Рефераты. Анализ состояния туризма в г. Серпухов






1893 г., 16 июля — "Место избранное для сооружения храма при Занарском Серпуховском кладбище находится на городской луговой земле, рядом с кладбищем,... ничем не занято, от жилых сельских построек вдали..." (Благочинный г. Серпухова Богоявленской церкви протоиерей Василий Розанов в Московскую Духовную Консисторию).

 1893 г., 21 августа — утверждено новое строительство каменного храма на Занарском кладбище г. Серпухова: Протокол Московской Духовной Консистории; и начато производство работ.

1896 г., 9 января — закончено строительство церкви Спаса Нерукотворенного Образа на Занарском кладбище в г. Серпухове, о чем свидетельствует в своем отчете статский советник инженер Ф. Шуберский.

1896 г., 30 апреля — состоялось освящение храма.

1893-1896 г.г. — строительство колокольни, богадельни и сторожки при кладбищенском храме Спаса Нерукотворного Образа.

 

Троицкий собор г. Серпухова

Адрес: Московская обл., г. Серпухов, ул. Красная Гора.

На этом месте в крепости стоял деревянный собор ещё во времена Серпуховского князя Владимира Андреевича (XIV в.). В XVI в. его сменил каменный, в 1696 г. он был перестроен на средства архимандрита Московского Спасо-Андроникова монастыря Феодосия, в прошлом священника Троицкого собора.

О значении Троицкого собора в жизни серпуховского края свидетельствуют грамоты великих князей и царей. В 1514 г. грамотой Василия III были подтверждены старинные привилегии духовенства Троицкого собора. Его протопопу люди, приезжавшие торговать в Серпухов, должны были платить таможенную пошлину, треть средств шла на содержание построенного в крепости ещё князем Владимиром Андреевичем Храбрым храма Великомученика Димитрия Солунского. Протопопы собора собирали венечную пошлину со всего Серпуховского уезда. Кто венчался без уплаты её, подлежал штрафу в два рубля (очень большая для тех времён сумма). В XVII в. в соборе был придел святого мученика Димитрия Солунского, разобранный и вновь восстановленный при перестройке в 1837-1841 гг., когда были также изменены завершение колокольни и восьмерик храма, пристроен придел святителя Николая Мирликийского (храм Святителя Николая издревле стоял в Серпуховском кремле южнее Троицкого собора). Фасады храма получили архитектурную обработку в стиле ампир. В проёме кремлевских стен были видны только западный фасад и колокольня (которой в советское время вернули облик конца XVII в., нарушив тем целостность восприятия архитектурного памятника).

Первым по времени обер-священником армии и флота был протоиерей Павел Яковлевич Озерецковский, с 1795 по 1797 г. настоятель Троицкого собора. Он родился в 1758 г. в с. Озерецком Дмитровского уезда Московской губернии, в семье священника, впоследствии игумена Лушановской пустыни Суздальской епархии Макария (ум. 3 июня 1798 г.), и получил образование в духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. По блестящем окончании курса о. Павел был назначен профессором философии и префектом в Переяславскую семинарию, а по её упразднении в 1788г. переведён на ту же должность в Коломенскую духовную семинарию. В Коломне Озерецковский вскоре был рукоположен во священники и определён присутствующим в Коломенской консистории, в каковой должности состоял до 1795 г., когда, возведённый в сан протоиерея, стал настоятелем Троицкого собора в г. Серпухове. Около этого времени открылась вакансия священника при церкви Святого митрополита Петра в Академии наук, и Озерецковский при содействии своего брата тогда уже академика, был определён к означенной церкви 16 января 1797 г., а через два месяца стал и присутствующим Санкт-Петербургской духовной консисто-рии. В том же году он был назначен полевым обер-священником и вскоре обратил на себя внимание императора, который приблизил его к себе, и Озерецковский во всё время царствования Павла пользовался исключительным положением при дворе. Император в день представления ему избранных полевых обер-священников и подчинённых им полковых священников посвятил Озерецковского в свои планы об устройстве особого самостоятельного управления военным духовенством под непосредственным высочайшим наблю-дением и вверил ему это дело, наградил званием обер-священника армии и флота, камилавкой, крестом Мальтийского ордена и предоставил ему право доступа к государю во всякое время дня и ночи. Потом, 6 апреля 1799 г., Озерецковский по высочайшему повелению был назначен присутствующим в Синоде, 4 декабря награждён митрою и крестом, а 9 апреля 1800 г. назначен обер-священником всей армии. Таким образом состоялось отделение в управлении военного духовенства от епархиального, постепенно слагавшееся под влиянием условий военно-походной жизни.

В середине XIX в. в соборе служил протоиерей А. И. Левитский, любитель старины, собиравший документы по истории Троицкого собора и пользовавшийся всеобщим уважением и большим влиянием в городе.

Митрополит Иоанн (Снычев) в книге "Жизнь и служение митрополита Мануила" пишет, что в иосифлянский раскол уклонился и остался непримиримым настоятель Троицкого собора, благочинный церквей Серпуховского округа, священник Александр Анатольевич Кремышенский. В 1931 г. он был расстрелян.

В 1937г. расстрелян настоятель Троицкого собора протоиерей Василий Студницын. Священномученик Василий прославлен в лике Новомучеников и исповедников Российских (память 26 ноября (9 декабря).

В семье настоятеля Троицкого собора, протоиерея Измаила Орленкова (ранее служившего в с. Воскресенское Бронницкого района), родился будущий священник Пётр Измаилович Орленков (1876-1937), арестованный по месту последнего служения в с. Кондрево Коломенского района и 16 ноября 1937 г. расстрелянный на Бутовском полигоне. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. Священомученик Пётр Орленков причислен к лику новомучеников и исповедников Российских (память 3 (16) ноября).

В советское время Троицкий собор был закрыт. В настоящее время в нём размещён филиал Серпуховского историко-художественного музея.

21 сентября 2003 г. собором духовенства Серпуховского благочиния был отслужен первый со дня закрытия храма молебен с водоосвящением.

Проезд: с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее любым автобусом до центра города.

 

Храм Воскресения Христова

Адрес: Московская область, г. Серпухов, ул. Калужская, д.3.

Духовенство: свящ. Виктор Давыдов - настоятель.

Один из некогда самых красивых храмов Серпухова был построен тщанием прихожан братьев Сериковых в 1723 или 1715 гг. Имел два престола: Воскресения Христова и свв. Афанасия и Кирилла Александрийских. Храм был 2-х ярусный, 2-х этажный, на первом служили зимой, на втором летом. Стройной шатровой колокольне вторили стройные пять куполов, высокие светлые церковные стены, украшенные каменными наличниками возносились над древней частью города - подолом и оврагом с речкой Серпейкой. С севера к зданию примыкала 2-х ярусная галерея. Гора, на которой стоит храм, так и называлась - Воскресенская. Убранство Воскресенской церкви, скорее всего, было очень нарядным, но ничего не сохранилось до наших дней. В собрании Серпуховского музея хранится деревянный резной образ Святителя Николая Можайского (XVII в.) - удивительное произведение древнерусского искусства, полное теплой веры и любви к дивному угоднику Христову. К сожалению, ничего больше не сохранилось.

 В начале 30-х годов XX в. церковь была закрыта, протоиерей Николай Теряев принял мученическую кончину в далекой Перми, куда был сослан. В 1935 г. снесена колокольня, пятиглавие разрушено, окна растесаны, стены надстроены, нагорожены три этажа, и сейчас невозможно узнать в этом брошенном, изуродованном здании храм. О доме Божием напоминают заложенные галереи с севера, полукруглая арка входа с юга. Ныне поздняя штукатурка по всему зданию отваливается, и видны кирпичи первоначальной старинной кладки.

Храм занят сторонними организациями.

Проезд: от Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее любым авт. до ост. "Студенческая".

Храм Всех Святых (на Всехсвятском кладбище)

Этот массивный храм воздвигнут в 1870 годах средствами и стараниями Серпуховского городского общества. Проект Всехсвятской церкви выполнил архитектор Казимир Викентьевич Гриневский (1825-1885), разработавший многие проекты храмов в Московской губернии.

Кроме главного, Всехсвятского престола, имелись приделы во имя иконы Божией Матери "Взыскание погибших", св. вмч. Никиты. Храм построен в формах, подражавших древнему русскому зодчеству популярному в то время. Отдаленно некоторые архитектурные детали церкви имеют сходство с московским Храмом Христа Спасителя — килевидные завершения наличников окон, кокошники. Высокая колокольня очень похожа на несохранившуюся колокольню московского храма свв. Космы и Дамиана в Столешниках. Перед закрытием в 1920-х гг. Всехсвятский храм окормлял прот. Василий Студницын, прославленный в лике святых новомучеников Российских. По воспоминаниям старожилов на праздники приглашался протодиакон Максим Михайлов, впоследствии известнейший бас, артист Большого театра в Москве.

Как и большинство серпуховских церквей, храм был закрыт, использовался как складское помещение. За это время снесена верхняя часть колокольни, на которую водрузили громоздкую антенну, пятиглавие было разрушено, храм и кладбище приходили в запустение, разрушались.

В 1995 г. церковь была открыта вновь. В подклете устроен храм в честь св. прав. Иоанна Кронштадского.

Духовенство: протоиерей Владимир Андреев — настоятель

Телефоны: 8 (4967) 77-28-81, 8 (4967) 72-88-81

Адрес: Московская обл., г. Серпухов, проезд Мишина, д. 2

Проезд: от Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее любым авт. до ост. "Рынок"

Исторические исследования

В архивном деле Московской духовной консистории сохранилась переписка по поводу возникновения этой церкви. В прошении городского главы потомственного почетного гражданина Николая Николаевича Чернова, почетных граждан Ивана Николаевича Коншина, Василия Афанасьевича Игнатова и купеческого сына Степана Афанасьевича Карпова говорится, что по плану Серпухова, вне городской черты, на общественной земле отведено городское кладбище, на котором вот уже 70 лет производятся погребения умерших жителей города. Храма же, в котором совершалось бы богослужение об упокоении усопших, до сего времени не устроено. И граждане города просят разрешения на сооружение каменного храма на собственные средства городского общества и пожертвования отдельных благотворителей.

Начало пожертвованиям положил Почетный гражданин, серпуховской 1-ой гильдии купец Николай Максимович Коншин, назначив на постройку храма 10 тысяч рублей. Граждане города обязались при получении разрешения на строительство собрать необходимую сумму. Прошение было рассмотрено Московской духовной консисторией. Серпуховский благочинный протоиерей Алексий Левицкий осмотрел место строительства храма и взял под личный контроль производство работ.

11 сентября 1858 года Иван Николаевич Коншин получил указ о разрешении строительства. Рассмотрение проекта длилось четыре года. Начались сборы необходимых средств. Родители купеческого сына Степана Афанасьевича Карпова пожертвовали 6 тысяч рублей. Кроме того, Афанасий Гаврилович Карпов заказал для церкви три иконы: Всех Святых, Богоматери — "Взыскание погибших" и великомученика Никиты. Однако между ответственными за исполнение работ возникли трения. Коншин и Карпов отказываются от участия в работе вместе с Черновым, мотивируя тем, что Николай Николаевич Чернов начал строить храм без надзора архитектора, без согласия на то лиц, избранных обществом, и даже без предварительных обсуждений места строительства. Рассмотрев жалобу И. Н. Коншина, собрание городского общества постановило: так как Коншин и Карпов постоянно находятся в отлучке по торговым делам, в помощь Чернову избрать Серикова Дмитрия Ивановича.

Строительство храма продолжалось 12 лет. Церковь была построена, но на колокольню так и не хватило средств.

19 июня 1875 года уже новое поколение серпуховичей: священник церкви Николай Орлов, церковный староста купеческий сын Игнатий Федорович Карпов, Иван Николаевич Чернов, Яков Яковлеевич Бобров и Алексей Иванович Кулаков подали прошение о разрешении достроить начатую колокольню. В прошении указывалось, что церковь начата в 1858 году, закончена и освящена в 1870 году, колокольня по недостатку средств до сего времени не окончена (начат 1-й этаж), и горожане желают достроить колокольню, для чего избрали их попечителями кладбищенской церкви. 23 декабря 1875 года протоиерей Алексий Левицкий доложил в духовную консисторию, что кладка колокольни доведена до 3-го этажа, в котором должны размещаться колокола.

 

Церкви Крестовоздвиженская и Печерской иконы Божией Матери г. Серпухова

Адрес: Московская обл., г. Серпухов, ул. Ситценабивная.

Духовенство: священник Александр Волков - настоятель

Крестовоздвиженская церковь возведена в 1755 г. на средства серпуховских купцов Николая и Василия Григорьевичей Кишкиных и их сестры Акилины. Она стоит на месте одного из первых каменных (построенного на месте деревянного) посадских храмов Серпухова - Святого великомученика Георгия (1694). Георгиевская церковь дала название одной из трёх главных улиц древнего Серпухова (две другие также получили названия от стоявших на них церквей - Ильинской и Фроловской). Большая Егорьевская улица переходила в Московскую дорогу.

Сложенная из кирпича, церковь представляет собой массивный двухстолпный четверик, перекрытый системой коробовых сводов с миниатюрными барабанами. Не имеющий трапезной, храм был с четырех сторон окружен сводчатыми арочными галереями - папертями, скрывавшими низкий трехчастный алтарь.

Крестовоздвиженская церковь была закрыта в советское время, сбиты купола, разрушены колокольня и галерея. Несмотря на это, храм не утратил своего значения для истории архитектуры как представитель оригинального архаизирующего направления в местном зодчестве XVIII века.

Рядом с Крестовоздвиженской - маленькая церковь Печерской иконы Божией Матери, служившая теплым храмом при Крестовоздвиженской церкви. Построена в 1809 г. на средства серпуховского купца Николая Ивановича Плотникова из известной в Серпухове семьи полотняных заводчиков.

В наше время оба храма находятся на территории хлопчатобумажного комбината и используются под складские помещения.

Проезд: с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее любым автобусом до ост. "Ул. Ситценабивная".

Церковь Богоявления Господня г. Серпухова

Адрес: Московская обл., г. Серпухов, ул. Пролетарская, д. 86.

Церковь построена в Занарье до 1713 г. на средства прихожан. Она имеет приделы святителя Димитрия Митрополита Ростовского (построен в 1760 г. на средства серпуховского купца Алексея Ивановича Астапова) и Рождества Пресвятой Богородицы (в 1870 г. расширен на средства купца Семёна Семёновича Астапова). В 1930 г. церковь перестроена под клуб суконной фабрики.

4 ноября 2006 храм был торжественно передан Церкви.

Проезд: с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее авт. № 15 до ост. "Ул. Пролетарская".

 

Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Серпухова

Адрес: г. Серпухов, ул. Верхние Гончары.

Ранее церковь называлась Пятницкой и уже существовала деревянной в XVI веке.

В 1737 году строится существующее каменное здание Казанской церкви. Храм построен, по преданию, на средства серпуховской купчихи Акилины Васильевны Кишкиной (по другим источникам кузнецом Герасимом Севастьяновым с товарищами). При храме придел во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы и святой мученицы Агриппины.

В конце XIX в. был проведен большой ремонт, изменивший декор фасадов церкви. Высокий объем церкви, стоящей на вершине холма, являлся композиционным акцентом, формировавшим древнюю часть города и Острый конец. Церковь построена из кирпича с включением блоков белого камня.

Храм сильно разрушен в советское время, уничтожены главки, колокольня, алтарь обезображен пристройками. В настоящее время церковь находится на территории мебельной фабрики.

4 ноября 2006 храм был торжественно передан Церкви.

Проезд: с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее авт. № 2М, 15, 17, до ост. "Мебельный комбинат".


Исторические материалы и исследования

Ц. Казанския Пресв. Богородицы в Ямской слободе. До построения сей церкви в Ямской слободе изстари находилась деревянная церковь во имя Великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы.

7128 г. у церкви двор попа Ивана, дв. просвирницы; в приходе: двор Клементия Соймонова, дв. мясника, дв. масленика, дв. торговаго человека, дв. городоваго воротника, дв. бобыля, деревни Глазовой вотчины Высоцкаго монастыря 12 дв. крестьян, всего 20 дворов. Церковной патриаршей дани положено 6 алт. без деньги, десятильничих 2 алт., заезда алтын, казенных платежных пол-четверта алтына. 7161 г. по новому письму и дозору положено дани 30 алт. 4 ден., заезда гривна. 7184 г. апреля 24 дня принята к подписке св. патриарха гор. Серпухова, церкви св. великомуч. Параскевы, нарицаемыя Пятницы, у попа Прокопия Игнатьева грамота. 1731 г. февраля 4 дня дана вторая постихарная память города Серпухова церкви Казанския Пресвятыя Богородицы вдовому дьякону Илариону Анисимову на 3 года, пошлин по 2 алтына по 3 деньги на год, итого 7 алтын 3 деньги.

1737 года июля 15 числа указ Синод. Каз. пр. о строении церкви города Серпухова церкви Казанския Пр. Богородицы, что в Ямской слободе, приходским людям алтирельному кузнецу Герасиму Савостьянову с товарищи, по их прошению, велено в вышепоказанном городе Серпухове, в Ямской слободе, вместо ветхой деревянной церкви, построить на том же церковном месте вновь церковь, тот же храм, каменную во имя Казанския Пресв. Богородицы; пошлин 10 коп. одна осьмая взято (Патр.пр. кн.413, л.44). 1729 г. при Казанской церкви был дьякон Иларион Анисимов.

...Первым храмом "кубического" типа была Казанская церковь (ул. Верхние Гончары), построенная в 1737 году на месте деревянной Пятницкой "алтирельным кузнецом Герасимом Савастьяновым с товарищами".

При всех своих многочисленных искажениях (пристройки, отсутствие глав и верхнего яруса шатровой колокольни) здание церкви целиком сохранило первоначальную структуру объемов. На этой основе и с помощью старых фотографий можно представить памятник в целом — с типичным для Серпухова небольшим притвором, одним асимметричным приделом, колокольней и монументальным, перекрытым сомкнутым сводом двухсветным четвериком. Объем четверика доминирует в облике храма, отличающегося крайней лапидарностью. Его гладкие стены никогда не знали ни наличников, ни ордера, ни венчающего карниза. И оттого даже обычное пятиглавие на гладких глухих барабанах казалось особенно звучным и броским.

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы г. Серпухова

Адрес: Московская обл., г. Серпухов, пер. Энгельса, д.4.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.