Рефераты. Совершенствование программы развития туризма Псковской области






Таким образом, первоочередные мероприятия по улучшению системы питания в Псковской области заключаются в:

·        распространении рекламы уже функционирующих кафе и ресторанов;

·        поощрении организации ими летних кафе и выносных пунктов питания на пути перемещения туристов;

·        улучшении качества обслуживания в тех кафе и ресторанах, где оно еще не достаточно высокое.

К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими объектами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности – цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки и т.п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы радиовещания и телевидения и др.) также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных водных бассейнах и на катках, в спортивных залах и клубах, манежах и пр.), а также посещениям спортивно-зрелищных предприятий.  Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках, во всевозможных клубных учреждениях и т.п.) также сопровождается развлечением.

В г. Пскове и области достаточное количество  предприятий сферы развлечения, их количество и качество услуг постоянно растут.  Туристам предлагаются развлечения на любой вкус от музеев, выставок, кинотеатров до ночного клубного отдыха.  Для повышения посещаемости музеев, выставок и других объектов культурно-развлекательного характера, а также для удобства туристов, необходимо, чтобы они  работали в праздники и выходные дни.

Особо привлекательными для туристов могли бы стать программы оригинальных, привлекательных мероприятий, таких как, музыкальные фестивали, выступление фольклорных групп, исторические представления, поэтические вечера и т.д. Такие мероприятия формируют с течением времени  особую известность региона и действуют как магнит. При этом в меньшей степени речь идет о профессионализме артистов. Все местные коллективы приглашаются к участию в подобных представлениях.

  Программа мероприятий на зимний и летний период должна утверждаться на областном и муниципальном уровне с участием всех заинтересованных лиц и  распространяться в виде простых буклетов.    Степень развития транспортной инфраструктуры оказывает большое влияние на туристскую привлекательность региона. Уровень развития транспортной инфраструктуры в  Псковской области достаточно высокий. Область пересекают крупные автомобильные и железные дороги, соединяющие область с такими крупными городами как Москва, Санкт-Петербург, Рига,  Таллинн, Киев. Кроме этого, в области есть два относительно крупных аэропорта, один из которых расположен в городе Великие Луки, а второй - в Пскове. Причем аэропорт в Пскове имеет международный статус, что позволяет принимать  самолеты иностранных компаний. Аэропорт  позволяет принимать все существующие виды пассажирских самолетов, как отечественного, так и зарубежного производства. Также в области существует внутренний водный транспорт, который  связывает некоторые города Прибалтики с городом Псковом и может быть использован для организации экскурсий, экологического туризма с выездом на острова Псково-Чудского озера. Хочется отметить, что по плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием Псковская область занимает 14 место среди всех регионов России. По этому показателю область занимает первое место в Северо-Западном регионе. Причем практически с каждым годом плотность автодорог увеличивается (таблица 2.5) [42].






Таблица  2.5

Плотность автомобильных дорог общего пользования  твердым покрытием в Псковской области, км дорог на 100 км 2 территории.


1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Плотность автодорог


151


178


179


180


181


184


186


191


В крупных городах области (Псков, Великие Луки) достаточно хорошо развит городской пассажирский транспорт. В них достаточно маршрутов и подвижного состава, чтобы обеспечить доставку пассажиров практически в любую часть города без больших потерь во времени.

Хуже обстоят дела с междугородним автомобильным транспортом. За последние годы практически в два раза сократилось количество маршрутов и автобусов. Так если в 1990 году было 206 маршрутов и 256 автобусов ходивших по ним, то в 1997 их стало 105 и 163 соответственно (табл.2.6) [44].

Таблица 2.6

Показатели работы междугороднего автобусного парка


1990

1992

1995

1996

1997

Число маршрутов, ед.

206

156

120

120

105

Среднесписочное число подвижного состава, ед.


256


215


202


168


163

 

Распределение численность туристов по видам транспорта, на которых они прибывают в Псковскую область, приведено в таблице 2.7 [42]. Основная часть российских туристов (53%) прибывает железнодорожным транспортом, чуть меньше - общественным автомобильным (37%) и личным автомобильным (10%). Большая часть иностранных туристов приезжает на общественном автомобильном транспорте (90%).  Оставшиеся 10%, пользуются услугами железной дороги. В связи с тем, что Псковский аэропорт не выполняет регулярных рейсов, а катера речного транспорта выполняют только внутренние рейсы (на острова Псковского озера), воздушным и речным транспортом в область туристы не прибывают.

Таблица 2.7

Распределение численности туристов по видам транспорта, которым они прибывают в Псковскую область

Вид транспорта

Российские туристы

Иностранные туристы

Автомобильный транспорт (общественный)

37%

90%

Железнодорожный транспорт

53%

10%

Автомобильный транспорт (личный)

10%

-

Авиационный транспорт

-

-

Речной транспорт

-

-

В  целом,  транспортная инфраструктура в Псковской области находится в удовлетворительном состоянии. Исключение составляет сегмент автобусов туркласса. Это обстоятельство является неблагоприятным фактором и отрицательно влияет на туристскую привлекательность региона.   Негативным обстоятельством  является то, что при наличии хорошего аэропорта с международным статусом, в Псковской области не осуществляются регулярные пассажирские авиа перевозки и не используется водный транспорт.

2.5. Сравнительный анализ  программ развития туризма

Для достижения поставленных перед исследованием цели и задач, нами были проанализированы уже имеющиеся программы развития туризма: г. Москвы (2000-2010гг.), г. Санкт-Петербурга (1999-2003 гг.), г. Нижнего Новгорода (2002-2004гг.), г. Тольятти (1999-2000гг.), г. Перми (2001-2005гг.), г. Пскова (1996-1997гг., 2000-2002гг, 2002-2006гг.). Анализ был проведен по следующим критериям:

1.                 Цели программы;

2.                 Мероприятия программы;

3.                 Соответствие мероприятий целям;

4.                 Критерии оценки реализации программы (конечный результат);

5.                 Соответствие нормативно-правовой базе;

6.                 Инструменты реализации программы;

7.                 Логика программы;

С точки зрения целей программ (см. приложение 2), нужно отметить факт наличия целей в каждой программе. Как правило, ставится одна цель, а затем прописываются конкретные задачи для реализации поставленной цели. Можно также отметить, что все программы  фактически преследуют одну цель:  ''создание в области современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса''.

Мероприятия, отмеченные в программах (см. приложение 4), как правило, четко  следуют установленным  задачам. Нужно отметить, в некоторых программах (напр., Программа развития туризма в Санкт-Петербурге) содержатся конкретные мероприятия,  направленные на развитие отрасли туризма в области, тогда как в других программах (напр., программа г. Тольятти) содержатся лишь общие мероприятия, не дающие представления о конкретных действиях исполнителей данной программы.

Говоря о соответствии отмеченных в программе мероприятий целям, можно сказать, что, в общем, это соответствие прослеживается.

Что касается критериев оценки реализации программ (см. приложение 3), то, как правило, авторы программ представляют конечный результат деятельности в сфере туризма. Общими ожидаемыми результатами можно назвать: создание условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укрепления здоровья и приобщения к культурным ценностям; формирование современной высокоэффективной туристской индустрии; увеличение доходности федерального и местного бюджетов; привлечение иностранных инвестиций в экономику области; сохранение и возрождение объектов природного и культурного наследия; удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе; стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики (пищевой промышленности, торговли, производства товаров народных промыслов, учреждений культуры, дорожной сети и средств связи).

Авторы названных выше программ в своей работе руководствовались нормативно-правовыми документами, которые также были отмечены в текстах самих программ развития туризма. Это такие документы как: Решение Городской Думы г. Тольятти №485 от 17.03.1999 ''О разработке программы развития туризма г. Тольятти на 1999-2000гг''; постановление Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года", постановлениями Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского комплекса г. Москвы" и от 15.07.97 N 529 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского комплекса г. Москвы"; концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, одобренная Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 года № 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации", федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года №177, международные правовые акты в области туризм,  федеральный закон “Об основах туристской деятельности в РФ” от 24.11.96 № 132-ФЗ. Нужно отметить, что сносок на использованные нормативно-правовые акты не имеют программы г. Пскова (на все периоды) и г. Санкт-Петербурга.

Основными инструментами реализации программ являются средства федерального и местного бюджетов. Некоторые программы этим и ограничиваются (напр. Программа г. Тольятти и г. Пскова (1996-1997/2000-2002). Но большинство программ привлекают дополнительные средства к реализации мероприятий по развитию туризма, такие как: инвестиции, средства получаемых грандов от международных организаций; средства Ассоциаций туристских предприятий; средства от гостиничного сбора, средства от лицензирования международной туристской деятельности, арендной платы всех юридических и физических лиц; доходов от государственной собственности в сфере туризма; налогов от деятельности предприятий, обслуживающих туристов; специального туристского сбора с каждой ночевки независимо от целей посещения с дифференциацией по сезонам; доходов от выдачи лицензий на открытие предприятий и получение права на профессиональную деятельность на территории города; штрафов за нарушение экологической обстановки; добровольных пожертвований. Приятно отметить, что программа г. Пскова на 2002-2006 гг. предусматривает финансирование мероприятий не только из федерального и местного бюджетов, но и с использованием  привлеченных средств.

Что касается логики программ, надо отметить, что в этом случае программы можно разделить на две категории: программы, придерживающиеся строгого неразвернутого плана, и наоборот, программы, содержащий в себе интересный развернутый план. Примерный неразвернутый план представляет собой:

1.                Наименование программы;

2.                Основания для разработки;

3.                Заказчик;

4.                Разработчики;

5.                Цель и задачи;

6.                Основные мероприятия;

7.                Исполнители;

8.                Объемы финансирования;

9.                Ожидаемые результаты.

Примерный развернутый план выглядит следующим образом:

Введение

I.                    Анализ  ситуации и обоснование целей и задач программы.

1.                Анализ ситуации в области туризма (конкретной области).

2.                Основные цели и задачи программы.

3.                Система программных мероприятий.

II.                 Обоснования  мероприятий программы и расчет необходимого ресурсного обеспечения.

4.                 Ресурсное обеспечение программы.

5.                 Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации программы.

6.                 Механизм реализации программы.

7.                 Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.

Мы полагаем, что второй  тип плана наиболее выигрышен для программы развития туризма, т.к.  содержит в себе анализ уже существующей ситуации в туризме, и оценку состояния туризма как отрасли и предполагает подробный перечень мероприятий реализации программы. В этом плане нужно отметить логику построения программ г. Москвы и г. Пскова (2002-2006гг.) 

Выводы по 2 главе

 Псковская область обладает благоприятными предпосылками для развития различных видов туризма и отдыха, как жителей области, так и гостей Псковщины.  Во-первых, это, конечно  же, историко-культурное наследие области (на территории находятся 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3588 памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия. Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством мастерства русских зодчих 12 - 19 веков.) [42].  Во-вторых, природа Псковского края, при разумном отношении и вложении (много сил и немного денежных средств) идеально подходит для организации, столь популярного на Западе экологического туризма. В-третьих, притоку туристов способствует и выгодное географическое положение области (единственная область страны, которая граничит с тремя территориями одновременно: Эстонией, Латвией, Белоруссией), подкрепленное достаточно развитой сетью автомобильных трасс, железнодорожных путей.

Площадь Псковской области больше чем территория Дании, Нидерландов, Швейцарии или Эстонии. При этом население области  сравнительно небольшое -   778 тыс. человек, что обуславливает наличие нетронутых и экологически чистых мест.

Главной особенностью экономического и географического положения Псковской области является ее приграничное расположение. Псковская область имеет:

·        внутренние границы с Новгородской и Ленинградской областями Северо-западного района, Тверской и Смоленской областями Центрального района Российской Федерации. Это дает возможность изучать историческое наследие отмеченных выше областей, делиться своими достижениями в области развития туризма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.