Рефераты. Ответы по ГОСам налоги и налогобложение






Ответы по ГОСам налоги и налогобложение

1.                Необходимость, сущность и функции финансов

Финансы- одна из важнейших экон-их категорий, отражаемая экон-ие отношения в процессе создания и использования ден-ых средств.

Необходимость финансов обусловлена наличием гос-ва, тов-денежным характером произв-ва, действием экономических законов. Необходимость выражается: - без финансов не может существовать ни одно гос-во, т к  они позволяют концентрировать в руках гос-ва денежные средства и использовать их для выполнения возложенных функций; - Финансы – главный элемент общественного воспроизв-ва, они необходимы всем уровням системы гос управления, подразделениям экономики; - без финансов невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов.

Сущность финансов  проявляется в их функциях:

1.                  Распределительная: связана с распределением ВВП и нац. дохода.Фин отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения нац. дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания нац. дохода (в сфере матер-ого произв-ва). В результате распределения не образуются общественные денежные фонды для развития экономики страны, обеспечение обороны…., т е нужно перераспределение, связанное с наличием непроизводственной сферы.  Объект распределительной функции – ст-сть ВВП и нац. богатства. Субъект – физ. и юр. лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

2.                  Контрольная: источником ее реализации является финансовая информация (фин. показатели, имеющиеся в БУ, стат.отч-ти) Главная задача- наиболее рациональное использование централизованных и децентрализованных фондов ден.средств для повышения эффективности общественного производства.

Контроль рублем (как функция финансов) – контроль реального денежного оборота.

Финансы имеют свои специфические признаки, которые позволяют отделять их от других экономических отношений.

1-ый обязательный  признак финансов состоит в том, что  финансы ограниченно связаны с функционированием денег и проявляют свою сущность через стоимостные отношения.

2-ым специфическим признаком финансов является их распределительный характер, т.е. связь со стоимостным распределением  и перераспределением валового внутреннего продукта.

3-ий признак. В отличие от других стоимостных распределительных категорий финансы всегда связаны с формированием и использованием конечных результатов, т.е. доходов и накоплений, и созданием на этой основе денежных фондов различного целевого назначения.


2. Финансовая система РФ, её состав и характеристика основных    показателей


Фин. система РФ – совокупность фин.инструментов или различных звеньев фин-экон. отношений, каждый из которых характеризуется особенностями формирования, распределения и использования  фондов ден.средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Состав финансовой системы:

Финансы организаций

         1.1 Финансы организаций материального производства

В финансовой системе любого государства ведущее место принадлежит финансам предприятий и отраслей материального производства. Это определяется тем, что в материальном производстве создаются источники финансовых ресурсов, необходимые для формирования денежных фондов всех других подразделений финансовой системы. От состояния финансов производственной сферы зависит прочность, устойчивость и надежность всей финансовой системы в целом.


1.2. Финансы непроизводственной сферы

Финансы предприятий и отраслей непроизводственной сферы имеют свою специфику. Они связаны:

·             с перераспределением и использованием ВОП;

·             с формированием и использованием в преобладающей мере фондов потребления;

·             во многих отраслях непроизводственной сферы основным источником формирования денежных фондов являются бюджетные ассигнования.

3.      Общегосударственные финансы (бюджеты всех уровней власти, государственные внебюджетные фонды)

Общегосударственные финансы являются стержнем финансовой системы и занимают в ней центральное место. Через них осуществляется связь между всеми другими подразделениями финансовой системы. У одних подразделений эта связь проявляется по линии получения средств (бюджетных ассигнований), у других - по линии платежей и взносов, у третьих и то и то.

Специфика общегосударственных финансов как подразделения финансовой системы в том, что они не связаны ни с созданием ВВП, ни с его потреблением, а являются чисто распределительным  механизмом. С их помощью осуществляется связь между финансами производственной и непроизводственной  сфер. Через общегосударственные финансы распределяется не менее 1/3 ВВП.


3.Финансы населения (финансы домашних хозяйств)

Источниками формирования денежных фондов населения являются:

·             доходы от предпринимательской деятельности, в том числе от продажи имущества;

·             заработная плата наемных работников;

·             социальные выплаты (пособия, пенсии и т.д.);

·             средства мобилизуемые на финансовом рынке (% по вкладам, доходы от операций с ценными бумагами и т.д.).


4.                  Управление финансами, его задачи, элементы. Финансовый      аппарат: структура и функции

Эффективное управление финансами – это деятельность с наилучшим из возможных рез-ов по удовлетворению общественных потребностей и интересов в условиях регламентации фин.рес-ов гос-ом и муниципалитетом.

Цель управления финансами - нахождение и поддержание оптимального финансового состояния народного хозяйства и его подразделений.

Элементы управления:

1) фин. планирование – целью является обеспечение фин. рес-ами воспроизв-ых процессов в соответствии с программой соц-экон.развития на планир-ый период;

2)фин. прогнозирование – целью является оценка предполагаемых объемов фин.рес-ов для определения предпочтительных вар-ов фин.обеспечения деят-ти субъектов хоз-ния, органов гос.власти;

3)оперативное управление – процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эф-та при минимальных затр-ах, на основе анализа текущ. Фин. ситуации и перераспределения фин.рес-ов;

4)фин.контроль – это совокупность действий и операций, осущ-ых спец.уполномоченными органами с целью контроля за соблюдением органами хозяйствования, гос.органами, МСУ норм права в процессе образования, распределения и расходования фин.рес-ов  для своевременного получения информации о ходе реализации принятых управленческих фин.решений.

Общее управление финансами и финансовой системы осуществляют высшие органы исполнительной и законодательной власти (Правительство РФ, Федеральное Собрание). В их ведении находится финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, сфера государственного регулирования цен, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат, представляющий собой совокупность всех организационных структур, которые осуществляют управление финансами.

Наиболее важную роль в составе финансового аппарата РФ выполняет Министерство финансов и подведомственные ему федеральные службы: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство.

5.                  Внебюджетные фонды, необходимость их формирования,            классификация. Состав доходов и расходов соц- ых ГВФ

Главная причина  создания ГВФ- необходимость выделения важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Решение об образовании ГВФ принимает фед. собрание РФ, гос. правительственные органы субъектов фед-ции и МСУ. ГВФ имеют строго целевое назначение.

ГВФ – фонд ден.средств, образуемый вне фед.бюджета и бюджетов субъектов РФ, для осуществления обязательного соц.страхования (реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, соц.страхование), соц обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья, мед. помощь.

В настоящее время в РФ действуют ГВФ: -пенсионный фонд РФ ( создан для управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным фин-кред. Учреждением, осуществляемым свою деятельность в соответствии с законодательством РФ), - фонд соц.страхования (централизованный фонд денежных ресурсов общественного значения, распределяемый как в территориальном, так и отраслевом. Средства идут на выплату различных пособий, финансир-ие санот-курортного обслуживания) , - фонд ОМС (самостоятельное некоммерческое фин-кред. учреждение, средства которого расходуются на финансирование целевых программ в рамках ОМС, осуществление контроля за использованием средств фонда ОМС) .

 Доходы ГВФ: соц. целевые Н и С, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли пп; средства бюджета; прибыль от некоммерческой деятельности; займы, получаемые фондом у ЦБ РФ или коммерч.банков.

Расходы ГВФ:  гос.пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет; компенсации пенсионерам; мат.помощь инвалидам, пособие детям; выплата различных пособий; финансирование ОМС, производимого страховыми мед.организациями; фин-кред. деятельность по обеспечению системы ОМС.


6.                  Бюджетная система РФ, ее состав и принципы построении

БС РФ – это основанная на экон. отношениях и гос. устройстве РФ регламентируемая нормами права  сов-сть фед.бюджета, бюд-ов субъектов, местных бюджетов и Гос-ых Внебюджетных Фондов (ГВФ).

Состав: 1. ФБ РФ и бюджеты ГВФ ; 2. Бюджеты субъектов РФ и террит-ых ГВФ; 3. Местные бюджеты.

ФБ РФ – главный распорядитель средств гос-ва.

ГВФ – фонд ден.средств, образуемый вне ФБ РФ, бюд-та субъектов РФ, для осуществления ОМС, ФСС., пенсионного обеспечения граждан.

Бюджеты субъектов – фин.база соц-экон. развития регионов и выполнение функции распределения фин. рес-ов м/у местными бюджетами данного региона.

Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства.

Принципы построения БС РФ:

1.                 Единство БС РФ – единство бюд. зак-ва РФ, принципы организации и функц-ия БС РФ, форм бюдж. документации и отчетности, санкций за нарушение.

2.                 Самостоятельность бюджетов

3.                 Сбалансированность бюджетов.

4.                 Принцип гласности.

5.                 Разграничение доходов и расходов м/у бюджетами различных уровней.

6.                 Равенство бюджетных прав субъектов РФ, мун.образований

7.                 Полнота отражения доходов и расходов, бюджетов ГВФ.

8.                 Эффективность и экономичность использования бюдж. средств.

9.                 Общего (совокупного) покрытия расходов.

10.            Достоверность бюджета.

11.            Адрес и целевой характер бюджетных средств.

7.                  Доходы различных звеньев БС, их сущность и    классификация

Доходы БС РФ – это ден. средства, поступающие в безвозвратном и в безвозмездном порядке, в соответствии с законодательством РФ, субъектом РФ и органам МСУ.

В соответствии с бюджетным кодексом доходы всех бюджетов формируются за счет:

1.                 Налоговых доходов, представляющие собой предусмотренные налоговым законодательством РФ налоги и сборы, а также пени и штрафы, связанные с взиманием налогов.

2.                 Неналоговые доходы.

3.                 Межбюджетные трансферты

В настоящее время (с 2005 г.) все доходы поступающие в бюдж. систему БК РФ четко разграничены по ее уровням.

Источники бюджетных доходов:  ВВП, нац.доход, ВВП других стран.

Классификация доходов:

1.                 В зависимости от уровня управления: -доходы ФБ, - доходы бюджетов субъектов, - доходы местных бюджетов.

2.                 По методам мобилизации: - налоги, - займы,- эмиссионный доход.

3.                 По фин. содержанию: -налоговые (предусмотренные налоговым законодательством Н иС + штрафы, пени, связанные с взиманием Н), - неналоговые (доходы от использования имущества, находящегося в гос собственности, доход от продажи имущества, находящегося в гос и муниц. собственности, доходы от платных услуг)

4.                 По признаку распределения м/у звеньями БС: - собственные, - регулирующие.

5.                 По экономическому содержанию: - текущие, - капитальные (доходы от основных фондов, доходы гос. заказов и резервов от продажи земли).


6.     Бюджетный процесс в РФ, его стадии и органы, ответственные за них


Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов ГВБФ, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов ГВБФ, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий:

1. Составление проекта бюджета, начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета: Правительство РФ вносит проект бюджета в Государственную Думу (не позднее 24 часов 26 августа), которая рассматривает проект в 4 чтениях, одновременно предоставляет Президенту. Рассмотрение в первом чтении 30 дней, предмет рассмотрения – основные характеристики бюджета; во втором чтении 15 дней, предмет рассмотрения – объем ФФПР и расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации; в третьем чтении 25 дней, предмет рассмотрения – детализация расходов, целевые программы, программы гос. заимствований и гарантий; в четвертом чтении 15 дней, законопроект голосуется в целом. Затем в течение 5 дней передается в Совет Федерации – (рассмотрение 14 дней, предмет - одобрение в целом), затем направляется Президенту РФ, на одобрение, подписание и обнародование.

3. Исполнение бюджета (осуществляется по доходам и расходам). В настоящее время установлено  казначейское исполнение бюджетов. Начинается 1 января, завершается 31 декабря.

4. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную Палату Отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ, по итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ принимается решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Таким образом, можно видеть, что понятие бюджетный процесс отличается длительным периодом (почти 3 года), в отличие от бюджета, который действует в течение финансового года.

Участники бюджетного процесса ?

В Бюджетном Кодексе выделены следующие участники бюджетного процесса:

1)                Президент РФ: полномочия - внесение Бюджетного послания в ГосДуму (основные направления бюджетной и налоговой политики), утверждение (подписание) федерального закона о федеральном бюджете;

2)                 Органы законодательной (представительной) власти (Федеральное Собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ и т.п.): полномочия - рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, последующий контроль за исполнением бюджета + формирование органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующего бюджета;

3)                Органы исполнительной власти, местного самоуправления (Правительство РФ; главы субъектов РФ; главы местного самоуправления; финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов и др.): полномочия – составление проекта бюджета, внесение проекта бюджета + необходимых документов и материалов на рассмотрение, исполнение бюджета, управление государственным и муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета и др.;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.