Глава 6.
Развитие региональной экономики и иностранные инвестиции.
6.1 Региональный аспект привлечения иностранных инвестиций Создаваемый механизм организации внешнеэкономической деятельности как части целостной системы организации и управления народнохозяйственным комплексом России призван расширить хозяйственную самостоятельность всех участников внешнеэкономических связей. Повышение роли региональных органов в хозяйственной деятельности предполагает их участие во внешнеэкономической деятельности как важнейшего звена, регулирующего, координирующего и стимулирующего внешнеэкономическую деятельность на подведомственной территории. До настоящего времени мало внимания уделялось этой функции региональных органов, что явилось одной из причин негативных тенденций во внешнеэкономической сфере, в том числе слабого развития совместного предпринимательства, низкого уровня использования сложных форм научно- технического сотрудничества с зарубежными партнерами. В современных условиях, когда народное хозяйство страны переориентируется на рыночную экономику, коренным образом меняются требования и к методам регулирования внешнеэкономической деятельности на уровне краев, областей и бывших автономных образований. Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях раз витой рыночной экономики органы управления вынуждены брать на себя многие хозяйственные функции, в первую очередь связанные с созданием инвестиционного капитала. Так или иначе им приходится заниматься инфраструктурой, мобилизацией ресурсов , определением приоритетов хозяйственного развития, обеспечением пропорций и взаимосвязей в экономике, отстаивать свои интересы в мировом хозяйстве. Регулирование на региональном уровне способствует достижению баланса взаимных интересов, т о есть обеспечивает эффективное распределение доходов и ресурсов в интересах всех участников хозяйственной деятельности. Поэтому не случайно в последнее время резко обострилась проблема увязки методов государственного регулирования с формирующимся механизмом хозяйствования на уровне субъектов Федерации. Субъекты Федерации выступают за повышение их роли в организационно-правовом оформлении регионального рыночного механизма, в разработке и проведении программы приватизации на подведомственной территории, в определении механизма стимулирования развития территории через фонд имущества, инвестиционные фонды и холдинговые компании, в установлении системы льгот в налогообложении, платы за сырье и материалы, коммунальные услуги , аренду помещений и территорий, что обеспечивает стимулирование и регулирование деятельности предприятий с иностранными инвестициями в наиболее важных для социального и экономического развития региона отраслях. Но во всех законодательных актах роль субъектов Федерации в привлечении иностранных инвестиций достаточно четко не определена. Бесконечная перестройка в правительстве и в других центральных органах практически свела на нет все попытки координации и регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику н а федеральном уровне. Все увеличивающееся число законодательных и нормативных актов, особенно исполнительной власти, привело к почти полной ликвидации всех льгот, данных иностранным инвесторам ранее принятым законодательством. В результате иностранное предпринимательство так и не стало фактором ускорения социально-экономического развития России и отдельных ее регионов. Учитывая все возрастающий дефицит финансовых и материальных ресурсов в условиях огромной потребности в них, структурную перестройку экономики и необходимость обновления большей части производственных фондов во всех отраслях экономики, игнорирование такого источника инвестиций не оправданно. Расчет на зарубежные кредиты не заменит прямых вложений капитала, так как, во-первых, крайне сложно получить эти кредиты, во- вторых, их явно недостаточно для покрытия потребности в инвестициях, в- третьих, из-за сложившейся в стране обстановки нет уверенности, что эти кредиты будут направлены на решение действительно первоочередных проблем: учитывая централизованный порядок их использования, нельзя быть уверенным, что будут учтены потребности отдельных регионов. Помимо нестабильной политической обстановки, экономического спада и отсутствия гарантий для предпринимательской деятельности, иностранных инвесторов сдерживают слабое развитие инфраструктуры, отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики у российских руководителей и многие другие причины, которые характерны для всех регионов страны. Но эти общие для страны в целом проблемы имеют и региональные особенности. Так, если развитие инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах приближается к международному уровню, то в большинстве других регионов этот уровень крайне низок. Существенные различия в условиях подготовки и компетентности кадров, информационном обеспечении, структуре производства и др. не могут не сказаться на уровне развития совместной предпринимательской деятельности в отдельных регионах. Именно поэтому на начальном этапе развития совместного предпринимательства наиболее характерной была концентрация СП в крупных промышленных центрах России - Москве и Санкт-Петербурге, а также в регионах, в экспортном потенциале которых преобладают сырьевые ресурсы и/или расположенных вблизи границы, а также имеющих выход к морю (Приморский и Хабаровский края, Мурманская, Саратовская, Сахалинская и Самарская области, а также республики Карелия и Татарстан). Весьма характерен был рост числа СП, расположенных в районе Дальнего Востока, который стимулировался наиболее благоприятным режимом налогообложения в рамках России. По мере роста численности СП происходило и их некоторое рассредоточение по территории России: если в 1990 году СП были созданы только в 47 регионах, то в 1991 году - в 67, а к настоящему времени они имеются практически повсеместно. В настоящее время в региональном размещении иностранных инвестиций происходят существенные сдвиги. Наибольший объем иностранных инвестиций по- прежнему приходится на Москву (30,2% от общего объема прямых иностранных инвестиций). Однако в связи с увеличением иностранных вложений в добывающие отрасли существенно возросли вложения в Северный район Росси и (Республику Коми и Архангельскую область), на который приходится 22,4%, и Западно- Сибирский район (Тюменская область и Ханты-Мансийский округ) - 14,7% . Из других районов России относительно высокий уровень вложений в Дальневосточном регионе и Санкт-Петербурге. Из вложений в Волго-Вятский район основная часть приходится на Республику Марий Эл (211,4 млн. долл.), из вложений в Поволжский район существенная доля приходится на Татарстан (85,5 млн. долл.). Пока крайне низкий уровень вложений в Центрально- Черноземном районе, незначительны вложения на Урале, в Восточной Сибири и на Северном Кавказе. Правда, в 1994 году относительно крупные вложения были произведены в Иркутской области и Краснодарском крае. Приводятся данные по регионам России (см. табл. 9).
Таблица 9.
Прямые иностранные капиталовложения по регионам России
(нарастающим итогом на 1 января 1995 г., в тыс. долл.)
|Всего |4250951,4 | |Северный район |952109,2 | |В том числе | | |Республика Коми |490,266,2 | |Архангельская область |440593,7 | |Северо-западный район |228589,9 | |в том числе г. Санкт-Петербург |224611,4 | |Центральный район |1426712,5 | |в том числе г. Москва |1283194,0 | |Волго-Вятский район |234534,7 | |Центрально-Черноземный район |17126,5 | |Поволжский район |143341,9 | |Северо-Кавказский район |85455,5 | |Уральский район |82386,6 | |Западно-Сибирский район |625409,1 | |В том числе | | |Тюменская область |484817,2 | |Ханты-Мансийский округ |244603,9 | |Восточно-Сибирский район |64886,6 | |Дальневосточный регион |374535,9 | |Калининградская область |15863,0 |
Размещение совместных предприятий, а также объемов иностранных инвестиций предопределило неравнозначное участие СП в объеме производственной деятельности. В первом полугодии 1992 года и за девять месяцев 1994 года совместными предприятиями, размещенными в десяти регионах, было произведено около 75% объема производства продукции СП России. В их число как в 1992 году, так и в 1994 году вошли Москва (в первом полугодии 1992 г. - 40,3%, за девять месяцев 1994 г. - 31,7% от общего производства), Тюменская область (соответственно 11,1 и 15,7%), Краснодарский край (1,7 и 3,2%), Пермская (5 и 1,9%) и Иркутская (1,7 и 2,2%) области. По итогам девяти месяцев 1994 года в первую десятку вошли также Санкт-Петербург (9,7%), Республика Татарстан (3,2%), Томская область (2,7%), Республика Коми (2,3%) и Приморский край (2,3%). Около 1% продукции было произведено СП Сахалинской, Мурманской и Кемеровской областей. Республики Карелии и Хабаровского края.
Отсутствие льготного режима по стимулированию иностранных предпринимателей вкладывать свои капиталы в регионы и отдельные отрасли, в ускоренном развитии которых заинтересована российская сторона, приводит к тому, что при инвестировании средств зарубежные партнеры учитывают только свои интересы. Размещение объемов иностранных инвестиций по регионам обусловлено значительным интересом иностранных предпринимателей к сырьевым отраслям, прежде всего топливно-энергетического комплекса, что отражается на региональном размещении иностранных инвестиций. Структуру экспорта СП также трудно назвать прогрессивной. В основном она отражает потребности западных стран в сырье, а также в продукции производств, вредных в экологическом отношении. В 1993 году нефть и продукты ее переработки в общем объеме экспорта СП составили около 42%, лесоматериалы - 8,2, удобрения - 4,4, рыба мороженая -3,4%. Эта продукция помимо значительного спроса на нее на мировом рынке имеет достаточно высокую экспортную эффективность за счет сохраняющегося разрыва цен на мировом и внутреннем рынках. В структуре импорта СП преобладающее место также занимают товары, имеющие высокую импортную эффективность. В то же время современное оборудование и новейшие технологии составляют весьма незначительный процент. Наиболее активную роль в экспортно-импортных операциях в 1994 году играли крупнейшие в России города - Москва и Московская область (52% от общего объема экспорта СП), Санкт-Петербург (6,8%), а также регионы с сырьевой ориентацией (Тюменская область - 13,1%, Томская область - 2,4, Республика Коми - 2,8, Республика Татарстан - 2,0%). Отличительно особенностью, отражающей региональную специфику деятельности СП в крупных промышленных центрах России, является отрицательное сальдо их внешнеэкономической деятельности, а в регион ах, экспортирующих сырье и морепродукты, они имеют, как правило, значительное превыше- ние экспорта над импортом. Существующее территориальное размещение СП в России свидетельствует о том, что интересы зарубежных инвесторов не совпадают с усилиями российской политики в области привлечения иностранных инвестиций. Все это обусловливает необходимость коренного пере- смотра отношения к проблемам привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь, значительного повышения роли субъектов Федерации в регулировании привлечения иностранного капитала с учетом задач социально-экономического развития региона. С учетом потребностей РФ в инвестициях к регионам приоритетного стимулирования следует отнести края, области и республики: в структуре народного хозяйства которых значительную долю составляли оборонные отрасли, подлежащие свертыванию или резкому перепрофилированию согласно программе конверсии (Уральский, Центральный и Волго-Вятский экономические районы); в которых сосредоточены базовые отрасли народного хозяйства, требующие значительной модернизации (Северный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы. Дальний Восток, Урал, Татарстан); со значительным падением сельскохозяйственного производства, разрушением традиционных систем расселения и, как следствие, постоянным оттоком трудоспособного населения (отдельные районы Нечерноземья); с экстремальными природно-хозяйственными условиями, снабжение населения которых осуществляется главным образом за счет централизованных поставок из других регионов России; находящиеся в зоне экологических бедствий (некоторые районы Урала, Нижнего Поволжья, Кузбасс); пострадавшие от межнациональных столкновений или принимающие основные потоки беженцев и переселенцев (Северный Кавказ). В настоящее время краевые и областные органы власти имеют мало реальных рыночных рычагов воздействия на предпринимательскую деятельность. Существующая система налогов лишает местные органы возможности достаточно полно финансировать создание высококлассной инфраструктуры. Не решен вопрос о праве субъектов Федерации на распоряжение землей и недрами. Без решения этих кардинальных вопросов, как и ряда других, меры по регулированию совместного предпринимательства на уровне субъектов Федерации будут носить крайне ограниченный характер. В то же время при столь существенных различиях в условиях воспроизводства, как в России, установление одинакового режима деятельности предприятий с иностранными инвестициями ставит в неравные условия различные регионы, что сдерживает иностранных инвесторов при вложении капитала во многих регионах страны.
6.2 Привлечение иностранных инвестиций в Дальневосточном регионе Подготовка региональных программ привлечения иностранного капитала должна сочетаться с региональной политикой, проводимой Федеральным правительством, которая должна учитывать особенности состояния экономики регионов, их географическое положение и предусматривать определенную дифференциацию в области политики привлечения иностранных инвестиций. Более интенсивно, чем в других регионах, идет развитие совместного предпринимательства в Приморском и Хабаровском краях. Сахалинской области, что, на наш взгляд, подтверждает нецелесообразность отказа от предоставления льгот иностранным инвесторам в отдельных регионах, как это было предусмотрено для Дальневосточного региона в союзном законодательстве.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6