Рефераты. Организационные мероприятия по снижению затарат на предоставление услуг МУП "ЖКХ Гидролизный&qu...






Техническое состояние коммунальной инфраструктуры, характеризующееся высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей, привело к тому, что планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше, чем затраты на проведение планово-предупредителдьного ремонта.

Проблема усугубляется и огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, которая является источником цепочки неплатежей, охватывающей практически все отрасли экономики.

Основными причинами сложившегося на сегодняшний день тяжелого положения с кредиторской задолженностью в жилищно-коммунальном хозяйстве являются:

·        многолетнее занижение муниципальными образованиями уровня платежей граждан в совокупности с их бюджетной неплатежеспособностью, выразившееся в несоответствии установленных показателей уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья и инженерной инфраструктуры и установленного областного уровня при формировании бюджетных средств;

·        секвестирование и невозмещение до сегодняшнего дня бюджетных средств, запланированных жилищно-коммунальному хозяйству;

·        хронически возрастающие неплатежи граждан за физически потребленные ими жилищно-коммунальные услуги в период изменения их уровня оплаты при проведении жилищно-коммунальной реформы;

·        крайне замедленный ход установки приборов учета теплоэнергии и воды, сдерживаемый исполнительными органами власти муниципальных образований и учрежденными ими муниципальными предприятиями, монопольно предоставляющими коммунальные услуги, поскольку потери ресурсов (теплоэнергии и воды), связанные с крайней изношенностью и плохой теплоизоляцией инженерных сетей, как правило, списываются жилищно-коммунальными предприятиями на потребителей, а при фиксированном уровне их оплаты населением – на неплатежеспособный муниципальный бюджет;

·        несовершенство тарифной политики в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и систематическое изменение тарифов на топливно-энергетические ресурсы с последующим соответствующим изменением тарифов на коммунальные услуги в течение одного финансового года без корректировки утвержденного на этот год финансирования;

·        высокая дебиторская задолженность за потребленные жилищно-коммунальные услуги организациями, финансируемыми из бюджетов различного уровня;

·        отсутствие в муниципальных образованиях системы договорно-экономических взаимоотношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг на основе муниципального заказа в соответствии со статьями 71 и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков в нарушении существующего в Российской Федерации законодательства и фактическому отходу от выполнения в полном объеме контрольных функций за производством и предоставлением населению качественных и технически и экономически обоснованных жилищно-коммунальных услуг.

По тем же причинам не удалось в полной мере обеспечить действенный государственный контроль качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, проводимый органами государственной жилищной инспекции Свердловской области.

Недофинансирование жилищно-коммунальной сферы обуславливает и отсутствие интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.

Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обуславливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций.

Все это говорит о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса в условиях рыночной экономики необходимо использование программно-целевого метода.


1.2. Характеристика жилищно-коммунального комплекса Свердловской области


Сегодня жилищно-коммунальные услуги населению в 72 муниципальных образованиях Свердловской области оказывают порядка 1800 предприятий и организаций различных подотраслей жилищно-коммунального хозяйства, в которых работает около 100 тысяч человек.

Жилищно-коммунальное хозяйство области включает в себя:

·        89 миллионов квадратных метров общей площади жилищного фонда при средней обеспеченности населения области жилой площадью 19,3 квадратных метра на человека;

·        более 3 тысяч единиц котельных и центральных тепловых пунктов;

·        свыше 30 тысяч километров тепло-водо-газопроводных сетей в однотрубном исчислении.

Уровень благоустройства жилищного фонда области характеризуется обеспеченностью:

·        центральным отоплением – на 80 процентов;

·        горячим водоснабжением – на 70 процентов;

·        водопроводом – на 79 процентов;

·        канализацией – на 77 процентов;

·        газом – на 66 процентов.

При этом 1,5 миллиона квадратных метров или 1,7 процента жилищного фонда области относится к категории ветхого и аварийного. В нем проживает более 98 тысяч человек или более 37 тысяч семей без реальной перспективы на улучшение жилищных условий в ближайшие годы.

Практически во всех муниципальных образованиях области социальную защиту малообеспеченных граждан путем предоставления нуждающимся компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг обеспечивают службы субсидий.

 В то же время сегодня, вместо ожидаемого прогресса, вся система жизнеобеспечения городов и населенных области находится на критической отметке, прежде всего, потому, что средний уровень износа инженерных коммуникаций составляет порядка 60% и около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок.

Материалы, представленные муниципальными образованиями, показывают, что для полного восстановления жилищно-коммунального хозяйства области на сегодняшний день необходимо более 24 миллиарда рублей.

При этом на текущее приведение в технически исправное состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства области необходимо ежегодно по укрупненной оценке 1,4 миллиарда рублей, в том числе 900 миллионов рублей – на жилищный фонд и 500 миллионов рублей – на инженерную инфраструктуру.

Однако упадок отрасли спровоцирован не только нехваткой средств, а и плохой ее организацией и устаревшей структурой управления, которые мало изменились с момента объявления в 1992 году о проведении в России жилищно-коммунальной реформы.

Дискредитировавшие себя еще в советское время планово-распределительные отношения в жилищно-коммунальной сфере до сих пор не изжиты. Руководящие и экономические кадры отрасли, привыкшие работать в условиях ее плановой убыточности, до сих пор не научились управлять жилищно-коммунальным хозяйством в условиях рыночной экономики, поэтому основное бремя расходов по содержанию находящейся в упадке жилищно-коммунальной сферы постепенно стало переноситься с плеч государства на плечи населения, хоть и не ставшего обеспеченным, но все же являющегося наиболее надежным поставщиком денег (к тому же наличных). Дальнейшее перекладывание бремени расходов по содержанию жилищно-коммунальной сферы с плеч государства на плечи населения без кардинального изменения экономической ситуации в ней чревато не только доведением населения до нищенского состояния, но и серьезными социальными взрывами.

Бюджеты всех уровней, в нарушении существующего сегодня в Российской Федерации законодательства, как правило, не внедряют в практику своей деятельности новые договорно-экономические отношения и, соответственно, не перечисляют всех положенных жилищно-коммунальному хозяйству средств. Особенно плохо обстоят дела с финансированием ведомственного и частного жилья. У ведомственных и частных предприятий нет средств, чтобы содержать его даже на том уровне, на котором поддерживается муниципальное жилье.

Таким образом, содержание жилищно-коммунального комплекса Свердловской области в его нынешнем виде становится все более непосильным как для населения – потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы, а также для ведомственных и частных предприятий.


1.3. Перспективы развития жилищно-коммунальной отрасли Свердловской области


Сегодня, когда жилищно-коммунальное хозяйство стало главенствующей отраслью экономики по количеству и масштабам аварий и чрезвычайных ситуаций, а также по количеству расходуемых на их ликвидацию сил и средств (особенно в зимний период), когда ни бюджет, ни население не покрывают полных и необходимых ресурсов жилищно-коммунального хозяйства, без введения целевой государственной и муниципальной финансовой поддержки жилищно-коммунальной сферы в течение ближайших 10 лет независимо от устанавливаемого для населения уровня оплаты потребляемых жилищно-коммунальных услуг невозможно не только проведение качественной жилищно-коммунальной реформы, но и ежедневное безаварийное функционирование отрасли.

Без целевой государственной и муниципальной финансовой поддержки в условиях, когда предприятия жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, как и большинства регионов России, работают сегодня не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме, вполне реален крупномасштабный инфраструктурный кризис, связанный с серьезными, а то и массовыми авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства, тем более, что именно с уровня 60 процентов износа оборудования и коммуникаций число аварий на них начинает возрастать лавинообразно.

Таким образом, для активизации работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства государственная и муниципальная финансовая поддержка в течение ближайших 10 лет независимо от уровня оплаты населением потребляемых жилищно-коммунальных услуг должна осуществляться через реализацию следующих специальных федеральных, региональных и местных целевых программ:

·        переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;

·        реконструкции и модернизации жилищного фонда первых массовых серий;

·        реконструкции и модернизации инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства;

·        энергоресурсосбережения и установки приборов учета и регулирования потребляемых населением жилищно-коммунальных услуг на уровне жилого дома;

·        подготовки и сертификации кадров по управлению жилищно-коммунальной сферой в условиях рыночной экономики.

В итоге, применение программно-целевого метода в совокупности с внедрением новых договорно-экономических отношений в жилищно-коммунальной сфере позволит точно определить финансовые средства, необходимые для полного восстановления жилищно-коммунального комплекса, а реализация специальных федеральных, региональных и местных программ окажет реальную помощь в процессе активизации работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и переводу его управления на рельсы рыночной экономики.

Для вывода жилищно-коммунальной отрасли из кризиса разработана Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. Данная Концепция включает в себя комплекс мероприятий по внедрению в жилищно-коммунальное хозяйство Свердловской области рыночных форм экономики и энергосберегающих технологий и материалов, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей, оплату потребленных ими жилищно-коммунальных услуг по фактическим показаниям приборов учета и регулирования на уровне жилого дома и адресную социальную защиту малообеспеченных слоев населения.

Концепция предусматривает разработку и широкое внедрение мер по ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий,максимальному использованию ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного, устойчивого, технически  и экономически обоснованного уровня обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг.

В результате решения определенных Концепцией задач повысится надежность, качество и экономическая эффективность жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и устойчивость работы предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса Свердловской области независимо от их формы собственности.

Основные цели Концепции – это, прежде всего, повышение технической и экономической эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат на производство и предоставление их потребителям, адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения при оплате ими фактически потребленных по показаниям приборов учета жилищно-коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг.

На первом этапе предполагается реализовать следующие первоочередные мероприятия, рассчитанные на немедленное получение результатов уже во время реализации первого этапа Концепции:

·              инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций и других  потребителей (в т.ч.населения) перед предприятиями ЖКХ;

·              прекращение практики перекрестного субсидирования  тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

·              ликвидация дотационности жилищно-коммунального комплекса;

·              установка в жилых домах приборов учета и регулирования потребления населением всех видов коммунальных услуг и переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе;

·              совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Планируется привлекать бюджетные ресурсы,  а также средства международных кредитных организаций для финансирования наиболее эффективных (в том числе с точки зрения социальной эффективности) инвестиционных проектов в ЖКХ, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности муниципальных образований области.

Планируется также в основном завершить формирование необходимой законодательной и иной нормативной базы, провести углубленный анализ технического состояния объектов жилищно-коммунального комплекса, комплексную экспертизу издержек и независимый аудит жилищно-коммунальных предприятий – естественных локальных монополистов.

На втором этапе предполагается обеспечить:

·        развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;

·        переход к профессиональному конкурсному управлению жилищным фондом, создание системы регулирования естественных локальных монополий;

·        развитие концессионных механизмов;

·        повсеместный полномасштабный переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан.

На третьем этапе предполагается реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения частных инвестиций, апробировать механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов, реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и муниципальных гарантий.

Мероприятия Концепции. Концепция включает как технические мероприятия по восстановлению  основных фондов и реализации новых инженерно-технических решений, так и мероприятия по созданию организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных предприятий.

Эти мероприятия предусматривают:

·        обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса.

Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса является основным условием формирования нормальных рыночных экономических взаимоотношений в этом секторе экономики и предусматривает решение следующих задач, которые носят в основном краткосрочный характер и эффект от реализации которых  должен быть получен уже в течение 2007-2008 годов.

Для оздоровления финансовой ситуации в ЖКХ необходимо в первую очередь провести инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию задолженности  предприятий ЖКХ, в том числе реструктурировать задолженность бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями ЖКХ и установить реальные и жесткие сроки ее ликвидации.

·        обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг

Предполагается  усовершенствовать принцип расчета жилищных субсидий, перейдя к расчету по одному основанию, который обеспечит строгую зависимость размера предоставляемой жилищной субсидии от размера совокупного дохода семьи.

         Предполагается также рассмотреть вопрос о переводе основных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в категорию жилищных субсидий. Предусматривается пересмотр и отмена ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее  уязвимых слоев населения, перевод льгот , установленных для различных категорий работающих граждан в форму денежных выплат.

·        формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг

Одна из основных задач второго этапа реализации Концепции – это создание конкурентной среды в жилищной сфере.

Для этого необходимо осуществить  разделение функций и формирование договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими компаниями и подрядными организациями.

Орган  местного самоуправления как собственник жилищного фонда должен обеспечить:

·        соблюдение нормативно-технических  требований к содержанию  и использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.