|
15 |
10 |
5 |
1 |
1 |
40 |
7,4 |
||
женщины |
4 |
3 |
8 |
- |
2 |
1 |
18 |
3,3 |
|
На апрель 2006 в том числе: |
134 |
116 |
96 |
44 |
27 |
13 |
430 |
79,6 |
|
мужчины |
107 |
92 |
72 |
32 |
15 |
8 |
326 |
60,4 |
|
женщины |
27 |
24 |
24 |
12 |
12 |
5 |
104 |
19,2 |
|
Итого: |
166 |
147 |
127 |
55 |
30 |
15 |
540 |
100 |
По территориальному распределению количества выдворенных иностранных граждан и лиц без гражданства можно сделать вывод, что наибольшее число нелегальных мигрантов находятся в регионе Кавказских Минеральных Вод (44,6%). Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа рынков на территории региона. На второе место по сосредоточению нелегалов вышел краевой центр (33,2%). Несколько меньшими масштабами выдворенных характеризуется г. Невинномысск, Шпаковский, Кочубеевский, Геогиевский, Туркменский районы (таблица 19).
Таблица 19.
Количество выдворенных иностранных граждан по районам Ставропольского края за 2004-2006 гг., человек[36]
Районы
Отчетный период
2004
2005
2006
всего
%
Ставрополь
52
37
90
179
33,2
Нефтекумский р-н
-
1
1
2
0,4
Невинномысск
-
2
25
27
5
Андроповский район
-
3
3
6
1,1
Шпаковский район
-
3
18
21
3,8
Туркменский район
-
2
5
7
1,3
Апанасннковский
-
-
2
2
0,4
Новоалександровский р-н
-
1
6
7
1,3
Благодарненский
-
-
2
2
0,4
Красногвардейский район
-
-
11
11
2
Георгиевский
-
-
7
7
1,3
Арзгирский район
-
-
2
2
0,4
Буденновский
-
-
3
3
0,6
Грачевский
-
-
4
4
0,7
Изобильненский
-
-
5
5
0,9
Кировский
-
-
3
3
0,6
Петровский
-
-
1
1
0,2
Советский
-
-
1
1
0.2
Левокумский
-
-
2
2
0,4
Кочубеевский район
-
-
7
7
1,3
КМВ
-
9
232
241
44,6
Итого:
52
58
430
540
100
Практически все нелегальные мигранты занимаются трудовой деятельностью. Причем, у незаконных мигрантов, выходцев из определенных стран, существует достаточно четкое разграничение по отдельным отраслям занятости. Так, нелегальные мигранты из Армении, Азербайджана и Грузии работают в основном в торговле и сфере обслуживания, китайцы и вьетнамцы работают реализаторами на рынках, либо в подпольных мастерских по производству промышленных товаров (текстиль, обувь и др.), граждане Украины, Молдовы и государств Средней Азии работают в строительстве.
Таким образом, анализируя данные по легальной и нелегальной трудовой миграции в Ставропольский край, можно сделать следующие выводы. Во-первых, количество нелегальных мигрантов значительно превосходит количество легальных мигрантов. Во-вторых, для нелегальных трудовых мигрантов характерна та же самая отраслевая и профессиональная специфика занятости, что и для легальных трудовых мигрантов. В-третьих, в условиях растущего спроса на дешевую рабочую силу можно прогнозировать увеличение численности нелегальных трудовых мигрантов. При этом, оставляет желать лучшего система учета и управления трудовой иммиграцией, как на национальном, так и на региональном уровне.
ГЛАВА 3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИЕЙ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ: ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1. Система привлечения и использования иностранной рабочей силы в России
Как было отмечено ранее, происходящие в мире процессы миграции рабочей силы становятся все более актуальными для России. Интеграция Российской Федерации в мировое экономическое сообщество, составной частью которого является и международный рынок труда, предполагает активное вовлечение ее в эти процессы. В этой связи особую актуальность приобретают проблемы, связанные с регулированием процессов привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Особое значение в данном случае играет институционально-правовая структура регулирования международной трудовой миграции. Первый компонент данной структуры представляет собой деятельность органов и учреждений, ответственных за управление процессами миграции на национальном и региональном уровнях. Второй элемент представляет собой свод нормативно-правовых требований и правил, которыми руководствуются органы управления внешней трудовой миграцией.
С 1993 г. и по настоящее время привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации носит разрешительный характер на основании Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (далее - Указ). В течение последующих лет Россия подписала с рядом стран международные соглашения в области обмена трудовыми мигрантами, и некоторые из них были ратифицированы. Были заключены двухсторонние соглашения с Республикой Беларусь, Украиной, Молдовой, Арменией, Финляндией, КНР, Германией, Польшей, Швейцарией, Словенией и другими странами.
Если рассматривать процесс привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории России с точки зрения нормативных документов, его регламентирующих, то можно выделить три основных временных периода.
Первый период, естественно, связан с действием Указа. Согласно Указу, работодатель, имеющий трудовые отношения с иностранными гражданами, временно пребывающими на территории РФ, обязан был оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (далее - разрешение). Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию с целью осуществления профессиональной деятельности, мог работать по найму на территории России только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности (далее - подтверждение). За выдачу разрешения с работодателей взималась плата в размере одного минимального размера оплаты труда за каждого привлекаемого работника. На протяжении всего срока действия Указа эта плата составляла 100 рублей за 1 чел. Подтверждение, оформляемое в рамках полученного разрешения, выдавалось бесплатно.
К началу 2000 г. разрешения в случае привлечения иностранных рабочих из стран дальнего зарубежья оформлялись ФМС России, а для рабочих из стран–участниц СНГ – территориальными органами ФМС России. Подтверждения во всех случаях выдавались территориальными органами ФМС России.
Порядок выдачи разрешений и подтверждений был определен Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы (далее - Положение), утвержденным вышеназванным Указом.
Согласно Положению, в качестве работодателей могли выступать российские юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, действующие на территории Российской Федерации, а также отдельные российские и иностранные физические лица и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации и использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.
На основании требований Положения сотрудниками Миграционной службы Ставропольского края была разработана памятка для работодателей, согласно которой для получения разрешения необходимо было предоставить следующие документы:
- заявление о выдаче разрешения с указанием в нем численности, страны гражданства, профессионального состава привлекаемых иностранных работников, сроков их пребывания и конкретного географического места работы иностранцев на территории Ставропольского края;
- предложение (заключение) Правительства Ставропольского края;
- заключение районных центров Госсанэпиднадзора;
- проект трудового договора (контракта), подтверждающего предварительную договоренность с иностранными гражданами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;
- при реализации иностранным работодателем контракта на территории Ставропольского края предоставлялась копия контракта на выполнение работ;
- копии свидетельства о регистрации и устава (учредительных документов) для юридического лица;
- копию документа, удостоверяющего личность, для физического лица;
- платежное поручение (квитанцию).
В ней также перечислялись требования, предъявляемые к работодателям, использующим труд иностранцев, рекомендации по оформлению приглашений для иностранных граждан с визовым режимом пересечения границы, и много другой полезной информации. В перечень документов, предоставляемых работодателем, было включено заключение районных центров Госсанэпиднадзора о соответствии предоставляемого иностранным рабочим жилья санитарным нормам, установленным законодательством РФ.
Разрешение выдавалось на срок до одного года. В случае необходимости, оно могло быть продлено на такой же срок. Для продления разрешения работодателем предоставлялся новый пакет документов.
На основании полученного работодателем разрешения и по представленному им ходатайству установленной формы территориальный орган ФМС России выдавал подтверждение персонально на каждого привлекаемого иностранного гражданина с указанием профессии, места работы, в пределах установленной разрешением продолжительности работы и численности работающих. Для исключения фактов передачи подтверждения другому лицу на него наклеивалась фотография иностранного работника.
На основании полученных документов иностранному рабочему с визовым порядком въезда оформлялось приглашение для получения рабочей визы с правом работы по найму на территории РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.