Рефераты. Роль внешней трудовой миграции в формировании рынка труда Ставропольского края






В 2006 г. подразделения УФМС России по Ставропольскому краю приняли участие в проведении комплексных профилактических мероприятий «Иностранец», «Кура»,  «Курорт-2006»,  «Караван-авто»,  «По предупреждению и пресечению незаконной миграции» с включением в состав временных органов управления (оперативных штабов,  рабочих групп) сотрудников Управления и развертыванием координационного центра по операции «Иностранец» и профилактического мероприятия «По предупреждению и пресечению незаконной миграции» на базе УФМС России по Ставропольскому краю. 

Приняты дополнительные меры по антитеррористической защищенности и недопущению нелегальной миграции в пунктах иммиграционного контроля «Ставрополь,  аэропорт»,  «Минеральные Воды,  аэропорт».

В целях пресечения незаконной миграции правоохранительными органами края проводятся мероприятия по выявлению каналов незаконной миграции.

В июне – августе 2004 г.  сотрудниками ГУВД Ставропольского края был выявлен устойчивый канал нелегальной трудовой миграции. Граждане Узбекистана следовали транзитом через территорию края на автобусах из Москвы и Санкт-Петербурга в Моздок на строительство военного госпиталя.

В августе 2004 г. сотрудниками ГИБДД ГУВД Ставропольского края в районе 270 км федеральной автодороги «Кавказ» на КПМ были остановлены для проверки документов 2 автобуса, осуществлявшие перевозку граждан Узбекистана (всего 140 человек)  по маршруту Моздок – Москва. В ходе проверки было установлено, что все граждане Узбекистана не имеют регистрации в Российской Федерации. В процессе изучения документов задержанных иностранных граждан, было установлено, что все они имеют поддельные миграционные карты, в которых проставлены поддельные дата – штампы КПП «Илецк» о пересечении Государственной границы РФ, что подтвердилось проведенной Управлением по делам миграции УВД Оренбургской области проверкой. В связи с этим, с иностранцами начали работать органы дознания Андроповского РОВД по привлечению их к уголовной ответственности по ст. 327 УК РФ. Все задержанные были сфотографированы, проведена их дактилоскопия, данные занесены в соответствующие учеты ГУВД Ставропольского края.

Ранее 9 июня 2004 г. там же был задержан автобус с 51 гражданином Узбекистана, 27 июня 2004 г. – автобус с 16 узбеками и  30 июня 2004 г. еще один автобус с 51 узбеком. В ходе проведенной работы все они были привлечены к административной ответственности по ст.18.8 КоАП РФ и по решению судов выдворены за пределы Российской Федерации.

Совокупность всех данных дает основание полагать, что территория Ставропольского края использовалась как транзитная зона устойчивого канала нелегальной трудовой миграции из Узбекистана в Северо-Кавказский регион России.

В апреле 2005 года сотрудниками ГИБДД ГУВД Ставропольского края на территории Грачевского района Ставропольского края была выявлена группа граждан Узбекистана в количестве 30 человек, в их числе 7 несовершеннолетних детей, следовавшая автобусом из г.Астрахань в г.Черкесск с целью занятия сезонными работами в сельском хозяйстве. В ходе углубленной проверки документов иностранных граждан государственными служащими Управления по делам миграции ГУВД Ставропольского края совместно с ПВО Грачевского ОВД было установлено, что их проездные документы, миграционные карты и отметки погранконтроля о пересечении Государственной границы через КПП «Аксарайск» (Астраханская область) сомнений в их подлинности не вызывают. В тоже время, на всех миграционных картах иностранных граждан заявлена цель визита – работа. Разрешений на работу в России они не имели. Кроме того, была получена информация о том, что из населенных пунктов Динаусского района Сухадарьинской области Узбекистана в КЧР выехало на сезонные сельхозработы около 6 групп по 25-40 человек в каждой и в ближайшее время планируется выезд еще такого же количества граждан Узбекистана. В связи с тем, что полученная информация указывала на наличие устойчивого транзитного канала незаконной трудовой миграции граждан Узбекистана через Ставропольский край в Карачаево-Черкесскую Республику, об этом было проинформировано МВД КЧР.

Необходимо отметить, что в настоящее время за организацию нелегальной миграции на территории России предусмотрена уголовная ответственность. Соответствующие изменения Уголовного кодекса  Российской Федерации вступили в действие 30 января 2005 г. Согласно им, организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации влечет за собой уголовную ответственность лиц, совершивших вышеуказанные деяния, и предусматривает различного рода наказание, в том числе, в виде лишение свободы.

Как показывает практика, у сотрудников правоохранительных органов, занимающихся сбором доказательной базы по данной статье, отсутствуют необходимые навыки применения к правонарушителям положений ст. 322.1 УК РФ. Так, в 2005 г. сотрудниками Управления по делам миграции ГУВД Ставропольского края были собраны материалы по пяти фактам, имеющим признаки состава преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции). По четырем из них было отказано в возбуждении дела и одно дело было направлено прокуратурой на дополнительное расследование.

В рамках реализации положений ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  Управлением Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю проводятся мероприятия по созданию на территории края специального учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации за пределы РФ.

В настоящее время на территории края функционируют два специальных приемника ГУВД Ставропольского края для содержания административно арестованных лиц, которые расположены в г. Ставрополе и г. Минеральные Воды. Они почти постоянно переполнены. В связи с этим иностранцы, в отношении которых вынесено судебное решение об административном выдворении, как правило, в нарушение судебного решения, продолжают бесконтрольно находиться на территории края, и нередки случаи их повторного выявления и наказания за административное правонарушение.

В связи с тем, что вопрос на краевом уровне до сих пор не решен, приказом начальника ГУВД Ставропольского края  в специальном приемнике при УВД на КМВ в 2004 г. выделено 12 койко/мест для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ по решению суда. В январе 2005 года дополнительно было выделено еще 12 койко/мест в специальном приемнике ОВД Промышленного района г. Ставрополя. Вместе с тем, режим содержания в данных учреждениях не в полной мере соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и принятым РФ международным обязательствам. Поэтому вопрос создания специального учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации за пределы Российской Федерации требует скорейшего решения.

Согласно данным УФМС по Ставропольскому краю, в течение 2004 года в специальный приемник при УВД на КМВ по решению судов было помещено 139 иностранных граждан.

С ноября 2004 г. административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства в случае невозможности установления принимающей стороны производится за счет средств, выделенных из федерального бюджета. По данным УФМС по Ставропольскому краю в 2004 г. на эти цели было выделено 1,950 миллионов рублей, заключены соответствующие договора с перевозчиками.

Анализ результатов борьбы с незаконной миграцией на территории края показал некоторые отличия данных по административным правонарушениям у различных источников. Такая ситуация объясняется тем, что работа по выявленному административному правонарушению состоит из нескольких этапов, которые реализовываются разными подразделениями. Так, составление протоколов по выявленным административным правонарушениям предписывается одному подразделению, принятие решения - второму, а направление сведений по итогам рассмотрения протоколов и данных на иностранных граждан, привлеченных к административной ответственности, в базу административных правонарушений ИЦ ГУВД Ставропольского края «Криминал-И» – третьим.  Это приводит к лишним затратам времени на переписку и несвоевременному направлению сведений в Информационный центр ГУВД Ставропольского края.

Исходя из выявленных недостатков в разработке и применении мер по пресечению незаконной трудовой миграции в регион, считаем целесообразным предложение следующих мер:

-  провести легализацию части незаконно находящихся на территории России иностранцев.

Перевод незаконных трудовых мигрантов в легальное поле позволит защитить права иностранных работников, сократить сектор экономики, связанный с эксплуатацией нелегальной рабочей силы, даст стране возможность получить значительные налоговые отчисления. Процессу легализации в некоторой степени будут способствовать положения Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2006 г. №110-ФЗ «О внесение изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», вступающего в юридическую силу с 15 января 2007 г. Закон значительно упростил процедуру получения разрешения на работу иностранными гражданами, пребывающими в Россию в порядке, не требующем получения визы.  Однако, на наш взгляд, основным условием для легализации трудовых мигрантов должен стать не порядок пересечения ими границы, а наличие у мигранта места работы (источника дохода)[55] и отсутствие различного рода правонарушений.

- усилить контроль над использованием работодателями труда мигрантов, условиями их занятости и социальным обслуживанием, а также должны быть ужесточены наказание за содействие и организацию нелегальной миграции, незаконный въезд и занятость, нарушение прав мигрантов и нелегальное использование их труда работодателями.

-  создать иммиграционную инспекцию и передать ей все функции по контролю за иностранными гражданами (воспользовавшись опытом Краснодарского края и г. Москвы).

Ввод в систему противодействия внешней незаконной миграции такого звена, как иммиграционная инспекция, позволил бы замкнуть круг контроля за иностранными гражданами и лицами без гражданства от их въезда, пребывания на территории субъектов РФ и до выезда. Иммиграционная инспекция могла бы осуществлять взаимодействие с администрациями городов и районов, территориальными органами, задействованными в борьбе с незаконной миграцией, а также вести всю административную и уголовную практику в этой сфере.

Для достижения обозначенных предложений необходимо принятие новых законодательных актов. При этом они должны учитывать национальные интересы России и строиться на общепринятых международных нормах.

Международное право привлечения иностранной рабочей силы исходит из необходимости соблюдения прав человека в стране пребывания. Плохое и несправедливое отношение к работникам может  вызвать их негативную реакцию и стать причиной психических, физических и иных заболеваний, в результате чего их труд будет менее производительным, чем труд коренных жителей страны. Кроме того, нарушение международного права в сфере обращения с иностранными  рабочими подрывают репутацию страны, принимающей мигрантов, а также может нарушать социально-политическую стабильность в обществе, вызывать забастовки и проявления недовольства со стороны трудовых иммигрантов.[56]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ особенностей и масштабов въезда иностранной рабочей силы на территорию Ставропольского края, а также приоритетов в управлении этими процессами позволил сделать несколько важных выводов.

Первое. Демографическая ситуация как на национальном, так и на региональном уровнях продолжает оставаться неоднозначной. Наряду с наметившимися положительными тенденциями в динамике численности населения, повышении рождаемости и сокращении случаев смертности показатели естественной убыли населения продолжают оставаться высокими. Растущая смертность в трудоспособных возрастах в совокупности с прогрессирующим старением населения самым негативным образом сказываются на численности трудоспособного населения, усиливают демографическую нагрузку на работающих членов общества. Естественную убыль населения, начиная с 1993 г., компенсирует только миграционный приток, чья динамика продолжает оставаться интенсивной.

Второе. В структуре спроса на трудовые ресурсы более 2/3 составляет доля представителей рабочих специальностей, соответственно, 1/3 спроса приходится на работников с высшим образованием, прежде всего, инженерно-технических работников и менеджеров. В ближайшее время наиболее востребованными окажутся работники в таких сферах как: торговля и общественное питание, промышленность, строительство, жилищно-коммунальное, сельское хозяйство, здравоохранение, образование.

В целом исследование показало, что, во-первых, спрос на неквалифицированных рабочих значительно превосходит спрос на специалистов высокой квалификации, но при этом подобрать специалиста высокой квалификации на порядок сложнее; во-вторых, для работодателей, нанимающих административно-управленческий и инженерный персонал, наиболее важными характеристиками специалистов являются образование и опыт работы; в-третьих, при всей редкости специалистов высокой квалификации при найме на работу предприниматели предъявляют именно этой категории работников наиболее жесткие требования.

При этом складывается парадоксальная ситуация, когда, несмотря на существующий дефицит на рабочие кадры в регионе и наличие вполне конкретных требований, предъявляемых работодателями к работникам, сохраняются проблемы, связанные с безработицей. Получается, что при значительном числе безработных организации не в состоянии обеспечить себя кадрами. Основная причина состоит в несоответствии спроса и предложения рабочей силы в территориальном и профессионально-квалифицированном разрезе.

Существующий дисбаланс можно сократить только за счет привлечения иностранной рабочей силы вследствие нежелательных тенденций, наблюдающихся в демографической ситуации на региональном уровне. Сокращение численности населения можно преодолеть только через использование механизма международной трудовой миграции как источника трудоспособного населения.

Третье. За период с 2000 по 2006 гг. можно констатировать увеличение количества ИРС на территории Ставропольского края по меньшей мере в три раза при среднегодовом показателе не более 3,5 тысяч человек или 0,2% занятого населения края. Причинами подобных процессов считаются как факторы геополитического и природно-географического характера, так и факторы, имеющие социально-экономическое и нормативно-правовое происхождение. К ним, прежде всего, относят: потребность в рабочей силе в отдельных секторах экономики региона; реализация иностранными юридическими лицами договоров на осуществление каких-либо работ; необходимость в привлечении специалистов для новых и перспективных отраслей; монтаж, шефмонтаж и обслуживание иностранцами поставляемого иностранного оборудования с последующим обучением российского персонала.

К числу основных факторов, стимулирующих работодателей к выбору и привлечению иностранной рабочей силы из республик бывшего СССР, можно отнести следующие обстоятельства: возможность конкурсного отбора для работодателей; сравнительно низкая оплата труда; отсутствие языкового барьера;  культурная близость, знание обычаев и т.п.

Наличие подобных факторов усилило приток иностранной рабочей силы в Ставропольский край. Согласно официальным данным крупнейшим поставщиком рабочей силы в край является Турция (18,2%), на второе место вышел Вьетнам (13,8%). Значительно усилились тенденции к увеличению роста количества иностранных работников из стран СНГ. При этом для выходцев из стран дальнего и ближнего зарубежья характерна занятость по этническому и этнотерриториальному принципу. Наиболее привлекательным для трудовых мигрантов является регион Кавказских Минеральных Вод ((58,4%) от общей численности легальной трудовой миграции в Ставропольском крае). В целом анализ структуры миграционного потока иностранной рабочей силы в Ставропольский край позволил составить обобщенный социально-демографический потрет трудового мигранта на Ставрополье. Это – мужчина в возрасте от 30 до 49 лет, занятый низкоквалифицированным трудом в сфере оптово-розничной торговли, сельском хозяйстве или строительстве. При этом очевидным остается факт, что большинство из них находятся на нелегальном положении.

Четвертое. Нелегальная трудовая иммиграция остается весьма острой проблемой как для России в целом, так и для отдельных её регионов. По данным Управления федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю, в настоящее время количество незаконных мигрантов на территории края приблизительно оценивается в 25 тыс. человек. Это, в основном, жители СНГ, использующие безвизовый режим пересечения Государственной границы РФ. Из стран дальнего зарубежья самое ощутимое вливание в него осуществляет Вьетнам и Китай. По данным УФМС по Ставропольскому краю среди нелегалов явное большинство составляют мужчины, доля которых около 70%, средний возраст нелегалов – 34 года. Для нелегальных трудовых мигрантов как и для легальных также характерна занятость по этническому признаку, та же самая отраслевая и профессиональная специфика занятости.

Пятое. Были определены основные подходы и направления совершенствования. С 1993 года и по настоящее время привлечение и использование иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации носит разрешительный характер на основании Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (далее - Указ). Самый большой недостаток Указа заключался в том, что он не охватывал все категории трудящихся мигрантов. В нем четко было прописано о работающих по найму иностранцах, т.е. по трудовым договорам, и ничего не было сказано о рабочих, оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера (ремонт квартир, репетиторство), либо работающих в качестве индивидуальных предпринимателей.

При этом были выделены три основные периода, в рамках которых происходило формирование нормативно-правовой базы и институциональной структуры, обеспечивающей управление миграционными потоками в Россию и Ставропольский край. Значительное влияние на формирование данной системы оказало принятие таких нормативно-правовых актов, как: Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Основными позитивными изменениями, произошедшими в системе управления, можно считать: сохранение разрешительного порядка трудоустройства иностранных граждан;  выдача  разрешений на привлечение  и использование иностранных ра­ботников, в том числе из государств СНГ, осуществляется Федеральной миграцион­ной службой МВД РФ; внесение работодателем или заказчиком работ (услуг) в установленном порядке средств на депозит, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации; появление возможности получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников, действующих сразу в нескольких субъектах РФ; введение ограничений по замещению иностранными гражданами некоторых должностей, прежде всего, связанных с государственной службой и обеспечением безопасности страны; введение новой формы разрешения на работу – на пластиковых картах; необходимость  оформления приглашения для получения иностранным работником так называемой «рабочей» визы для легального въезда на территорию России; введение квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности; уведомление работодателем территориального органа Федеральной миграционной службы о факте приема иностранного гражданина на работу без оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников и уплаты госпошлины; ограничение на привлечение иностранных работников в сферу розничной торговли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.