Рефераты. Управление качеством продукции в сфере её производства на примере ОАО "Нижнетуринский электроап...






Управление качеством продукции в сфере её производства на примере ОАО "Нижнетуринский электроап...

Академия труда и социальных отношений

Екатеринбургский филиал

 

Факультет – социально-экономический

Специальность – 061100 «Менеджмент организации»

Кафедра общепрофессиональных финансово-экономических дисциплин

 

 

 

 




 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

на тему:

Управление качеством продукции в сфере её производства

на примере ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод»

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2005 год

Содержание.

Введение.                                                                                                             3

1 Теоретические основы управления качеством продукции на производстве. 6

1.1 Понятие управления качеством продукции на производстве.                     6

1.2 Управление процессом подготовки производства новой продукции.      16

1.3 Управление техническим уровнем и качеством новой продукции.           23

2 Управление качеством продукции на примере ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод».                                                                               35

2.1 Характеристика и структура ОАО «НТЭАЗ».                                            35

2.2 Условия формирования качества продукции на ОАО «НТЭАЗ».             46

2.3 Система управления качеством продукции.                                               51

2.4 Измерение, анализ и улучшение качества продукции.                                57

2.5 Моделирование инновационной системы качества продукции на ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод».                                                72

3 Комплекс мероприятий направленных на улучшение качества продукции в системе производства и анализ системы менеджмента качества.                                 86

3.1 Улучшение показателей соответствия качества продукции требуемое потребителями.                                                                                                  86

3.2 Анализ функционирования системы менеджмента качества и оценка ее эффективности.                                                                                                 97

Заключение.                                                                                                     114

Список литературы.                                                                                        118

Приложение.                                                                                                    121


Введение.


Рыночные формы хозяйствования, открытость России для установления торговых отношений с зарубежными странами влечет за собой обострение конкуренции на рынках товаров и услуг, вынуждает многие отечественные предприятия искать все новые и более совершенные инструменты борьбы за потребителя, обеспечивающие устойчивое положение организации на занимаемых сегментах рынка и создающие предпосылки для дальнейшего развития и роста. Для многих предприятий возникает необходимость внедрять инновационные технологии в системе управления качеством.

Конкуренция в условиях рыночной экономики обязывает уделять неослабное внимание проблемам качества как важнейшему фактору повышения уровня жизни населения, его социальной и экологической безопасности. Все большее число отечественных специалистов и политиков осознает, что преодоление кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции с одновременным улучшением ее качества и снижением цены.

Успешное решение проблем качества важно во многих отношениях. Оно позволяет установить новые прогрессивные пропорции между отраслями и внутри их, например, между металлургической промышленностью и машиностроением. Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствования технологии производства и повышения ее экономичности. Повышение качества продукции важно и для автоматизации производственных процессов во всех отраслях.

Мною был проведен анализ управления качеством продукции Открытого Акционерного Общества “Нижнетуринский электроаппаратный завод” и выбрана тема дипломного проекта «Управление качеством продукции в сфере её производства», так как в связи с необходимостью повышения конкурентоспособности продукции предприятия и требованиями заказчиков ОАО “Нижнетуринский электроаппаратный завод” приступил к разработке и внедрению системы менеджмента качества, соответствующей требованиям МС ИСО 9000.

ОАО “Нижнетуринский электроаппаратный завод” – предприятие, обеспечивающее потребности предприятий энергетического комплекса в высоковольтных аппаратах. Свою продукцию ОАО “Нижнетуринский электроаппаратный завод” поставляет не только российским потребителям, но и поддерживает связи с зарубежными странами.

Как известно, в рыночной экономике заказчик имеет возможность договариваться с исполнителем не только о требованиях к качеству интересующей его продукции, но и к условиям ее производства, гарантирующим выполнение этих требований. В зарубежной практике таким условием чаще всего становится требование о наличии на предприятии – исполнителе действующей системы качества, отвечающей требованиям стандартов ИСО серии 9000. Это требование уже начинает включаться и в договора о поставке продукции.

Мой дипломный проект состоит из глав:

1. Теоретические основы управления качеством продукции на производстве, где рассматривается понятие управления качеством продукции на производстве, управление процессом подготовки производства новой продукции, управление техническим уровнем и качеством новой продукции.

2. Управление качеством продукции на примере ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод», где рассматривается характеристика предприятия; условия формирования качества продукции; система управления качеством продукции; измерения, анализ и улучшение качества продукции; моделирование инновационной системы качества продукции.

3. Комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества продукции в системе производства и анализ результативности системы менеджмента качества ИСО серии 9001:2000 на ОАО «НТЭАЗ», где рассматривается улучшение показателей соответствия качества продукции, требуемое потребителями и проведен анализ функционирования системы менеджмента качества и оценка ее эффективности.

Целью моего дипломного проекта является:

-        рассмотреть вопрос улучшения показателей соответствия качества продукции, требуемое потребителями;

-        провести сравнительный анализ эффективности системы менеджмента качества на примере предприятий ОАО «НТЭАЗ» и ОАО «ЮАИЗ».

Задачи:

-        рассмотреть систему управления качеством продукции;

-        рассмотреть моделирование инновационной системы менеджмента качества;

-        определить условия формирования качества продукции;

-        провести анализ результативности инновационной системы менеджмента  качества;

-        оценить эффективность функционирования системы менеджмента качества.

Выбранная тема в современных рыночных отношениях актуальна, так как качество продукции играет большую роль в становлении и развитии предприятий.

Последние годы отмечены беспрецедентным ростом внимания к проблеме качества. Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс во многих странах был определен прорывом именно в качестве продукции, позволившим им резко увеличить свой экспорт. Увеличение экспорта отечественных товаров в условиях постоянно растущих требований внешнего рынка невозможно без повышения их качества. Обостряющаяся конкуренция товаропроизводителей, зарождение и все более широкое распространение потребительского движения в развитых странах привели к повышению роли качества продукции и услуг для определения рейтинга стран в мировой иерархии.

Эффективные нововведения значительно повышают конкурентные преимущества, как выпускаемой продукции, так и самой организации. Современная организация должна иметь возможность гибко реагировать на внешние воздействия, обладать способностью к изменчивости и механизмами приспособления к условиям конкурентной среды.

Для большинства производственных организаций приспособление к изменяющейся внешней среде – самая насущная проблема. Многие руководители организаций уже провели или проводят необходимые преобразования, направленные на повышение эффективности работы.

1 Теоретические основы управления качеством продукции на производстве.


1.1 Понятие управления качеством продукции на производстве.


Под управлением в широком смысле понимается общая функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Выделяют управление хозяйственными структурами, в частности управление организацией (группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений). Под организационной структурой понимают распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками.

В управление включают не только целенаправленные управляющие воздействия, но и саму постановку целей, выработку политики, принятие решений. Управление связывают с упорядочением кагого-либо многообразия или отождествляют понятие управления с понятием контроля, руководства, менеджмента.

По международным стандартам ИСО для разработки политики и целей введен термин система менеджмента (управления), где система означает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Система менеджмента организации является комплексной и включает следующие системы менеджмента:

- систему общего менеджмента (общие намерения и направление деятельности организации в области управления по целям отраслевого менеджмента);

- систему менеджмента качества (система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству);

- систему управления окружающей средой – экологического менеджмента (часть системы менеджмента, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики);

- административное управление качеством.

По международным стандартам ИСО рассматриваются три направления в управлении качеством.

1. Общее управление качеством (административное управление качеством) – те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение и улучшение качества в рамках систем менеджмента качества.

2. Оперативное управление качеством в международных стандартах ИСО определяется термином управление качеством – это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

3. Долговременное управление качеством и организацией в целом в международных стандартах ИСО определено термином всеобщее руководство качеством. Этот подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации.

В теории управления существуют следующие понятия.

Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто в будущем. Процесс осознания и формулирования цели управления носит наименование целеполагания; он является одним из первых и важнейших элементов процесса управления. Прогноз целеполагания тесно связан с прогнозом и планом и находится как бы между ними. Главная цель управления дифференцируется и конкретизируется в целевых подсистемах системы управления в виде целевых функций, выполнение которых жестко связано с выходными количественными показателями предприятия.

Функция управления – это своего рода «поле» управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления.

Законы управления – это общие, существенные и необходимые связи явлений, изучаемых наукой управления. Законы управления хотя и объективны, но как бы вторичны по отношению к фундаментальным законам экономики. Объективность законов управления по отношению к субъективным факторам  управления регламентирует взаимоотношения науки и искусства управления.

Принципы управления – это основные правила, общие требования, руководящая идея, которым следуют руководители в осуществлении управления; они являются одной из основных форм сознательного использования объективных законов управления в практике управления.

В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием «управление организацией» стало применяться другое – «менеджмент организации». В настоящее время они чаще всего используются как понятия аутентичные. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент». В дальнейшем оба термина используются как тождественные[].

Система управления качеством продукции является элементом управленческой деятельности предприятия. В соответствии с международным стандартом ИСО 9000-2000 система управления качеством продукции должна базироваться на информационной системе, поддерживающей автоматизированную обработку данных, документирование процессов обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла изделия и автоматизированное управление этими процессами, данными и документацией. В этом смысле система управления качеством продукции становится неотъемлемой частью интегрированной автоматизированной системы управления предприятием и может быть отнесена к технологиям информационной поддержки процессов жизненного цикла изделий. Это означает, что информация, циркулирующая в системе управления качеством продукции, должна быть представлена в форматах, регламентированных стандартами информационной поддержки процессов жизненного цикла изделий, и состоять из набора информационных объектов, входящих в интегрированную информационную среду предприятия.

При создании и технологической подготовке производства нового изделия средствами конструкторских и технологических САПР (CAD/CAM) в интегрированной информационной среде создаются ИО, описывающие структуру изделия, его состав и все входящие компоненты: детали, подузлы, узлы, агрегаты, комплектующие, материалы и т.д. Каждый ИО обладает набором характеристик, описывающих свойства реального объекта, отображением которого является ИО. С точки зрения системы качества такими характеристиками  являются технические требования и технические условия, которым должен удовлетворять реальный объект. Кроме информации об изделии, в интегрированной информационной среде содержится информация о производственной среде предприятия, в составе которой находятся данные, относящиеся к системе управления качеством продукции.

Основные функции системы управления качеством продукции в процессе производства состоят в проведении и документальном оформлении контрольных операций, все многообразие которых можно разделить на три группы:

-                     входной контроль материалов и комплектующих изделий;

-                     операционный контроль полуфабрикатов (заготовок), деталей и сборочных единиц;

-                     выходной контроль готового (конечного) изделия.

Именно при выполнении контрольных операций и процедур, относящихся к этим группам, реализуются заложенные в конструкцию изделия требования. В качестве инструментального средства, поддерживающего в интегрированной информационной среде процедуры контроля, можно использовать программные средства класса PDM. Эти средства позволяют формировать структуру и состав изделия с произвольным числом компонентов и уровней входимости, приписывать каждому компоненту и изделию в целом разнообразные свойства (характеристики), ассоциировать с компонентом или изделием геометрические (графические) образы, различные текстовые документы, а также результаты контроля. С помощью PDM можно обеспечить информационное взаимодействие системы управления качеством продукции и интегрированной информационной среде в соответствии с принципами информационной поддержки процессов жизненного цикла изделий и требованиями стандартов ИСО 9000-2000 [].

Подходы к информатизации управления качеством на предприятии.

Можно выделить различные подходы к информатизации управления качеством. Первый определяется общей стратегией информатизации управления предприятием, в первую очередь созданием корпоративной информационной системы предприятия.

В тех случаях, когда на предприятии не стремятся к созданию полномасштабной корпоративной информационной системы, а используют набор специализированных функционально-ориентированных систем, задачи управления качеством могут решаться и с применением этих систем. Если подобная система затрагивает деятельность большинства подразделений предприятия, то такую систему называют системой корпоративного уровня. Примером является система управления электронным документооборотом предприятия. Если же система решает задачи отдельных подразделений, то это локальная система.

Компьютерные системы, реализующие на предприятии CALS-технологии, могут быть как системами корпоративного уровня, так и локальными, в зависимости от того, какие стороны деятельности предприятия они затрагивают.

Второй подход может базироваться на отдельных достижениях информационных технологий, таких, как аналитические и интеллектуальные, и быть направленным на решение отдельных задач, стоящих перед предприятием в области менеджмента качества.

Третий подход заключается в информатизации деятельности отдельных категорий персонала, чья работа влияет на качество, посредством универсальных или узкоспециализированных систем. Последний подход обычно ассоциируется с автоматизацией системы менеджмента качества, определяемой требованиями стандартов ИСО 9000.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.