Рефераты. Билеты по истории русского искусства XII-XVII вв






«Флор, Иаков и Лавр» (вторая половина XV века). Особенно выразительны

крайние фигуры Флора и Лавра. Они стоят с крепко зажатыми в кулак крестами;

их одеяния похожи на длинные, низко подпоясанные рубашки новгородцев; в

грубоватых лицах, кудрях, расчесанных на прямой ряд, подстриженных под

горшок и небрежно откинутых назад, нет благочестия и смирения, которые

обычны для подобного рода икон. Коренным, новгородским веет от этой иконы,

где рисунок превращен в сложный орнамент.

Стремление передать облик новгородских жителей еще отчетливее проявилось в

иконе «Деисус и молящиеся новгородцы» (1467). Икона разделена на два яруса.

В нижнем представлены члены одной новгородской семьи — мужчины разных

возрастов, женщина и двое детей. Все они в характерных древнерусских

костюмах — коротких одеждах, застегнутых спереди и прдпоясанных, и в

длинных кафтанах, накинутых на плечи. Люди представлены в молитвенной позе

с лицами, обращенными кверху: в верхнем ярусе изображен «горний мир» в виде

деисуса (Христос, Мария, Иоанн Предтеча, архангелы и апостолы). Вероятно, в

композиции иконы содержится намек на особое небесное покровительство,

которым, по мнению новгородцев, пользовались граждане Новгорода по

сравнению с жителями других русских городов.

Еще отчетливее сходная мысль выражена в иконе второй половины XV века

«Битва новгородцев с суздальцами» («Чудо от иконы « Знамение»).

В ней рассказывается об одном из событий в истории Новгорода XII века —

победе новгородцев над суздальцами, осаждавшими город. Икона разделена на

три яруса. В верхнем изображено перенесение чтимой в Новгороде иконы

«Знамение» из церкви Спаса на Ильине улице на Софийскую сторону, в Кремль.

В среднем ярусе представлена новгородская рать, обороняющая стены. На

центральной башне установлена чудотворная икона. Отсаждающего город

вражеского войска отделились три парламентера. Им навстречу из ворот города

выезжают новгородцы. Суздальцы, воспользовавшись временным прекращением

военных действий, посылают в новгородцев тучу стрел, часть которых попадает

в икону. Разгневанная Богоматерь в ответ на это посылает на суздальцев

слепоту и суздальцы начинают убивать друг друга. Тогда нозгородцы,

предводимые Александром Невским, Борисом, Глебом и Георгием Победоносцем,

устремляется на врагов. Суздальцы бегут, новгородцы одерживают победу.

Последняя сцена изображена в нижнем ярусе композиции.

Антимосковская направленность этой иконы, которую условно можно было бы

назвать исторической картиной, не подлежит сомнению. В XV и XVI веках

данный сюжет очень популярен. Под суздальцами подразумевали москвичей, в

борьбе с которыми Новгород отстаивал свою политическую самостоятельность.

Существует несколько вариантов этой темы в иконах XVI века.

Наряду с этой своеобразной публицистичностью новгородской иконописи XV века

в ней можно подметить еще одну важную особенность. Именно в XV веке в

новгородскую иконопись снова интенсивно проникают народные представления,

связанные еще с дохристианскими верованиями. Так, образы многих особенно

чтимых в ту пору в Новгороде икон сочетали черты христианских мучеников с

качествами древнеславянских божеств, покровительствовавших различным

отраслям хозяйства или олицетворявших силы природы. Одним из наиболее

популярных был Илья Пророк, образ которого на русской почве воспринял

некоторые черты древнеславянского языческого бога Перуна Громовержца. Илью

обычно изображали возносящимся на небо на огненной колеснице с огромными

колесами, в которую впряжены красные кони. Параскева Пятница считалась

покровительницей торговли. Святых Флора и Лавра чтили как покровителей

лошадей.

Мир дохристианских представлений запечатлелся в иконе второй половины XV

века «Власий и Спиридон». Среди желтых и красных горок восседают на

престолах святители Власий и Спиридон. В нижней части иконы среди изумрудно-

зеленых горок целые стада коров, коз, свиней, овец. Образ Власия

унаследовал качества языческого «скотьего бога» Велеса, день памяти

Спиридона (12 декабря по старому стилю) падает на день зимнего

солнцестояния, называемого «Спиридонов поворот». Отныне пробудившееся

солнце знаменовало наступление весны, новое оживление природы.

Новгородская иконопись XV века примечательна своеобразием особого духовного

мира и художественного видения, воплотившегося в ней. Яркая красочность,

светоносность, динамика живописи и образов, мощь конкретных

и весомых форм, энергия и сила линии сделали ее одним из замечательных

явлений древнерусского искусства. К концу столетия начинается слияние

местной традиции с московской, но еще долго, на протяжении всего XVI века

живут ее сильные и яркие образы, хранящие отголоски неповторимых творческих

решений предшествующих эпох.

11. Псковская школа иконописи.

Памятники псковской живописи XII-XIII вв. малочисленны, и по ним нелегко

составить отчетливое представление о псковской школе. Правда, от середины

XII века сохранился полный комплекс росписи Спасо-Преображенского собора

Мирожского монастыря, раскрытый из-под записей в 1975—1979 годах. В них

ярко выражена линейная основа фигур, композиции геральдичны, а вдохновенная

экспрессия образов вызывает в памяти первоклассные произведения македонской

живописи XII века. После раскрытия фресок из-под позднейших записей можно

судить и о звучной, активной цветовой гамме росписи. Фрагменты древней

живописи недавно обнаружены при исследовании собора Ивановского монастыря

во Пскове (XII век).

К концу XIII — началу XIV века относится житийная икона пророка Ильи из

села Вы буты (ГТГ). Илья представлен седовласым старцем, сидящим в пустыне

среди красноватых холмов, поросших травой и цветочками; чтобы лучше слышать

обращенный к нему глас божий, он отводит от уха прядь волос характерным,

почти бытовым жестом. На полях иконы в клеймах рассказывается житие Ильи.

По колориту это одна из самых изумительных русских икон. Сочетание

серебристо-голубого, серого с лиловым, розовым, зеленоватым в их неярком,

благородном и слегка приглушенном звучании создает поразительный и

неожиданный эффект. Гармоничность цветовых оттенков, смягченность линий,

спокойный внутренний настрой персонажей роднят эту икону с явлениями

среднерусского искусства, колыбелью которого стали центры Северо-Восточной

Руси — Владимир и Суздаль.

Псковские монументальные росписи XIV— XV веков в чем-то сходны с

новгородскими, но имеют и оттенки художественного своеобразия. Самый ранний

ансамбль — роспись собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря

(1313). Западная стена целиком заполнена монументальной композицией

«Страшного суда», северная масштабным «Успением», во всех остальных частях

собора фрески размещаются тремя горизонтальными рядами. Подобно Нередице,

евангельские сцены распределены свободно и несколько беспорядочно, в

иконографии нередки отступления от принятого канона. Несмотря на

архаичность стиля в целом, ясно читаются новые его оттенки: энергия и

смелость манеры, резкие и сильные блики. Отсюда ощущение неистовой силы и

неповторимый стихийный реализм изображений. Снетогорские мастера кажутся

охваченными сомнениями и «шатаниями», которые более чем на полвека

предвосхищают ереси XIV века.

В последние два года открыты остатки фресковых росписей в храмах Довмонтова

города. Из девяти построек фрески сохранились в восьми. В шести памятниках

фрески датируются XIV веком. В двух церквах — Николы с Гребли (1383) и

Покрова Богородицы (1352, перестройка—1398} живопись имеет такую

сохранность, что может рассматриваться как полноценный источник для

изучения псковского монументального искусства XIV века. В росписи

Никольской церкви, цветной, подробно проработанной, много общего с приемами

псковской иконописи XIV века, особенно в типах лиц. Фрески Покровской

церкви, сдержанные по колориту, созвучны по иконографической программе и

эмоциональной окраске образов росписи Спаса на Ковалеве в Новгороде.

Традиционный характер псковского искусства XV века демонстрируют фрески

Успенской церкви в селе Мелетове (1469). Основы живописной манеры XIV века,

в частности росписей Феофана Грека, сохранились здесь в удивительной

свежести. Правда, для мелетовской росписи характерна измельченность

композиций и увеличение их числа на стенах храма. Это явление новое,

свойственное всему византийскому миру конца XIV — первой половины XV века.

Фрески Мелетова показывают своеобразие местной культуры сравнительно с

новгородской. XV столетие в Новгороде— век иконописи, во Пскове фреска

полностью сохранила свой удельный вес в системе изобразительных искусств.

Дошедшие до нас псковские иконы немногочисленны и очень стабильны по своим

художественным свойствам. Одна из наиболее значительных — «Собор

Богоматери» (XIV век). Почти весь фон иконы занимают сплошные темно-зеленые

горки. Посредине Богоматерь, восседающая на розовом троне, построенном

несимметрично и необычно замысловато; наверху представлены фигуры ангелов

без крыльев: это смелое иконографическое новшество, не встречающееся больше

в русской иконописи, своего рода живописная ересь. Трон окружают очень

выразительные по облику и жестам волхвы, ниже — аллегорические изображения

Земли и Пустыни. Колорит иконы поражает глубоким сочетанием темно-зеленого,

белого и розового цветов, излюбленным в псковской иконописи, с некоторыми

изменениями оно повторяется и в иконах XVI века, например в «Сошествии во

ад». Здесь вместо розового цвета художник применяет светло-красный, смело

сопоставляя его с таким же, как и в иконе Третьяковской галереи, темным

бутылочно-зеленым.

К этой группе близка по колориту и икона более ранняя, изображающая святых

Параскеву Пятницу, Григория Богоcлова, Иоанна Златоуста и Василия Великого

(конец XIV — начало XV века). Особенно запоминается в ней строгое, почти

суровое выражение лиц; написаны они в энергичной манере, несколько

напоминающей почерк Феофана. Традиционность языка псковской иконописи

проявилась ив «Троице» (XVI век). Она архаична по композиции; в

однообразном симметричном расположении фигур и предметов, в нарочитой

повторяемости жестов, преобладании светло-красных красок и обилии орнамента

и золотой штриховки сказывается воздействие народных вкусов. Судя по

сохранившимся памятникам, псковская живопись XV—XVI веков во многом

отличалась от новгородской. Отличие это сказывается в своеобразной

трактовке сюжетов и особенностях колорита, в котором преобладают сочетания

темно-зеленого, белого и светло-красного цветов, лишенных новгородской

яркости и тонко сгармонированных в приглушенную и благородную тональную

гамму.

12. Московская школа иконописи. 15 век.

Московская школа иконописи является самой молодой, она основана в 14 веке.

Она впитала в себя все самое лучшее из традиций Новгородской и Владимиро-

Суздальской школ, но в тоже время отличается своей яркой непохожестью ни на

одну из них. Самой выдающейся личностью московской школы был Андрей Рублев.

Чтобы оценить величие и чудо Рублева, нужно представить себе колорит времен

половины тысячелетия тому назад, представить громадную лесную деревенскую

Русь, раздробленную на удельные княжества, сражавшиеся друг с другом,

сражавшиеся с татаро-монголами, сражавшиеся внутри себя; Русь, изнуренную и

обесчещенную столетиями татаро-монгольского ига; Русь так сильно отставшую

за эти столетия от городской культуры западных стран. Здесь в лесной глуши,

за стенами уединенного монастыря, некий ”смиренный чернец молчаливо и

скромно трудился над иконой в похвалу Сергию“ и из под его кисти возникло

произведение всемирное и всевременное: творение изумительной духовной

высоты, вечный гимн миру согласию среди людей. В московской живописи первой

половины 14 века существовали различные художественные течения (местные и

принесенные из вне). Местная струя должна была восходить к архаическим

традициям 13 века, и она доминировала до приобщения московского искусства к

новшествам “Палеологовского Ренессанса”. К этому направлению относится

икона “Борис и Глеб”, написаная еще во втором десятилетии 14 века. Ее

значение велико не только как художественного произведения, но и как

ценнейшего иконографического документа. Борис и Глеб не стоят на земле, а

как бы парят в воздухе, чудесным образом являясь верующим. Их лица

сосредоточены и печальны. Помимо крестов, намекающих на мученическую смерть

братьев, в их руках мечи - атрибут княжеской власти. Фигуры даны

неподвижными и почти совершенно плоскими. Главный акцент поставлен на линии

- строгой и сдержанной. При всем богатстве красок иконы, ее колорит

отличается редким лаконизмом и последовательностью, поскольку любой цвет с

неизбежностью вытекает из другого. К этому же времени (середина 14 века)

относится икона “Житие Бориса и Глеба“. В лицах русского типа художник

стремился выразить особую доброту и мягкость, подчеркивая тем самым идею

жертвенности, красной нитью проходящую через замечательный памятник

древнерусской литературы рубежа 11-12 веков “Сказание о Борисе и Глебе”. К

сожалению, мы почти ничего не знаем о московской живописи последней трети

14 века. Нельзя упускать из виду, что на рубеже 14-15 веков в Москву

проникла вторая волна из Византии, связанная с завозом большого количества

греческих икон и деятельностью Феофана Грека. Предполагается, что он

приехал в Москву не позднее 1395 года, когда приступил вместе с Симеоном

Черным и своими учениками к росписи Церкви Рождества Богородицы. Феофан

Грек выступал в Москве не только как Фрескист и иконописец, но и как

миниатюрист, украшавший дорогие рукописи фигурными инициалами, заставками и

лицевыми изображениями. Феофан Грек был не единственным греческим мастером,

работавшим в Москве. В записи одной симферопольской рукописи, копирующей

надпись на утраченной иконе, упоминается имя греческого иеромонаха Игнатия,

написавшего в 1383 г. для сына Дмитрия Донского икону “Тихвинская

Богоматерь”. В1397 году Московский Великий князь получил в подарок из

Константинополя икону “ Спаса в белых ризах”. Все эти факты говорят об

оживленной художественной жизни Москвы на рубеже 14-15 веков. Дальнейший

ход развития московского искусства обусловила победа на Куликовском поле.

Стало ясно, на что способны русские люди, вступившие единодушно в борьбу с

общим врагом. Победа обеспечивала ведущее положение московским князьям,

содействовала росту национального самосознания. И эти настроения наиболее

полно отразил Андрей Рублев, чья жизнь была тесно связанна с теми кругами,

которые принимали участие в освободительном движении. Но вернемся к Феофану

Греку, который в 90-х годах 14 века и в начале 15 века становится

центральной фигурой среди московских художников. Он привлекал всеобщее

внимание своим высочайшим артистизмом и широтой своих взглядов. Московская

мастерская Феофана, где греки сотрудничали с местными мастерами,

несомненно, выпускала немало икон для украшения быстро разраставшихся

иконостасов. Вероятно, Феофан был первым, кто ввел в иконостасную

композицию полнофигурный деисисный чин, что сразу привело к резкому

увеличению иконостаса. На этом пути продолжателем Феофана был Андрей

Рублев, который довел высоту чиновых икон до 3-х с лишним метров.

Сохранилось несколько икон, вышедших из мастерской Феофана “Донская

богоматерь” с “Успением” на обороте. Однако до нас дошли и такие

произведения, которые были выполнены московскими мастерами под

непосредственным влиянием Феофана и работавших в Москве греков

(“Распятие”). Эти иконы по своим плотным краскам очень близки к

произведениям станковой живописи. В них нет того открытого чистого цвета,

который утвердился в русской иконописи 12 века и который так явственно

ощущается в ряде московских икон первой половины 14 века. Такой именно

открытый цвет находим мы в маленькой иконе с изображением 6-ти праздников.

Стиль московской иконы, с ее легкими изящными фигурами, с ее динамичными

композициями, с ее смелыми цветовыми сопоставлениями, указывает на конец 14

века, иначе говоря, на то время, когда уже работал Андрей Рублев. С

Рублевым московская школа иконописи обретает свое лицо. Ему удалось

сплавить в единое целое местные традиции и все почерпнутое из произведений

византийских мастеров. Многим он был обязан Феофану Греку, с которым вместе

работал. Но по складу своего лирического дарования, Рублев был антиподом

ему. Рублеву остались чуждыми его суровые, полные драматизма образы. Его

идеалы иные - более созерцательные, более просветленные. Он отмел

византийскую переутонченность формы и местные архаические традиции, а

выработал столь совершенный художественный язык, что на протяжении всего 15

века его стиль сделался ведущим, а его личность оказалась овеянной ореолом

великой славы. После смерти Андрея Рублева темп развития московской

иконописи замедлился и лишь с появлением нового мастера, но уже иного толка

и иного склада, - Дионисия, московская иконопись расцвела снова. Второе

тридцатилетие 15 века мало исследовано: отсутствует точно датированные

памятники и летописные свидетельства. Объясняется это тем, что для Москвы

это время было эпохой кризиса. В этих условиях почти прекратилась каменное

строительство, да и спрос на иконостасы был очень маленьким. Главной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.