| ||
Показатель |
1998 г. |
1999 г. |
Общая стоимость поставляемого по лизингу оборудования |
4968,32 |
6498,89 |
Количество лизинговых компаний |
31 |
33 |
Средняя стоимость поставляемого по лизингу оборудования, приходящегося на одну лизинговую компанию |
160,27 |
196,94 |
Средняя стоимость одной лизинговой сделки |
11,7 |
47,63 |
Интересно, что в 1999 г. значительная доля (42,4%) американского оборудования у обследованных предприятий была поставлена в Европу в рамках международного лизинга. В Азию было направлено 19,8% общего объема лизингового оборота.
По типам оборудования для международного лизинга 26 американскими компаниями сдавалось следующее имущество (по удельному весу, %):
— компьютеры 6,1
— строительная техника 19,0
— энергогенераторы 3,4
— промышленное оборудование 2,2
— медицинское оборудование 1,8
— нефтегазовое оборудование 3,0
— транспортные средства 55,4 в том числе:
—авиатранспорт 19,1
— дорожная техника 22,7
— грузовики и трейлеры 13,6
— другое оборудование 9,1
В США и в некоторых европейских странах лизинг оборудования, и прежде всего автотранспорта, является в большинстве своем не оперативным, а финансовым. Это подтверждается следующим.
Так, в США среди членов Ассоциации компаний, занимающихся лизингом оборудования, 13 компаний занимались финансовым лизингом автомобилей. Объем их сделок в течение года достигал почти 1,5 млрд. долл., а в среднем на одну лизинговую компанию приходилось договоров по автомобилям на 110 млн. долл, в то же время семь компаний занимались оперативным лизингом автомобилей. Общий объем этих операций за год составил 264,6 млн. долл., т. е. в среднем на одну компанию приходилось 37,8 млн. долл.
Таблица 5 Крупнейшие американские лизинговые компании (по данным на начало 1999 г.), млн. долл. (9, стр. 37)
Позиция в мировом рейтинге компаний
Наименование компании
Общий объем портфеля лизинговых контрактов
Стоимость лизинговых договоров заключенных в течение года
Соотношение между объемами портфеля лизинговых контрактов и операциями в течение года
1
2
3
4
5 = 3 : 4
1
7
10
14
15
16
19
28
29
34
37
48
GE Capital
General Motors Auto Corp. (GMAC)
AT&T Capital Corp.
IBM Credit Corp.
USL Capital
MercedesBenz Credit Corp.
Caterpillar Financial Services
Comdisko Inc.
CIT group
Bank Xerox Leasing Group
Hewlett Packard
Citicorp
41300
13631
7661
5300
5300
5300
4511
3840
3694
3100
2500
1500
16800
10363
4250
2800
2145
1876
2183
1582
1040
1200
1500
800
2.5
1.3
1.8
1.9
2.5
2.8
2.1
2.4
3.6
2.6
1.7
1.9
На рынке лизинговых услуг компании США являются наиболее заметными и крупными. В табл. 5 приводятся данные по 12 компаниям, входящим в первые 50 крупнейших лизинговых компаний мира. Стоимость совокупного лизингового портфеля этих компаний достигла 97,637 млрд. долл., а величина лизинговых договоров, заключенных в течение года, составила 46,323 млрд. долл. Данный показатель означает, что эти лизинговые компании держали 1/3 американского и 13% мирового лизингового рынка.
Из приведенных данных видно,что лизинг в США действительно развивается очень динамично несмотря на достаточно жеское регулирование со стороны государства.
Теперь рассмотрим ситуацию сложившуюся в последнее время в Японии и как происходило развитие лизинга в этой стране.
В Японии в 80-х годах, т. е. с 1985 по 1994 г., стоимость ежегодно заключаемых договоров увеличилась в 4,5 раза. В настоящее время Япония занимает второе после США место по объему лизинговых операций. В 2000 г. объемы нового лизингового бизнеса составили в этой стране 71,4 млрд. долл. Это означает, что на долю Японии приходилось 16,7%, или 1/6, общемирового лизингового рынка. Причем рост по сравнению с предыдущим годом составил 6,7%.
Кризис в Азии в 1998 году наложил определенный отпечаток на развитие лизинга в Японии, так в конце сентября 1998 г. вторая по величине в стране компания Japan Leasing Corporation объявила о своем банкротстве, что привело к значительному понижению курса иены и котировок акций восьми крупнейших японских банков на Токийской фондовой бирже. Это явилось крупнейшим за всю послевоенную историю банкротством в Японии. Лизинговая компания не смогла расплатиться по долгам в 16 млрд. долл. с ведущими страховыми и инвестиционными фирмами страны. Банкротство компании было обусловлено тем, что она занималась не только лизинговой, но и другой деятельностью, в частности операциями с куплей-продажей недвижимости. В период биржевого бума в конце 80-х годов руководство компании активно брало деньги в долг, но после резкого падения цен на землю ликвидность компании стала быстро сокращаться. Вместе с тем было бы неправильно судить обо всем японском лизинговом бизнесе по истории, случившейся с Japan Leasing Corporation.
Удельный вес инвестиций в форме лизинга оборудования в общем объеме инвестиций на протяжении 19 лет в Японии был следующим, %:
в 1982-1984 гг.-4,8-6,2
в 1985-1987 гг.-4,1-5,9
в 1988-1990 гг.-7,1-8,2
в 1991-1993 гг.-8,9-10,3
в 1994-1996 гг.-9,0-7,5
в 1997-1998 гг.-8,1-8,9
в 1999-2000 гг.-9,4-9,5
В книге “Leasing Finance” (London, Euromoney Books, 1994, p. 119—120) Филип Марвуд отмечает, что в Японии финансовый лизинг определяется как сделка, удовлетворяющая следующим двум основным требованиям:
1. Срок лизинга строго фиксируется, и общая сумма лизинговых платежей определяется в сумме, примерно равной совокупным затратам на приобретение оборудования, сданного в лизинг.
2. Запрещается аннулирование договора лизинга в течение периода его действия. Следует отметить, в российских законодательных и нормативных актах по лизингу такой прямой нормы нет.
Если в Японии финансовый лизинг трактуется как сделка по реализации, то лизингополучатель наделяется правом на налоговую амортизацию. В противном случае подобным правом будет обладать лизингодатель.
Финансовый лизинг рассматривается в качестве сделки по реализации продукции, если удовлетворяется один из следующих критериев:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.