Рефераты. Билеты по истории русского искусства XII-XVII вв






- хоры – заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах,

соединенными между собой небольшим деревянным помостом. Снаружи масса храма

также становится монолитнее и проще. Башни для входа на хоры заменяются

узким щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная многокупольность,

столь характерная для более раннего зодчества с конца двенадцатого века

исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее. Первая дошедшая до нас

постройка нового типа – церковь Благовещения у деревни Арканжи под

Новгородом, построенная в 1179 году. Это квадратный четырехстолпный

однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне.

Церковь Петра и Павла на Синичьей горе, выстроенная в 1185-1192 гг.,

полностью совпадая с вышеохарактеризованным типом, имеет одну

примечательную особенность: она выстроена из одного кирпича, без рядов

камня, причем, лежащие в плоскости фасадов ряды кирпича чередуются с

рядами, утопленными в растворе, поверхность которого гладко затерта. Эта

особенность характерна для полоцкого зодчества двенадцатого века и

объясняется, по-видимому, прямым влиянием полоцкой традиции. Не стоит

забывать и церковь Кирилла в Кирилловском монастыре, полностью разрушенную

в годы Второй мировой войны, выстроенную братьями Константином и Дмитром в

1196 году. Летопись сохранила имя зодчего – мастера Корова Яковлевича с

Лубяной улицы. Само здание представляет собой ближайшую аналогию церкви

Спаса Нередицы. В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207

году появляются некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсиде

примыкали с двух сторон апсиды, имевшие полукруглую форму лишь внутри.

Снаружи они были прямоугольные. С трех сторон к основному кубу здания

примыкали пониженные притворы, углы которых, как и углы основного куба,

были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для

Новгорода. Фасады основного куба имели трехлопастные завершения,

соответственно которым делались и покрытия храма. Эту особенность

интересно сравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятника

смоленского зодчества этого периода – церкви Михаила Архангела (1194г.).

Здесь чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска. В XIII веке

появляется новая техника кладки: из грубоотесанной волховской плиты на

растворе из извести с песком. В кладке столбов и сводов применялся кирпич

в форме продолговатых брусков крупного размера. Эта кладка типична для

Новгорода XIII- XV веков. Подобная техника придает поверхности чрезвычайно

неровный вид и скульптурную пластичность. Такова церковь Спаса на Ковалеве

(1345г.) Она имеет еще позакомарное покрытие (чуть позднее оно будет

пощипцовое), однако, при отсутствии трех лопаток на фасадах, с одной

апсидой и тремя притворами. Церковь Успения на Волотовом поле (1352г.).

Одноглавый кубический четырехстолпный храм. Но подкупольные столбы

придвинуты к стенам. Нижние части столбов округлы. Последний прием, впервые

примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал

характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV- XV веков.

3.Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

Одной из самых ярких русских архитектурных школ XII — первой половины XIII

века была владимиро-суздальская школа. От начала и до конца своего развития

она связана с высокой идеей объединения русских земель, выдвинутой

владимирскими князьями и поддержанной мощными общественными силами -

горожанами, заинтересованными в преодолении феодальной раздробленности,

новым социальным слоем — дворянством и церковью.

Начало монументального строительства на северо-востоке связано с созданием

при Владимире Мономахе на рубеже XI—XII веков собора в Суздале, известного

лишь по данным раскопок. Это было шестистолпное кирпичное здание,

возведенное, очевидно, русскими мастерами из Южной Руси. Однако в

дальнейшем киевская традиция не получила здесь развития. К середине XII

века, времени Юрия Долгорукого, относятся одноглавые четырехстолпные,

сложенные из тесаного белого камня храмы в Переславле-Залесском, Юрьеве-

Польском, в княжеской резиденции Кидекша под Суздалем и на княжеском дворе

во Владимире. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152)

сохранился полностью, а церковь в Кидекше в большей своей части. Здания той

поры почти лишены декоративных элементов; только поясок аркатуры с

поребриком проходит по фасадам и верхней части апсид, подчеркивая суровую

мощь гладких белых стен. Тяжелая глава усиливает впечатление непреоборимой

физической силы. Храмы имели хоры и были связаны переходом с дворцом

феодала. Эти первые постройки на Суздальщине сооружены галицкими зодчими.

При Андрее Боголюбском архитектура переживает стремительный расцвет.

Столица переносится во Владимир. Город, красиво расположенный на высоком

берегу Клязьмы, в 50- 60-х годах XII века быстро обстраивают новыми

зданиями, окружают могучими валами с деревянными стенами и белокаменными

воротными башнями. Из них сохранились Золотые ворота (1164) с огромной

торжественной аркой проезда, над которой возвышалась надвратная церковь.

Ворота были одновременно сильнейшим узлом обороны и триумфальной аркой.

Интенсивное строительство свидетельствует о сложении во Владимире опытных

многочисленных кадров строителей. Они восприняли традиции галицкой

архитектуры, быстро переработали их и далее развивали совершенно

самостоятельно. Вместе с тем в памятниках владимирской архитектуры этой

поры чувствуется и прямое участие романских зодчих. Есть сведения, что

Андрей Боголюбский обращался за мастерами к императору Фридриху Барбароссе.

Однако участие романских зодчих не превращает владимиро-суздальскую

архитектуру в вариант романского стиля. Романские черты проявились в

основном в деталях и резном декоре, в то время как общерусские формы,

восходящие к киевским традициям, ощутимы в планах, композициях объемов, в

конструкции. Тяготеющие к разным источникам особенности настолько органично

слиты, что создают совершенно самобытное зодчество, ярко характеризующее

культуру одного из сильнейших русских княжеств этой эпохи.

Крупнейшая постройка времени Андрея Боголюбского - Успенский собор во

Владимире (1158—1161). Поставленный в центре города на высоком берегу реки,

он стал основным звеном великолепного ансамбля. Хотя после пожара 1185 года

собор был обстроен с трех сторон, получил новую алтарную часть и

дополнительные четыре угловые главы, первоначальный облик его ясен.

Стройные пропорции и высота шестистолпного храма подчеркнуты изысканным

декором: аркатурно-колончатый пояс охватывает стены, лопатки осложнены

тонкими полуколоннами с пышными лиственными капителями. Колонки широких

перспективных порталов имели резные капители, а некоторые архитектурные

детали— оковку золоченой медью; шлем двенадцатиоконного барабана главы

сверкал золотом. Столь же эффектен был и интерьер, хорошо освещенный и

богато украшенный драгоценной утварью. Величавый и торжественный Успенский

собор образно утверждал идею главенства владимиро-суздальской земли,

превращая ее столицу в церковный и политический центр Руси.

Лучшее создание владимирских мастеров церковь Покрова на Нерли (1165, ил.

20, 21) — один из величайших шедевров древнерусской и мировой архитектуры.

Она выполнена в великолепной белокаменной технике. Сложно профилированные

пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают движение ввысь композиции

изящного храма, придают ему пластичный, почти скульптурный характер.

Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные

кронштейны, проходит по всем фасадам и под карнизом апсид. Выше аркатурно-

колончатого пояса стены украшены рельефами, сочная резьба декорирует

перспективные порталы. В целом образ храма очень поэтичен, весь пронизан

ощущением легкости и светлой гармонии. Не случайно говорят о музыкальных

ассоциациях, которые рождает церковь Покрова на Нерли. Однако

первоначальная композиция храма была более сложной. Раскопки у его стен

показали, что создатели этого шедевра решали очень трудную задачу: они

должны были поставить храм при впадении Нерли в Клязьму как торжественный

монумент, отмечавший для кораблей, шедших снизу по Клязьме, прибытие в

княжескую резиденцию— соседний Боголюбовский замок. Место, назначенное

князем для строительства, было низменной поймой и в половодье заливалось

водой. Поэтому, заложив фундамент на плотной материковой глине, зодчие

поставили на нем как бы пьедестал высотой около четырех метров из тесаного

камня, точно отвечавший плану церкви. Одновременно с кладкой подсыпали

землю, создавая тем самым искусственный холм, который потом был облицован

каменными плитами. На нем и высилась церковь. Казалось, что сама земля

поднимает ее к небу. С трех сторон храм окружала аркада галереи, в угловой

части которой устроили лестницу на хоры. От галереи сохранился только

фундамент, и первоначальный облик здания в целом восстанавливается лишь

предположительно.

Княжеский замок — Боголюбов-город был построен в 1153—1165 годах на высоком

берегу Клязьмы близ устья Нерли. Его опоясывали земляные валы с

белокаменными стенами. Сохранилась лишь одна лестничная башня с переходом

на хоры собора. Основания стен последнего, как и остатки других частей

ансамбля, раскрыты раскопками.

Дворцовый ансамбль располагался на площади, вымощенной белокаменными

плитами. Его центром был собор, связанный переходом с лестничной башней, от

которой далее также белокаменный переход вел во второй этаж дворца. К югу

от собора через вторую башню шли переходы, выводившие на крепостную стену.

Под переходами были арочные проходы и проезд. Все эти части объединялись

аркатурно-колончатым поясом в единое живописное и торжественное целое.

Фасады украшали барельефы, фресковая роспись, некоторые детали были обиты

золоченой медью. Высокий и стройный дворцовый собор имел необычные для

древнерусской архитектуры круглые столбы-колонны, расписанные под белый

мрамор и завершенные огромными лиственными капителями. Пол хоров устилали

майоликовые плитки, а в самом храме — медные плиты, запаянные оловом и

блестевшие, как золото. По свидетельству летописи, в храме было много

драгоценной утвари. Перед собором на площади стоял уникальный в русском

зодчестве восьмиколонный киворий (сень) с золоченым шатром над белокаменной

водосвятной чашей.

Строительство времени Всеволода III знаменует дальнейший блестящий подъем

владимиро-суздальского зодчества. В архитектуре возникают два течения:

епископское, отрицательно относящееся к развитию скульптурного убранства

храмов, приверженное к строгости их облика, и княжеское, широко

использующее пластику.

Крупнейшим памятником первого течения стал владимирский Успенский собор

после его обстройки в 1185—1189 годах. Фасады почти лишены скульптур; лишь

единичные резные камни были перенесены на них со стен старого собора.

Здание фактически стало новым, более грандиозным сооружением; его объем

приобрел ступенчатое построение, так как окружавшие старую постройку

галереи были несколько понижены. На углах поставлены четыре новые главы,

образовавшие торжественное пятиглавие. В архитектурном образе нового собора

еще ярче выявилась идея силы и царственного величия, пронизывающая все

искусство времени могучего «самовластца» Всеволода.

Эта же идея — апофеоз власти и могущества владимирской земли с большей

силой выражена в Дмитриевском соборе во Владимире (1194—1197).

Первоначально, подобно собору в Боголюбове, храм входил в дворцовый

ансамбль, имел выступающие у западных углов лестничные башни и был связан

переходами с дворцовыми зданиями. Собор принадлежал к обычному типу

одноглавых четырехстолпных храмов, но зодчие наполнили эту традиционную

схему новым содержанием. Торжественная парадность и представительность

храма подчеркнуты величавым ритмом его членений и особенно усилены

богатейшим резным убором. Дмитриевский собор наиболее ярко характеризует

второе течение владимирского зодчества, резко отличное от епископского

строительства любовью к пышному резному убранству зданий В первой половине

XIII века Владимирское княжество дробится на ряд удельных княжении. В

зодчестве определяются две основные линии: ростово-ярославская, где

строительство ведется как из камня, так и из кирпича-плинфы, и суздальско-

нижегородская, развивающая традиции белокаменного строительства и

декоративной скульптуры. Ко второй группе принадлежат соборы Рождества

Богородицы в Суздале (1222-1225) и Георгия в Юрьеве-Польском (1230—1234).

Собор Рождества Богородицы сохранился не целиком. Верхняя часть его после

разрушения полностью построена заново из кирпича в XVI веке. Этот

большой шестистолпный храм с тремя притворами завершался первоначально

тремя главами. Его создатели свободно интерпретировали конструктивную

логику в убранстве фасадов: они пересекали лентой плетенки и резными

камнями лопатки, покрывали резьбой и разрывали бусинами колонки порталов.

На фоне кладки из туфа особенно четко выделяются белокаменные лопатки и

тяги, резной белокаменный пояс и рельефы. Роскошные, «писанные золотом»

медные двери собора отражают любовь к узорочью. Более орнаментальной

становится и внутренняя фресковая живопись. Храм теряет церемонную парадную

представительность, его облик живописен и жизнерадостен.

Эти близкие народной культуре тенденции достигают полного развития в

Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. После перестройки XV века его

внешний облик искажен, а декоративная система нарушена. Первоначально собор

был значительно выше и стройнее. Без существенных изменений сохранилась

лишь нижняя половина здания. Это четырехстолпный храм с тремя открытыми

внутрь притворами. Его светлый интерьер, не имеющий хоров, свободен и

воздушен. Снаружи здание было покрыто резьбой сверху донизу, от цоколя до

закомар. Ковровый растительный орнамент, мастерски нанесенный на

поверхность стены, изысканным кружевом покрывает нижнюю часть здания,

оплетает пилястры и порталы. Аркатурно-колончатый пояс трактуется как

широкая орнаментальная лента. Закомары собора, так же как и архивольты

(арочные завершения) порталов, приобретают килевидное очертание. На фоне

плоского коврового узора выделяются исполненные в высоком рельефе

изображения животных и чудищ, приобретающих фольклорную окраску. В

закомарах размещались крупные горельефные композиции на христианские темы.

Религиозно-политическая и народно-сказочная тематика сплетается в

неповторимом резном уборе собора, своеобразном гимне владимирской земле.

4. Архитектура Преднепровской школы. Чернигов 11-12 вв.

Памятники киево-черниговской архитектуры XII века отличаются от более

древних композицией и строительной техникой. Кладку стен ведут теперь

исключительно из кирпича-плинфы, но не прежней, почти квадратной, а более

вытянутой формы. Новая техника позволила отказаться от кладки со скрытым

рядом и перейти к более простой в исполнении равнослойной кладке, где торцы

всех рядов кирпичей выходили на лицевую поверхность стен. Это снижало

декоративность поверхностей стен. Чтобы не обеднить фасады, зодчие начали

вводить дополнительные, легко выполнимые из кирпича элементы декора -

аркатурные пояски, многоуступчатые порталы, объединенные в одну композицию

окна и т. д. Важным элементом фасадов стали массивные полуколонны,

прислоненные к лопаткам и делающие стену более пластичной. При этом

полуколоннами усложняли только промежуточные лопатки, угловые же оставляли

плоскими. Как и в XI веке, каждое членение фасада завершалось полукруглой

закомарой. Поскольку принцип соответствия декора стены строительному

материалу сохранялся, стены, как было и прежде, часто не покрывали

штукатуркой.

Несколько памятников начала XII века сохранилось в Чернигове. Таков

шестистолпный собор Бориса и Глеба, недавно восстановленный в

первоначальных формах, но без примыкавших галерей, прежний облик которых

точно не установлен. Вероятно, к их убранству относились найденные здесь

при раскопках белокаменные капители, покрытые великолепной резьбой. Собор

Елецкого монастыря, также шестистолпный, в юго-западном углу имел

встроенную маленькую часовню. Черниговские мастера создали и пример

бесстолпного решения, применявшегося для наименьших по размеру церквей, -

Ильинскую церковь. Поддерживающие барабан купола подпружные арки опираются

здесь не на столбы, а на пилоны в углах помещения. Это единственная

бесстолпная церковь XII века, сохранившая своды и главу. Фасады некоторых

черниговских построек были частично оштукатурены и расчерчены на квадры,

имитирующие кладку из белокаменных блоков. В этом, видимо, сказался интерес

к белокаменному зодчеству.

Политически связанное с Черниговом Рязанское княжество следовало

архитектурным вкусам своей митрополии. Столица княжества была огромным,

красиво расположенным на высоком берегу Оки городом, защищенным гигантскими

земляными валами (ныне городище Старая Рязань). Здесь раскопками открыты

развалины трех каменных храмов, из них два относятся к первой половине XII

века. Это шестистолпные соборы; один из них имел три притвора. Как и в

Чернигове, в рязанских постройках при кирпичной кладке применялись резные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.