Рефераты. Финансовые аспекты лизинга






Уже работающие у нас компании заключили не одну-две сделки, и не только в Москве, но и в других регионах России. Их работа началась с выяснения, в том числе и в Минэкономики России, долгосрочных перспектив российского рынка лизинговых услуг. Эти компании подавали заявки на право осуществления в течение ряда лет лизинговой деятельности в России с возможностью дальнейшей пролонгации действия лицензии. В результате они получили лицензии, как правило, сразу на трех- или даже на пятилетний (максимальный по российским правилам) период. Некоторые менее крупные лизингодатели-нерезиденты, получившие лицензию первоначально на один год, по истечении этого срока продлевали ее действие.

Конечно, финансовый кризис, начавшийся в августе 1998 г., повлияет на инвестиционную политику лизингодателей-нерезидентов и учрежденных ими в России лизинговых компаний. Однако делать однозначный вывод о том, что эти компании откажутся от лизингового бизнеса в России, несколько преждевременно.

Думается, что на принятие решений на перспективу могут повлиять такие нормативные акты, как Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1470 “Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации”; Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. № 1020 “Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций”.

До выхода Закона “О лизинге” российским законодательством запрещалось сдавать в лизинг имущество, ранее использованное при лизинговой операции. Необходимо было устранить некоторые препятствия для применения схем возвратного лизинга.

Восьмая часть лизинговых операций в Европе приходится на компьютеры и оргтехнику. В России же динамика была такой: в 1994 г. - 2,9%, в 1995 г. - 3,0, в 1996 г. - 4,8, а в 1997 г. произошел резкий спад— до 0,9%, т. е. было заключено договоров на 4 млн. долл. По-видимому, это результат того обстоятельства, что объектом лизинга, согласно российским нормативным актам, могут быть основные фонды, а к ним, по Указу Президента РФ № 685/96 и бухгалтерскому стандарту ПБУ 6/97, относится имущество стоимостью свыше 100 минимальных размеров заработной платы. В результате сдавать в лизинг компьютеры дешевле чем за 1,5 тыс. долл. в 1997 г. было невозможно.

В соответствии с методикой “Евролиза” суда, авиа- и железнодорожная техника объединены в одну группу лизингового имущества. Аналогичным образом ведет статистику и ассоциация “Рослизинг”. Вместе с тем по российскому законодательству (статья 130 ГК РФ) суда и авиатехника, в отличие от железнодорожной техники, относятся к объектам недвижимости.

Данные по этой группе имущества имеются только за два последних года. Объем операций в пересчете возрос с 2,1 до 4,3 млн. долл., хотя относительные показатели в общем объеме лизинга оборудования сократились. Как видно, “цена” этой группы имущества может сравниться со стоимостью одного самолета в российском изготовлении. В действительности лизинг авиатранспортных средств еще грядет. В этой связи имелась обнадеживающая информация из компании “Инком-авиа”, из Национального резервного банка (НРБ) об организации лизинга самолетов.

В госбюджетах последних двух лет предусматривались значительные средства на эти цели. Так, в госбюджете на 1998 г. из 50 млрд. руб. лимитов государственных гарантий на финансовый лизинг приходилось 9,5 млрд. руб., в том числе на лизинг гражданских воздушных судов— 4 млрд. руб. Потребуется создание специальных нормативно-правовых актов, регламентирующих лизинг самолетов и вертолетов.

В течение последних двух лет стали заключаться лизинговые сделки с недвижимостью. Первыми активность в этом сегменте лизингового рынка проявили пензенская компания “Лизинком”, Московская лизинговая компания и компания “Лизингбизнес”. Пока на этот вид бизнеса приходится 5,3—6,0 млн. долл., или 1,3% всех лизинговых операций. Здесь многие проблемы возникают из-за прав собственности на землю. Поэтому нужно одновременно с договором лизинга недвижимости заключать договоры на аренду и субаренду земельных участков. При этом общий размер пошлин при оформлении и регистрации договоров лизинга недвижимости, по оценке компании “Лизинком”, достигает 5,5%.

В отличие от ведущих европейских стран величина российского лизинга недвижимости незначительна. Однако следует учитывать, что европейским традициям и обычаям ведения этого вида бизнеса, особенно в таких странах, как Франция, Германия, Италия, где очень крепкая правовая и выгодная налоговая основа, не один десяток лет; мы же только начинаем.

В 1994 г. 96,7% договоров на лизинг оборудования было заключено на срок до двух лет, в 1995 г.— 36,8%, в 1996 г.— 16,1, в 1997 г.— 7,3, а в первой половине 1998 г.— только 2,65%. Банки стали активнее участвовать в лизинговых операциях. Они чаще кредитовали лизинговые компании на более продолжительные периоды. В 1997 г. основная масса договоров (92,4%) заключалась на срок до пяти лет. В 1995—1997 гг. долгосрочные договоры на лизинг оборудования на срок свыше пяти лет составляли от 1,0 до 0,3%. В первой половине 1998 г. этот показатель вырос до 3,6%. Еще более 1% договоров было заключено на срок свыше десяти лет. Однако следует учесть, что зачастую возможность получить долгосрочный по российским меркам кредит для закупки лизингового оборудования имеется только у тех компаний, учредителями которых являются банки-кредиторы. Эти же банки нередко становятся и лизингополучателями оборудования.

Вместе с тем в отличие от широкой международной практики российские банки, по данным Государственной регистрационной палаты, являлись учредителями только 25,2% компаний, намеревающихся заняться лизинговой деятельностью. Зато в каждой седьмой компании одним из учредителей была администрация регионов. Это тоже специфика российского лизинга.

В 1997 г. 67,6% договоров на лизинг недвижимости заключалось на срок до 8 лет включительно, еще 32,2% договоров— на срок до 16 лет включительно.

Интересна структура лизингового оборудования по типу заказчика по данным ассоциации “Рослизинг”. Эта информация приведена в табл. 14.

1998 год не самый благоприятный для лизингового бизнеса. Сначала ставки рефинансирования, последовательно устанавливаемые Центральным банком России в первой половине года на уровне 50, 150, 60%, не способствовали развитию инвестиционных лизинговых проектов. Приемлемой была бы ситуация со стоимостью кредитных ресурсов на уровне 25—30% в рублях и 17—20% в валюте. Но в августе 1998 г. начался финансовый кризис, который потряс всю банковскую систему. Очень тяжело он отразился и на лизинговых компаниях.

Однако в отличие от банков, пострадавших в ходе финансового кризиса и имеющих большую кредиторскую задолженность, в активах большинства лизинговых компаний преобладала дебиторская задолженность. Вероятность возврата лизинговых платежей по уже заключенным сделкам достаточно велика, особенно в тех случаях, когда лизингополучателями являются предприятия с высоким экспортным потенциалом.

Как уже говорилось ранее, доля лизинга в общем объеме капиталовложений производственного характера в России составляет около 1,5%, что является существенным отставанием от развитых стран в развитии лизинга, и исходя из текущей экономической ситуации, Россия нуждается в резкой активизации инвестиционных процессов. Россия, следовательно, должна стремиться к увеличению этой доли, если не до уровня 15-30%, как на Западе, то хотя бы до 10-15%.

 

Таблица 14 Заказчики лизингового оборудования по компаниям, входившим в ассоциацию “Рослизинг” в 1997-2000 гг. ( 8, стр 96).

Тип заказчиков

1997г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

1.        Сельское,лесное хозяйство, рыболовство

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

2.        Промышленность, строительство

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

3.        Услуги- частный сектор

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

4.        Услуги- общественный сектор

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

5.        Торговля (для внутренних целей)

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

6.        Потребители- частные лица

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

7.        Другое

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

Итого:

млн. руб.

млн. долл.

% все заказчики


 

-

-

-

 

 

4426.6

1.2

48.2

 

1358.8

0.4

14.8

 

 

-

-

-

 

 

2739.9

0.8

29.9

 

 

-

-

-

 

653.2

0.2

7.1

 

9178.5

2.6

100.0

 

 

60.1

0.1

0.1

 

 

14250.6

3.1

13.2

 

75673.0

16.3

70.3

 

 

10757.0

2.3

10.0

 

 

-

-

-

 

 

-

-

-

 

6867.3

1.5

6.4

 

107608.0

23.2

100.0

 

 

10092.1

1.8

1.6

 

 

471463.9

84.8

73.5

 

61500.5

11.1

9.6

 

 

38130.3

6.9

5.9

 

 

6862.7

1.2

1.1

 

 

-

-

-

 

53163.7

9.6

8.3

 

641213.2

115.3

100.0

 

 

722445.8

121.2

25.8

 

 

1127188.2

189.1

40.2

 

12281.0

2.1

0.4

 

 

237626.5

39.9

8.5

 

 

-

-

-

 

 

5281.4

0.9

0.2

 

695927.8

116.8

24.9

 

2800750.4

69.9

100.0


Если условия для развития лизинга в России не будут улучшаться (включая совершенствование лизингового законодательства и улучшение общеэкономической ситуации), то, учитывая её огромные потребности в обновлении основных фондов промышленности, на её территории будет быстрее, чем отечественный лизинговый бизнес, развиваться международный лизинг, осуществляемый компаниями, зарегистрированными в тех странах, где действует более благоприятный климат, определяемый лизинговым, налоговым и инвестиционным законодательством, включая оффшорный лизинг. Это значит, что Российское государство утратит соответствующие источники налоговых поступлений, так как они по соглашениям об избежании двойного налогообложения будут платить налоги в странах их регистрации. Будут также упущенны возможности регулирования этого сектора отечественной экономики, а это крайне нежелательный сценарий развития экономической ситуации. Уже сейчас сложилось такое положение, когда только лизинг может оздоровить некоторые отрасли экономики, например, парк самолетов в России уже стало практически невозможно обновить без применения такой формы финансово-промышленного сотрудничества с зарубежными компаниями как международный лизинг, позволяющий воспользоваться более дешевыми кредитами западных институтов, чем по другим видам международного сотрудничества.

Международный лизинг, представляющий собой товарный кредит с денежным погашением, является менее рискованной формой международного кредитования инвестиций по сравнению со всеми другими его видами. Обычно он пользуется поддержкой со стороны государства, где расположен получатель лизинга, выражающейся в налоговых льготах, преференциальном таможенном режиме и других формах стимулирования. В условиях России принципиально важен и такой фактор: международный лизинг позволяет получить поддержку со стороны индустриально развитых стран через механизм экспортного кредитования и предоставления государственных гарантий экспортных кредитов.

Лизинг представляется одним из наиболее реальных экономических инструментов, с помощью которых можно оздоровить и перепрофилировать производство в России. Для эффективной работы лизинга в нашей стране необходимо много законодательных и экономических изменений, которые упоминались в данной работе. На это можно надеяться в связи с избранием новой Думы, более либерально настроенного состава, чем дума предыдущего созыва, а также , нас ждут выборы главы государства в марте 2000 года, от исхода этих выборов будет зависеть даже больше, так как Президент в России обладает гораздо большими полномочиями чем Дума.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За период с 1952 г. лизинговый бизнес охватил весь мир. На 50 крупнейших лизинговых рынках мира каждый год заключаются новые договоры почти на 0,5 трлн. долл. Лизинг стал одной из важнейших составляющих инвестиционной политики во многих государствах. Темпы роста лизинговых операций, как правило, опережают темпы роста основных макроэкономических показателей. Это не случайно. Насыщенность и разветвленность лизинговых операций являются свидетельством развитости экономических отношений в стране.

В практической экономике лизинг становится проводником научно-технического прогресса, внедрения новых технологий на каждом конкретном предприятии. Для нашей российской действительности это принципиально важное обстоятельство. Страна остро нуждается в механизмах, помогающих ей выйти, причем достаточно быстро, из острого финансового кризиса, в механизмах, обеспечивающих структурную перестройку российской экономики.

Система долгосрочного кредита, представляемая в странах развитой рыночной экономики пенсионными и венчурными фондами, страховыми компаниями и инвестиционными банками, банками по реконструкции и развитию промышленного производства, не получила развитие в России из-за отсутствия в стране финансовой и промышленной стратегии, да и самой концепции хозяйственного развития, направленной на достижение промышленного и экономического роста. Логическим следствием явился глубокий инвестиционный кризис, когда объем инвестиций сократился на 2/3 по сравнению с дореформенным уровнем. Пока нет признаков преодоления инвестиционного спада, так как инструменты, которые могут привести к его рассасыванию или вовсе отсутствуют или проявляют себя нехарактерным для “здоровой” рыночной экономики образом.

В этих условиях стремительно развивая лизинговые сделки в нашей стране и начиная осуществлять эти операции на "базе" автомобильной промышленности и отраслей, производящих предметы потребления, как это практиковалось во всех развитых странах, мы сразу бы смогли решить несколько крупных проблем.

Во-первых, без крупных начальных затрат сумели бы провести реконструкцию устаревших предприятий и конверсировать предприятия военно-промышленного комплекса, обеспечив тем самым плавный переход этих предприятий на принципы гармоничного производства, а значит, и на выпуск конкурентоспособной продукции.

Во-вторых, обеспечили бы заказами отечественные предприятия-производители средств производства и строительные организации, что означало бы начало экономического подъема в этих отраслях промышленности.

В-третьих, существенно сократили бы импорт предметов потребления, заменив его продукцией отечественного производства.

В-четвертых, положили конец бартерным взаиморасчетам между предприятиями, что решило бы проблему неплатежей в государстве.

В-пятых, создали бы в стране дополнительное количество рабочих мест в тех регионах, где это особенно актуально, например, в угледобывающих.

Следовательно, именно лизинг может стать для экономики России тем рычагом, который обеспечит подъем не только крупных предприятий, но и мелкого и среднего бизнеса. В послевоенной Японии, например, только с помощью лизинга оборудования и машин из США удалось не только быстро оживить промышленное производство, но и заложить фундамент для будущего экономического подъема и процветания. Даже сейчас ведущие автомобильные компании мира только около 40% оборудования имеют в собственности, а более 60% оборудования приобретают за счет лизинга с ускоренной амортизацией, оставаясь таким образом на гребне экономического роста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.