить права собственности инвесторов. Ключевыми статьями Закона являются статьи о страховании и перестраховании имущества и рисков инвесторов и о залоговом кредитовании инвесторов. Для усиления гарантий инвесторам договор о реализации конкретного проекта заключается только при условии, если инвестор застраховал свое имущество и риски, в том числе и строительные. Наиболее популярной формой финансирования инвестиций является получение инвестором долгосрочного кредита в банках, фондах, специализированных финансовых организациях, причем чаще в зарубежных, так как отечественные финансовые институты в современных условиях такие кредиты не предоставляют. Анализ действующего в странах с устойчивой рыночной экономикой механизма кредитования инвесторов попадал, что для привлечения кредитов под реализацию конкретных проектов обязательным требованием к заемщику является залог имущества или активов. В случае небольших по объему кредитов инвестор в качестве залога может использовать свое имущество и активы. В случае же, когда объемы кредитов значительно превышают залоговые возможности инвесторов или инвесторы по каким-либо причинам не желают (или не могут) закладывать свое имущество и активы, а территория, где предполагается реализовать конкретный проект, не имея альтернативы, кровно заинтересована в привлечении данного инвестора (особенно зарубежного), решение проблемы заключается в создании залогового механизма самой территорией. Именно такой механизм начал создаваться в Приморском крае. Для развитая института залога на территории края началось создание соответствующей инфраструктуры: краевого залогового фонда; региональных законодательных правил и исполнительных инструкций использования залогового кредитования: краевой межведомственной комиссии по залоговому кредитованию; краевой программы залогового кредитования. Краевой залоговый фонд создается администрацией края для залогового обеспечения кредитных сделок с целью финансирования инвестиционных проектов, включенных в краевую программу залогового кредитования, и утверждается думой Приморского края. Фонд представляет из себя обновляемый и дополняемый по мере необходимости перечень имущественных объектов, используемых в качестве предмета залога. Он формируется из имущественных объектов, находящихся в государственной собственности края. По каждому проекту готовится и оформляется отдельный предмет залога. Его стоимость определяется необходимой для залогового обеспечения кредита суммой. Объектом залога могут быть недвижимость (здания, сооружения, предприятия); имущественные права на недвижимость, в том числе предусмотренные законодательством права по аренде земельных участков; движимое имущество, в том числе акции, облигации и другие ценные бумаги, денежные средства и другие активы. Ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение. При отборе объектов залога должны учитываться в первую очередь определенность юридического статуса объекта, устойчивость его рыночной стоимости, коммерческая рентабельность и экономическая эффективность объекта. Заложенное имущество должно обеспечить возвратность кредита и уплату процентов по нему. Залогодателем выступает либо администрация края, либо организация (предприятие), осуществляющая проект. Получателем кредита является организация, осуществляющая проект. Объекты, включенные в залоговый фонд, бронируются на период действия договора о залоге, что влечет запрет операций с правами на них (продажу и т.п.). При необходимости вносятся соответствующие изменения в планы приватизации этих объектов. С прекращением залога объект исключается из залогового фонда администрации края. Объекты, переданные специализированной компании для целей залогового обеспечения, после прекращения залога могут оставаться в залоговом фонде администрации края для повторного использования в качестве предмета залога при заключении новых кредитных сделок. Законодательные правила залогового механизма прописаны в Законе "Об инвестиционной деятельности в Приморском крае". Законодательством предусмотрено, что порядок использования залогового кредитовании для финансирования проектов определяется администрацией края. Межведомственная комиссия по залоговому кредитованию, формируемая краевой администрацией, разрабатывает политику использования этого механизма в интересах края, готовит предложения и проекты правовых актов по данному направлению, содействует развитию инфраструктуры залогового кредитования, в том числе вторичного рынка ипотеки, формирует краевую программу залогового кредитования и залоговый фонд, оказывает помощь предприятиям и организациям края в использовании механизма залогового кредитования. Краевую программу залогового кредитования утверждает администрация края. Этим законом определены не только гарантии прав инвесторов, использования их доходов, но и различные формы стимулирования инвестиций, налоговые льготы при осуществлении инвестиционной деятельности, залоговые и страховые механизмы. Ярким примером эффективности таких льгот является строительство во Владивостоке бизнес-центра Южно-корейской фирмы «Хендэ». Дума Приморского края своим постановлением № 407 от 25.07.96 г. "О привлечении иностранных инвестиций в строительство объектов гостиничного бизнеса и сферы услуг в Приморском крае" предоставила предприятиям, созданным с участием иностранных инвесторов, доля которых в уставном капитале не менее 30%, осуществляющим строительство объектов гостиничного бизнеса и сферы услуг в Приморском крае сметной стоимостью не менее 5 млн. долл., льготы по уплате налогов на имущество, на прибыль, На приобретение автотранспортных средств, на пользователей автомобильных дорог. Результат общих усилий, в том числе и льгот, предоставленных Думой, налицо. В 1997 году строительство этого объекта, начатое в 1996 г., закончено и он вошел в эксплуатацию. Но такие разовые льготы проблему не решают. Нужен системный подход. Как раз принятие закона об иностранных инвестициях в крае и является таким подходом. Безусловно, и после принятия закона инвестиции сами по себе не пойдут в край. Нужна будет серьезная организаторская работа по активизации этого процесса. Но ясно одно - при наличии соответствующего закона такая работа даст и конкретную отдачу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6