Рефераты. Совершенствование программы развития туризма Псковской области






·        внешние границы с Белоруссией (протяженность границы 352 км), Эстонией (249 км) и Латвией (270 км). В данном случае наличие  таких связей дает возможность поддерживать деловые и культурные контакты с этими странами.

Область служит звеном, соединяющим огромный потенциал туристских возможностей Северо-Запада и Центральной части РФ.

Климатические условия, а именно: достаточно теплое лето и сравнительно мягкая зима, - позволяют развивать здесь как летние, так и зимние виды отдыха и туризма. Весь комплекс природных рекреационных ресурсов области оценивается как "благоприятный" для организации туризма и как "среднеблагоприятный" для отдыха и лечения. Природные рекреационные ресурсы области дополняются многочисленными культурно-историческими памятниками.

Территория Псковской области обладает богатыми рекреационными ресурсами. Для нее характерен достаточно расчлененный рельеф с чередованием холмисто-грядовых пространств, значительная лесистость с преобладанием смешанных лесов, богатых ягодами и грибами, обилие озер (более 3000) и большое количество малых и средних рек. Такие условия благоприятствуют развитию спортивного рыболовства и водного туризма, охоты.  Область располагает бальнеологическими ресурсами - лечебными грязями и минеральными водами.

Псковская земля исключительно богата памятниками ее слав­ной истории и обладает поистине бесценным историко-культурным наследием. На ее территории находятся 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3588 памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия. Многие из них являют­ся настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством подлинного мастерства русских зодчих ХIV-ХIХ веков.

Туристский сезон в Псковской области приходится на период с мая по октябрь. В 2001 году в течение данного времени принято около 75% от общего потока туристов, прибывающих в Псковскую область. Основными месяцами приема явились май, июнь. Данный пик связан с проведением масштабных событийных мероприятий (Дни славянской письменности и культуры, празднование 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина). Основными потребителями услуг являлись жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Из других регионов России въездной поток незначителен. Основной поток иностранных граждан представлен туристами из стран Прибалтики (Латвия, Эстония, Литва), Финляндии, США, Германии, Франции, Швеции.

Основным направлением выезда жителей Псковской области с туристскими целями являются Санкт-Петербург, Новгородская область (как правило, школьники на однодневные туры) и Краснодарский край, что составляет 78% от общего потока. Существенно снизился выездной поток в страны дальнего зарубежья. Наибольшей популярностью для отдыха у жителей Псковской области пользовались следующие страны: Турция, Египет, Испания, Чехия. Основная часть жителей Псковской области воспользовалась турпутевками продолжительностью до 3 суток (94%).

По сравнению с 2000 г. въезд иностранных граждан из Прибалтийских стран увеличился на 19,1%, а въезд иностранных туристов - на 19,6%. По Российской Федерации увеличение общего потока составило 13,5%, с целью туризма – 15,5%.

Отмечено снижение въездного потока иностранных граждан (особенно с деловыми визитами) из стран, с которыми Россия не имеет общих границ. Данная тенденция является общей по Российской Федерации. Снижение поездок с деловыми целями из стран дальнего зарубежья составило 7,1%. В то же время увеличился въезд граждан Норвегии (на 27%), Финляндии (на 17%), Швеции (на 10%). Из Прибалтики увеличился въездной поток граждан Украины (на 64%), Польши (на 59,2%).

Предприятиями туристской индустрии (турфирмами, гостиницами, санаториями, базами отдыха и учреждениями культуры) в 2001 г. было реализовано услуг на общую сумму 105884,6 тыс. рублей.

В настоящее время на территории Псковской области действует 23 туристских фирмы, из них 17 расположены в Пскове, 4 – в  Великих Луках, одна в Печорах, и одна в Гдове. Все фирмы имеют право на ведение международной туристской деятельности. Большинство туристских фирм являются обществами с ограниченной ответственностью, однако, это в основном мелкие турфирмы. Также есть закрытые акционерные общества, муниципальные и профсоюзные туристские фирмы.

Большинство туристских фирм области занимаются и турагентской и туроператорской деятельностью. Турагентами фирмы являются на направлениях выездного международного туризма. В то же время все туристские фирмы выступают туроператорами по реализации собственного туристского продукта, который включает в себя  различные программы посещения Псковской области.

В Псковской области насчитывается 29 гостиниц и гостиничных комплексов. Недавно к шести псковским гостиницам добавился комплекс (мотель) «Балтия». На 29-ти предприятиях гостиничного типа имеется 1997 мест. В основном это одно или двухместные номера. Иностранные компании не представлены  в числе собственников гостиниц, расположенных на территории Псковской области.

Несмотря на большое  количество мест, тенденция роста  туристского интереса к области обостряет проблемы размещения туристов. В городе из шести гостиниц только одна -  «Рижская»- имеет категорию «три звезды», которая является основой для приема иностранных туристов. Кроме нее действуют  «Октябрьская», «Кром», «Турист». Есть объекты более низкого уровня, которые предназначены для школьного туризма. Однако есть надежда, что в скором будущем завершится строительство 4-«звездного» отеля на берегу Великой «Интурист Кром».

 Экологически чистая природа Псковской области послужила положительным стимулом для развития санаторно-курортной базы. Сегодня на Псковщине насчитывается 9 домов отдыха, несколько пансионатов, профилакториев, санаториев и 12 туристских баз и баз отдыха.

В настоящее время в области  достаточно предприятий питания, чтобы полностью удовлетворить спрос туристов. Наблюдается тенденция увеличения количества  кафе, ресторанов, баров, а также улучшение качества обслуживания и их дифференциация.

В г. Пскове и области достаточное количество  предприятий сферы развлечения, их количество и качество услуг постоянно растут.  Туристам предлагаются развлечения на любой вкус от музеев, выставок, кинотеатров до ночного клубного отдыха.

Степень развития транспортной инфраструктуры оказывает большое влияние на туристскую привлекательность региона. Уровень развития транспортной инфраструктуры в  Псковской области достаточно высокий. Область пересекают крупные автомобильные и железные дороги, соединяющие область с такими крупными городами как Москва, Санкт-Петербург, Рига,  Таллинн, Киев. Кроме этого, в области есть два относительно крупных аэропорта. Также в области существует внутренний водный транспорт, который  связывает некоторые города Прибалтики с городом Псковом и может быть использован для организации экскурсий, экологического туризма с выездом на острова Псково-Чудского озера.

Необходимость развивать туризм в области вызвана, в первую очередь низкой производительной  мощью региона (если в 90-е годы промышленное производство снизилось, в общем, по стране на 50%, то в нашей области на 70%) и в ближайшее время экономического подъема производства не намечается.   Есть на это и ряд других причин:

1.                создание новых рабочих мест;

2.                 поддержка индустрий и профессий;

3.                 поступления в виде налогов в федеральные, региональные и местные бюджеты;

4.                экспорт местной продукции (например: сувениры различных ремесел).

Привлекательность Псковской области как  объекта  туризма  определяется следующими факторами.

     1. Огромное историческое и культурное наследие города, неразрывно связанное с историей и культурой всей России

     2. Транспортная обеспеченность определяет Псков как  отправную точку туристских маршрутов по историческим и культурным объектам Псковской области.

     3. Место  проведения  конгрессов,  симпозиумов, семинаров,  выставок,  ярмарок,  фестивалей - это база развития  делового и конгрессного туризма.

     4. Культурный центр

     5. Центр Русской Православной церкви (в городе более 80 храмов и церквей) - предпосылка для развития религиозного туризма

     6. В Пскове проводятся международные соревнования по  различным видам спорта.

     7. Событийные мероприятия,  связанные с историей и  культурой России.

     8. Поездки туристов могут совмещаться с  речными  круизами.

К сожалению,  в настоящее время на развитие въездного туризма влияет ряд негативных факторов:

1.                Низкая конкурентоспособность старого фонда размещения.

2.                Обеднение ассортимента туруслуг. 

3.                Значительная  продолжительность "мертвого сезона" говорит о неумении организовать туристское предложение, циклы рекреационных занятий с учетом индивидуальных и групповых запросов потребителей.

4.                Отсутствие комплексного взгляда на характер и специфику Пскова как туристского места.

5.                Поток негативной информации в зарубежных  средствах  массовой информации о России, как стране, неблагоприятной для туризма. 

6.                Из-за стесненного финансирования пропагандистская работа за рубежом по укреплению туристского имиджа города ведется в недостаточных объемах.

7.                Недостаточно развита инфраструктура ГТК города,  состояние ее еще не соответствует мировым стандартам в туризме.

8.                Существует проблема нехватки гостиничных номеров и малых гостиниц среднего класса, категории 3 звезды.

9.                Необходимость создания гостиничной инфраструктуры обусловлена как формированием деловой и туристской привлекательности города, так и расширением зон размещения и отдыха в непосредственной близости  от  объектов  туристского показа, бизнес - центров, культурных и исторических достопримечательностей города, а также мест проведения крупных международных выставок,  симпозиумов, конгрессов и фестивалей, международных спортивных соревнований.

10.           Отсутствует программа поддержки турфирм,  занимающихся въездным туризмом.

11.           Не может  способствовать развитию туризма состояние городской инфрастуктуры и,  в первую очередь,  ее транспортной составляющей. Это и нехватка современных автобусов различной вместимости для туристов,  и отсутствие автомобильных стоянок, и низкий уровень сервиса в городском транспорте (например, такси).

12.           Вызывает обеспокоенность у иностранных туристов  криминальная ситуация в России, а также вопросы обеспечения их безопасности.

13.           Довольно низкий уровень медицинского обслуживания по  страховым  полисам  в  случае заболевания в период турпоездки и ряд других, менее существенных факторов.

   Причины этих негативных явлений заключаются в действии следующих факторов:

     1. Разобщенность усилий по развитию внутреннего туризма,  отсутствие интереса к внедрению механизмов экономической  кооперации и  управления.

     2. Вялая и не совсем верная методика организации совместных и смешанных предприятий с участием зарубежных инвесторов.

     3. Политическая и экономическая нестабильность в  стране.

     4. Ориентация  на коммерческий туризм не могла не повлиять на сокращение размеров отчислений от турдеятельности в городской бюджет, перераспределение доходов в пользу теневой экономики. Элитарный туризм  обеспеченных  одиночек  не  вызвал  туристского  бума, омертвил громадные основные фонды и в сотни раз уменьшил оборотные средства от туризма.  Приостановлен транспорт, нет паломничества в музеи,  выставочные залы.

     5. Удаленность от основных западноевропейских столиц не  позволяет  широко использовать автобусные маршруты, т.к. это влечет за собой  пребывание в автобусе в течение 2х и более суток, а это в свою очередь может выдержать не каждый.

     6. Слабое проявление туристских потоков, экономическое значение которых было трудно прогнозировать. Следует вывод о неудовлетворительном использовании государственными органами своей управляющей функции,  определяющей политику города в сфере туризма,  роли регулятора и организатора туристского развития.

 На конъюнктуру  внутреннего  туристского рынка повлияли в основном следующие факторы:

 1. Слишком  большая  доля  транспортной  составляющей в общей стоимости  тура,  делающая  неконкурентоспособным  предложение  на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными поездками;    

2. Недостаточное использование системы скидок на транспорт  и размещение  ориентируют  внимание  отечественных  туроператоров на иностранные рынки;

3. Значительный рост стоимости предложения на внутреннем рынке, достигшей международного уровня при более низком качестве обслуживания, что также стимулирует переориентацию спроса на зарубежные поездки;

4. Уменьшение общей подвижности населения; более чем в 2 раза увеличилась доля населения, проводящая отпуск на даче, у родственников и знакомых;  до 60 % населения проводит отпуск дома;

 5. Разрушение системы руководства отраслью,  что привело к ее распаду на отдельные звенья,  потере координации деятельности объектов, ликвидации региональных маршрутов;

 6. Недостаток квалифицированных кадров менеджеров,  способных работать в новых экономических условиях.

     Отличие столичного туристского предложения от аналогов, с избытком предлагающихся на рынке, состоит в том, что в Псковской области имеется уникальная возможность сочетать различные виды туризма.

    Представляя центр деловой, финансовой, политической, научной, духовной  и  культурной  жизни России,  Псков получает уникальные возможности развивать наиболее перспективные виды туризма во  всех имеющихся  формах.  Существующие возможности по развитию различных видов туризма позволяют существенно  разнообразить  предложение  и повышают конкурентоспособность туристского продукта Пскова. Спектр туристского предложения города достаточно широк и может базироваться,  прежде всего, на сохранившихся фрагментах историко-архитектурной среды города, памятниках архитектуры, инженерного искусства, истории, археологии и культуры.

Природные возможности близлежащих областей, где имеются объекты, принадлежащие псковским предприятиям и учреждениям, позволяют расширять традиционное предложение за счет организации  кратковременных выездов на природу. Развитию туризма благоприятствует и удобное географическое положение Пскова,  связанной с другими историко-культурными памятниками и городами прямым автомобильным и железнодорожным сообщением.

Для достижения поставленных перед исследованием цели и задач, были проанализированы уже имеющиеся программы развития туризма: г. Москвы (2000-2010гг.), г. Санкт-Петербурга (1999-2003 гг.), г. Нижнего Новгорода (2002-2004гг.), г. Тольятти (1999-2000гг.), г. Перми (2001-2005гг.), г. Пскова (1996-1997гг., 2002-2002гг, 2002-2006гг.)  по следующим критериям:

1.    Цели программы;

2.    Мероприятия программы;

3.    Соответствие мероприятий целям;

4.    Критерии оценки реализации программы (конечный результат);

5.    Соответствие нормативно-правовой базе;

6.    Инструменты реализации программы;

7.    Логика программы;

Как выяснилось, названные программы имеют как недостатки, так и достоинства. Все программы следуют поставленной цели и задачам, разрабатывают определенные мероприятия, в соответствии с поставленными целями. Однако, в некоторых  программах мероприятия расписаны четко и дают представление о конкретном назначении программы, в то время, как в других предлагаемые мероприятия описаны достаточно пространно и нечетко. Также нужно отметить, что во все программы имеют ожидаемые конечные результаты, которые соответствуют целям и задачам.



Глава 3. Совершенствование программы развития отрасли туризма Псковской области

Так как целью данной работы  является разработка предложений по совершенствованию программы развития туризма Псковской области и данная глава будет посвящена именно этому, то мы предлагаем следующий план предложения рекомендаций по совершенствованию программы:

1.                Цель программы;

2.                Задачи программы;

3.                Мероприятия программы;

4.                Инструменты реализации программы;

5.                Результаты  реализации программы.

 В программах развития туризма Псковской области на 1996-1997гг. и 2002-2006гг. поставленные цели (табл. 3.1) на наш взгляд были определены не достаточно точно. Поэтому, нами были предложены следующие цели для программы развития туризма Псковской области, которые на наш взгляд являются более точными:

1.                Увеличение доходов от туризма. Формирование городского и областного бюджетов за счет поступлений от туристкой деятельности

2.                 Повышение благосостояния жителей города и области. Использование социальной роли туризма

3.                Приток инвестиций и создание новых рабочих мест

4.                Обеспечение комфортных условий пребывания туристов

5.                Рост национального достоинства как следствие гостеприимства и обращения к культурно-историческому наследию

   Что касается задач, отмеченных  в выше названных программах (табл. 3.2), то нам бы хотелось добавить следующие пункты:

1.                Развитие въездного, внутреннего, социального и самодеятельного туризма

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.