В 2001 году началось восстановление храма, стали совершаться молебны и панихиды. При храме организована приходская библиотека. Отрадным событием для всех верующих Новинок стала первая Литургия, совершенная в праздник Пасхи 27 апреля 2003 г.
Сейчас богослужения совершаются в пятницу вечером, по субботам и воскресеньям; начало вечерних служб - 16:00; утренних - 8:30.
.Духовенство: священник Александр Голубев - настоятель.
Адрес: Московская область, Серпуховский район, с. Новинки.
Проезд: от автостанции г. Серпухова автобусом № 24 до конечной остановки.
Новинки расположены у истока реки Речмы, где впадает в нее правый приток - ручей Раменка. По левому берегу Речмы проложено асфальтированное шоссе. Полтысячи лет тому назад, а может быть, и того раньше, появилось здесь поселение Новинская, которое впервые упоминается в Сотной грамоте Высоцкого монастыря в 1555 году. Здесь уже было 10 домов. Ниже по течению находилось четыре дома деревни Аргуновской, что впоследствии будет названа Бегичево.
Разные источники дают уйму названий населенных пунктов этого места: Новинская, Новинок, Новики, Новоселок, Новоселки, Казанское, Ново-Богородское, Богородское, Аргунове, Рагуново, Бегичево - все это Новинки.
В 1620 году здесь возникает деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в приходе которой находились сельцо Малахово, деревни Мартьяново, Арнеево и Кнегино, а также деревня Навсходах. В 1748 году дворцовый комиссар Б. Н. Долгов пожелал построить здесь в своей вотчине новую каменную церковь и через семь лет, в 1755 году кирпичная церковь Казанской иконы Божией Матери и приделом св. Николая была освящена.
На "Геометрическом плане Серпуховского уезда" в 1771 году на месте деревни Аргуновской значится деревня Бегичево, в которой 24 дома, в Новинках - 54 дома. В "Экономическом описании Серпуховского уезда" 1800 года сказано: "...село Новинки с пустошами лежит по обе стороны речки Речмы... в жаркое время шириной бывает в сажень, а в глубину на четверть аршина. В ней рыба: плотва, пескари, гольцы. Вода для употребления людьми и скоту здорова... Сельцо Бегичево (Рагуново тож) с пустошами капитанши Настасьи Ивановой дочери Масловой, прапорщицы Веры Ивановой дочери Никоновой, князя Алексея Алексеевича Долгорукова, помещика Ивана Богданова сына Долгова. Дворов - 10, мужчин - 31, женщин - 45 душ".
В 1812 году из Новинок поступило на службу в ополчение 13 человек.
По "Справочнику..." К. Нистрема в 1852 году следует, что в Новинках было 73 двора, в которых проживало 244 мужчины и 284 женщины. Дома, появившиеся на левом берегу реки Речмы, уже назывались сельцом Казанским.
В 1861 году селом Новинки (Новобогородское), второго стана Серпуховского уезда, владел штабс-ротмистр Василий Иванович Можаров (18 домов, 57 рабочих). Сельцом Казанским (10 домов, 49 рабочих) и деревней Бегичево (Аргуново - 10 домов, 33 рабочих) - владела коллежская асессорша Анна Яковлевна Хребтова.
12 марта 1893 года Серпуховское Земское Санитарно-врачебное общество созвало экстренный "холерный съезд", на котором было намечено открыть на холодное время несколько этапных пунктов: в Турове, Новинках, Дракино, Лужках и Окском. Медицинское общество официально благодарило врача А. П. Чехова за его бескорыстное и полезное участие в деле борьбы с угрожавшей Серпуховскому уезду холерной эпидемией.
До конца XIX века в Новинках действовала церковно-приходская школа, в которую ходили дети из Новоселок, Бегичева, Сераксеева и Воскресенок. В 1896 году в селе появилось земское училище, в которое стали ходить и дети из деревни Соймоново за 5 км. В 1912 году было построено специальное здание земского училища.
В 1903 году в Новинках было 20 домов, в Казанской - 16 домов, в Бегичеве - 14 домов.
Издавна село Жерновка было центром дворцовой волости в Тешиловском стане Каширского уезда. В начале XVIII в. селом владел барон Петр Павлович Шафиров.
В 1726 г. Жерновская волость была пожалована генералу Родиону Михайловичу Кошелеву. По его же заказу в 1758 г. в селе была построена церковь во имя Преображения Господня. Здание храма кирпичное, состоит из бесстолпного двусветного, одноглавого четверика, трапезной и колокольни в два яруса. Структура фасадов, разбитых пилястрами на три прясла, и формы портала восходят к традициям XVII в. Декоративная обработка - в духе провинциального барокко.
В конце XVIII в. село перешло во владение помещиков Мосоловых. Жерновская усадьба имела основания быть замечательной не только размерами (в 1848 г. за Мосоловым числилось 1025 десятин земли), но и в эстетическом отношении. Второе и третье поколение жерновских помещиков были не чужды искусству, один из Мосоловых коллекционировал живопись голландских мастеров. Последним владельцем усадьбы и коллекции был гравер-офортист, академик Николай Семенович Мосолов. В начале XX в. Мосоловы славились своими заводами скаковых лошадей, филиал одного из которых находился в Жерновке.
В настоящее время от старой Жерновской усадьбы сохранилось ничтожно мало (не так давно сгорел деревянный помещичий дом). Фактически вся восточная часть села, та, что в Тульской области, когда-то и была усадьбой.
Храм в советское время был закрыт, а ныне вновь передан Русской Православной Церкви. Настоятелем храма является иерей Дионисий Крюков.
В настоящее время храм частично отреставрирован, в нем регулярно совершаются молебны и панихиды.
Духовенство: протоиерей Дионисий Крюков - настоятель.
Адрес: Московская область, Серпуховский район, с. Жерновка.
Исторические материалы
Приход с. Жерновки расположен на возвышенной лесистой местности в 2 1/2 верстах от Оки и на разстоянии от губерн. г. Тулы 70 вер., уезднаго Каширы 25 вер. и от ст. Московско-Курской ж. дор. также 5 верст. В состав прихода входят село Жерновка и деревня Елокова, отстоящая от церкви в 2 верстах, с населением в общей сложности 211 душ мужскаго пола и 253 душ жен. п. Первоначальное образование прихода, такмо и название его неизвестно; но существующая в с. Жерновке Преображенская церковь основана и отстроена в 1758 году на средства достопамятнаго местнаго благотворителя Генерал-Лейтенанта Иродиона Михаиловича Кошелева (он же храмостроитель и Николаевской церкви в с. Городищах, Каширскаго уезда). Храм села Жерновки каменный; в нем два придела с алтарями: в настоящей холодной во имя Преображения Господня и в теплом приделе во имя св. Чудотворца Николая; оба придела устроены одновременно и снабжены ценною утварью. До 1878 г. приход с. Жерновки был самостоятельным, но с этого года соединен по малочисленности прихожан с Иродионовскою церковию села Хотавок. Особенно чтимыми иконами в приходе с. Жерновки служат иконы Покрова Пресвя-тыя Богородицы и Иверской Божией Матери.
Причт соединенного прихода села Жерновки и Хотавок состоит из священника и псаломщика; церковной земли при Жерновской Преображенской церкви имеется 48 десятин.
..На фасадах Преображенской церкви мы увидим и ленточный руст, и причудливые навершия наличников, и антаблементы, и восьмиугольные медальоны...
Формально все это - средства из арсенала барочной декорации, но по сути - малообязательные фасадные украшения, всего лишь узор, который не влияет на тектонику стены, не вступает в сложные и многообразные связи с архитектурной массой здания. Обращает внимание и легкость архитектурных членений церкви, зрительно подчеркивающих ясную структуру ее объемов, и сама композиция фасадов, традиционно разбитых пилястрами на три прясла, несмотря на то, что четверик перекрыт сомкнутым сводом.
Все это убеждает в том, что зодчие жерновской церкви, как и создатели уже знакомого нам храма в Липицах, ориентировались по преимуществу на традиции и приемы древнерусского зодчества. Налицо свойственная этим приемам особая иерархия архитектурных средств: ведущая роль в создании образа произведения принадлежит группе лапидарных, уравновешивающих друг друга объемов. Их простота и ясность далеки от свойственного барокко динамизма и разнообразия форм.
Храм Рождества Богородицы является одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи, воплотивший в себе черты западноевропейского барокко. Поставленный на высоком берегу Оки кирпичный храм представляет собой двусветную ротонду, перекрытую высоким куполом и завершенную световым барабаном. Массивный циллиндрический объем храма окружен открытой аркадой, соединенной с ним системой крестовых сводиков. По осям пилонов аркады, над карнизом на высоких тумбах-постаментах венчающей балюстрады поставлены фигуры 12-ти апостолов и 4-х евангелистов. Этот храм является наиболее ранней из дошедших до настоящего времени от всей первой половины XVIII в. ротонд. Автор проекта неизвестен, по некоторым предположениям им является итальянский архитектор Карло Фонтано.
Начало строительства храма датируется 1714 годом. Именно в это время князь Григорий Федорович Долгоруков (1656-1723) -сенатор, полномочный посол России в Польше, приступает к осуществлению своего замысла — созданию храма-ротонды в своем имении в с. Подмоклове.
По смерти Г. Ф. Долгорукова имение в Подмоклове переходит к его сыну — дипломату, тайному советнику князю Сергею Григорьевичу Долгорукову, продолжившему строительство храма. Но после смерти императора Петра II, благоволившего к Долгоруковым, и воцарении императрицы Анны, все их семейство попало в опалу. Князь С. Г. Долгоруков был сослан, а его имения арестованы. 26 октября он был казнен, так как открылось дело о его участии в составлении подложного завещания императора Петра II. Строительство храма надолго прекратилось, его закончил сын Сергея Григорьевича, владелец возвращенного императрицей Елизаветой Петровной с. Подмоклово, князь Николай Сергеевич Долгоруков. Храм был освящен в 1754 году. С 1860-х гг. усадьбой владели Васильчиковы.
В книге "Приходы и церкви Тульской епархии" (Тула, 1895 г.) сообщается: "Когда возник приход, неизвестно, но существующий ныне каменный храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы построен в 1754 г. на средства князя Николая Сергеевича Долгорукова, а возобновлен в 1883 и 1893 годах. Особо чтимою иконою в нем почитается древняя икона Владимирской Божией Матери, в честь которой, по случаю избавления от холеры в 1848 г. ежегодно 23 июня после утрени совершается крестный ход".
В 1915 году в храме служил 1 священник и псаломщик. В клировых ведомостях за 1860, 1898, 1915 гг. записано: "Каменное здание церкви с престолом во имя Рождества Богородицы с. Подмоклово построено в 1754 г. кн. Н. С. Долгоруковым. Вместо деревянной колокольни, устроенной на столбах, строилась каменная колокольня с предназначением в нижнем этаже придельного храма во имя Владимирской Божией Матери".
В советское время храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды. В 1980-х гг. на государственные средства был произведен внешний ремонт. С 1993 г. возобновлена приходская жизнь.
Духовенство: протоиерей Андрей Мышонков — настоятель
Адрес: Московская область, Серпуховской район, село Подмоклово
Проезд: по шоссе Москва — Крым, у поста ДПС "105 км" поворот на с. Лукьяново, от с. Лукьяново 7 км. до с. Подмоклово
Подмоклово
Село Подмоклово до XVII века числилось в Тарусском уезде, затем в Алексинском, а с 1929 года в Серпуховском районе. Во времена Ивана Грозного возле Подмоклово "из горы" добывали железную руду, позднее здесь же в каменоломнях добывали поделочный белый камень, так называемый "тарусский мрамор".
В книге "Приходы и церкви Тульской епархии" сообщается: "...Название свое село Подмоклое получило от разлива реки Оки, которая во время весеннего половодья заливает строения названного села... В селе храм во имя Рождества Богородицы", который "...возобновлялся в 1883 и 1893 годах... земская школа с 1870 года".
В допетровскую эпоху Подмоклово принадлежало князьям Голицыным, в начале XVIII века оно перешло к Долгоруковым и оставалось у них до конца этого века. После Долгоруковых селом владели Тютчевы, Петр Фадеевич и Анна Фадеевна, вышедшая замуж за Михаила Николаевича Васильчикова. В 1840-х годах село перешло по наследству к Александру Михайловичу Васильчикову. Выпускник Царскосельского лицея, гвардии подпоручик А. М. Васильчиков был одним из самых богатых помещиков в Алексинском уезде. В 1860 году ему принадлежали 126 дворов крепостных (598 душ крестьян мужского пола), более двух тысяч десятин земли и суконная фабрика под селом Подмоклово.
В 1894 году усадьбу, землю и фабрику приобрел серпуховский фабрикант П. И. Рябов, который владел имением до 1917 года. По данным 1913 года в Подмоклове было 173 двора, в селе проживали 1368 человек.
Скульптуры села Подмоклова
В 7 км к юго-западу от г. Серпухова, на правом крутом склоне р. Оки в с. Подмоклово, расположена церковь Рождества Богородицы, построенная в 1754 г. в усадьбе князя Н. С. Долгорукова. От самой усадьбы остались лишь флигель и часть парка. Но усадебная церковь в Подмоклово сохранилась хорошо. По замыслу и исполнению это исключительное сооружение. Этот памятник имеет форму двухсветной ротонды, перекрытой сферическим куполом с люкарнами. Храм завершен массивным барабаном. Стены церкви кирпичные оштукатуренные. Белокаменный декор — резьба на пилястрах — образует рельефный фриз во втором ярусе ротонды.
Совершенно необыкновенными для храмов России являются скульптурные изображения апостолов и персонажей из Евангелия. Расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга, поставленные на высокие тумбы балюстрады, стоят 16 белокаменных скульптур высотой 1,82 м. Исследование образцов, отобранных из белокаменных фигур в 1973-1974 гг., показало, что известняк, из которого выполнены скульптуры и украшения, на 97-98% состоит из кальцита (углекислого кальция). Плотность камня 2,08-2,14 г/куб. см., водопоглощение 6,5-8,4%. По составу, структуре и физическим свойствам этот белый камень является полным аналогом известняка из мячковских карьеров. Поэтому вполне обоснованно можно предполагать, что крупные монолиты для скульптур доставляли в Подмоклово из окрестностей с. Мячково по Москве-реке и далее по р. Оке к месту постройки.
В истории зодчества России нет другого примера поразительного пренебрежения к постановлению Святейшего синода, который еще в 1722 г. вынес запрет на подобного рода скульптуру в Православной Церкви. Все фигуры, несмотря на то что в течение многих лет они находились на открытом воздухе, сохранили первоначальный облик и не имеют следов разрушения. Лишь тонкая серая корочка выветривания — естественная преграда для проникновения коррозии в глубь материала — и остатки покраски или побелки защищали скульптуры от атмосферных осадков. Вследствие мягкости известняка характер резьбы, украшающий фигуры, близок к резьбе по дереву. Позы и складки одежды весьма пластичны, лица, пальцы рук и ног тщательно отделаны, хорошо выдержаны пропорции всего тела. Скульптура не может оставить равнодушным человека, впервые близко увидевшего эти образцы русского каменного искусства прошлого века. В каждой статуе — классическое совершенство исполнения, неповторимая индивидуальность.
Если двигаться по окружности галереи по часовой стрелке, то вначале слева от входа в церковь располагаются фигуры апостолов Павла, Иоанна и Симона. Далее размещаются изображения двух евангелистов — Луки и Матфея. За ними следуют скульптуры трех апостолов — Филиппа, Иакова и Варфоломея. На южной стороне балюстрады установлены статуи Максима, апостолов Андрея и Иакова. К югу же обращена и фигура евангелиста Иоанна, за которой один за другим идут Марк, Фома и Матфей. Завершается скульптурный ансамбль массивной фигурой апостола Петра с ключами в руке. На цоколе каждой статуи на церковно-славянском языке вырезана глубокая надпись, поясняющая, кто изображен.
Вглядываясь в скульптурные изображения, невольно ловишь себя на мысли, что неизвестный мастер создавал образы не святых, а простых русских крестьян, лишь одетых в церковные одежды и наделенных надлежащими атрибутами святых. Вместе с тем каждая из фигур имеет свою оригинальную позу и выражение, отражающие характерные черты персонажей евангелистских преданий.
В истории русского искусства скульптуры из с. Подмоклова занимают особое место. Несомненно, они представляют следующую ступень по отношению к примитивным каменным фигурам у церкви с. Дубровицы и являются, по существу, настоящей скульптурой, изваянной из местного материала. Вязкость камня и податливость его резцу позволили скульптору выполнить задуманное.
Недалеко от устья Лопасни, впадающей в Оку, на высокой береговой террасе расположена усадьба Турово. Издревле на этом месте находился погост с деревянным храмом - центр Туровского стана Каширского уезда. Вокруг располагалось большое государево село. К Серпухову Турово отошло поздно, в конце XVIII века, и к тому времени было уже селом владельческим.
В середине XIX века Туровым владел известный поэт и публицист И. С. Аксаков.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1848 году и является памятником позднего классицизма времени его упадка, когда отошли в прошлое "старомодные" ротонды и появились всевозможные четверики, которые в недалеком будущем станут украшать "русскими" кокошниками.
Колокольня была построена по проекту архитектора А. Н. Зборжевского в 1877 г.
Церковь была приписной зимней прихода Ильинской церкви, первые сведения о которой относятся к 1578 году, и была в свою очередь деревянной.
Церковь Рождества Богородицы была построена в основном на средства местного помещика А. Н. Писарева. При церкви действовала церковно-приходская школа, свечной завод, просфорная. Территория церкви была обнесена каменной оградой с коваными металлическими решетками.
В тридцатые годы XX века Богородицерождественская церковь была закрыта; богослужебная утварь, иконы разграблены, колокола с колокольни сброшены и разбиты.
В неизменном виде церковь простояла до конца 50-х годов прошлого века. Лишь в годы Хрущёвской "оттепели" были уничтожены завершение храма и колокольня (кроме первого яруса). Здание перестроено в клуб.
В 2000 году зарегистрирована православная община Богородицерождественской церкви села Турово, ведется сбор пожертвований на восстановление церкви.
Духовенство: священник Владимир Кирпичев - настоятель.
Адрес: Московская область, Серпуховской район, с. Турово.
Проезд: от Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее авт. "Серпухов-Турово".
Турово
По сведениям 1859 года в волостном селе Турово на р. Лопасне стояла православная церковь, был в нем 91 крестьянский двор с жителями мужского пола - 452, женского - 485. В своих записках Д. Н. Свербеев сообщает, что в Турово жил помещик Арцыбашев, у которого село было куплено И. С. Аксаковым. О жизни и деятельности публициста, поэта, славянофила Ивана Сергеевича Аксакова, сына писателя С. Т. Аксакова, владевшем в середине XIX столетия Туровом, мало известно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23