Соответствие продукции оценивалось по результатам приёмо-сдаточных испытаний. На ОАО «ЮАИЗ» за первое полугодие 2005г. было всего предъявлено партий 9030 из них 368 отказов при приемо-сдаточных испытаниях, что составляет 4,08%, а за второе полугодие 2004г. процент отказов при приемо-сдаточных испытаниях составил 7,14%. Количество отказов при приемо-сдаточных испытаниях уменьшилось в 1,75 раз за счет уменьшения отказов в ЦСИ, ЦФИ и ЛЦ, но не меняется ситуация по продукции КПЦ и инструментальной оснастке.
На ОАО «НТЭАЗ» за первое полугодие 2005г. было всего предъявлено партий 4870 из них 225 отказов при приемо-сдаточных испытаниях, что составляет 4,62%, а за второе полугодие 2004г. процент отказов при приемо-сдаточных испытаниях составил 10,67%. Количество отказов при приемо-сдаточных испытаниях уменьшилось в 2,31 раза за счет уменьшения отказов:
- в заготовительном цехе, так как в рамках внедрения инновационной системы менеджмента качества было приобретено новое оборудование для штамповочного, сварочного и пружинонавивочного производства и новое оборудование для резки заготовок;
- в сборочном цехе на участке покраски, так как для улучшения качества покрытий изделий в первом квартале 2005г. была заключен контракт на покупку линии порошкового окрашивания и проведена выплата за приобретение первой партии;
- на литейно-гальваническом участке, так как полностью были пересмотрены технологические процессы и должностные инструкции.
По механическому цеху ситуация значительно не изменилась, но наблюдается уменьшение возвратов некачественной продукции.
Статус корректирующих и предупреждающих действий.
На ОАО «НТЭАЗ» все корректирующие действия, включенные в план развития системы менеджмента качества на первое полугодие 2004г. и корректирующие мероприятия по результатам анализа системы менеджмента качества за шесть месяцев выполнены. Для улучшения качества покрытий изделий были запланированы предупреждающие действия – покупка линии порошкового окрашивания, в первом квартале 2005г. был заключен контракт на покупку линии порошкового окрашивания и проведена выплата за приобретение первой партии.
На ОАО «ЮАИЗ» предупреждающие действия в виде мероприятий включены в инвестиционную программу. Все корректирующие действия, включенные в план развития системы менеджмента качества на первое полугодие 2005г. и корректирующие мероприятия по результатам анализа системы менеджмента качества за шесть месяцев выполнены.
Финансовые и социальные изменения, которые могут оказать влияние на инновационную систему менеджмента качества.
По результатам анализа финансово-экономической службы обоих предприятий финансовых изменений, способных оказать существенное влияние на инновационную систему менеджмента качества не предвидится.
В соответствии с корректирующими мероприятиями анализа инновационной системы менеджмента качества за первое полугодие был проведен анализ существующей оценки удовлетворенности персонала, внесены соответствующие изменения и с учетом этих изменений проведен социологический опрос. Проанализировав результаты опроса, мною сделаны следующие выводы:
- работники предприятий достаточно хорошо организованы, сознательно относятся к выполнению порученного задания, а также качественно и ответственно относятся к выполнению своих обязанностей. Удовлетворенность работников сферами труда и быта на предприятии выражается в высокой оценке коллектива, взаимоотношений с непосредственным руководителем.
- область неудовлетворенности включает систему оплаты труда, моральную мотивацию и высокий процент износа некоторого оборудования.
Заключение о результативности инновационной системы менеджмента качества:
На ОАО «НТЭАЗ» процессы и система менеджмента качества в целом функционируют результативно, соответствуют Политике качества предприятия и позволяют реализовывать поставленные цели. Наряду с этим критерии и методы оценки результативности процессов требуют анализа и корректировки. По всем процессам инновационной системы менеджмента качества имеется определенный потенциал для улучшения.
На ОАО «ЮАИЗ» также процессы и система менеджмента качества в целом функционируют результативно, соответствуют Политике качества предприятия и позволяют реализовывать поставленные цели. Наряду с этим как по отдельным процессам, так и в системе имеется определенный потенциал улучшений. Но на ОАО «ЮАИЗ» ситуация с критериями и методами оценки результативности процессов обстоит значительно лучше, хотя по многим критериям ОАО «НТЭАЗ» добилось лучших результатов.
Заключение.
В процессе написания дипломного проекта был рассмотрен вопрос улучшения показателей соответствия качество продукции и проведен анализа функционирования инновационной системы менеджмента качества и оценка ее эффективности. Для анализа были рассмотрены система, элементы и структура управления ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод». По результатам анализа мною сделаны следующие выводы: цели и задачи, поставленные предприятием на первое полугодие 2005г. выполнены в полном объеме. Все мероприятия для улучшения показателей качества продукции проведены в полном объёме. В связи с внедрением инновационной системы менеджмента качества на ОАО «НТЭАЗ», повысилась эффективность деятельности. Предприятие отработало за анализируемый период в хорошем темпе и имело положительные результаты финансово-экономической деятельности. Выручка от реализации продукции составила 107,7 % от планируемой; прибыль до налогообложения составила 111,8 %; производительность труда 106,3 %; рентабельность продаж повысилась до 15 %; на предприятии отсутствуют безубыточные производства. За анализируемый период на предприятии в соответствии с требованиями инновационной системы менеджмента качества ИСО серии 9001:2000 была разработана конструкторская документация, проведена сертификация, получено разрешение в органах гостехнадзора, спроектирована, изготовлена и поставлена в эксплуатацию энергетическая ячейка для производства распределительных устройств рудничного назначения. Это позволило увеличить объём продаж комплексных распределительных устройств на ОАО «НТЭАЗ» в 2,37 раза. Совокупный капитал ОАО «НТЭАЗ» увеличился на 2,4 %. В источниках формирования капитала большую долю занимают собственные средства предприятия – 90,4%.Структура активов предприятия в первом полугодии 2005г., с точки зрения их ликвидности, значительно улучшилась. Показатели финансовой устойчивости по-прежнему выше нормативных значений, то есть предприятия независимы от внешних кредиторов. Положительным моментом в хозяйственной деятельности ОАО «НТЭАЗ» по сравнению с началом года является снижение дебиторской и кредиторской задолженностей. Следует отметить, что несмотря на возросший объём реализации доля переменных расходов в общем объёме затрат снизилась. Предприятие характеризуются как стабильное и независимое от внешних кредиторов и инвесторов. Динамика показателей результатов финансово - экономической деятельности отражает положительные тенденции развития завода. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективном функционировании инновационной системы менеджмента качества.
Проанализировав результаты внутренних аудитов на ОАО «НТЭАЗ» мною сделаны следующие выводы:
- персонал подразделений недостаточно ознакомлен с требованиями регламентирующих документов инновационной системы менеджмента качества.
По результатам анализа информации, полученной по обратной связи от потребителей, отмечается хороший уровень удовлетворенности потребителей продукцией ОАО «НТЭАЗ». По сравнению с конкурентами оценка не изменилась. Максимальную оценку получили такие оценки, как «качество» и «надежность». Для предприятия необходимо сохранить достигнутый уровень удовлетворенности потребителей.
По результатам анализа основных процессов в процессе внедрения инновационной системы менеджмента качества отмечается их результативное функционирование.
По анализу соответствия продукции отмечается положительный результат: количество отказов при приемо-сдаточных испытаниях уменьшилось в 2,31 раза за счет уменьшения отказов в заготовительном цехе, так как в рамках внедрения инновационной системы менеджмента качества было приобретено новое оборудование для штамповочного, сварочного и пружинонавивочного производства и новое оборудование для резки заготовок; в сборочном цехе на участке покраски, так как для улучшения качества покрытий изделий в первом квартале 2004г. был заключен контракт на покупку линии порошкового окрашивания и проведена выплата за приобретение первой партии; на литейно-гальваническом участке, так как полностью были пересмотрены технологические процессы и должностные инструкции.
На ОАО «НТЭАЗ» все корректирующие действия, включенные в план развития системы менеджмента качества на первое полугодие 2005г. и корректирующие мероприятия по результатам анализа системы менеджмента качества за шесть месяцев выполнены.
По результатам анализа финансово-экономической службы предприятия финансовых изменений, способных оказать существенное влияние на инновационную систему менеджмента качества не предвидится.
По результатам социологического опроса работников завода, мною сделаны следующие выводы:
Процессы и система менеджмента качества на ОАО «НТЭАЗ» в целом функционируют результативно, соответствуют Политике качества предприятия и позволяют реализовывать поставленные цели. По всем процессам инновационной системы менеджмента качества имеется определенный потенциал для улучшения.
Для улучшения показателей качества продукции и более результативного функционирования инновационной системы менеджмента качества на ОАО «НТЭАЗ» мной предложены следующие мероприятия:
- владельцам процессов нужно обеспечить самостоятельное изучение документов системы менеджмента качества персоналом, путем проведения деловых игр, разъяснения руководителям подразделений содержания документов на совещаниях;
- руководителям всех уровней необходимо освоить принципы и правила системного менеджмента качества;
- для изменения отношения к менеджменту качества в позитивную сторону необходимо усилить горизонтальные связи;
- отделу кадров совместно с бюро по управлению качеством разработать программу проверки знаний у персонала;
- для реализации процессного подхода на второе полугодие 2005г. запланировать проведение внутренних аудитов процесса жизненного цикла продукции с проверкой всех подразделений, участвующих в проверяемом процессе;
- необходимо преобразование технико-технологической базы, использование комплексной механизации и автоматизации производства и управления;
- провести обновление всех форм и методов управления, в том числе организация труда и производства;
- создание эффективной мотивационной системы в работе с персоналом;
- требуют анализа и корректировки критерии и методы оценки результативности процессов;
- необходима замена морально и физически устаревшего оборудования на более усовершенствованное оборудование, что позволит повысить качество продукции и снизить затраты на ее производство;
- необходима компьютеризация многих структурных подразделений - это повысит эффективность работы всего персонала, что положительно повлияет на качество, производимой продукции.
Список литературы.
I. Нормативные акты.
1. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000г. № 24.) «Концепция национальной безопасности РФ».
2. Постановление Правительства РФ от 06 июля 2001г. № 519 «О стандартах оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности».
3. Постановление Правительства РФ от 01 февраля 1999г. № 113 «О поддержке субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих систему менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО серии 9001».
II. Научная литература.
1. Аристов О.В. Управление качеством: Учеб.пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.
3. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.;Под ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.
4. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития/ Под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона/ Пер. с англ. А. Раскина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.
5. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
6. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004.
7. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
8. Менеджмент. 2-е изд./ Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А.– СПб.: Питер, 2003.
9. Мишин В.М. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
10. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Гордонов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003.
11. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб.пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004.
12. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. А.К. Казанцева. – М.: ИНФРА-М, 2002.
13. Оценка бизнеса. / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
14. Планирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Лапушинская Г.К., Петров А Н. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.
15. Санто Б. Инновация как средство экономического развития: пер. с венгер./ Общ.ред. и вст. ст. Б.В. Сазанова. – М.: Прогресс, 1999.
16. Степанов Е.А. Управление персоналом: Персонал в системе защиты информации: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002.
17. Сулейманов Н.Т. Системы менеджмента качества ИСО. – Уфа, УИ РГТЭУ, 2002.
18. Сулейманов Н.Т., Нусенкис А.Г., Муратшин А.М. Сертификация продукции, услуг, систем качества и производств. – М.: Издательство ИПК стандартов, 1999.
19. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1989.
20. Управление качеством: Учеб.пособие/И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред.И.И. Мазура. – М.: Высш.шк., 2003.
21. Управление качеством: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2000.
22. Управление современной компанией: Учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лииса. – М.: ИНФРА-М, 2001.
23. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.
24. Экономика предприятия : Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2002.
25. Экономика фирмы: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
III. Статьи в научных журналах и периодической печати.
1. Аронов И.З., Версан В.Г. Техническое регулирование – инструмент инноваций. // Стандарты и качество. 2004. № 1.
2. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
3. Научно-инновационная сфера в регионе: проблемы и перспективы развития. – СПб.: Наука, 1996.
4. Прокофьева Н.П. Разработка и внедрение системы менеджмента качества. // Стандарты и качество. 2001. № 2.
5. Сагадаев Н. Шесть вопросов о качестве: Руководство по практическому применению. // Техсовет. 2003. № 2.
6. Сулейманов Н.Т. Инновационная модель системы управления качеством продукции. // Стандарты и качество. 2004. № 6.
7. Сулейманов Н.Т., Ибрагимов И.М. Современные затратные методы оценки объектов интеллектуальной собственности. // Вопросы оценки. 2003. № 2.
Приложения.
КПП и ТПП – конструкторская и технологическая подготовка производства; ОП – опытное производство; ОСПП – освоение промышленного производства; О,Э и СПП – организационно-экономическая и социальная подготовка производства; ПР – программное, О – обеспечение, П –производства, П – продукции (ПРОПП); ПРОПП – программное обеспечение производства.
Рисунок 1 – Подготовка производства новой техники
Рисунок 2 – Схема организации разработки и контроля качества нового изделия.
Рисунок 3 – Взаимосвязь между производителем новой продукции и потребителем.
Рисунок 4 – Условия формирования качества продукции.
Рисунок 5 – Общая схема процессов системы менеджмента качества.
Рисунок 6 - Замкнутая инновационная система (инновационный круг).
Условные обозначения: Деятельность, добавляющая ценность Поток информации.
Рисунок 7 - Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе.
Рисунок 8 - Структурная модель типового процесса производства.
Рисунок 9 - Структура управления ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод».
Код
Цель процесса
Владелец процесса
Критерии оценки результативности процесса
У1.3
Управление улучшениями
Повышение конкурентоспособности продукции и расширение рынков сбыта
Генеральный директор
1.Доля объёмов новой продукции в общем объёме реализации
2.Снижение затрат (пост. или перем.) на производство
3.Увеличение объёмов продаж
Поставщики процесса
Входные данные
ПРОЦЕСС У1.3
Выходные данные
Потребители процесса
Наименование подпроцесса
Владелец п/процесса
ССК «УИЭ»
ГИ
ОТК
БпУК
ОП
СП
Информация, полученная от потребителей
(У1.1)Комплексный план развития предприятия на текущий год
(У1.2)Инвестиционный план
Результаты контроля и измерения продукции
Результаты внутренних аудитов
Данные о несоответствиях продукции, процессов
УП1.31 Улучшение продукции
Мероприятия для включения в комплексный план развития предприятия на текущий год
Протоколы совещаний по перспективным разработкам
Отчет о результатах анализа СМК
Предложения по КрД, ПрД
УП1.32 Улучшение процессов
Нач-к ПДО
УП1.33 Улучшение СМК
ГИ-ОПР
УП1.34 Мониторинг и измерения
Участники процесса
Высшее Руководство ОАО «НТЭАЗ»,
нач-к ПДО
(Б2.1) Результаты оценки удовлетворённости потребителей
(Б2.1-Б2.9) Данные для оценки результативности и предложения по улучшению процессов жизненного цикла
Документация
Рисунок 10 – Карта процесса.
Таблица 1 – «Результаты внутренних аудитов на ОАО «НТЭАЗ»».
Структурное подразделение
Значительные несоответствия
Малозначительные несоответствия
2004г., второе полугодие
2005г., первое полугодие
СЦ
4
2
5
3
0
1
МЦ
ЭРЦ
ЛГУ
6
ПДО
ЗЦ
ОМТС
ЦЗЛ
БСН
ЭМО
ГТД
ОГЭ
ОК
АХО
ОГК
ОГТ
Всего:
47
18
57
25
Таблица 2 – «Результаты внутренних аудитов на ОАО «ЮАИЗ»».
Значительные
несоответствия
Малозначительные
КПЦ
12
31
ЛЦ
22
ЦСИ
14
ЦФИ
7
13
ЦКП
ИЦ
ЦОП
27
93
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13