Рефераты. Билеты по истории русского искусства XII-XVII вв






белокаменные детали. Очевидно, что их и возводили черниговские мастера.

Рязань, жившая в очень трудных военно-политических условиях, видимо, не

имела своих строителей.

Чрезвычайно яркая архитектурная школа существовала на рубеже XII и XIII

веков в киево-черниговских землях. В это время здесь было возведено

несколько храмов, выдающихся как по своим художественным качествам, так и

по смелости конструктивного решения. Одним из таких шедевров является

церковь Пятницы в Чернигове. Несмотря на традиционную схему плана,

четырехстолпный храм с тремя апсидами совершенно необычен по облику.

Сложные пучковые пилястры влекут глаз к завершению здания, поражающему

своеобразием конструктивного и художественного замысла. Зодчий-новатор

полностью изменил систему сводов: не только перекрыл углы сводами в

четверть окружности, но и сильно поднял несущие барабан подпружные арки.

Таким образом, здесь впервые в русском зодчестве была применена ступенчато

повышающаяся к центру систем арок. Динамическое нарастание верха,

устремленность здания вверх получили закономерную конструктивную

основу. Фасады завершались трехлопастной кривой, отвечающей конструкции

сводов, а ступенчатые подпружные арки образовывали основу второго яруса

комар. Подножие стройного барабана окружали декоративные закомары-

кокошники Стремительное движение ввысь еще больше подчеркивалось

заостренным очертанием закомар. Фасады храма очень нарядны: мастер любовно

украсил их простым, но изящным решетчатым кирпичным поясом и лентами

меандра.

К той же группе принадлежит церковь Василия в Овруче (90-е годы XII века)

не вполне верно восстановленная в начале XX века. Явная близость

этого памятника церкви Пятницы в Чернигове заставляет полагать, что

первоначально своды его также был ступенчатыми, а композиция объема в целом

не статичной, а динамичной. Фасады украшены декоративными вставками в виде

больших валунов, а к углам западного фасада примыкали две круглые

лестничные башни. Купол был некогда покрыт золоченой медью. Церковь Василия

- дворцовый храм князя Рюрика Ростиславича, имевшего, по словам летописца,

«любовь несытну о зданиях». Почти несомненно, что ее автором был любимый

мастер князя Петр Милонег, о творчестве которого есть восторженное

упоминание в летописи, сравнивающей Милонега с библейским зодчим

Веселиилом. Очень вероятно, что тот же Милонег строил и черниговскую

церковь Пятницы и вскрытую раскопками церковь Апостолов в Белгороде,

отличавшуюся особой роскошью внутреннего убранства.

5. Архитектура Московского Кремля.

В Центре столицы, на живописном холме над Москвой-рекой, высится

создававшийся талантом и трудом многих поколений неповторимый ансамбль

Кремля. Первое упоминание о Москве мы находим в документах 1147 г., однако

раскопки в Кремле показывают, что здесь уже были поселения во второй

половине первого тысячелетия до нашей эры. При князе Иване Калите в 1339-

1340 гг. из мощных дубовых стволов были сооружены новые стены. А уже при

Дмитрии Донском, когда москвичи готовились к решительной борьбе с татарами,

стены и башни Кремля были выложены из белого подмосковного камня.

“Царствующим градом” называли Москву при Иване III, когда она во второй

половине XV века стала столицей объединенного Русского государства. К этому

времени относится самое большое строительство Кремля. Три угловые башни -

круглые. Первая из них - Водовзводная, возле Б. Каменного моста. Она

названа так потому, что в ней был устроен первый в Москве водопровод для

орошения кремлевских садов. В верхних этажах башни помещались огромные баки

для хранения воды. Башня была построена в конце 1480-х годов. Одновременно

с ней была возведена вторая угловая башня - Беклемишевская, или

Москворецкая,- возле Москворецкого моста. По преданиям, она получила свое

название по имени бояр Беклемишевых, двор которых находился поблизости.

Третья угловая башня - Собакина, или Угловая Арсенальная, возле

Кремлевского проезда, вплотную примыкает к Арсеналу, сооружена в 1492 г.

Четыре башни - четырехугольные, проездные. Главная башня, через которую был

парадный въезд в Кремль,- Фроловская, а с XVII века Спасская, построена в

1491 г. под руководством Петра Антонио Солярно. Башня имеет десять этажей,

три из которых заняты механизмом часов. Первые часы были установлены в XVI

веке, нынешние - в 1851 г. Одна из самых высоких и красивых, эта башня

поражает тонкостью и изяществом своих белокаменных резных украшений и

является подлинным шедевром древнерусского зодчества. Одновременно со

Спасской была возведена Никольская башня, возле здания Исторического музея,

украшенная, словно кружевом, белокаменной резьбой. Следующая проездная

башня - Троицкая, возвышающаяся над Александровским садом. Она соединена с

ажурной башней Кутафьей каменным мостом. Когда-то здесь протекала река

Неглинная. Сейчас она заключена в трубу под Александровским садом. Троицкая

башня построена в 1495 г. Возле Оружейной палаты возвышается Боровицкая

башня. Ее название напоминает о тех временах, когда Кремлевский холм был

покрыт бором. Башня была возведена в 1490 г. Московский Кремль с точки

зрения военно-инженерного искусства представлял собой выдающееся

оборонительное сооружение XV века. Каждая башня - самостоятельная крепость.

Стены, поднимающиеся на холмы и сбегающие с них, имеют высоту от 5 до 19

метров и толщину от 3 до б метров. В центре Кремля - древняя Соборная

площадь и расположенные вокруг нее памятники русского зодчества, которые

представляют собой один из наиболее выдающихся архитектурных ансамблей

мира. Увенчанный пятью золотыми главами Успенский собор построен русскими

мастерами под руководством Аристотеля Фиораванти в 1475-1479 гг. Он был

местом торжественных церемоний, здесь венчали на царство русских царей,

хоронили митрополитов и патриархов. Иконостас собора является редким

собранием древнерусской иконописи. Незабываемое впечатление производят

хранящиеся в соборе деревянный резной трон Ивана Грозного, выполненный

русскими мастерами в 1551 г., и великолепный бронзовый шатер мастера

Дмитрия Сверчкова, отлитый в 1625 г. Псковские мастера возвели в 1484-1489

гг. в качестве домашней церкви царской семьи живописную архитектурную

группу Благовещенского собора. Здесь собраны редчайшие иконы работы

выдающихся мастеров XV века-Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с

Городца. Большую художественную ценность представляет роспись стен кисти

Феодосия (начало XVI века). Псковскими мастерами в 1484-1485 гг. построена

также возле западного крыльца Успенского собора церковь Разположения. Рядом

с Благовещенским возвышается строгий и торжественный Архангельский собор,

построенный в 1505- 1508 гг. Алевизом Новым. Четыре массивных столба,

поддерживающих своды собора, расписаны портретами князей Северо-Восточной

Руси, чьи владения вошли в состав централизованного Русского государства.

До Петра 1 Архангельский собор служил усыпальницей русских великих князей и

царей. Здесь находятся гробницы собирателя русских земель Ивана Калиты,

великого русского полководца, героя Куликовской битвы Дмитрия Донского,

князя Ивана III, царя Ивана Грозного и его сыновей. На Соборную площадь

выходит построенная при Иване III в 1491 г. архитекторами Марко Руффо и

Петром Антонио Солярно Грановитая палата - древнейшее гражданское здание

Москвы. Она названа так потому, что ее восточный фасад облицован белым

граненым камнем. В Грановитой палате проходили приемы иностранных послов и

праздничные торжества, заседания земских соборов, государственные совещания

и важнейшие дворцовые церемонии. Поражает великолепием своей внутренней

отделки, резьбой по камню, росписью, изразцами сказочный облик палат

Теремного дворца, построенного в 1635-1636 гг. русскими мастерами Баженом

Огурцовым, Трефилом Шарутиным, Антипом Константиновым и Ларионом Ушаковым.

Два нижних этажа были возведены еще в XVI веке.

6. Архитектура Древнего Пскова.

Зодчество Пскова до XIV века целиком относится к кругу новгородской

архитектуры. Лишь с отделением Пскова от Новгорода и становлением его

политической самостоятельности сложились предпосылки для формирования

собственно псковской архитектуры. Первые признаки этого можно отметить уже

в соборе Снетогорского монастыря (1310), представлявшем почти точную копию

Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Это повторение имело

определенный идейно-политический смысл: противопоставление Снетогорского

собора новгородским архитектурным формам. Видимо, мирожский собор XII века

казался псковичам олицетворением местной архитектурной традиции.

Крупнейшим памятником псковского зодчества второй половины XIV века был не

дошедший до нас Троицкий собор, созданный в 1365—1367 годах на старой

основе здания XII века. Известный нам по весьма точному рисунку конца XVII

века собор сохранял существенные особенности композиции храма конца XII

века: ярусность объема, пониженная западная часть (нартекс), притворы с

трехлопастными фасадами и подчеркивавшие динамику здания пучковые пилястры.

Угловые своды в четверть окружности были опущены, так что центральные

закомары фасадов резко поднимались кверху. Постамент под барабаном, видимо,

отвечающий повышенным подпружным аркам, высоко поднимал главу, имевшую

сравнительно небольшой размер. Сделанная значительно позже деревянная

кровля органически вошла в сложный силуэт собора, основной четверик

которого приобрел шестнадцатискатное покрытие. Позже к восточным углам

собора примкнули симметричные приделы в виде маленьких храмиков с

восьмискатной кровлей. Таким образом, зодчий этого храма продолжил

творческую переработку крестово-купольной системы, начатую русскими

мастерами еще на рубеже XII—XIII веков, и как бы предвосхитил

композиционные приемы русского зодчества XVI века. Последующая история

Пскова более не выдвигала перед архитектурой задач такого масштаба и

идейного значения. Памятники псковской архитектуры XIV и второй половины XV

века пока очень слабо изучены, и судить о процессе развития можно лишь

очень приблизительно. Уже в XIV веке зодчие отказались от кирпича и перешли

к кладке из местной плиты, что вызвало необходимость обмазки фасадов

известковым раствором для предотвращения быстрого выветривания камня. Это

придавало постройкам мягкость, пластичный, как бы лепной характер.

От второй половины XV века хорошо сохранилась небольшая четырехстолпная

церковь Успения в Мелетове (1461—1462). Ее средняя апсида - полукруглая, а

боковые - прямоугольные. При повышенных подпружных арках средние членения

фасадов сильно приподняты, и плоские пощипцовые покрытия образуют такую же

сложную систему, как у Троицкого собора, видимо, вдохновлявшего псковских

строителей. Такое же завершение, возможно, имели псковская церковь Козьмы и

Дамиана с Примостья (1462, верх перестроен в XVI веке) и некоторые храмы

Довмонтова города, открытые раскопками в Пскове.

Даже в XV веке еще сохранились многие элементы, роднившие псковское и

новгородское зодчество. Это понятно: ведь обе школы объединяли общие

традиции, сходные строительные материалы, тесные культурные связи. В таких

условиях больше удивляет самостоятельность псковского зодчества, чем его

близость архитектуре Новгорода.

В XIV—XV веках псковичи значительно чаще строили оборонительные, чем

культовые сооружения. Вытянутая узкой полосой вдоль границ с Литвой и

рыцарским Ливонским орденом псковская земля нуждалась в постоянном

укреплении своих рубежей. Одной из сильнейших каменных крепостей был

Изборск (1330, порестройки XV века), и сейчас поражающий суровым величием

стен и башен. Во второй половине XV века в псковской земле появились

крепости более или менее прямоугольные в плане с башнями на углах, что

позволяло обеспечить фланкирующий обстрел вдоль всего периметра стен. Это

первые на Руси регулярные крепости.

Крупнейшей работой стало расширение укреплений самого Пскова. С 1393 по

1452 год все деревянные укрепления центральной части города — древнего

детинца, который псковичи называли Кромом,— были заменены каменными

стенами. Быстрое расширение территории города сопровождалось постройкой

новых оборонительных линий. К XVI веку общее протяжение крепостных стен

Пскова достигло девяти километров.

8. Архитектура Ярославля 17в.

Художественные памятники Ярославля вплоть до ХVI в. были лишь самобытной

порослью искусства Ростова Великого, а позднее - Москвы. Но в ХVIIв. город

вписывает в историю древнерусской культуры одну из самых ярких ее страниц.

Представители третьего сословия, посадские люди, выступают как заказчики и

строители огромных каменных великолепно украшенных храмов и палат. Размах

строительства ведет к созданию архитектурно-художественной северорусской

школы, которая быстро переросла местные рамки. С середины ХVII в.

многочисленные артели ярославских каменщиков-зодчих работали не только в

родном городе, но и «на каменных и кирпичных делах в Москве и иных городах

по вся годы». В 1640-1650-х гг. ярославцы трудились на Патриаршем дворе в

Москве и в Иверском монастыре. Позже «Ярославля - города каменных дел

подмастерья» возводили соборы в ближних к нему центрах - в Вологде, в

Борисоглебской слободе. В конце века около семисот потомственных

ярославских каменщиков берут подряды на строительство церквей, крепостных

башен, мостов, торговых рядов по всей России от Новгорода до Астрахани, все

дальше распространяя традиционные приемы своего мастерства.

В период усиления феодальной раздробленности Ярославль стал стольным

городом нового княжества, которому принадлежали «Угличе поле, Молога и

страны Заволгские до Кубенского озера». Возвышение города определило начало

больших строительных работ, затронувших в первую очередь территорию

княжеской резиденции на Стрелке. Ее облик можно воссоздать только по

сравнительно поздним летописным источникам и данным археологических

раскопок.

Крепость была деревянной. Вокруг небольшой, вымощенной бревнами площади

теснились избы дружины и многочисленной челяди. Над ними возвышался

двухэтажный деревянный княжеский дворец с просторными сенями.

В 1215 г. Константин «заложил церковь камену на Ярославли на дворе своем во

имя святые Богородицы Успения». Эта первая каменная постройка города,

стоявшая в центре кремлевского ансамбля на Стрелке, не сохранилась. Она

известна лишь по. отдельным археологическим находкам. В ее стены из тонкого

кирпича (плинфы) были вставлены белокаменные рельефы с орнаментами и

масками. Цветной «ковер» пола из поливных керамических nлиток быn одним из

главных украшений интерьера Успенской церкви.

В те же годы каменное строительство развернулось и в загородном княжеском

Спасском монастыре, основанном во второй половине XII в. В 1216 г. здесь

был заложен каменный Спасо-Преображенский собор, оконченный в 1224 г. У юго-

восточного угла еще не завершенного собора в 1218 г. возвели миниатюрную

Входоиерусалимскую церковь, по преданию, в память образования Ярославского

удельного княжества. Эти монастырские сооружения (как и княжеская Успенская

церковь в кремле) не дошли до наших дней.

Спасо-Преображенский собор, выложенный из плинфы, украшенный белокаменными

резными деталями-вставками, был сравнительно большим трехапсидным

крестовокупольным храмом, возможно, с притворами, характерными для целого

ряда памятников начала XIII в. По богатству художественной обработки

фасадов он не уступал наиболее значительным сооружениям своего времени.

Ярославские храмы этой поры строились, скорее всего, прославленными

мастерами соседнего Ростова, которые вели большие работы непрерывно, по

словам летописца, «день ото дня начиная и преходя от дела в дело». Нарядные

и величественные, красно-белые каменные храмы в кремле и Спасском монастыре

четко выделялись на фоне окружающих их деревянных построек.

В начале XIII в. Ярославль разросся далеко за пределы существовавшей тогда

небольшой крепости. Следы застройки этого времени найдены археологами и за

Медведицким оврагом. Вдоль поймы Которосли и, возможно, с напольной стороны

город ограждался тыном. О размерах Ярославля этих лет можно судить по

летописному известию об огромном пожаре в 1222 г., когда «град Ярославль

мало не весь погоре и церкви изгоре 17, двор же княжь... избы огня». Такое

количество храмов само по себе свидетельствует о значительной величине

города.

Среди сооружений Спасского монастыря центральное место занимает древнейшее

здание современного Ярославля – Спасо-Преображенский собор, архитектурная

«биография» которого насчитывает семь с половиной веков. Он возведен в 1505-

1516 гг. на фундаментах первоначальной постройки 1216-1224 гг. столичными

мастерами великого князя Василия III.

Объемное построение этого четырехстолпного трехглавого храма, поставленного

на высокий подклет, с окружавшими егооткрытыми галереями целиком исходит из

многовековых традиций древнерусского зодчества. Однако окончательная

разработка художественного образа памятника, его декоративноеоформление

навеяны современными ему сооружениями Москвы, и в основном новаторскими

формами Архангельскогособора Московского Кремля, созданного итальянцем

Алевизом Новым. На это указывает четкое геометрическое построение форм

здания, поразительная соразмерность всех его частей и деталей, которая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.