2.5 Моделирование инновационной системы качества продукции на ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод».
В данном параграфе дипломного проекта мною рассматривается актуальная проблема создания системы менеджмента качества по стандартам ИСО серии 9000 с использованием принципов TQM путём введения инновационной модели управления всем процессом жизненного цикла продукции. Нововведение позволяет разработать методы моделирования и оценки системы менеджмента качества как процессный подход при оценке бизнеса.
Стандарты ИСО серии 9000:2000 направлены на обеспечение качества продукции на всех стадиях её жизненного цикла, включая научно-техническую продукцию, как результат научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, программ и проектов [18, C. 135].
Правительство Российской Федерации постановлением № 113 от 01.02.98 определило важнейшей задачей федеральных органов исполнительной власти поддержку субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих систему менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО серии 9000. Постановлением предусмотрено право размещения на конкурсной основе государственных заказов, поставок товаров, работ и услуг для федеральных государственных нужд при наличии у поставщиков сертифицированных систем менеджмента качества и/или лицензий на маркирование товаров, работ и услуг знаком соответствия государственным стандартам.
Внедрение стандартов ИСО серии 9000 обеспечивает создание научно- технической продукции, которая должна [17, C. 345]:
- удовлетворять требованиям заказчика;
- соответствовать применяемым при разработке отечественным международным или зарубежным стандартам;
- отвечать требованиям общества (законы, уставы, кодексы и т.п.);
- учитывать требования охраны окружающей среды;
- быть конкурентоспособной.
Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.97 № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24), качество продукции и услуг – важнейший фактор реализации национальных интересов в следующих сферах: экономической, социальной, военной, международной, экологической.
Конкурентоспособность продукции и услуг является комплексным показателем, на который влияют качество продукции, цена, сроки поставок, удобство обслуживания и ремонта, имидж производителя и ряд других факторов.
Таким образом, решающую роль в устойчивом развитии экономики играет обеспечение конкурентоспособного качества продукции и услуг.
Система менеджмента качества является стимулом к нововведениям, внедрению инновационных технологий в производство.
Инновационный процесс – это процесс преобразования научных знаний в инновацию, в результате, которого на рынке появляется новая продукция и она признается потребителями [III-3, C. 23].
Из определения следует, что нововведение может рассматриваться как результат и как процесс, при этом в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000:2001 (п. 2.4.) любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.
Инновационная модель.
Кибернетическая модель инновационного процесса [II-15, C. 205] представлена в виде системы (круга), которая включает этапы инновационного цикла и взаимосвязи между ними (рис. 6)
Из модели инновационного круга выводится модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе. Присутствие нововведений в управлении качеством на всех уровнях управления и на всех стадиях жизненного цикла продукции впервые было представлено А.В. Гличевым [III-2, C. 17].
Инновационный процесс, как деятельность, добавляющая ценность, может быть введен в качестве элемента обратной связи управления процессом жизненного цикла продукции в модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе (рис. 7)
Так как модель системы менеджмента качества, согласно стандартам ИСО серии 9000, предполагает только управление результатами, то введение инновации в виде обратной связи в модели системы менеджмента качества коренным образом меняет концепцию управления.
Система ИСО плавно переходит в новую концепцию QM (Quality Management) и TQM (Total Quality Management).
Моделирование инновационной модели системы менеджмента качества.
В отличие от стандартов ИСО и других концепций управления качеством, TQM предлагает не только новые методы и средства улучшения качества, но и новую философию управления. Тем самым с введением в модель системы менеджмента качества инновации она преобразуется в систему управления процессами. Под процессом понимается совокупность последовательных действий (функций, работ), которые преобразуют исходный материал (сырьё, полуфабрикат, информацию) в конечный продукт (услуги) в соответствии с предварительно установленными правилами (стандартами, нормативами).
Для описания модели используются понятия «объект», «свойства» и «отношения». Они делятся на управляемые (ресурсы процесса) и неуправляемые (внешние по отношению к процессу объекты и свойства). В качестве управляющих объектов выделены: измерители свойств, элементы формирования целей; элементы анализа (сравнения); элементы принятия решений; элементы формирования действий; элементы корректировки целей.
Структурная модель типового процесса производства, в котором участвует потребитель, поставщик и внешняя среда, полностью или частично управляемых объектов представлена на рисунке 8. Поставщик и результаты его деятельности оценим вектором свойств X={xi}, i=1, n; действие окружающей среды вектором Z={zj}, j=1, m; сам процесс F1 – множеством ресурсов V={vk}, k=1, h; потребительские свойства получаемого продукта или услуги с учетом мнений потребителя – вектором Y={yI}, I=1,u; инновации на всех стадиях жизненного цикла продукции F2 – вектором S={sr}, r=1,p.
Все значения свойств каждого из перечисленных множеств измеряемы независимо от того, управляемы они или неуправляемы.
В представленной модели деятельность поставщика, описываемая вектором X, является входом управляемого процесса, описываемого функцией F1, и вектором V; окружающая среда, описываемая вектором Z, является также входом для управляемого процесса F1 и определяет условия его функционирования, обратной связью является инновационный процесс, описывается функцией F2 и вектором S, выходом процесса являются оценки потребителя, описываемые вектором Y.
С учетом времени t, результат выполнения процессов F1 и F2 можно описать как функцию Y=F1 (x,v,t:Z)/1+F1 (x,v,t:Z)*F2(y,s,t:J).
С точки зрения теории управления, на основании данной модели можно строить и анализировать пять принципиально различных контуров управления: по входу (по параметрам вектора X), по внутренним параметрам управляемого процесса (по вектору V), по возмущающемуся вектору окружающей среды Z, по инновационной обратной связи (вектору S) и по выходным параметрам Y и, наконец, по динамике управления процессом Z. Для каждого из перечисленных контуров необходимо измерять свои параметры и использовать свое математическое описание с целью дальнейшего моделирования деятельности существующей системы менеджмента качества или проектируемой системы [III-6, C. 22].
Данная модель системы менеджмента качества на основе концепции TQM позволяет описать математическую модель системы управления, используя традиционные математические методы анализа и синтеза.
Методы оценки инновационной модели системы менеджмента качества.
На этапе развития рыночной экономики, когда качество продукции становится системообразующим фактором её конкурентоспособности, оценки затрат на внедрение и сертификацию системы менеджмента качества должны стать необходимой процедурой для оценки предприятия (бизнеса).
К сожалению, при оценке бизнеса в стоимость оценки не входят затраты на качество и инновации (нововведения) [II-13, C. 181].
Стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.07.2001г. № 519), предусмотрены следующие подходы к оценке:
- затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки с учетом его износа;
- сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;
- доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.
В соответствии с данным документом, метод оценки – способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценка инноваций (нововведений) и системы управления качеством являются наименее разработанными с точки зрения профессиональной оценки бизнеса.
Сложность задачи связана с неоднозначностью позиции по вопросам методологии определения рыночной стоимости нововведений (интеллектуальной собственности), а также с необходимостью одновременного комплексного решения ряда экономических, юридических и бухгалтерских проблем.
Если доходные и затратные методы оценки нововведений имеют некоторые методологические подходы, то сравнительный подход к оценке интеллектуальной собственности практически не используется под предлогом отсутствия необходимых объемов данных фактов продажи объектов аналогичного назначения и сравнимой полезности [III-7, C. 16].
Однако в свете постановления Правительства РФ № 519 от 06.07.2001г. стандарты оценки обязывают применение всех трех подходов к оценке бизнеса с учетом стоимости затрат на нововведения и системы управления качеством продукции.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Предложенная инновационная модель TQM не противоречит модели системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе стандартов ИСО серии 9000.
2. Инновационная модель системы всеобщего менеджмента на основе качества (TQM) позволяет наглядно и более формализовано представить систему управления качеством процессов, а не только результатов с учетом их взаимодействия с окружающей средой и динамикой их осуществления.
3. С помощью инновационной модели TQM можно оценивать динамические, прогнозируемые и статистические характеристики, а также моделировать влияние различных факторов на устойчивость системы в целом.
В связи с необходимостью повышения конкурентоспособности продукции предприятия и требованиями заказчиков в марте 2004 года ОАО «НТЭАЗ» приступил к формированию системы менеджмента качества, соответствующей требованиям МС ИСО 9000:2000. Стандарты ИСО серии 9000:2000 направлены на обеспечение качества продукции на всех стадиях её жизненного цикла, включая научно-техническую продукцию, как результат научно исследовательских и опытно-конструкторских работ, программ и проектов. Система менеджмента качества является стимулом к нововведениям, внедрению инновационных технологий в производство.
«В России в силу известных причин мировые стандарты качества внедряются достаточно медленно. На сегодняшний день не более 1000 предприятий сертифицировали свои системы на соответствие международным стандартам, - говорил генеральный директор ФГУ «УРАЛТРЕСТ» Валентин Сурсяков, - в Уральском Федеральном Округе таких организаций – 110, в Свердловской области – 65. Не все руководители считают качество главной проблемой, зачастую бытует убеждение: «важнее хоть как-нибудь выжить». При таком подходе не оправдают себя ни инвестиции, ни инновации, ни модернизация производства. Видимо не случайно по глобальному индексу конкурентоспособности Россия стоит на 63-м месте, а по индексу микроконкурентоспособности – на 57-м. При таких условиях важны любые действия предприятия, повышающие уровень качества его продукции и конкурентоспособности» [III-45, C. 43].
Применение стандартов качества носит во всем мире добровольный характер. ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод» так же, как и любое другое предприятие мотивирует и принимает решение исходя из собственной программы развития. Мотивация делится на внешние и внутренние факторы.
Внутренние: управление качеством и улучшение качества технической документации, обеспечение требований потребителя и повышение конкурентоспособности продукции. Внешние: ориентация на потребителя, то есть желание не только руководства, но и коллектива занять свою нишу, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. А для этого необходимо не только создать систему качества, но и сертифицировать ее на соответствие требованиям стандартов серии ИСО 9000. Ведь сегодня заказчик при заключении подряда может потребовать у исполнителя наличие сертификата соответствия системе качества. Это требование предъявляется и при участии в тендерных торгах, при представлении органами лицензирования доказательств о наличии системы контроля качества работ и при выполнении заказов для государственных нужд. По замечаниям ряда руководителей предприятий, наибольший эффект от применения системы достигается, когда её «воспринимают, прежде всего, как систему управления, которая позволяет при минимуме затрат и ресурсов получать качественную продукцию».
Настоящий международный стандарт ИСО 9000 устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
-нуждается в демонстрации своей способности поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;
-ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей, посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.
Общими требованиями для внедрения системы менеджмента качества являются:
-организация должна разработать, задокументировать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта;
-организация должна определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;
-определить последовательность и взаимодействия этих процессов;
-определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
-обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
-осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
-принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта.
Первый шаг по формированию инновационной системы менеджмента качества на предприятии: назначение представителя руководства по качеству и создание бюро по управлению качеством – органа по координации работ, связанных с разработкой и внедрением системы качества. Из числа высшего руководства назначен ответственный представитель – главный инженер. В связи с формированием инновационного менеджмента качества на ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод» изменилась структура предприятия, которая представлена на рисунке 9.
Некоторые руководители подразделений получили новые названия должностей, а также дополнительные обязательства. Высшее руководство ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод» - Генеральный директор и его заместители в лице главного инженера, заместителя Генерального директора по маркетингу и развитию, заместителя Генерального директора по производству - начальник производственно-диспетчерского отдела, заместителя Генерального директора по качеству – начальник отдела технического контроля – берет на себя обязательство неукоснительно следовать целям Политики в области качества, поддерживать в работоспособном состоянии систему менеджмента качества и создавать условия для её совершенствования. Высшее руководство предприятия, приняв на себя обязательства в области качества, обязывает всех работников предприятия действовать в соответствии с требованиями и принципами системы менеджмента качества.
Для упорядочения этой деятельности была разработана и принята программа работ.
Самым сложным из запланированных мероприятий по формированию инновационного менеджмента качества оказалась разработка документированных процедур системы качества в полном объеме, так как стандарты предприятия, созданные в период функционирования КС УКП, не соответствовали многим требованиям стандарта ИСО 9001. Решили пересмотреть все имеющиеся документы и разработать принципиально новые. Ответственными за разработку конкретных документов стали руководители, отвечающие за функционирование соответствующих элементов системы качества. В каждом подразделении приказом по заводу был назначен уполномоченный по качеству, отвечающий за управление документацией системы менеджмента качества. Всего было пересмотрено 70 стандартов предприятия, в результате было разработано Руководство по качеству, 22 методических инструкций качества и 16 стандартов качества предприятия предстоит еще разработать.
При моделировании инновационной системы менеджмента качества продукции на предприятии были установлены и официально провозглашены ключевые краткосрочные и долговременные стратегические цели и вытекающие из этих целей главные годовые задачи.
Цели ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод» на 2005 год
1.Повышение финансовой эффективности
1.1 Обеспечение объёма продаж в размере 200000тыс. руб.
1.2 Получение прибыли 20000 тыс. руб.
1.3 Обеспечение плановой рентабельности продаж не менее 10%
1.4 Обеспечение производительности на конец года труда не менее 314.5 тыс. руб.
2.Повышение удовлетворённости потребителей
2.1 Сертификация системы менеджмента качества на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2000 в IV квартале 2005 года.
2.2 Увеличение доли продаж постоянным клиентам до 50 %
2.3 Расширение рынка за счёт увеличения объёма продаж:
-КРУ - на 250 %
-разъединителей - на 20 %
-запасных частей - на 20 %.
3. Обеспечение возможностей для профессионального роста
3.1 Обучение в ВУЗах
- Без отрыва от производства - 17 человек
- По целевым направлениям от предприятия - 3 чел.
3.2 Обучение в средних технических образовательных учреждениях - 3 чел.
3.3 Обучение персонала в рамках внутризаводского образования - 50-70 чел
4. Повышение уровня удовлетворённости работников
4.1 Повышение средней заработной платы до 8 тыс. руб.
4.2 Повышение культуры производства
- проведение аттестации рабочих мест - 24 рабочих места
- улучшение условий труда рабочих (освоить 700 тыс. руб.)
Для достижения целей разработаны планы мероприятий:
1. Стратегический план развития предприятия;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13