Рефераты. Национальная экономика: результаты и их измерение






Национальная экономика: результаты и их измерение

1.Национальная экономика: результаты и их измерение.

Ведущим в систем национальных счетов является показатель валового продукта. Он характеризует объем национального производства независимо – продана продукция или осталась.

Существуют:

-   валовый внутренний продукт (ВВП)

-   валовый национальный продукт (ВНП).

ВВП представляет суммарную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год. Он характеризует экономическую силу страны.

ВНП – включает в себя сумму конечных товаров и услуг, произведенных национальными товаропроизводителями, экономическими агентами, действующими как стране так и за рубежом.

2 вида ВНП:

1)           номинальный ВНП – выражающийся в текущих ценах;

2)           реальный ВНП – стоимость конечного продукта, выраженная в сопоставимых ценах.

Отношение номинального ВНП к реальному называется дефлятором ВНП.

Существует 2 способа подсчета ВНП:

1)           по расходам;

2)           по доходам.

По расходам:

1)           потребительские расходы на покупку товаров и услуг (С);

2)           инвестиционные: валовые, частные, внутренние (российских фирм) (J)

3)    государственные закупки (G)

оплата гос. служащих

4)торговый баланс (ТВ)

        (между экспортом и импортом)

ВНП = С + J + G + TB

По доходам:

1)           платежи не связанные с получением дохода;

2)           заработная плата, прибыль, %, рента.

Чистый национальный продукт: ЧНП

ЧНП = ВНП – Амортиз.отчисленная

Национальный доход : НД

НД = ЧНП – косвенные налоги

Личный доход: ЛД

Совокупность всех доходов, который получат граждане страны. Сюда входят и все социальные выплаты из бюджета.

Располагаемый доход: РД

РД= ЛД – подох.налог

Для оценки развития страны используются два показателя:

1)   индекс развития человеческого потенциала (продолжение жизни, уровень образования и т.д.)

2)   национальное богаство ( накопленные ресурса, оценка человеческого капитала.


2.Совокупный спрос – это определенный объем (V) продукции и услуг, который готов купить при определенном уровне цен – потребители, предприятия, правительство.

Кривая совокупного спроса

Чем ниже уровень  цен, тем больше объем продукции и услуг будет куплен и наоборот.                                                     

Ценовые факторы  совокупного спроса:

Денежные активы населения.

Процентная ставка, импортные закупки.

Неценовые факторы:

Потребительские расходы, инвестиционные, государственные расходы, расходы на чистый экспорт.

Инвестиционные (изменение процентной ставки за кредит, изменение налогов на бизнес, изменение ожидаемой прибыли от инвестиций).

А также: изменение вкусов потребителей, изменение качества товаров, изменение доходов покупателей, инфляционные ожидания.

Если существует высокий уровень цен, это увеличивает спрос на деньги, это увеличивает процентную ставку, и снизит инвестиционные расходы, потребительские расходы снизятся, значит повышение цен ведет к обесцениванию денежных вкладов населения (счета в банках, облигации).

Дорогостоящие покупки откладываются.

Увеличение пенсионеров (ведет к повышению спроса на лекарства).

Повышение спроса на спортивную обувь (значит больше покупают).

Уровень цен является важнейшим фактором влияющим на совокупный спрос.


3. Совокупное предложение

Это количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

Основной фактор: чем выше цена,  тем выше предложение ( прямая зависимость).              

Цены прямо влияют на предложение.

Но в краткосрочном плане рост предложения не всегда наступает за ростом цен, т.к. может не оказаться резервов для увеличения производства.

В долгосрочном периоде за ростом цен следует повышение предложения ( AS).

Неценовые факторы предложения (AS).

А) изменение издержек производства из-за технических нововведений, изменений источников ресурсов, налоговой политики (кривая смещается влево);

Б) выход на рынок новых фирм – это ведет к повышению предложения (AS) вне зависимости от цен.

В) изменение цен на другие товары, приводящие к переливу ресурсов ( уход фирм из отрасли). Это уменьшит предложение (AS). Изменение технологии производства.

Г) природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на сокращение предложения.

В общем своем виде кривая совокупного предложения состоит из:

1)           Кейнсианского (горизонтального)

2)           Классического (вертикального)

3)           Промежуточного (восходящего) отрезков.

К – точка макроэкономич. равновесия товарных  рынков   точка   L  - стагфляция

Стагфляция – рост цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем (V) выпуска изменяются в разных направлениях.


4. Потребление

Потребление выступает главным компонентом совокупных расходов. Существует много факторов влияющих на уровень потребительских расходов, но самым важным является располагаемый доход (в частности доход после уплаты налогов). А так как сбережения являются той частью располагаемого дохода, которая не потребляется, то доход после уплаты налогов – это основной фактор определяющий  и личные сбережения.

График зависимости объемов потребления от располагаемого дохода:

Кривая не проходит через начало координат, это означает что определенная часть реальных доходов никак не связана с уровнем располагаемого дохода. Это автономное потребление (используются свои сбережения или занятые в долг деньги). Наклон кривой потребления определяется той долей располагаемого дохода, которая направляется на потребление , т.е. предельной склонностью к потреблению (МРС).

b – предельная склонность к потреблению (МРС)

средняя склонность к потреблению (АРС)

равна

т.е. АРС = МРС + а/y

следовательно средняя склонность к потреблению превышает предельную, пока автономное потребление (а) выше нуля.

Факторы потребления:

-   благосостояние (богатство), его рост смещает кривую потребления вверх, если уменьшение богатства -  (например крах финансовой биржи) смещает кривую потребления вниз;

-   уровень цен (рост цент смещает кривую вниз);

-   ожидания;

-   налогообложение (смещение кривой зависит от вида налога).


5. Сбережения

Y = C + S, где   Y – личный располагающий доход

C – личное потребление;  S – личные сбережения.

Сбережения домохозяйств – часть их личного располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг.

Личные сбережения позволяют домохозяйствам сохнарить привычный уровень потребления при отсутствии достаточных текущих доходов, Поэтому сбережения подвержены значительным краткосрочным колебаниям, они могут быть отрицательными при спаде и резко возрастать при подъеме.

жный потребительский спрос, который ускоряет инфляцию, но отечественные предприятия не смогут на него адекватно среагировать, т.к. нет финансовых источников инвестиций.

Это ведет у уменьшению ВНП и занятости населения, следовательно приводит к стагфляции (т.е. цена и объем выпуска изменяется в разных направлениях).

Если соотношение С:S выразить 60:40 следовательно это приведет к кризису перепроизводства, характеризуемый дефляцией и массовой безработицей из-за вялого потребительского спроса, чрезмерной сберегательной активности.

Суть парадокса бережливости: чрезмерное сбережение не делает общество богаче. Сберегая сегодня много, люди лишаются будущих сбережений.

Проявляется обычно в богатых странах.

В нашей стране парадокс проявляется:

-т.к. нестабильность

-низкие социальные гарантии. Сбережения есть, но они лежат и не становятся инвестициями.


6. Ивестиционная активность и факторы, ее определяющие

Из всех компонентов ВНП инвестиции наиболее изменчивы, во время экономического спада происходит их быстрое падение.

Факторы крайней нестабильности инвестиции:

-    продолжительный срок службы основного капитала;

-    нерегулярность инноваций;

-    факторы, составляющих содержание понятия «инвестиционный климат»

        это:

1)           Одижаемая норма чистой прибыли, расчитываемую получить от расходов на инвестиции (выручка минус издержки минус налоги). Снижение прибыли влечет падение инвестиционной активности (Рост цен на нефть).

2)           Реальная ставка процента (ч) процентная ставка оказывает троякое (обратное) воздействие на уровень инвестиционной активности

- увеличение процентной ставки (ч)  ведет к отказу от инвестиций (кладут деньги в банк)

-    Увеличение процентной ставки (ч) – за пользование кредитом

-    инвестор может получить капитал, обратившись к фондовой бирже, но необходим высокий курс выпускаемых им акций

3)           Налоговая политика - высокие налоги не стимулируют инвестиции.

4)           На реальную ставку процента влияют: денежная масса, уровень инфляции и денежно-кредитная политика

5)           Прогноз инвестиционных перспектив.

Например: ожидание инвестора,      возврат страны к тоталитарному режиму, нестабильность законодательства.


7. Мультипликативный эффект. Автономные и производственные инвестиции.

Мультипликатор – это коэффициент показывающий во сколько раз увеличивается национальный доход при увеличении автономных (государственных инвестиций) на единицу.

Мультипликативный эффект – тенденция в соответствии с которой изменения объема (V) потребления, инвестиций гос. расходов, чистого экспорта приводят к большему приращению совокупного спроса.

Мультипликатор не всегда  (при любом его значении) положительно сказывается на экономике.

Графически: чем выше MPS, тем меньше мультипликатор и наоборот.

Возможен и негативный, обратный эффект мультипликатора в результате спада инвестиционной активности.

Для повышения мультипликативного эффекта надо:

1)           использовать гос. инвестиции.

2)           Направлять их на общественные работы. Это необходимо в условиях кризиса перепроизводства (создавать новые рабочие места, расширять уровень занятости).

Автономные инвестиции – это те инвестиции, которые не зависят от национального дохода, осуществляются в результате технических и технологических нововведений.

График автономных инвестиций.

Автономные инвестиции  - их зависимость признана незначительным от национального дохода ( гос. капиталовложения, изобретения, нововведения, создание новой техники).

Здесь существует высокая степень риска и неопределенных перспектив.

Производные инвестиции – зависящие от национального дохода

Они будучи наложенными на автономные инвестиции выражаются в графике так.

Они усиливают экономический рост и называются: эффект акселлератора (ускоритель).

Акселлератор может отрицательно влиять на экономику :

1)           чрезмерное сбережение или низкое потребление

2)           сокращение автономных инвестиций

3)           через мультипликатор - уменьшение национального дохода

4)           спад инвестиционной активности из-за снижения производственных капиталовложений

5)           стагнация экономики, как результат чрезмерной бережливости.


8. Фиаско рынка и функции государства

Это ситуация при которой рыночный механизм оказывается не в состоянии обеспечить оптимального, эффективного и справедливого использования ресурсов.

Задача – помочь рынку:

1)           Рынок не обеспечивает производство общественных благ в достаточном количестве (а это 1-ая функция государства)

2)           внешние эффекты (загрязнение окружающей среды, влекущие большие затраты со стороны государства.)

3)           антимонопольное регулирование экономикой:

-   изъятие сверх прибыли;

-   поддержка малого и среднего бизнеса;

-   допуск иностранных предпринимателей, запреты на слияние компании, государственное регулирование цен.

4)           Рынок несправедлив (появление богатых и бедных)

Социальная политика:

Пособия (безработным), прогрессивное налогообложение; увеличение дохода, увеличение дохода, увеличение процента (талоны карточки, дефицитные товары).

5)           инфляция и безработица

Цель: сделать развитие более равномерным, стабильным.

6)           Рынок не обеспечивает развитие науки и техники.

7)           Рынок не решает региональных проблем.

Суть сблизить регионы.

8)           внешнеэкономическая политика государства

Решаются задачи регулирования экспорта и импорта. Недопущение экспорта капитала. Регулирование валютного курса.


9. Внешние эффекты и роль государства в их нейтрализации

Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных  сделок, не получившие отражение в ценах. Часть своих издержек предприятия переносит на 3-х лиц.

Цель            прибыль             снизить издержки производства, тогда больше прибыль.

Бывают отрицательные и положительные внешние эффекты.

Отрицательные – когда деятельность одного экономического агента обуславливает издержки других (экология, грязное производство, сточные воды, сброс в атмосферу, шум самолета и т.д.

Положительные – связаны с выгодами – для частных лиц и для общества в целом (образование, театр, шейпинг и т.д.

Нейтрализация внешних эффектов:

-               корректировка налога (налог Пигу)облагается производитель вредных товаров;

-               корректировка субсидий (положительный эффект) необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние;

-               налоговые льготы (положительный эффект);

-               административное воздействие (отрицательный эффект), штрафы;

-               введение рыночных лицензий (это экономический регулятор), для ограничения выбросов отходов.

 

10. Общественные блага

Они не делимы и не могут быть проданы индивидуальным покупателем. Их рыночная система не намерена производить. Рынок может удовлетворить потребности людей, выражающейся через платежеспособный спрос. Общественного блага через спрос выразить нельзя.

Например: маяк, волжский мост, российская армия, национальная оборона. Принцип исключения здесь не действует, т.е. можно не платить, но пользоваться этим благо.

Вывод: нет принципа исключения, значит частный предприниматель не имеет стимула производить общественное благо.

Существует проблема «фрирайдера» как безбилетного пассажира (зайца) в пользовании этими благами.

Квазиообщественное благо:

улицы,  автомагистрали, полиция, пожарные, библиотеки, музеи, мед.обслуживание, т.е. те благи которые государство не может финансировать в полном объеме.

Варианты финансирования общественного и квазиобщественного блага:

а) Сосредоточение производства благ на государственных предприятиях и финансирование за счет федерального и местных бюджетов;

б) выступление государства в роли посредника между потребителем и производителем общественного блага (введения определенного механизма налогообложения)


11 Фиаско государства

Нац.экономика представляет 2 механизма регулир-я: рыночное и госуд-е. Чрезмерное вмешательство гос-ва вызывает негативные соц последствия. 1. Фиаско: неспособность гос-ва учитывать в своих действиях реальные потребности, возникающие у субъектов рын.экономики. Причины: а) недостаточность информации для принятия правельных решений. Б) сущест-е временных лагов (задержек в принятии решений) 2. Влияние полит-х интересов  на принятие гос решений – несовершенство гос-го механизма. При антициклич регул-и гос-во деньги может пустить не на рег-е , а на полит рекламу правящей партии. 3. Бюрократизация госаппарата – увелич-е госрасходов. Гос управление явл обществ благо и происх перепроизводство обществ. Блага (милитаризация эк-ки). 4. Отвлечение специалистов в гос сектор. Последствия фиаско гос-ва – экономический спад, увеличение дифицита бюджета, госдолга и как следствие возникновение инфляции.


12. Макроэкономическая нестабильность, Механизм циклических колебаний.

Цикличность – это форма прогрессивного развития. Характерные черты цикличности – движение по спирали а не по кругу. Только циклически развивающаяся экономика является эффективной.

Экономический цикл – регулярное чередование периодов оживления и сокращения экономической активности в течение определенного времени.

Классификация экономических циклов:

1) Краткосрочные (2,5 - 4 года) имеющие своей движущей силой динамику инвестиций в товарно-материальные запасы.

2) Среднесрочные (7 –9 лет) обновление оборудования на предприятиях

3) Строительные (20-25 лет) связаны с применение технологий в строительстве.

4) Длинноволные циклы (48-55 лет) связаны с изменениями в технологической базе производства, его структурная перестройка.

Фазы экономического цикла:

1)спад, кризис, сжатие

2)нижняя точка спада, депрессия

3)оживление

4)подъем, экспансия, завершающим  пиком цикла или вершиной процветания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.