изобразительного образа. Во всем чувствовалась простота, мощь, сила,
ясность. Романская архитектура — характерный пример рационального
художественного мышления. Одна из архитектурных форм раннего романского
искусства — центрическая купольная постройка, композиция которой берет свое
начало от Пантеона, построенного сирийцем в 118-125 гг. н.э. в Риме, и
развитая в дальнейшем в баптистерии в- Равенне и дворцовой капелле Карла
Великого в Аахене. Другой тип здания — базилика, также заимствованная на
востоке. Базилика, удлиненное в плане здание, первоначально имела
деревянное покрытие — двускатное для центрального нефа и односкатное для
более низких боковых.
Аркады, вошедшие в обиход в византийской архитектуре, получили
распространение и в романской. Причем зодчие почти всегда удовлетворялись
тем, что использовали колонны, снятые с языческих римских памятников,
вперемежку, разной высоты и ордера, с различными капителями. Эта
особенность чрезвычайно показательна для переходной эпохи, когда старый
канон уже разрушен, а новый еще не создан. В романской архитектуре пяты
арок опирали непосредственно на капители, что очень редко делалось в
античности. Именно этот прием в дальнейшем получил развитие в Классицизме
Итальянского Возрождения, в частности у Ф. Бру-неллески. Колонна, созданная
романской эпохой, потеряла свое гармонично антропоморфное значение. В
отличие от античных, новые романские колонны абсолютно Цилиндричны, без
курватуры, что и было позднее унаследовано Готикой. Пропорции колонн и
капителей следовали моду-То каменной кладки. Форма капители развивала
византийский тип, получаемый от пересечения куба и шара. В дальнейшем она
все более упрощалась вплоть до конической. Романские здания в основном
порывались черепицей в форме «рыбьей Чешуи», известной еще римлянам и очень
Удобной в местностях с дождливым климатом. Толщина и прочность стен были
глав-чым критерием красоты постройки. Суровая кладка из предварительно
обтесанных камней и, в отличие от римской, без последующей облицовки,
создавала характерный, несколько мрачный образ, но украшалась вкраплениями
кирпичей или мелкими камнями другого цвета. С западной стороны перед
романской церковью стояли «римские» сторожевые башни, на вершине которых
размещались «престолы для архангелов». Окна первоначально не остеклялись, а
забирались резными каменными решетками. Для утепления и в целях
безопасности оконные проемы делались очень небольшими и поднимались как
можно выше над землей. Поэтому внутри здание было погружено в полумрак.
Широко использовались винтовые лестницы. Деревянные стропила крыши изнутри
оставались открытыми и лишь в относительно поздний период стали закрываться
«подшивным» потолком. В романскую эпоху появились так называемые
«перспективные» порталы, находившиеся, в отличие от позднейших, готических,
не с западной, а с южной стороны собора, где был главный вход. Каменная
резьба украшала наружные стены соборов. Она состояла из растительного и
зооморфного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических
животных, зверей и птиц, сплетающихся шеями или хвостами — мотивов, также
занесенных с Востока. Скульптурный декор концентрировался главным образом
на капителях, тимпанах порталов и архивольтах сводов. Скульптура
подчинялась архитектуре, что показывает один характерный пример: в одном из
порталов церкви в г. Сенте вместо двадцати четырех старцев Апокалипсиса
скульптор изобразил пятьдесят три, поскольку перед ним было пятьдесят три
клинчатых камня, которые необходимо декорировать. В подобной скульптуре
часто самым причудливым образом смешивались библейские, языческие
фольклорные и экзотические мотивы. Стены собора внутри сплошь покрывались
росписями, которые, однако, почти не дошли до нашего времени. Исключение
составляют оригинальные по стилю и удивительные по экспрессии «каталонские
фрески». Использовалась также мраморная инкрустация и мозаики для украшения
апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности.
Типичными для романской эпохи были надгробные каменные и бронзовые плиты,
вмонтированные в пол с линеарным гравированным изображением фигуры
покойного-
Характерно отсутствие какой-либо определенной программы в размещении
декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских — они
перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и
гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считает, что вся эта
фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто
приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.
Искусство скульптуры и росписи было тесно связано с искусством книжной
миниатюры, расцвет которой приходится именно на романскую эпоху. Однако и
здесь мы не видим единого стиля. В искусстве иллюминирования рукописей
одинаково распространены и предельно геометризованные изображения, и
растительный орнамент, и натуралистические элементы. Особо выделяется стиль
скрип-ториев монастыря Клюни, мастера которых разработали декоративный
мотив из прихотливо изогнутых растительных побегов и листьев аканта.
Было бы неверным рассматривать романское искусство как «чисто западный
стиль». Знатоки, как Э. Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные
азиатские, в частности византийские и персидские, влияния и даже называли
его «азиатским наносом на римской основе». Сама постановка вопроса «Запад
или Восток» по отношению к романской эпохе была бы неверна. В подготовке
общеевропейского средневекового искусства, началом которого было
раннехристианское, продолжением — романское и высшим взлетом — готическое
искусство, главную роль сыграли общие греко-кельтские истоки, норманнские,
византийские, греческие, персидские и даже славянские элементы.
Новые импульсы получило развитие романского искусства в период
правления Карла Великого (768-814, см. Каролинг-ское Возрождение) и в связи
с основанием в 962 г. «Священной Римской империи» Оттоном I (936-973).
Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян,
получая образование в монастырях, где в течение столетий бережно
сохранялись традиции античной культуры.
Художественное ремесло интенсивно
развивалось как в монастырских мастер. ских, так и в городах, в среде
свободных ремесленников и странствующих артелей мастеров. Из стекла
изготавливались сосуды, лампады и паечные витражи — цветные и бесцветные,
геометрический узор которых создавался свинцовыми перемычками. Однако
расцвет витражного искусства наступил позже, в эпоху готического стиля.
Особенно популярна была резьба по слоновой кости. В этой технике
исполнялись ларцы, шкатулки, оклады рукописных книг, реликварии, складни —
диптихи и триптихи, навершия епископских посо- ! хов, кресты, а также
олифанты (от лат. elephahtus — слон) — реликварии в форме охотничьего рога
из слонового бивня, ук- I рашенные медальонами с изображением i зверей и
птиц. Развивалась старая кельт- ! екая техника выемчатой эмали по меди и
золоту, главным образом в долине р. Ма-ас, позднее — перегородчатой эмали.
С ;
последней трети XII в. на первое место 1 выдвинулись мастерские г.
Лиможа, про- :
славившегося впоследствии своими расписными эмалями (см. лиможские
эмали). Для романского искусства характерно ши- i рокое использование
железа и бронзы. Из ;
кованого железа изготавливались решетки, ограды, фигурные петли,
замки, оковки сундуков с характерными стреловидными завершениями и
полукруглыми завитками, i Бронза применялась для дверных молотков в форме
голов животных или человека. Из бронзы отливали и чеканили двери с
рельефами — эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения, огромные
купели для баптистериев, канделябры, зооморфные рукомои — акваманилы
(франц. aquamanile от лат. aqua — вода и manus — рука). Многие из таких
изделий происходят из бельгийского г. Динана, откуда их общее название —
динаноерии. Чрезвычайно простая по конструкции деревянная мебель
декорировалась резьбой из геомет- , рических форм: круглых розеток,
полукруглых арок и, вероятно, расписывалась яркими красками. Мотив
полукруглой арки типичен именно для романского искусства, только в эпоху
Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой. Характерным
примером романской орнаментики в архитектуре являются «Большие Розы»
северного и южного фасадов собора Парижской Богоматери, начало
строительства которого относится к XII в. Широко использовались
керамические облицовочные плитки с инкрустированным цветной глиной
орнаментом. С XI в. начинается производство тканых ковров — шпалер (см.
мильфлёры). Орнаментика романских тканей тесно связана с восточными
влияниями эпохи Крестовых походов, особенно Первого Крестового похода 1096-
1099 гг. Крестоносцы, возвращаясь домой, заворачивали христианские реликвии
в дорогие восточные ткани, византийские, сасанидские, изобразительные
мотивы которых з «зверином стиле» восходили к художественным традициям
Древней Месопотамии. Отсюда излюбленные мотивы романского декора:
«геральдические» орлы, мотивы «древа жизни» и изображения вписанных в круг
грифонов.
S. В романском искусстве из-за его неоднородности и отсутствия единого
стиля всегда выделяли множество региональных художественных школ. В конце
XIX столетия в понятие «романское искусство» включали также «ломбардское»,
«саксонское» (см. ломбардская школа; саксонское искусство) и даже
византийское искусство V-XI1 вв. Основанием для такого объединения,
несмотря на явные различия художественных форм, была общность христианской
идеологии, использование «романских» архитектурных элементов: куполов,
полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных построек. Однако
помимо дуализма Запада и Востока в романском искусстве были сильны различия
Юга и Севера. На Севере, в Ирландии, выделялась «винчестерская школа»
книжной миниатюры с характерными кельтскими орнаментами из растительных
побегов, выполненными яркими красками. Там же достигло чрезвычайной высоты
мастерство орнаментальной резьбы по камню и дереву характерного плетеного и
«абстрактного звериного орнамента». Важно, что по-
лобные мотивы, вероятно, имели более глубокие корни и беспрепятственно
пересекали границы, поскольку аналогичные орнаменты встречаются в
новгородской и владимиро-суздалъской резьбе. Если романское искусство
Восточной Европы находилось под сильным влиянием Византии, то, к примеру,
искусство юга Италии, Сици-лии и Калабрии в большей мере арабское, чем
византийское. Начиная с VIII в., из Ирана и Сирии через Египет и Северную
Африку сюда проникали, как некогда финикийские, влияния мусульманского
искусства арабов: приемы купольной и арочной архитектуры, керамика,
торевткка. К этому же «арабскому» течению относится испано-мавританское
искусство и значительная часть архитектуры Южной Франции. В целом искусство
романской эпохи похоже на огромный котел, в котором еще только начинают
приготовляться «лучшие блюда европейской кухни» готического средневековья.
Поэтому романское искусство лишь условно можно назвать историческим типом
искусства, а выражение «романский стиль» неверно по существу (см. также
штауфеновский ренессанс).
РОМАНТИЗМ (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma — Рим) —
одна из двух, наряду с Классицизмом, основополагающих тенденций
художественного мышления. Однако исторически сложилось, что этим словом
стали называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII в.
романтическим или «романическим» называли все необыкновенное,
фантастическое, то, что происходит «как в романах». Романтическая,
возвышенная поэзия считалась тогда единственно достойным видом искусства.
Но существовало и другое толкование термина: романтическое — это искусство
романских народов, преимущественно средневековое, которое
противопоставлялось классическому, античному. Французское слово «roman»
первоначально означало литературные произведения, написанные не на
классической латыни, а на вульгарных, народных наречиях. Поэтому под
романтическим искусством сначала понимали искусство средневековья, включая
Возрождение, не выделявшееся в особую эпоху. Современное название «роман» —
драма для чтения, чаще любовная история, композиция и стиль которой
отклоняются от классических правил. Отсюда же происходит и слово романс
(франц. romance, ст. франц. romanz).
С происхождением слов «роман», «романс» связано осознание романтики
как свойства человеческой души. Понятие романтики шире романтизма.
Романтические чувства, мечты, романтический поступок — это всегда нечто
возвышенное, благородное, бескорыстное, не связанное ни с каким расчетом и
потому восторженное, оторванное от реальности и устремленное к некоему
туманному, несбыточному идеалу.
Хорошо известно следующее высказывание В. Белинского, который в слове
«романтизм» видел, прежде всего романтику. «Романтизм... таинственная почва
души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные устремления к лучшему
и возвышенному... Романтизм есть ни что иное, как внутренний мир души
человека, сокровенная жизнь его сердца... и поэтому почти каждый человек
романтик...» . В этом смысле романтика и романтизм существовали и будут
существовать всегда. Романтика — смутное ощущение бесконечности мира,
времени и пространства. Романтическое сознание — непременное свойство
всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное,
субъективное, религиозное, интимное переживание непознанного,
таинственного. На протяжении жизни человека романтика как определенная
мечтательная тенденция умонастроения ищет своего выражения в различных
действиях, в том числе и в художественной деятельности.
Романтика, безусловно, является основой Романтизма в искусстве.
Романтическое мироощущение может проявляться в самых разных художественных
направлениях, течениях и стилях. Романтизм свойствен искусству вообще и
является неотъемлемой основой художественного сознания. Но в различные
исторические эпохи мечта об идеале прекрасного, недостижимого в
действительности принимает различные формы. Немецкий философ-романтик Ф.
Шлегель говорил, что и «обращение к античности порождено бегством от
удручающих обстоятельств века» 2.
Благодаря всепроникающему романтическому началу художественного
творчества, Романтизм не только противостоит Классицизму, но и связан с
ним. Многие художники были подлинными романтиками Классицизма: А. Мантенья,
Н. Пуссен, К. Лоррен, Дж.-Б. Пиранези, П. Гонзага и многие другие.
Романтиками были Рембрандт и апологет академического классицизма Ж.-Д.
Энгр. Поэтому существует даже такой термин «романтический класси цизм».
Романтизм и Классицизм все время «шли рядом» и только во Франции g начале
XIX в. их пути стали расходиться Поэтому в более узком, конкретно-
историческом смысле, под Романтизмом часто понимают определенное
художественное направление конца XVIII — начала XIX вв.. сторонники
которого сознательно, про граммно противопоставляли свое творчество
Классицизму XVII и второй половины XVIII вв. Многие считают, что Романтизм
как художественное направление оформился впервые в английской живописи еще
в середине XVIII в. отчасти под влиянием эстетики Классицизма и пейзажного
стиля английских садов. В 1790-х гг. новаторство живописной техники Т.
Гейнсборо положило начало течению «питтореск», или «пикчуреск» (англ.
picturesque — живописный). Этим термином обозначали живопись романистов К.
Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов, таких как У.
Тёрнер. Английский пейзаж, как и английский пейзажный стиль в парковом
искусстве,— типичный Романтизм, отражавший стремление к естественному,
стихийному ощущению красоты в природе. Вслед за Англией Романтизм получил
распространение в Германии, но там он сразу же приобрел более мистическую
окраску. Великий немецкий поэт Гете выразил противостояние Классицизма и
Романтизма следующим образом: «Античное — идеализированное реальное, со
вкусом и величием (стиль) изображенное реальное;
романтическое — невероятное, невозможное, которому лишь фантазия
придает видимость действительного...» 3. Немецкие романтики, прежде всего
Ф. Шеллинг я Новалис, возродили идеи позднеантичного мистика Плотина о
вечном стремлении души к «Бесконечности, превосходящей любую форму»,
которое они также называли «бесконечным желанием души». Под формой имелась
в виду художественная форма ;
Классицизма. Отсюда особый интерес немецкого Романтизма к
национальному средневековью и традициям готического искусства, а также
фольклору кельтов, скандинавов. «Поэмы Оссиана» Дж. Мак-ферсона (1760-1773)
явились в этом смысле «сигналом» к всеобщему увлечению Романтизмом. Молодые
немецкие романтики,
Bode W. Goethes Aeslhetik. Berlin, 1901, S.65-66.
до выражению Г. фон Клейста, «рвались сдернуть венок с чела Гёте».
Программным органом немецких романтиков был -Журнал «Атенеум» (Athenaum)
под редакцией Ф. и А. Шлегелей (1798-1800). Отсюда же романтическое
увлечение католическим Барокко. Не случайно некоторые течения Романтизма в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14