Рефераты. Анализ состояния туризма в г. Серпухов






    *) с учетом комплексной застройки новых территорий и ликвидации территориальных диспропорций;

 **) с учетом разуплотнения при реконструкции больниц.

На I очередь помимо объектов социального минимума предлагается строительство крупных комплексов обслуживания:

многофункциональный центр (Привокзальная площадь);
многофункциональный центр (Московское ш.);
торговый центр (мегамаркет) («Ивановские дворики»);
торговый центр (супермаркет) (ул. Дашковой);
культурно-досуговый центр (на левом берегу р. Нара на месте перебазируемого ООО “Серпуховский механический завод”);
спортивно-оздоровительный комплекс (на левом берегу р. Нара);
физкультурно-досуговый центр («Ивановские дворики»);

для начала формирования туристического центра, который планируется на расчетный срок, на левом берегу р. Нара намечается строительство туристической гостиницы на 200 мест»

 

Раздел 8. Достопримечательности города Серпухова

 

Серпуховский историко-художественный музей

Уникален Серпуховский историко-художественный музей, который славится не только богатейшей в Подмосковье коллекцией шедевров, но и историей своего создания. Особняк купчихи Анны Васильевны Мараевой стал музеем после революции, в 1920 году. Основой для его коллекции послужили картины, которые владелица дома приобрела у одного разорившегося дворянина. За долгие годы существования эта коллекция преумножена во много раз. В залах музея можно увидеть редкие скульптуры Коненкова, проследить этапы развития русской живописной школы от иконописи до наших дней, а в отделе западноевропейского искусства полюбоваться полотнами голландских, итальянских, французских, немецких, испанских мастеров прошлых веков.  Хозяйка особняка, выстроенного по проекту известного архитектора Р.И.Клейна, по вероисповеданию была старообрядкой. Рядом с музеем стоит церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Архитектор - также Клейн. Церковь открывается раз в год - на Покров. Специально из Москвы приезжают сюда члены столичной общины приверженцев «старой веры». Впрочем, по желанию, хранители музея могут устроить экскурсию по внутренним помещениям храма – в них полностью сохранены старинный иконостас и другие предметы культа.

142206, Московская область, Серпухов, улица Чехова, дом 87

Телефон: (0967) 35-24-19

Факс: (0967) 35-17-53

Выходной – понедельник


Парк имени Олега Степанова

Прямо напротив городского Музыкально-драматического театра - центральный вход в главный Серпуховский парк. Парк имени Героя Советского Союза, жителя нашего города, Олега Степанова.  В XIX веке на этом месте находились винные склады и сараи для хранения производимых в Серпухове товаров. А в конце века здесь был разбит общественный сад - с прудом, павильонами и беседками.  Главным украшением парка является в прошлом двухзальный кинотеатр, а ныне Дворец торжеств "Центральный", в который недавно переехал городской загс.  Около главного входа - памятник Олегу Степанову. В советские годы здесь был и памятник Ленину. Сегодня парк культуры и отдыха имени Олега Степанова является одним из лучших мест проведения досуга, организации массовых мероприятий. Удобное размещение в исторической части Серпухова, транспортная доступность - немаловажные факторы, обеспечивающие популярность этого места среди горожан.

 

Соборная гора

На ней стоял кремль, уникальный, построенный из белого камня. Ради этого материала кремль разберут в советские годы на строительство метро… Но так и не используют… Сегодня можно увидеть только небольшие участки стен бывшей твердыни. При Владимире Храбром на Соборной горе возведена крепость дубовая. Каменная же была построена, предположительно, в XVI веке (1556 год) – после возведения ее принимал Иван Грозный. У каменной крепости было пять башен и три полубашни. Стены были сложены из массивных блоков песчаника в технике полубутовой кладки и похожи на стены московского Китай-города. Они имели ярус нижнего боя и внутренний боевой ход. В 1669 году сгорели деревянные кровли стен. С этого началось их разрушение... С Соборной горы (еще ее называют Красной) виден и Высоцкий монастырь, и собор Николы Белого, и один из самых впечатляющих городских пейзажей – ансамбль посадских храмов. Значение Соборной горы для нашего города то же, что у Московского кремля для Москвы, у Зимнего дворца и Петропавловской крепости для Санкт-Петербурга. Только семь подмосковных городов сегодня имеют кремль. В Серпухове же создан и сегодня реализуется проект "Возрождение Серпуховского кремля". В его рамках ведутся раскопки на Соборной горе, приносящие интереснейшие результаты, открывающие тайны истории древнего города, который сегодня практически не изучен.

 

Храмы города Серпухова

Несомненно, рассматривая достопримечательности города Серпухова, нельзя не сказать про его богатую архитектуру, которая несомненно связана с многочисленными храмами и церквями.

 

Никольский Собор г. Серпухова

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в городе Серпухове храм Николы Белого, занимает бесспорно первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению (он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки).

Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную строительную историю. Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI — начала XVII вв. (в частности, в описях г. Серпухова 1552 г. и 1620 г.).

Высказывалось предположение о том, что в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, принимали участие зодчие из Ярославля. Оно основывается на близости композиционного построения здания, о котором можно составить представление по сохранившемуся старинному рисунку, с характерными особенностями ярославских культовых сооружений XVII в.

В 1713 году издается указ о постройке каменной церкви в честь свт. Николая. Инициатором постройки являлся подьячий Земской избы г. Серпухова Михаил Попов. Уже в марте 1721 года Михаил Попов пишет: "...и ныне я по своему обещанию вместо той ветхой церкви каменную построил и верх на той церкви сделал по чину". В том же году храм освятили.

Храм представлял собой тогда увенчанный одной главой четверик с алтарной пристройкой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Здание было сложено из тесаных блоков местного известняка. Отсюда и происходит ставшее общепринятым местное название храма — Никола Белый. В таком виде памятник просуществовал до 30-х гг. XIX вв.

В 1831 г. был составлен проект перестройки здания церкви. Сохранились проектные чертежи с фасадами и разрезами за подписями: Архитектор Таманский и архитектор Шестаков. Поскольку инициалы обоих зодчих в подписях на чертежных листах отсутствуют, встает вопрос об идентификации этих лиц с теми или иными "каменных дел мастерами", которые известны историкам русской архитектуры.

В собранных М.В. Дьяконовым материалах к словарю архитекторов XVIII-XIX в.в., работавших в Москве и Подмосковье, есть данные о трех Таманских и шести Шестаковых. Однако при ближайшем знакомстве с биографиями всех их, удается выяснить, что поставить свои подписи под сохранившимися в архиве проектными чертежами могли в 1831 г. только двое из них: Федор Михайлович Шестаков (родившийся в 1787 г. и умерший в 1836 г.; академик Императорской Академии Художеств, проектировавший многие культовые постройки для Москвы, Коломны, Дмитрова и т.д.) и Иван Трофимович Таманский (родился в 1775 г., умер в 1850 г.; ученик М.Ф. Казакова; работал в основном в Москве, но часто командировался по делам в различные места Московской губернии).

В 1835 г. началось строительство ныне существующего храма Святителя Николая с приделами святителя Алексия Митрополита Московского и преподобного Кирилла Белоезерского.

Возведенный в 1835-1857 гг. храм Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и отштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная и многоярусная колокольня претерпели в ходе их соору-жения некоторые изменения по сравнению с проектом.

После революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном 2 июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. В 1928 г., во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша" находился именно в храме Николы Белого. Однако и его постигла участь многих храмов Серпухова, в 1929 г. его закрыли. По рассказам старожилов иконы собора были снесены на р. Нара и сожжены на ее льду.

Неприязнь к церкви, кощунственно взращиваемая в людях новой властью, дала себя знать и здесь: колокольня, величественно возносившаяся над городом с середины XIX века, была частично разрушена, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам. Но как рассказывают жители прилегающих к храму домов, наблюдавшие это осквернение, всякий раз на следующее утро образ святого чудо-творца обновлялся, являя Божию силу и будто предрекая новую жизнь поруганному собору.

В каком-то смысле собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нем находилась городская макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны здесь были устроены прачечные. В последнее время пе-ред открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под хим. склад, который был размещен в соборе по настоянию председателя Исполкома города С. Н. Кудрякова с главной целью — избежать сноса храма, а такие предложения были!

В канун 1000-летия крещения Руси о Соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 г. он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. — приходской храм. В 1995 г. во время пребывания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове Администрация города вручила Предстоятелю русской Православной Церкви ключи от храма. В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ небесного покровителя Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского — святого Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300 — пудовый благовестник.

С 2002 года восстанавливать Собор стала входящая в Группу компаний СУ-155 фирма "Стромальянс". В 2003 году уроженцем города Серпухова, — благотворителем Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом 5 тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами.

За последние годы в соборе Николы Белого восстановлены и обустроены кроме главного алтаря еще четыре придельных: во имя святителя Алексия Московского, преподобного Кирилла Белоезерского, новомучеников и исповедников серпуховских и иконы Божией Матери "Поможение родам". Многое сделано по благоустройству территории храма. В ночное время собор Николы Белого словно облит светом, струящимся по стенам и окнам, и как зажженная свеча светит всему городу.

Особого внимания достойна внутренняя роспись собора. На своде купола изображена вся земная история, начиная от предвечного совета Святой Троицы о сотворении мира, ветхозаветных патриархов и пророков, учителей Церкви, до Российских святителей и мучеников. Солнечный свет озаряет храм, проходя между изображений святых апостолов, напоминая об истинном Солнце — Иисусе Христе. Среди икон Спасителя и Его Пречистой Матери, сонм русских святых: святителей и благоверных князей, воинов и монахов и, конечно же, святой Николай Чудотворец в житийном изображении его чудотворений. Храмовая живопись — это библия в красках. Вечная книга, приводящая к спасению, раскрыта для верующих в Серпуховском кафедральном соборе.

Величественные царские врата главного алтаря увенчиваются арочной сенью, на которой расположены иконы страстной седмицы: Вербное воскресение, предательство Иуды, неправедный суд мирского властителя, распятие, погребение и, наконец, светлое Воскресение.

 В память о шестерых новомучениках — жителях Серпухова в соборе освящен один из приделов. Но не только живопись и архитектуру возродили в соборе Николы Белого: здесь восстановлена и полноценная приходская жизнь. При соборе сегодня имеется общедоступная библиотека, действуют две воскресные школы: детская и взрослая. Духовенство собора опекает Серпуховский Военный институт, следственный изолятор и детские приют и интернат, педагогический и гуманитарный колледжи...

В соборе находится чудотворный образ Божией Матери "Поможение родам", пред которым совершаются молебны с акафистом, составленным настоятелем собора протоиереем Владимиром Андреевым, а также местночтимые образа святого Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона, мученика Вонифатия, новомучеников и исповедников Серпуховских.

Особо любят и почитают в городе образ Божией Матери «Взыскание погибших». В 2002 году была восстановлена традиция с 23 июля по 23 августа совершать крестные ходы во все монастыри и храмы города с этим образом Божией Матери.

12 июля 2005 года митрополит Ювеналий посетил Серпухов, где состоялось торжественное освящение собора Николы Белого.

Возрождение собора силами всего города — знаменательный знак нашего общего духовного возрождения. Колокольня опять высится над городом, и колокола будят наши уснувшие души, подвигая их к милосердию, покаянию и обновлению нашей жизни.

Духовенство: прот. Владимир Андреев — настоятель, священник Олег Журба, священник Алексий Филатов

Телефон: 8 (4967) 72-49-17

Адрес: Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская, д. 26/12

Проезд: с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее автобусом № 4 до остановки "Никольский собор" или другим автобусом до остановки "ул. Чехова"

Собор преподобного Серафима Саровского города Серпухова

Адрес: Московская обл., г. Серпухов, ул. Пушкина, тер. ОАО "Сеаз" (бывш. Новоткацкая фабрика Коншина).

На рабочей окраине древнего Серпухова фабрикантом Н.Н. Коншиным в самом начале XX в. строится комплекс фабричных зданий, решённых в традициях неорусского стиля. Так, складской корпус имел вид крепостной стены с башней, а контора подражала формам дворца царевича Димитрия в Угличе. Церковное здание колоссальных размеров имеет 5 глав, закомарное покрытие. Истоком для создания такого храма послужили Новгородские церкви XIV - XVI вв., известные своей строгостью и монументальностью форм. Даже теперь, приспособленный для нужд производства, лишённый крестов, закрытый пристройками и новыми цехами храм напоминает об имени великого святого Русской земли прп. Серафима и о таланте архитектора, возводившего этот интересный заводской комплекс.

В настоящее время храм занят производственными помещениями автозавода.

Проезд: от Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее авт. №2 до ост. "Новоткацкая".

 

Спасский храм города Серпухова

Спасский храм построен в 1893-96 гг. на средства серпуховского купца Василия Фёдоровича Астапова на Занарском кладбище (возникло во 2 половине XIX века на городских выгонных землях вдали от жилых построек). Эта церковь была украшением Занарья. Проект комплекса выполнен известным московским архитектором Романом Ивановичем Клейном. Архитектурный ансамбль представляет собой яркий пример "русского стиля" конца XIX — начала XX века. Престолы в приделах были освящены во имя празднования иконе Божией Матери "Знамение" и Трех Святителей. Отдельно стоящая колокольня с парадными воротами (ее верхний ярус разрушен в советское время) образует вход на кладбище, рядом с ней стоят невысокие дома причта. Иконостас был цинковый, позолоченный, иконы в нем представляли изображение событий Страстной Седмицы.

В советское время храм был закрыт и лишился шатра и главок. Его использовали под рыбный склад с коптильней. Вокруг храма построено около 50 гаражей на расстоянии 5...6 метров. Из интерьера сохранились сильно закопченные фрагменты настенной росписи в стиле академической живописи 2 половины XIX века.

Настоятель Спасской церкви протоиерей Николай Боголепов был арестован в 1925 г. Священник Спасской церкви о. Николай Ищенко был расстрелян 23.02.1931 г. в Москве. Священник Пантелеймон Алексеевич Савельев (перед арестом он служил уже в г. Кашире) расстрелян 21 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой. В наше время храм восстанавливается. Богослужения проводятся по субботам, воскресеньям и великим праздникам.

Духовенство: протоиерей Павел Колосов — настоятель

Телефон: 8 (4967) 72-47-60

Адрес: Московская область, г. Серпухов, ул. Чернышевского, д. 52

Проезд: с Курского вокзала до станции "Серпухов", далее автобусами № 5, 11 до остановки "Школа № 5"

Историческая справка

XIXв., 2-я пол. — Занарское кладбище г. Серпухова возникло на городских выгонных землях, вдали от жилой застройки близ Боровской дороги. До 1896 года при кладбище не было храма, строительство которого, во имя Спаса Нерукотворного Образа началось в 1893 году.

1893 г., 22 мая — Астаповым В. Ф., серпуховским купцом 2-й гильдии, получено Удостоверение из Серпуховской Городской Управы на производство "... предположенной им постройки на Занарском Городском кладбище в г. Серпухове, — каменной церкви и при ней небольшой каменной же богадельни с сторожкою..." за его собственный счет.

1893 г., 11 июня — Астапов В. Ф. подает прошение Епископу Дмитровскому Александру, викарию Московскому, о разрешении на постройку им храма на Занарском кладбище в г. Серпухове с Главным престолом во имя Спаса Нерукотворного Образа и с приделами во имя Знамения Божией Матери и Трех Святителей, приложив к письму план храма, "... уже рассмотренный и одобренный Строительным Отделением Губернского Правления" г. Серпухова.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.