Недостатки схемы заключаются в следующем:
а) существенно ограничены возможности использования налоговых льгот по лизинговым сделкам, предусмотренных зарубежным законодательством;
б) отсутствует полноценный контроль на территории России за выполнением лизингодателем условий лизингового договора, что увеличивает риск сделок.
Выбор конкретной лизинговой схемы будет, безусловно, зависеть от особенностей сделки, профессионализма участников сделки, которого часто не хватает российским лизинговым компаниям. В России до сих пор нет уважения к законам, даже те несовершенные законы,которые уже существуют, работают далеко не всегда,- часто можно видеть произвол чиновничества, процветает корупция и взяточничество. Это, в том числе, является препятствием для более широкого внедрения международного лизинга в России. Между тем, для России, именно международный лизинг играет первостепенную роль, по причине острой необходимости реконструкции устаревших предприятий, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса. Лизинг обеспечит тем самым плавный переход этих предприятий на принципы гармоничного производства, а значит, и на производство конкурентоспособной продукции.
Еще одной важной причиной является более низкая стоимость западного капитала. Если в России процентные ставки на займы в твердой валюте обычно превышают 15-20%, то стоимость привлечения западного капитала к участию в лизинговой сделке, предполагающей передачу российскому лизингополучателю необходимого оборудования, может обойтись, как показывает практика, в 6-10%. Именно это обстоятельство по-видимому активно используют крупные российские лизинговые компании (“РГ-лизинг”, “Евролизинг”, “Рус-ЛизингСвязь”, “Интеррослизинг” и др.), доля которых в ежегодных статистических показателях об объемах лизинговых контрактов представляется преобладающей. Об этом и о проблемах развития лизинга в России более подробно излагается в третьей главе данной работы.
В России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Однако и раньше напрокат сдавались легковые машины, а прокат по своей сущности близок к оперативному лизингу.
Позже, в 70- 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок.
Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся “бербоут - чартер” - наем морского судна без экипажа. Суть этой операции состояла в следующем. В соответствии с условиями контракта, заключаемого В/О “Совфрахт” Минморфлота СССР с посреднической фирмой, предоставляющей интересующее Минморфлот судно в аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации. По окончании или до истечения срока аренды по взаимно заключенному соглашению в качестве обязательного условия предусматривалось приобретение корабля арендатором.
На условиях “бербоут - чартер” Минфлот СССР приобрел значительный тоннаж - сухогрузы, пассажирские суда, танкеры, находившиеся в эксплуатации в течение 6 - 12 лет.
Достаточно активно применялся лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением “Совтрансавто”, которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.
Вместе с тем в международных операциях лизинг применялся крайне незначительно. До конца 80-х годов развитие международного лизинга сдерживалось главным образом из-за того, что у советских предприятий не было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования. После того как, начиная с апреля 1989 года, предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений. Кроме того, в отдельных случаях допускалось использование иностранных станков и другой техники предприятиями, не имеющими валютных ресурсов. Такие сделки предусматривали оплату обязательств поставкой продукции, произведенной на этом оборудовании (компенсационный лизинг - buy - back).
Начало современного развития лизинговых операций на отечественном рынке можно отнести к 1988 — 1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 “О плане счетов бухгалтерского учета”, в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику. Так, в 1988 г. было создано совместное советско-финское лизинговое СП “Арендмаш” по сдаче в аренду строительной техники инофирмам, работающим в СССР. В том же году было образовано, а с 1989 г. стало действовать АО “Совфинтрейд”, в уставе которого предусматривалось проведение лизинговых операций.
В книге Тома Кларка “Финансовый лизинг”, вышедшей в Лондоне в 1990 г., со ссылкой на данные Центрального банка СССР, указывается, что в 1989 г. объемы лизинговых операций в нашей стране составляли 400 млн. долл. и соответствовали 32-му месту на мировом рынке.
В 1990 г. было создано четыре лизинговые компании: во Владивостоке — Дальневосточная акционерная лизинговая компания “Дальлизинг” (сфера деятельности — лизинг рыболовецких судов, шахтного оборудования); в Нижнем Новгороде — торгово-лизинговое объединение “РОССИЯ” (операции со станочным оборудованием, прокатными станами, электронными системами); в Ярославле — лизинговая компания “Ярославтехлизинг”, а в Санкт-Петербурге — компания “Балтийский лизинг”.
В июле 1991 г. в Санкт-Петербурге появилась компания “Петролизинг”, а в 1992 г. в Москве — компании “Лизингбизнес”, “Межсбер-Юраско лизинг”, “Промстройлизинг”. В том же году образовалось Русское акционерное лизинговое общество — РАЛИО. В 1993 г. в Москве были зарегистрированы Русско-германская лизинговая компания (“РГ Лизинг”) и Русская авиационная акционерная лизинговая компания “Аэролизинг”, а в Пензе — компания “Лизинком”.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1990 г. № 1369 в июне 1991 г. была создана, а с декабря приступила к работе международная советско-французско-немецкая лизинговая компания “Евролизинг”. Ее учредителями с советской стороны стали Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР, с французской - один из крупнейших банков Европы “Банк Насиональ де Пари” (Bank National de Paris), а с немецкой - одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - “Митфинанц ГмбХ”.
В октябре 1994 г. учреждается Российская ассоциация лизинговых компании (Рослизинг), которая является некоммерческой организацией; она призвана выражать и отстаивать интересы профессиональных участников лизингового рынка. Основными направлениями ее деятельности являются:
• содействие развитию рынка лизинговых услуг в России;
• координация деятельности членов Ассоциации, объединение их сил и средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов и операций как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
• разработка совместно с органами государственного управления стратегических направлений развития лизинга в России;
• участие в развитии и совершенствовании законодательной и нормативной базы лизинговой деятельности в России;
• представление интересов и защита прав членов Ассоциации в государственных и общественных организациях как на территории России, так и за рубежом;
• участие в работе международных лизинговых организаций.
При создании ассоциации “Рослизинг” в ее состав вошли 15 компаний. По материалам “Евролиза”, корреспондентским членом которого (впоследствии — действительным членом) стала российская ассоциация, в 1995 г. учет велся по результатам деятельности 19 компаний, в 1996 г.— по 24, хотя на 1 января 1997 г. в составе “Рослизинга” было 32 компании (возможно, не все из них успели заключить лизинговые контракты). К июню 1998 г. в ассоциацию “Рослизинг” входило 56 компаний. Правда, лишь 29 из них относились к активно работающим, т. е. участвующим в формировании статистической информации о результатах своей лизинговой деятельности. Некоторые компании только собирались заняться лизинговой деятельностью, а некоторые занимаются не лизингом, а страхованием.
Выполняя поручение Президента Российской Федерации, Правительство России своим постановлением от 29 июня 1995 г. № 633 утвердило Временное положение о лизинге. Этот документ заложил нормативные и методологические основы лизинговой деятельности в нашей стране.
Следуя общепринятой в мире практике, Временное положение определило лизинг как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору лизинга (финансовой аренды) лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование для предпринимательских целей. При этом указывалось, что объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. Субъектами лизинговой сделки признавались продавец (изготовитель или поставщик) имущества, его приобретатель (лизингодатель) и пользователь (лизингополучатель), которые связаны между собой договорами купли-продажи и лизинга.
Схожие в целом трактовки основных проблем лизинга содержались и во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации (гл. 34, § 6 ), вступившей в действие 1 марта 1996 г.
В целях повышения финансовой привлекательности лизинговых операций было принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 1133 “О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”. Согласно данному постановлению проценты по полученным субъектами лизинга заемным средствам для осуществления лизинговых операций, а также лизинговые платежи включаются в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг). Таким образом, кредитно-финансовые учреждения, выступающие в роли лизингодателей, получили возожность уменьшать налогооблагаемую базу на величину денежных средств, предоставляемых для осуществления лизинговых сделок. В свою очередь, лизингополучателям было предоставлено право относить лизинговые платежи на производственные затраты.
Эффективность лизинга напрямую зависит от гибкости государственной амортизационной политики. В рамках общего курса на повышение роли амортизационных отчислений как одного из основных источников формирования инвестиций постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” был установлен порядок, по которому ко всем видам движимого лизингового имущества, относящегося к активной части основных фондов, мог применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом 3.
В том же постановлении было определено, что лизинговое имущество в течение всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя, за исключением имущества, приобретаемого за счет бюджетных средств.
В соответствии с письмом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 20 июля 1995 г. № 01-13/10268 “О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений” на основные средства, являющиеся объектом международного лизинга, распространялся режим временного ввоза, предусматривавший частичное освобождение от таможенных пошлин и сборов.
Развивалась методическая база лизинга. Министерством экономики и Министерством финансов Российской Федерации были разработаны типовой устав акционерной лизинговой компании, примерная форма договора о финансовом лизинге, методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. Минфин РФ также утвердил инструкцию по бухгалтерскому учету лизинговых операций.
Государственная поддержка способствовала активизации лизинговой деятельности в стране. Увеличивалось число лизинговых компаний, расширялся спектр их услуг. Растущий интерес к лизингу стали проявлять ведущие российские коммерческие банки. Большинство новых лизинговых фирм учреждалось с их участием. В начале 90-х годов Мосбизнесбанк сформировал специализированную лизинговую компанию “Лизингбизнес”, Межрегиональный банк – “Меликон”, Промстройбанк в С.-Пб. – “Балтлиз”, и именно по инициативе компаний “Меликон” и “Балтлиз” в 1994 году создаётся Российская ассоциация лизинговых компаний (Рослизинг). Свои лизинговые компании начали создавать предприятия агропромышленного комплекса, авиационной и других отраслей промышленности. На российский рынок стали выходить иностранные лизинговые фирмы.
Интересно, что наиболее крупные в настоящее время российские лизинговые компании, такие, как “ММБ-лизинг”, “Рус-ЛизингСвязь”, “Интеррослизинг”, “менатеп-лизинг”, “РТК-лизинг”, “Инкомлизинг (холдинг)” с совокупным годовым объемом более чем на 1/3 миллиарда долларов, сформировались только в 1995 —1997 гг. Стоящие за этими компаниями мощные финансово-промышленные структуры в течение нескольких лет присматривались к возможностям российского лизинга. Когда они уверовали в его успешную будущность, то создали агрессивные лизинговые компании с высококвалифицированным персоналом, способные эффективно решать проблемы технического перевооружения крупных предприятий, входящих в финансово-промышленные группы, учредившие эти лизинговые компании.
В сентябре 1996 г. Комиссией при Министерстве экономики Российской Федерации были выданы первые 17 лицензий на право заниматься лизинговой деятельностью. С февраля 1997 г. лицензии стали выдавать не только резидентам, но и нерезидентам. К началу 1998 г. были выданы лицензии уже 408 российским и 43 зарубежным компаниям, а к августу 1998 г. (до кризиса) лицензирование прошли 776 лицензиатов, в том числе 710 резидентов и 66 нерезидентов из Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Швеции и других стран. К началу 1999 г. лицензии получили 823 компании, из них 753 резидента и 70 нерезидентов.
Из вышеперечисленного видно, что несмотря на несовершенство Российского законодательства и Российской экономики в целом, лизинг в России продолжает развиваться. Активность дальнейшего развития лизинга во многом зависит от совершенствования нормативно-правовой базы в РФ, об этом речь пойдет в следующем пункте.
Важнейшим условием интенсивного развития лизинга в российской экономике является формирование нормативно-законодательной базы лизинговых отношений. Начиная с 1994 г. органы исполнительной и законодательной власти приняли больше десяти нормативных актов, в целом способствующих развитию лизинга в России. Среди положительных аспектов нормативной базы, регулирующей лизинговую деятельность, следует отметить следующие:
• наличие основных определений терминов лизинга;
• достаточная свобода договорных отношений;
• ускоренная амортизация лизингового оборудования, включение затрат на осуществление лизинговой сделки в себестоимость продукции;
• рекомендации об установлении таможенных льгот для лизинговых компаний;
• рекомендации о снижении некоторых налогов для лизинговых компаний;
• ратификация Конвенции о международном финансовом лизинге.
Ниже проанализированы основные нормативные акты (в хронологическом порядке) относительно их влияния на законодательную базу лизинга и создания более прогрессивных и благоприятных условий для его успешного развития в России.
Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности”. В этом Указе впервые было дано определение лизинга и его объектов, установлена организационно-правовая форма создания лизинговых компаний. В Указе финансовый лизинг определяется как вид предпринимательской деятельности, направленной на вложение временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда лизингодатель согласно договору о финансовом лизинге берет на себя обязательство приобрести имущество лизингополучателю во временное пользование для предпринимательских целей за плату.
Указ также обязал правительство:
• подготовить рекомендации по вопросу о присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 1988);
• использовать мировой опыт при разработке лизингового законодательства в России;
• установить таможенные льготы для оборудования, ввозимого по лизинговому договору;
• разработать постановление по вопросам финансового лизинга.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” и утвержденное им Временное положение о лизинге. В этом Положении были определены общие принципы осуществления лизинговых операций, права и обязанности участников лизингового договора, а также состав и порядок лизинговых платежей, требования к отражению лизинговых операций в бухгалтерском учете. Кроме того, это постановление предусматривало подготовку предложений о предоставлении налоговых льгот для лизингодателей и инвесторов, осуществляющих операции финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет.
Среди принципов, определенных этими постановлениями, можно отметить следующие:
• в лизинговой сделке участвуют продавец, лизингодатель и лизингополучатель;
• лизингодатель сохраняет право собственности на сдаваемое в лизинг имущество в течение всего срока действия лизингового договора;
• разрешается применение штрафных санкций (размер штрафа оговаривается в договоре) в отношении лизингополучателя за просроченные платежи;
• лизингодатель имеет право потребовать у лизингополучателя возвратить имущество, если он не выполняет условия договора.
Постановление также содержало рекомендации о:
• специальном изучении возможностей лизинга в привлечении инвестиций при проведении конверсии оборонных предприятий, атомных электростанций, на развитие сельского предпринимательства и строительство дорог;
• создании специального федерального фонда поддержки лизинга и организации международной конференции по лизингу в Москве;
• установлении налоговых льгот, освобождающих лизинговые компании от налога на прибыль, получаемую от реализации лизинговых договоров со сроком действия более трех лет. Это освобождение распространялось на доход по банковским кредитам, предоставленным лизинговым компаниям более чем на три года;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17