Рефераты. Сопоставительный анализ фразеологических единиц с компонентом “mund”/”рот” в немецком и русском языках






фразеологизмов:

а) Вербальные фразеологизмы.

Вербальными следует считать ФЕ, функционально соотносимые с глаголом,

т.е. ФЕ, стержневым компонентом которых является глагол. Связь между

стержневым и зависимым компонентами подчинительных ФЕ - объектная. "Для

объектных словосочетаний особое значение имеет валентность глагола, под

которой понимается способность глагола вступать в сочетание с другими

словами в предложении. В современном языкознании обнаружены следующие виды

валентности: субъектная валентность, если имеется в виду способность

глагола сочетаться с подлежащим предложения; объектная валентность, под

которой понимается способность глагола сочетаться с одним, двумя или

несколькими объектами; предикативная валентность, означающая способность

стержневого компонента сочетаться с другим глаголом и вместе с ним

образовывать составное сказуемое. Для определения типов объектных

словосочетаний большое значение имеет именно объектная и предикативная

валентность, поскольку она имеет прямое отношение к составу и структуре

словосочетаний" [3, 171].

Вербальные фразеологизмы могут выполнять функцию различных членов

предложения: предиката, субъекта и атрибута. Вербальные ФЕ представляют

собой как идиомы, так и фразеологические единства.

б) Адвербиальные фразеологизмы.

Адвербиальными следует считать ФЕ, функционально соотносимые с наречием.

По своей структуре они представляют различные пропозициональные группы.

Например: unter vier Augen; во весь рот. Сюда же относятся слово - пары.

Например: mit Kind und Kegel; (и) день и ночь. Доля адвербиальных

фразеологизмов в общем объеме очень незначительна.

в) Субстантивные фразеологизмы.

Субстантивными принято считать ФЕ, функционально соотносимые с

существительным, т.е. ФЕ, стержневым компонентом которых является

существительное. Субстантивные фразеологизмы, представляют собой как

идиомы, так и другие разновидности ФЕ. Например: die eiserne Ration; лишний

рот.

г) Прономинальные фразеологизмы.

Как и местоимение, они обозначают обобщенно что-то неопределенное.

Например: dies und jenes - и тот и этот.

д) Фразеологизмы с междометным характером.

Например: O du meine Gute - вот те на.

ж) Фразеологизмы, соотносимые с предложением.

К этой группе относятся пословицы и поговорки. Например: дай воли на

палец, и всю руку откусит; trunkener Mund verrдt des Herzens Grund.

По грамматической структуре ФЕ могут быть словосочетаниями,

предикативными сочетаниями и предложениями. Опираясь на характер значения,

возникающего в результате взаимодействия структуры, сочетаемости и

семантического преобразования компонентного состава М.Д. Степанова и И.И.

Чернышева выводят структурно-семантическую классификацию фразеологизмов

[38, 216-226]. Она включает в себя 3 группы:

1) фразеологические единства;

2) фразеологические сочетания;

3) фразеологические выражения.

1. Фразеологические единства в большинстве своем являются значительным

подклассом фразеологии. В их основе лежит семантическая трансформация.

Фразеологическое значение создается изменением значения всего комплекса

компонентов. Что касается структуры фразеологизмов этой группы, то все

синтаксические модели являются вариативными синтагмами. Это синтаксические

модели и словосочетания, члены которых связаны между собой подчинительной

связью.

К группе фразеологических единств М.Д.Степанова и И.И.Чернышева относят

также словопары и компаративные фразеологизмы. Они называют их

фразеологические единства с выраженными структурными свойствами.

Главным структурным признаком словопар является то, что они представляют

из себя бинарные словосочетания, т.е. состоят из двух лексем, принадлежащих

к одной и той же части речи. Словопары являются очень продуктивной группой.

Наряду со старыми мы можем наблюдать большое количество словопар,

образованных совсем недавно. С точки зрения семантики словопары имеют

обобщающий характер. Отсюда можно выделить следующие способы

фразеологизации:

1) обобщенное значение возникает на основе метафорического или

метанимического переноса значения бинарных словогрупп;

2) обобщенное значение возникает на основе семантической консолидации

обоих компонентов бинарного словосочетания;

3) обобщенное значение возникает на основе тавтологической связи

одинаковых частей речи. Такие словопары называются тавтологическими.

Компаративными ФЕ называются устойчивые и воспроизводимые сочетания

слов, фразеологическая специфика которых основывается на традиционном

сравнении. Структурно-семантическое своеобразие ФЕ этой группы состоит в

том, что характеристика свойства или действия происходит через

сравнительную группу или сравнительное придаточное предложение, вводимое

союзами als, wie; как, словно. Например: j-n fliehen wie die Pest; трещать

как сорока. Сравнительная группа или придаточное предложение характеризует

свойство или действие, состояние через конкретный образ, сопоставление с

которым показывает, как представлено то или иное качество, как происходит

то или иное действие. В рамках семантики компаративной фразеологии

характерно значение, характеризующее интенсивность движения, степень

проявления какого-либо свойства, оценка. Например: dumm wie die Sьnde; глуп

как пробка. Семантическая трансформация состоит в том, что группа сравнения

в сочетании с компонентом получает новое значение. Вторым отличительным

свойством компаративных фразеологизмов является твердо фиксированная

сочетаемость устойчивого сравнения со строго определенным кругом

прилагательных, глаголов. Это дает основание считать компаративные

фразеологизмы двучленными структурами.

2. Фразеологические сочетания - это ФЕ, возникающие в результате

единичного сцепления одного семантически преобразованного компонента. Для

семантики подобных фразеологических единиц характерна аналитичность и

сохранение семантической отдельности компонентов. Например: ein blutiger

Anfдnger - совершенный новичок.

Фразеологические сочетания могут быть терминологического и

нетерминологического характера (см. семантическая классификация). Например:

der schwarze Markt; черный рынок.

3. Фразеологические выражения - это единицы, которые по своей

грамматической структуре являются предикативными сочетаниями слов и

предложениями. По коммуникативной значимости здесь различаются следующие

разновидности:

1) общеупотребительные пословицы, например: viele Kцche verderben den

Brei; у семи нянек дитя без глазу.

2) поговорки, например: da liegt der Hund begraben; вот где собака

зарыта;

3) устойчивые и воспроизводимые междометия и модальные выражения,

например: mein lieber Mann; черт побери.

Состав первой и второй группы фразеологических выражений может быть

дополнен единицами, восходящими по своему происхождению к художественной

литературе и публицистике. Эти фразеологические выражения традиционно

обозначаются как крылатые слова (geflьgelte Wцrter). Все фразеологические

выражения имеют единичную сочетаемость компонентного состава и

специфическую разновидность семантического преобразования.

Многие пословицы возникли именно таким образом. Эти яркие, образные

выражения часто носят шутливый, юмористический характер. Одним из факторов,

усиливающих экспрессивную окраску ФЕ, является необычное сочетание

компонентов, сложение смыслов, не встречающихся в свободных словосочетаниях

и предложениях.

В процессе фразеологизации переменных сочетаний возможны и искажения

слов.

Вторичная фразеологизация происходит вследствие фразеологической

деривации, т.е. образования ФЕ от ФЕ путем обособления фразем, входящих в

состав более сложных фразем или в состав ФЕ со структурой предложения.

Вновь образованная фразема начинает жить самостоятельной жизнью, но её

значение и тип переосмысления определяется семантикой исходного

фразеологизма.

Ряд фразем образован от пословиц. Пути образования фразем от пословиц

следующие:

1) обособление начальных компонентов;

2) обособление срединных компонентов;

3) обособление конечных компонентов;

4) образование фраземы на основе пословицы.

§ 3. Способы образования ФЕ

Можно выделить два основных способа образования ФЕ:

1) первичная фразеологизация;

2) вторичная фразеологизация.

Первичная фразеологизация происходит вследствие:

1) переосмысления переменных сочетаний;

2) переосмысления устойчивых сочетаний слов нефразеологического характера;

3) создания фразеологических единиц, минуя стадию переменного сочетания

слов;

4) искажения компонентов словосочетания.

Распространенным типом фразеологизации является полное или частичное

переосмысление переменных словосочетаний, оборотов с неполной предикативной

структурой и предложений.

Некоторые переменные словосочетания, в результате переосмысления которых

возникают ФЕ, не употребляются в современном языке. Исчезновение исходного

сочетания слов является формальным лингвистическим показателем

немотивированности значения, т.е. полного разрыва связи между значением ФЕ

и буквальным значением её компонентов, которое в свое время явилось основой

для переосмысления. Этот разрыв не зависит от субъективного восприятия, а

обуславливается внеязыковыми факторами, т.е. объективной действительностью,

находящей свое отражение в мышлении, реализуемом в языке.

Очень часто переосмысляются устойчивые сочетания нефразеологического

характера. В первую очередь это относится к терминологическим

словосочетаниям, употребляющимся в буквальном значении. Устойчивое

словосочетание нефразеологического характера, связанное с определенным

явлением прошлого, может исчезнуть из языка, а созданная на его основе ФЕ

продолжает жить. Это является объектным показателем немотивированности

значения.

Многие ФЕ образуются, минуя стадию переосмысления переменного сочетания

слов или устойчивого сочетания слов нефразеологического характера. Образный

характер этих оборотов возникает в результате переосмысления слов, входящих

в их состав. В первую очередь это относится к ФЕ, в основе которых лежит

нереальный образ, порождение фантазии человека.

§ 4. Происхождение ФЕ.

Источники происхождения ФЕ в языке очень разнообразны. По происхождению

фразеологизмы можно разделить на две группы:

1) ФЕ, возникшие и функционирующие в данном языке;

2) ФЕ, заимствованные из иностранных языков.

Создатели большинства ФЕ, возникших в данном языке, остаются

неизвестными. Особенно справедливо это в отношении пословиц. В целом

фразеологизмы - это создание народа, проявление его мудрости и

лингвистического чутья. Во многих ФЕ отражаются традиции, обычаи (Der Gast

ist wie ein Fisch, er bleibt nicht lange frisch. Дареному коню в зубы не

смотрят.) и поверья народа, различные реалии (Ехать в Тулу со своим

самоваром), факты его истории. Многие ФЕ уходят корнями в профессиональную

речь. Переосмысление переменных сочетаний слов - важнейший источник ФЕ.

Многие фразеологизмы имеют литературное происхождение. Первое место из

литературных источников по числу ФЕ занимает Библия (Aus dem Munde der

Unmьndigen wird uns die Wahrheit; устами младенца глаголет истина).

Фразеологизмы библейского происхождения часто во многом расходятся с их

прототипами. Основные типы подобных расхождений:

1) библейский прототип является свободным сочетанием слов, которое

употребляется в буквальном значении. Соответствующий же фразеологизм

создается в результате его переосмысления;

2) изменение формы образного библейского оборота. Это происходит за счет

того, что некоторые библеизмы модернизируются и архаические формы

отбрасываются.

Одним из источников пополнения фразеологии являются заимствования.

Особенно многочисленны заимствования из латинского языка, имеются отдельные

заимствования из греческого и других языков. Заимствованные ФЕ в своем

большинстве носят книжный характер. По способу заимствования фразеологизмы

можно разделить на три группы:

1. Полные кальки. Эта группа состоит из двух подгрупп:

а) в исследуемом языке имеется калька, а её прототип не употребляется,

например: Hunger ist der beste Koch; голод - лучший повар;

б) в исследуемом языке употребляется как калька, так и её прототипы,

например: Der Mensch ist dem Menschen ein Wolf; человек человеку волк; homo

hominem lupus est.

2. Фразеологические единицы, в которые внесены некоторые изменения по

сравнению с оригиналом. Это наблюдается в тех случаях, когда в языках

имеются расхождения в порядке лексем, например: wer zwei Hasen hetzt, fдngt

keinen; за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь; duos qui

sequitur lepores neutrum capit.

3. Позднейшие фразеологические образования на классической основе. К

подобным образованиям относится большая группа оборотов, которые основаны

на античной мифологии, на фактах древней истории. Например: Achillesferse;

ахиллесова пята; Buchse der Pandora; ящик Пандоры.

Многие из этих ФЕ носят интернациональный характер и встречаются в ряде

языков.

§ 5. Соматизмы во фразеологии

Во фразообразовании огромную роль играет человеческий фактор, так как

подавляющее большинство фразеологизмов связано с человеком, с

разнообразными сферами его деятельности. Фактор адресата является важнейшим

элементом коммуникации. Кроме того, человек стремится наделить

человеческими чертами объекты внешнего мира, в том числе и неодушевлённые.

Ещё Ш.Балли утверждал: "Извечное несовершенство человеческого разума

проявляется также и в том, что человек всегда стремится одухотворить то,

что его окружает. Он не может представить себе, что природа мертва и

бездушна; его воображение постоянно наделяет жизнью неодушевлённые

предметы, но это ещё не всё: человек постоянно приписывает всем предметам

внешнего мира черты и стремления, свойственные его личности" [4, 221].

Особую роль в этих коммуникационных процессах играют соматические

фразеологические единицы.

Соматическую фразеологию образуют фразеологические единицы, один из

компонентов которых - название части тела человека или животного. Например:

sich ein Bein ausreissen - лезть из кожи вон; разбивается в лепёшку; aus

einem Munde kalt und warm blasen - лицемерить; двурушничать. Это одна из

обширных и продуктивных групп в корпусе фразеологии. Эта группа по

подсчётам В.П. Шубиной составляет около 15% фразеологического фонда языка

[49, 87].

Широкое употребление соматизмов в составе фразеологических единиц в

значительной степени обусловлено тем, что соматизмы представляют собой один

из древнейших слоёв в лексике различных языков и входят в ядро основного

состава словарного фонда языка.

Популярности СФЕ способствуют также актуальность содержания, яркая

образность, народность, несложность грамматического оформления и

стилистическое многообразие.

Характерной чертой соматической фразеологии является наличие в языках

многочисленных аналогов, очень близких по образной направленности

словосочетаний. Эта особенность резко отличает соматические фразеологизмы

от других тематических групп фразеологических единиц. Совпадение образности

соматических фразеологизмов разных языках объясняется не только

заимствованием, но и общими закономерностями, которые приводят к

возникновению близких фразеологических единиц, демонстрирующих

универсальный характер переноса соматических лексем, их функционально-

семантическую динамику в составе фразеологических единиц [21, 53].

Обилие соматических фразеологизмов в разных языках естественно, так как

"соматические лексемы, входящие в их состав, обладают высокой способностью

метафоризироваться" [41, 106].

Б.С. Данилов и Н.В. Куницкая также указывают на то, что "образование СФЕ

на основе метафорического или метонимического переноса является наиболее

продуктивным фактором их появления" [11, 83].

Почему же названия частей тела так продуктивно используются в качестве

метафорических универсалий? Дело в том, что при назывании нового объекта у

человека возникает ассоциация прежде всего с тем, что ему хорошо знакомо,

что постоянно находится при нём. В первую очередь человек сравнивает

окружающие предметы с самим собой, с частями своего тела. "Благодаря тому,

что части тела постоянно находятся перед глазами они и становятся

своеобразными эталонами для сравнения", - делает вывод Т.Н. Чайко [41,

104].

Однако при создании метафор названия частей тела в разной степени

продуктивны: одни используются очень редко (плечо, подмышка), а другие -

наоборот, очень часто (голова, глаз, нос, рот, язык, шея, нога, хвост). Эти

последние Т.Н. Чайко называет словами с "широким смыслом", способными

передавать многочисленные значения, так как "перенос наименования не только

создаёт наглядность, но и абстрагирует" [41, 105]. Наиболее продуктивными

оказываются лексемы-соматизмы, функции которых в организации человека

наиболее ясны, с этим же связана лёгкость их переосмысления.

Человеческое тело ещё издавна было объектом наблюдения людей. С ним они

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.