Рефераты. Национальная экономика: результаты и их измерение






Кризис (характеристика) начинается с того,

1)что предложение товаров больше чем спрос на них

2) увеличивается товарно-материальный запас

3)сокращается объем заказов в промышленности, торговле, сфере услуг и др. отраслях экономики

4)понижаются цены, т.к. товара больше, дефляция

5)прибыль снижается

6)увеличивается банкротство, прежде всего банки и кредитные учреждения

7)увеличивается безработица

8)понижается зарплата, спрос падает

9)процентная ставка повышается, т.к. увеличивается спрос на кредит, т.к. увеличив. Банкротство и безработица

10)инвестиции понижаются (спрос упал)

11ВНП падает

12)Снижается курс акций предприятий

                                            диведент

Курс акций      =            Ч

Сокращение производства в разных отраслях неодинаково. Прежде всего объем производства падает в отраслях, производящих инвестиционные товары и потребительские длительного пользования – металлургия, тяжелое машиностроение производство сельскохоз. орудий, автомобилей и т.д.Причины:

- существует возможность отсрочки их покупки;

- данный сектор производства отличается высокой степенью монополизации, а монополисты не снижают цены, а сознательно сокращают объем производства и занятость.

2. В фазе депрессии высшая точка спада.

Ситуация AD = AS при низких ценах и массовой безработице, т.е. достигается макроэкономическое равновесие.

В условиях депрессии:

Рынок –

1)зарплата и цены на оборудование низкие

3) процентная ставка низкая , т.к. кредиты никому не нужны.

Из 1,2, 3 следует издержки производства уменьшаются, следовательно увеличивается AS, след. увелич. ВНП

(Предприниматели обновляют технику, оборудование, технологии, повышается производительность труда)

4)налоги уменьшаются

5)государство наращивает гос.расходы

6)увеличивается денежная масса след. увеличив. (ч) след. увелич.  J следов. Увелич. ВНП

рост занятости населения, рост дохода населения.

Экономика переходит в стадию оживления. Цепочка обратная кризису, кроме процентной ставки -  она начинает расти.

Выход из кризиса связан с увеличением инвестиций.

Положительные стороны кризиса:

1.Приводит экономику в состояние сбалансированности

2.Выход из кризиса происходит за счет обновления капитала на основе достижений

3.Вычищает с рынка слабые предприятия, что повышает производительность труда, снижает издержки производства, потребители получат дешевле товары и услуги.

4.Кризис обеспечивает рассасывание товарных излишек, расширяется сбыт.


13. Природа кризиса переходной российской экономики. Сущ-ет несколько концепций анализа росс-го кризиса. 1 Перманентный кризис – начало октябр революция – кризис административно-командной экономики.  Фиаско гос-ва  привело к существенной структурной диспропорции – несоответствие спроса и предл-я. Перепроиз-во военных товаров и недопроиз-во потребительских. 2. Ошибки реформаторов неправильно принятые госрешения по приватизации, либерализации цен. Несформированность нормативной базы. Статус госпредприятия довал возможность увел-ть ЗП без увелич-я реальной продукции. 3. Статистическая иллюзия – официальная информация не отражала реальность. 4. Трансформационный спад – В период рыночной трансформации эконом спад неизбежен. Вызывается переходом от рынка производителя к рынку покупателя. Несформированность мех-ов рыночной ситуации, т.е. регулирование рыночных диспропорций автоматически не регулируется.


14. Антициклическое регулирование экономики. Цель антициклического регулирования усматривалась ими в том, чтобы не допускать существенного отрыва совокупного спроса от совокупного предложения. В дальнейшем в антициклическом регулировании стало использоваться и воздействие на совокупное предложение.  У правительства возможности регулирования совокупного спроса и предложения весьма значительны,  ибо в его распоряжении  находятся государственный бюджет и денежная масса. И не только они.    Однако и кейнсианцы и неоклассики, по-разному решают одну и ту же проблему сглаживания  циклических  колебаний. Кейнсианцы при сглаживании цикла уделяют наибольшее внимание бюджетно-налоговой политике. Так, в фазах спада и депрессии меры государства направлены на: а) сокращение налогов (или отдаление во времени момента их уплаты); б) увеличение государственных расходов - как инвестиционной, так и социальной направленности. Неоконсерваторы признают важную роль налогов (их  снижение порождает рост деловой активности), но в целом они рассматривают бюджетно-налоговую политику как дополнение к  политике  кредитно-денежной. В условиях спада и депрессии  проводится  денежно-кредитная экспансия:  оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительной денежной массы  (экспансионистская политика «дешевых денег», которую, поддерживают и кейнсианцы, поскольку финансирование рекомендуемого ими бюджетного дефицита требует направления дополнительных денег в обращение,  которая оказывает троякое влияние: а)увеличение денежной массы в  обращении  -  открытая  инфляция (в определенных, строго  очерченных границах) - у потребителя срабатывает рефлекс адаптивных инфляционных ожиданий  -  они  тратят свои  сбережения,  что  приводит  к росту предельной склонности к потреблению - совокупный спрос догоняет совокупное предложение,  что и требуется  государству; б) увеличение денежной массы - кратковременное снижение процентных ставок - предприниматели,  получая дешевый кредит,  расширяют свой спрос на инвестиционные товары; в) увеличение денежной массы - уменьшение  процентной  ставки- сбережения домохозяйств и фирм направляются не в банки,  а на покупку акций - увеличение деловой активности,  уменьшение безработицы.   В условиях  стремительного подъема экономической конъюнктуры реализуется, наоборот, денежно-кредитная рестрикция (мера сугубо неоклассическая): сдерживание экономической  жизни  через  политику «дорогих денег»:  сжатие денежной массы, сокращение кредитных ресурсов банков,  повышение процентных ставок. Т.о.,  антицикл.  регулирование  - комплекс мероприятий в направлении, противоположном проявившимся  в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Гос. воздействие на экономику меняет амплитуду, продолжительность, соотношение фаз цикла. Главной целью государства при этом является достижение стабильного,  сбалансированного, равно распределенного по волне цикла  и  не галопирующего  темпа  экономического роста.   Антицикл. регулирование применяется везде, где функционирует рыночная экономика.  Но существуют и  негативные эффекты антицикл. регулирования.  1. Все модели антицикл.о регулирования экономики исходят из предположения о том, что одновременно существует либо инфляция (высокая конъюнктура), либо  безработица  (низкая конъюнктура) Но они не дают ответа на вопрос,  что делать в условиях, когда вместе и инфляция и безработица, породив  феномен  стагфляционной ловушки. 2. Меры по антицикл. регулированию срабатывают лишь при условии, что  правительство  располагает  надежной  информацией о состоянии конъюнктуры. 3.Антицикл. регулирование проводит правительство, которое коррумпировано и решает прежде всего свои политические  задачи. Показатели (индикаторы) экономической конъюнктуры: динамика производства и строительства, уровень товарных запасов, цен, процента, курсов ценных бумаг,  прибыли, степень загрузки производственных мощностей,  численность безработных,  динамика заработной платы и т.п


15. Принципы и формы налогообложения

Налогообложение – основной источник доходов государства. Это обязательные платежи юридических и физических лиц государству, которые осуществляются на основе закона. Они имеют принудительный характер. Налог является инструментом государственного регулирования экономики.

Функции налогов:

1)           фискальная функция – это формирование гос.казны или бюджета.

2)           перераспределительная функция – это инструмент перераспределения национального дохода.

3)            Стимулирование. Позволяет государству стимулировать отдельные отрасли, отдельные виды деятельности.

Функции налогов взаимосвязаны и могут дополнять друг друга или взаимоисключать.

Принципы налогообложения:

1)           принцип учета интересов и возможностей налогоплательщиков.

Налогообложение должно быть простым, понятным и удобным. Это сокращает издержки (со сбором налога), и предотвращает уход от налогообложения.

2) принцип единства гибкости и стабильности налоговой системы.

Гибкость предполагает – это автоматическое реагирование на изменение экономических условий.

Стабильность налоговой системы – это неизменность принципов формирования налоговой системы.

2)           принцип равенства обязательства или справедливости налогообложения.

Выделяют 2-а принципа:

а) вертикальной справедливости

б) горизонтальной справедливости

Вертикальный – получение выгоды используется при формировании внебюджетных фондов и называются маркированные налоги.

Горизонтальный – налоговые платежи в зависимости от объема получаемых доходов. Здесь предполагаются оптимальные ставки налогообложения: бывают:

-   твердые ( налог на землю)

-   пропорциональные (налог на прибыль)

-   прогрессивная ставка, т.е. доля налога растет по мере увеличения дохода

-   регресивная шкала        предполагает уменьшение налога по мере роста дохода.

Классификация налогов

1)           подоходный налог

2)           налог на потребление (т.е. косвенный налог)

3)           социальные налоги  (единый социальный налог)

4)           поимущественные налоги (налог на имущество. Это отчисления доходов с предприятий, владеющих имуществом.


16. Бюджетный дефицит

Это сумма, на которую за данный год расходы правительства превосходят его доходы. Бюджетный дефицит является проявлением кризиса.

Существует:

-   структурный БД (активный)

возникает в условиях достигнутой полной занятости (прибыль 6%), гос.расходы растут быстрее гос.доходов.

-   циклический БД (пассивный)

возникает при  чрезмерной безработице в условиях экономического спада (при увеличении соц.выплат, сокращении налоговых поступлений в бюджет).

Глобальная проблема при реализации концепции бюджета на циклической основе , продолжительность и глубина спадов и подъемов в различных воспроизводственных циклах заметно отличается.

Несбалансированный бюджет может привести к возникновению профицита, т.е расходы меньше доходов.

Причины БД: спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, значительные соц.программы,крупномасштабный оборот теневого капитала, потери, приписки, и т.п., а также: возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его эконом. и соц-ых функций, увеличение военных расходов, численности гос.аппарата, выборы, внешний долг, долгострой.

БД -  относится к «негативным экономическим категориям», типа инфляции, кризиса, безработица.

Государство стремится уменьшить дефицит бюджета.

Способы покрытия БД:

-   гос.займы,

-   ужесточение налогообложения;

-   собственное производство денег;

-   реализуется созданием резервов коммерческих банков.


17. Государственный долг -

Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг.

Причины увеличения гос.долга:

1)           войны

2)           экономические кризисы

3)           снижение налогов в рамках реализации неоклассических подходов

4)           все др. причины, влекущие за собой увеличение бюдж.дефицита.

Внешний гос. долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам (это самое важное для страны).

Внутренний долг – это долг государства своему населению (например: облигации, приобретенные населением).

2-е опасности гос.долга:

1)           банкротство нации – дефолт , т.е. неспособность к оплате

2)           переложение долга на будущее поколение.

Бюджетный дефицит и гос. долг тесно связаны, т.к. государственный займ – важный источник покрытия бюдж. дефиц., а определить, насколько опасен  размер дефицита бюджета  невозможно без анализа величины гос.долга.

Источники финансирования гос. долга (его погашения):

-   продажа новых облигаций для выплаты денег держателям погашенных облигаций;

-   дополнительное налогообложение;

-   увеличение денежной массы в обращении, и этим оплатить сумму долга с процентами.

Отрицательное влияние роста гос.долга:

-   увеличение процентов  вызовет неравенство в доходах, увеличит его

-   налогообложение скажется негативно на деловой активности субъектов хозяйствования

-   увеличение процентной ставки на внутреннем рынке, вызванное бюдж.дефиц., вытесняет частные инвестиции (J).

Но все это менее опасно, чем рост внешнего долга

Для погашения внешнего долга надо будет рассчитываться частью национального продукта, недвижимостью; и все это перекладывается на будущее поколение и вызовет неуверенность населения в завтрашнем дне.

Основные государственные долговые обязательства правительства РФ:

-   гос.краткосрочные облигации (сроком на 3,6,12 мес.)

-   гос.долгосрочные облигации (до 30 лет)

-   облигации внутреннего гос.валютного займа

-   казначейские векселя и обязательства


18. Способы покрытия бюдж.дефицита. Эффект вытеснения.

1)           монетизация дефицита гос.бюдж., т.е. его финансирование за счет эмиссии новых денег. Здесь большое влияние оказывается на структурный б.дж.долг.

2)           займы правительства (министерства финансов) в Центр.банке

3)           использование выпуска гос.займов, осуществляются в форме продажи казначейских векселей, казнач. Облигаций. Таким образом привлекаются денежные средства: домохозяйств, банков, страховых, промышленных компаний.

4)           Ужесточение налогообложения.

Эффект вытеснения выражает процесс выталкивания частных инвестиций, госуд.ценными бумагами,которыми финансируется бюдж.дефицит.

Эффект перестает действовать не раньше, чем восстанавливается равенство гос.бюдж.

Необходимо установит бюджетное равновесие, исключить опустошение государством финансовых рынков.

Финансируется бюдж.дефицит за счет займов у частного сектора повышает процентную ставку(ч) ; уменьшает частные инвестиции (J) и оказывает нейтральный эффект на цены и совокупный спрос.

Денежное финансирование = уменьшает процентную ставку (ч), растут частные инвестиции (J) и растут цены и совокупный спрос.

Бюдж. дефицит может вызвать различные экономические эффекты:

1)           эффект расширения денежного спроса, а он может вызвать -–либо рост производства, либо рост цен.

2)           Эффект вытеснения

Гос. спрос на финансирование ресурса замещает инвестиционный спрос, расширения объема ВНП – не проходит, спрос со стороны частных инвесторов сокращается – это отрицательно воздействует на капиталовложение в долгосрочной перспективе.


19. Дискреционная фискальная политика

     - означает произвольная зависящая от сознательного решения соответствующей ветви  власти. Основанная на законодательно принятых решениях о налогах и правительственных программах расходов.

Цель     стимулирование экономического роста, обеспечение занятости и контроль над инфляцией.

Дискреционная политика предполагает

Проведение политики ускоренной амортизации. Её антициклический эффект в следующем:

Государство увеличивает   нормы списания основного капитала в размерах        ведет к возрастанию спроса на современное оборудование. Происходит развитие всех отраслей, растет инвестиционная активность и занятость населения.

Следствие этого фирмы укрывают от налогов значительную часть прибыли. Инвестиционная политика (J) ускоритель амортизации имеются немалые социально-экономические издержки, рост нормы списания основного капитала, гос-во увеличивает издержки производства товаров и услуг и растут цены (их).

Следствие    рост бюдж.деф., и рост общего уровня цен.

Амортизационная политика изменяет структуру совокупного спроса и структуру ВНП. Здесь речь об экономике, находящейся в ситуации экономического спада.

И так рост гос.расходов ведет к росту ВНП, но важно, чтоб рост гос.расх. Был не за счет роста налогов (это ведет к сокращению ВНП), а за счет увеличения бюдж.деф.


20. Автоматическая фискальная политика – это политика встроенных стабилизаторов, которые работают самостоятельно и в режиме саморегулирования (без вмешательства правительства).

Главное достоинство    их внутренний лаг равен нулю, следовательно стабилизация экономики может наступить очень быстро.

Действия стабилизаторов связано с изменениями:

1)           реального объема национального производства. Здесь стабилизатор – прогрессивная шкала налогообложения

2)           уровня цен в стране (рост). Это ведет к росту налоговых поступлений в бюджет, следовательно предотвращает инфляцию.

3)           Процентных ставок (их рост). Это стабилизирует экономику в период процесса, т.к. создает дополнительные финансовые условия для сбережений и инвестиций.

Основные встроенные стабилизаторы:

1)           пособия по безработице

2)           налоги на прибыль корпорации

3)           прогрессивный подоходный налог

Во время спада растут объемы пособий по безработице, что уменьшает темпы сокращения совокупного спроса.

Во время подъема – часть доходов изымается через прогрессивные налоги в гос.бюджет.

Следовательно рост потребительских расходов будет меньше, чем могло быть.



21. Фискальная политика ориентированная на предложение

Фискальная политика, направленная на снижение налогов, оказывает позитивное воздействие на совокупное предложение:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.