Рефераты. Художественные стилевые направления в искусстве






изобразительного образа. Во всем чувствовалась простота, мощь, сила,

ясность. Романская архитектура — характерный пример рационального

художественного мышления. Одна из архитектурных форм раннего романского

искусства — центрическая купольная постройка, композиция которой берет свое

начало от Пантеона, построенного сирийцем в 118-125 гг. н.э. в Риме, и

развитая в дальнейшем в баптистерии в- Равенне и дворцовой капелле Карла

Великого в Аахене. Другой тип здания — базилика, также заимствованная на

востоке. Базилика, удлиненное в плане здание, первоначально имела

деревянное покрытие — двускатное для центрального нефа и односкатное для

более низких боковых.

Аркады, вошедшие в обиход в византийской архитектуре, получили

распространение и в романской. Причем зодчие почти всегда удовлетворялись

тем, что использовали колонны, снятые с языческих римских памятников,

вперемежку, разной высоты и ордера, с различными капителями. Эта

особенность чрезвычайно показательна для переходной эпохи, когда старый

канон уже разрушен, а новый еще не создан. В романской архитектуре пяты

арок опирали непосредственно на капители, что очень редко делалось в

античности. Именно этот прием в дальнейшем получил развитие в Классицизме

Итальянского Возрождения, в частности у Ф. Бру-неллески. Колонна, созданная

романской эпохой, потеряла свое гармонично антропоморфное значение. В

отличие от античных, новые романские колонны абсолютно Цилиндричны, без

курватуры, что и было позднее унаследовано Готикой. Пропорции колонн и

капителей следовали моду-То каменной кладки. Форма капители развивала

византийский тип, получаемый от пересечения куба и шара. В дальнейшем она

все более упрощалась вплоть до конической. Романские здания в основном

порывались черепицей в форме «рыбьей Чешуи», известной еще римлянам и очень

Удобной в местностях с дождливым климатом. Толщина и прочность стен были

глав-чым критерием красоты постройки. Суровая кладка из предварительно

обтесанных камней и, в отличие от римской, без последующей облицовки,

создавала характерный, несколько мрачный образ, но украшалась вкраплениями

кирпичей или мелкими камнями другого цвета. С западной стороны перед

романской церковью стояли «римские» сторожевые башни, на вершине которых

размещались «престолы для архангелов». Окна первоначально не остеклялись, а

забирались резными каменными решетками. Для утепления и в целях

безопасности оконные проемы делались очень небольшими и поднимались как

можно выше над землей. Поэтому внутри здание было погружено в полумрак.

Широко использовались винтовые лестницы. Деревянные стропила крыши изнутри

оставались открытыми и лишь в относительно поздний период стали закрываться

«подшивным» потолком. В романскую эпоху появились так называемые

«перспективные» порталы, находившиеся, в отличие от позднейших, готических,

не с западной, а с южной стороны собора, где был главный вход. Каменная

резьба украшала наружные стены соборов. Она состояла из растительного и

зооморфного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических

животных, зверей и птиц, сплетающихся шеями или хвостами — мотивов, также

занесенных с Востока. Скульптурный декор концентрировался главным образом

на капителях, тимпанах порталов и архивольтах сводов. Скульптура

подчинялась архитектуре, что показывает один характерный пример: в одном из

порталов церкви в г. Сенте вместо двадцати четырех старцев Апокалипсиса

скульптор изобразил пятьдесят три, поскольку перед ним было пятьдесят три

клинчатых камня, которые необходимо декорировать. В подобной скульптуре

часто самым причудливым образом смешивались библейские, языческие

фольклорные и экзотические мотивы. Стены собора внутри сплошь покрывались

росписями, которые, однако, почти не дошли до нашего времени. Исключение

составляют оригинальные по стилю и удивительные по экспрессии «каталонские

фрески». Использовалась также мраморная инкрустация и мозаики для украшения

апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности.

Типичными для романской эпохи были надгробные каменные и бронзовые плиты,

вмонтированные в пол с линеарным гравированным изображением фигуры

покойного-

Характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении

декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских — они

перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и

гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считает, что вся эта

фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто

приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Искусство скульптуры и росписи было тесно связано с искусством книжной

миниатюры, расцвет которой приходится именно на романскую эпоху. Однако и

здесь мы не видим единого стиля. В искусстве иллюминирования рукописей

одинаково распространены и предельно геометризованные изображения, и

растительный орнамент, и натуралистические элементы. Особо выделяется стиль

скрип-ториев монастыря Клюни, мастера которых разработали декоративный

мотив из прихотливо изогнутых растительных побегов и листьев аканта.

Было бы неверным рассматривать романское искусство как «чисто западный

стиль». Знатоки, как Э. Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные

азиатские, в частности византийские и персидские, влияния и даже называли

его «азиатским наносом на римской основе». Сама постановка вопроса «Запад

или Восток» по отношению к романской эпохе была бы неверна. В подготовке

общеевропейского средневекового искусства, началом которого было

раннехристианское, продолжением — романское и высшим взлетом — готическое

искусство, главную роль сыграли общие греко-кельтские истоки, норманнские,

византийские, греческие, персидские и даже славянские элементы.

Новые импульсы получило развитие романского искусства в период

правления Карла Великого (768-814, см. Каролинг-ское Возрождение) и в связи

с основанием в 962 г. «Священной Римской империи» Оттоном I (936-973).

Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян,

получая образование в монастырях, где в течение столетий бережно

сохранялись традиции античной культуры.

Художественное ремесло интенсивно

развивалось как в монастырских мастер. ских, так и в городах, в среде

свободных ремесленников и странствующих артелей мастеров. Из стекла

изготавливались сосуды, лампады и паечные витражи — цветные и бесцветные,

геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками. Однако

расцвет витражного искусства наступил позже, в эпоху готического стиля.

Особенно популярна была резьба по слоновой кости. В этой технике

исполнялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг, реликварии, складни —

диптихи и триптихи, навершия епископских посо- ! хов, кресты, а также

олифанты (от лат. elephahtus — слон) — реликварии в форме охотничьего рога

из слонового бивня, ук- I рашенные медальонами с изображением i зверей и

птиц. Развивалась старая кельт- ! екая техника выемчатой эмали по меди и

золоту, главным образом в долине р. Ма-ас, позднее — перегородчатой эмали.

С ;

последней трети XII в. на первое место 1 выдвинулись мастерские г.

Лиможа, про- :

славившегося впоследствии своими расписными эмалями (см. лиможские

эмали). Для романского искусства характерно ши- i рокое использование

железа и бронзы. Из ;

кованого железа изготавливались решетки, ограды, фигурные петли,

замки, оковки сундуков с характерными стреловидными завершениями и

полукруглыми завитками, i Бронза применялась для дверных молотков в форме

голов животных или человека. Из бронзы отливали и чеканили двери с

рельефами — эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения, огромные

купели для баптистериев, канделябры, зооморфные рукомои — акваманилы

(франц. aquamanile от лат. aqua — вода и manus — рука). Многие из таких

изделий происходят из бельгийского г. Динана, откуда их общее название —

динаноерии. Чрезвычайно простая по конструкции деревянная мебель

декорировалась резьбой из геомет- , рических форм: круглых розеток,

полукруглых арок и, вероятно, расписывалась яркими красками. Мотив

полукруглой арки типичен именно для романского искусства, только в эпоху

Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой. Характерным

примером романской орнаментики в архитектуре являются «Большие Розы»

северного и южного фасадов собора Парижской Богоматери, начало

строительства которого относится к XII в. Широко использовались

керамические облицовочные плитки с инкрустированным цветной глиной

орнаментом. С XI в. начинается производство тканых ковров — шпалер (см.

мильфлёры). Орнаментика романских тканей тесно связана с восточными

влияниями эпохи Крестовых походов, особенно Первого Крестового похода 1096-

1099 гг. Крестоносцы, возвращаясь домой, заворачивали христианские реликвии

в дорогие восточные ткани, византийские, сасанидские, изобразительные

мотивы которых з «зверином стиле» восходили к художественным традициям

Древней Месопотамии. Отсюда излюбленные мотивы романского декора:

«геральдические» орлы, мотивы «древа жизни» и изображения вписанных в круг

грифонов.

S. В романском искусстве из-за его неоднородности и отсутствия единого

стиля всегда выделяли множество региональных художественных школ. В конце

XIX столетия в понятие «романское искусство» включали также «ломбардское»,

«саксонское» (см. ломбардская школа; саксонское искусство) и даже

византийское искусство V-XI1 вв. Основанием для такого объединения,

несмотря на явные различия художественных форм, была общность христианской

идеологии, использование «романских» архитектурных элементов: куполов,

полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных построек. Однако

помимо дуализма Запада и Востока в романском искусстве были сильны различия

Юга и Севера. На Севере, в Ирландии, выделялась «винчестерская школа»

книжной миниатюры с характерными кельтскими орнаментами из растительных

побегов, выполненными яркими красками. Там же достигло чрезвычайной высоты

мастерство орнаментальной резьбы по камню и дереву характерного плетеного и

«абстрактного звериного орнамента». Важно, что по-

лобные мотивы, вероятно, имели более глубокие корни и беспрепятственно

пересекали границы, поскольку аналогичные орнаменты встречаются в

новгородской и владимиро-суздалъской резьбе. Если романское искусство

Восточной Европы находилось под сильным влиянием Византии, то, к примеру,

искусство юга Италии, Сици-лии и Калабрии в большей мере арабское, чем

византийское. Начиная с VIII в., из Ирана и Сирии через Египет и Северную

Африку сюда проникали, как некогда финикийские, влияния мусульманского

искусства арабов: приемы купольной и арочной архитектуры, керамика,

торевткка. К этому же «арабскому» течению относится испано-мавританское

искусство и значительная часть архитектуры Южной Франции. В целом искусство

романской эпохи похоже на огромный котел, в котором еще только начинают

приготовляться «лучшие блюда европейской кухни» готического средневековья.

Поэтому романское искусство лишь условно можно назвать историческим типом

искусства, а выражение «романский стиль» неверно по существу (см. также

штауфеновский ренессанс).

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma — Рим) —

одна из двух, наряду с Классицизмом, основополагающих тенденций

художественного мышления. Однако исторически сложилось, что этим словом

стали называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII в.

романтическим или «романическим» называли все необыкновенное,

фантастическое, то, что происходит «как в романах». Романтическая,

возвышенная поэзия считалась тогда единственно достойным видом искусства.

Но существовало и другое толкование термина: романтическое — это искусство

романских народов, преимущественно средневековое, которое

противопоставлялось классическому, античному. Французское слово «roman»

первоначально означало литературные произведения, написанные не на

классической латыни, а на вульгарных, народных наречиях. Поэтому под

романтическим искусством сначала понимали искусство средневековья, включая

Возрождение, не выделявшееся в особую эпоху. Современное название «роман» —

драма для чтения, чаще любовная история, композиция и стиль которой

отклоняются от классических правил. Отсюда же происходит и слово романс

(франц. romance, ст. франц. romanz).

С происхождением слов «роман», «романс» связано осознание романтики

как свойства человеческой души. Понятие романтики шире романтизма.

Романтические чувства, мечты, романтический поступок — это всегда нечто

возвышенное, благородное, бескорыстное, не связанное ни с каким расчетом и

потому восторженное, оторванное от реальности и устремленное к некоему

туманному, несбыточному идеалу.

Хорошо известно следующее высказывание В. Белинского, который в слове

«романтизм» видел, прежде всего романтику. «Романтизм... таинственная почва

души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные устремления к лучшему

и возвышенному... Романтизм есть ни что иное, как внутренний мир души

человека, сокровенная жизнь его сердца... и поэтому почти каждый человек

романтик...» . В этом смысле романтика и романтизм существовали и будут

существовать всегда. Романтика — смутное ощущение бесконечности мира,

времени и пространства. Романтическое сознание — непременное свойство

всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное,

субъективное, религиозное, интимное переживание непознанного,

таинственного. На протяжении жизни человека романтика как определенная

мечтательная тенденция умонастроения ищет своего выражения в различных

действиях, в том числе и в художественной деятельности.

Романтика, безусловно, является основой Романтизма в искусстве.

Романтическое мироощущение может проявляться в самых разных художественных

направлениях, течениях и стилях. Романтизм свойствен искусству вообще и

является неотъемлемой основой художественного сознания. Но в различные

исторические эпохи мечта об идеале прекрасного, недостижимого в

действительности принимает различные формы. Немецкий философ-романтик Ф.

Шлегель говорил, что и «обращение к античности порождено бегством от

удручающих обстоятельств века» 2.

Благодаря всепроникающему романтическому началу художественного

творчества, Романтизм не только противостоит Классицизму, но и связан с

ним. Многие художники были подлинными романтиками Классицизма: А. Мантенья,

Н. Пуссен, К. Лоррен, Дж.-Б. Пиранези, П. Гонзага и многие другие.

Романтиками были Рембрандт и апологет академического классицизма Ж.-Д.

Энгр. Поэтому существует даже такой термин «романтический класси цизм».

Романтизм и Классицизм все время «шли рядом» и только во Франции g начале

XIX в. их пути стали расходиться Поэтому в более узком, конкретно-

историческом смысле, под Романтизмом часто понимают определенное

художественное направление конца XVIII — начала XIX вв.. сторонники

которого сознательно, про граммно противопоставляли свое творчество

Классицизму XVII и второй половины XVIII вв. Многие считают, что Романтизм

как художественное направление оформился впервые в английской живописи еще

в середине XVIII в. отчасти под влиянием эстетики Классицизма и пейзажного

стиля английских садов. В 1790-х гг. новаторство живописной техники Т.

Гейнсборо положило начало течению «питтореск», или «пикчуреск» (англ.

picturesque — живописный). Этим термином обозначали живопись романистов К.

Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов, таких как У.

Тёрнер. Английский пейзаж, как и английский пейзажный стиль в парковом

искусстве,— типичный Романтизм, отражавший стремление к естественному,

стихийному ощущению красоты в природе. Вслед за Англией Романтизм получил

распространение в Германии, но там он сразу же приобрел более мистическую

окраску. Великий немецкий поэт Гете выразил противостояние Классицизма и

Романтизма следующим образом: «Античное — идеализированное реальное, со

вкусом и величием (стиль) изображенное реальное;

романтическое — невероятное, невозможное, которому лишь фантазия

придает видимость действительного...» 3. Немецкие романтики, прежде всего

Ф. Шеллинг я Новалис, возродили идеи позднеантичного мистика Плотина о

вечном стремлении души к «Бесконечности, превосходящей любую форму»,

которое они также называли «бесконечным желанием души». Под формой имелась

в виду художественная форма ;

Классицизма. Отсюда особый интерес немецкого Романтизма к

национальному средневековью и традициям готического искусства, а также

фольклору кельтов, скандинавов. «Поэмы Оссиана» Дж. Мак-ферсона (1760-1773)

явились в этом смысле «сигналом» к всеобщему увлечению Романтизмом. Молодые

немецкие романтики,

Bode W. Goethes Aeslhetik. Berlin, 1901, S.65-66.

до выражению Г. фон Клейста, «рвались сдернуть венок с чела Гёте».

Программным органом немецких романтиков был -Журнал «Атенеум» (Athenaum)

под редакцией Ф. и А. Шлегелей (1798-1800). Отсюда же романтическое

увлечение католическим Барокко. Не случайно некоторые течения Романтизма в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.