Рефераты. Оценка бизнеса






во-первых, только по результатам финансового анализа оценщик принимает решение о сопоставимости и включении тех или иных фирм в список компаний-аналогов;

во-вторых, финансовый анализ позволяет определить место или ранг оцениваемой компании среди аналогов;

в-третьих, финансовый анализ является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих нужное сходство оцениваемой компании с аналогами;

в-четвертых, финансовый анализ позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному виду ценового мультипликатора в их общем числе и в конечном счете определить вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины.

По результатам финансового анализа составляется так называе­мая Сводная таблица финансовых коэффициентов, которая должна отражать следующую информацию:





Таблица 5.1. Сводные финансовые коэффициенты


Компания                                                        Финансовые коэффициенты

1. Аналог № 1

2. Аналог № 2

3. Аналог № 3

4. Аналог № 4

5. Аналог №5

6. Оцениваемая компания

7. Среднеарифметическое значение

8. Медиана

9. Место оцениваемой компании


Таблица составляется в произвольной форме, однако она должна содержать по оцениваемой компании и полному списку аналогов расчетную величину наиболее важных финансовых коэффициентов, например, таких, как:

•  Доля чистой прибыли в выручке от реализации;

•  Доля собственного капитала в суммарных источниках финан­сирования фирмы;

•  Коэффициенты ликвидности;

•  Коэффициенты оборачиваемости активов.

В связи с тем, что значение показателей по аналогам и оценивае­мой фирме, вероятнее всего, будет существенно различаться, для принятия последующих решений, кроме расчетных фактических значений финансовых коэффициентов по аналогам и оцениваемой фирме, необходимо в таблицу включить вспомогательные показате­ли, такие как среднее арифметическое значение и медиана. Чрезвы­чайно важно на завершающем этапе финансового анализа опреде­лить место, занимаемое оцениваемой компанией среди отобранных аналогов по каждому из представленных показателей. Совокупность занимаемых мест служит основой для определения итогового рей­тинга оцениваемой фирмы.

Материалы данной таблицы будут использованы аналитиком на этапе выбора величины ценового мультипликатора для оцениваемо­го бизнеса.

 Характеристика ценовых мультипликаторов

 Основным инструментом определения рыночной стоимости соб­ственного капитала предприятия сравнительным подходом являются ценовые мультипликаторы.

Ценовой мультипликатор отражает соотношение между рыноч­ной ценой предприятия и каким-либо его показателем, характери­зующим результаты производственной и финансовой деятельности.

В качестве таких показателей можно использовать не только при­быль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от ре­ализации и некоторые другие.

Ценовой мультипликатор рассчитывается по всем аналогичным предприятиям.

Для оценки рыночной стоимости оцениваемой компании вы­бранная аналитиком величина ценового мультипликатора использу­ется как множитель к ее аналогичному показателю.

Для расчета ценового мультипликатора необходимо:

1. Определить величину капитализации или рыночную стоимость собственного капитала компании аналога. Для этого рыночная цена акции аналогичной компании умножается на число акций в обраще­нии. Это даст нам значение числителя в формуле. Цена акции берет­ся на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она пред­ставляет среднюю величину между максимальной и минимальной ценой за последний месяц.

2. Вычислить необходимые финансовые показатели: прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и другие. Это даст нам величину знаменателя. В этом качестве может выступать показа­тель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.

В оценочной практике используются два типа ценовых мульти­пликаторов: интервальные и моментные.

К первому типу можно отнести мультипликаторы:

1. «Цена/прибыль».

2. «Цена/денежный поток».

3. «Цена/ дивидендные выплаты».

4. «Цена/выручка от реализации».

К моментным мультипликаторам относят:

1. «Цена/балансовая стоимость».

2. «Цена/ чистая стоимость активов».

Деление ценовых мультипликаторов на интервальные и момент­ные важно с точки зрения используемого в расчетах числа акций в обращении. Так при расчете интервальных ценовых мультипликато­ров необходимо рассчитать среднее число акций в обращении за та­кой же период, какой использовался при определении конкретного показателя. Например, если чистая прибыль рассчитывалась как средняя величина за три последних года, то необходимо рассчитать среднее число акций в обращении за те же годы.

Рассмотрим порядок расчета, сферу и основные условия приме­нения ценовых мультипликаторов.

 Мультипликаторы «цена/прибыль», «цена/денежный поток»

 Данная группа мультипликаторов является самым распростра­ненным способом оценки, т.к. информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной. Для расчета мультипликатора может использоваться любой показа­тель прибыли, который может быть получен аналитиком в процессе ее распределения. Поэтому, кроме показателя чистой прибыли, мож­но использовать прибыль до налогообложения, прибыль до уплаты процентов и налогов и т.д. Основное требование — полная идентич­ность используемого показателя для аналога и оцениваемой фирмы, т.е. мультипликатор, исчисленный на основе прибыли до уплаты на­логов, нельзя применять к прибыли до уплаты процентов и налогов. Мультипликатор «цена/прибыль» существенно зависит от мето­дов ведения бухгалтерского учета, поэтому, если в качестве аналога выступает зарубежная компания, необходимо привести систему рас­пределения прибыли к единым стандартам. Только после проведе­ния всех необходимых корректировок можно достигнуть необходи­мого уровня сопоставимости, позволяющего использовать мульти­пликатор.

В качестве базы для расчета мультипликатора можно использо­вать не только сумму прибыли, полученную в последний год перед датой оценки. Оценщик может использовать среднегодовую величи­ну прибыли, исчисленную за последние пять лет. Оценочный период может быть увеличен или уменьшен в зависимости от имеющейся информации и наличия экстраординарных ситуаций, искажающих основную тенденцию в динамике прибыли.

Базой расчета мультипликатора «Цена/денежный поток» может служить любой показатель прибыли, увеличенный на сумму начис­ленной амортизации. Следовательно, аналитик может использовать несколько вариантов данного мультипликатора.

В процессе оценки аналитик стремится исчислить максимальное число мультипликаторов, поскольку применение их к финансовой базе оцениваемой компании приведет к появлению нескольких ва­риантов стоимости, существенно отличающихся друг от друга. Диа­пазон полученных результатов может быть достаточно широким. Поэтому большое число используемых мультипликаторов поможет оценщику выявить область наиболее обоснованной величины. Данное суждение основано на математических методах. Однако сущест­вуют экономические критерии, обосновывающие степень надежнос­ти и объективности того или иного мультипликатора.

Например, крупные предприятия лучше оценивать на основе чистой прибыли. Мелкие компании — на основе прибыли до уплаты налогов, поскольку в этом случае устраняется влияние различий в налогообложении. Ориентация на мультипликатор «Цена/денежный поток» предпочтительна при оценке предприятий, в активах которых преобладает недвижимость. Если предприятие имеет достаточно вы­сокий удельный вес активной части основных фондов, более объек­тивный результат даст использование мультипликатора «Цена/при­быль».

Наиболее распространенной ситуацией применения мультипли­катора «Цена/денежный поток» является убыточность либо незначи­тельная величина прибыли, а также несоответствие фактического полезного срока службы основных фондов предприятия периоду амортизации, принятому в финансовом учете. Это возможно в слу­чае, когда стоимость активов будет незначительной, хотя прослужат они довольно долго.

 Мультипликатор «Цена/дивиденды»

 Данный мультипликатор может рассчитываться как на базе фак­тически выплаченных дивидендов, так и на основе потенциальных дивидендных выплат. Под потенциальными дивидендами понима­ются типичные дивидендные выплаты, рассчитанные по группе сходных предприятий на основе сравнения их фактических диви­дендных выплат и чистой прибыли.

Возможность применения того или иного мультипликатора дан­ной группы зависит от целей оценки. Если оценка проводится в це­лях поглощения предприятия, то способность выплачивать дивиден­ды не имеет значения, т.к. она может прекратить свое существование в привычном режиме хозяйствования. При оценке контрольного па­кета оценщик ориентируется на потенциальные дивиденды, т.к. ин­вестор получает право решения дивидендной политики. Фактиче­ские дивидендные выплаты важны при оценке миноритарного паке­та акций, поскольку инвестор не сможет заставить руководство компании увеличить дивиденды даже при наличии достаточного роста прибыли.

Мультипликатор «Цена/дивиденды» на практике используется достаточно редко, несмотря на доступность необходимой для расчета информации. Это связано с тем, что порядок выплаты дохода инвес­торам в открытых и закрытых компаниях существенно различается. В закрытых обществах собственники могут получать денежную вы­году в виде различных выплат, снижения арендной платы и т.д. Мультипликатор «Цена/дивиденды» целесообразно использо­вать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно как в аналогах, так и в оцениваемой компании, либо способность компа­нии платить дивиденды может быть обоснованно спрогнозирована. Оценщик должен удостовериться, что сумма дивидендов рассчитана по годовой процентной ставке, даже если дивиденды выплачиваются ежеквартально.

 Мультипликатор «Цена/выручка от реализации»; «Цена/физический объем»

Данный мультипликатор используется довольно редко, в основ­ном для проверки объективности результатов, получаемых другими способами.

Хорошие результаты мультипликатор «Цена/выручка от реализа­ции» дает при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхова­ние, ритуальные услуги и т.д.). Мультипликатор «Цена/выручка от реализации» не зависит от методов ведения бухгалтерского учета. Несомненным достоинством данного мультипликатора является его универсальность, которая избавляет оценщика от необходимости проведения сложных корректировок, применяемых при расчете мультипликатора «Цена/прибыль».

Если целью оценки является поглощение компании, то лучше ориентироваться на мультипликатор «Цена/выручка от реализации», так как он исключает возможность повышения цены за счет кратко­временного роста прибыли, обеспечиваемого усилиями финансово­го менеджера. Однако в этом случае оценщик должен тщательно изу­чить стабильность объема выручки от реализации в будущем. По­скольку поглощение компании сопровождается, как правило, сменой управленческого аппарата, это может привести к полной за­мене производственного персонала и падению объемов реализации. Особенность применения мультипликатора «Цена/выручка от ре­ализации» заключается в том, что оценщик должен обязательно учи­тывать структуру капитала оцениваемой компании и аналогов. Если соотношение собственных и заемных средств существенно отличает­ся, то оценку лучше проводить на основе рыночной стоимости ин­вестированного капитала.

Схема оценки предприятий с различным соотношением собственных и заемных средств

1. По компании-аналогу рассчитывается инвестированный капи­тал как сумма рыночной стоимости собственного капитала и долго­срочных обязательств.

2. Рассчитывается бездолговой мультипликатор как отношение инвестированного капитала к финансовому показателю аналога. 3. По оцениваемому предприятию определяется величина инвес­тированного капитала: адекватный финансовый показатель оцени­ваемого предприятия умножается на расчетную величину бездолго­вого мультипликатора.

4. Рассчитывается рыночная стоимость собственного капитала оцениваемого предприятия как разность инвестированного капитала и стоимости долгосрочных обязательств оцениваемой компании. Мультипликатор «Цена/физический объем» является разновидно­стью мультипликатора «Цена/выручка от реализации». В этом случае цена сопоставляется не со стоимостным, а с натуральным показате­лем, который может отражать физический объем производства, раз­мер производственных площадей, количество установленного обо­рудования, а также любую другую единицу измерения мощности.

 Мультипликатор «Цена/балансовая стоимость»

 Для расчета мультипликатора «Цена/балансовая стоимость» в ка­честве финансовой базы используется балансовая стоимость либо всех, либо чистых активов аналогичных компаний на дату оценки или на последнюю отчетную дату. Данный мультипликатор относит­ся к так называемым моментным показателям, поскольку использу­ется информация о состоянии на конкретную дату, а не за опреде­ленный отрезок времени.

Оптимальная сфера применения данного мультипликатора — оценка холдинговых компаний либо оценка в случае необходимости срочной продажи крупного пакета акций, входящего в состав порт­феля ценных бумаг оцениваемой компании.

Финансовой базой для расчета является либо величина чистых активов, либо полная стоимость активов оцениваемой компании и компаний-аналогов. Причем за основу можно брать как информа­цию официальных балансовых отчетов компаний, так и скорректи­рованную величину, полученную оценщиком расчетным путем.

Мультипликатор «Цена/чистая стоимость активов» можно при­менять в том случае, если соблюдаются все следующие условия: а) оцениваемая компания имеет значительные вложения в собст­венность: недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное обо­рудование;

б) основной деятельностью компании является хранение, покупка и продажа такой собственности. Управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость. Если применение мультипликатора «Цена/чистая стоимость ак­тивов» возможно, то, оценивая сопоставимость, оценщик должен дополнительно учитывать следующие факторы:

а) необходимо проанализировать по аналогам и оцениваемой компании долю прибыли в выручке от реализации, так как решение о купле-продаже акций может привести к искусственному росту прибыли в последний год;

б) оценщик должен изучить по всему списку сравниваемых ком­паний структуру активов, используя различные признаки классифи­кации, такие как виды активов, местоположение и т.д.;

в) весьма важным представляется анализ чистых активов всех компаний, позволяющий определить наличие и долю в них акций, представляющих контрольные пакеты дочерних фирм;

г) необходимо оценить ликвидность всех финансовых активов компании, так как соотношение долей акций, принадлежащих от­крытым и закрытым компаниям, является определяющим призна­ком сопоставимости.

Процесс формирования итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:

•  выбор величины мультипликатора, которую целесообразно ис­пользовать для оцениваемой компании;

•  согласование предварительных результатов рыночной стои­мости, полученных в результате использования различных ви­дов ценовых мультипликаторов;

•  внесение итоговых корректировок.

Выбор величины мультипликатора является наиболее сложным и ответственным этапом, требующим особенно тщательного обосно­вания, зафиксированного впоследствии в отчете об оценке, пред­ставляемом заказчику. Поскольку одинаковых компаний не сущест­вует, диапазон величины одного и того же вида ценового мультипли­катора, рассчитанного по всему списку компаний-аналогов, может быть достаточно широким. Аналитик прежде всего отсекает экстремальные величины мультипликатора и рассчитывает его среднюю и медианную величину по аналогам.

Выбор величины ценового мультипликатора производится на ос­нове анализа фактических средних и медианных значений по каждо­му финансовому коэффициенту, а также позиции оцениваемой ком­пании по элементу сравнения. Методика поиска аналогов сводится к отбору компаний, чьи показатели наиболее близки к оцениваемой по таким критериям, как:

•  структура балансового отчета;

•  отчеты о финансовых результатах;

•  значения финансовых коэффициентов.

Для отбора аналогов можно предложить математическое обосно­вание: отбираются компании-аналоги, показатели которых не пре­вышают заданного отклонения по всему диапазону значений от по­казателя оцениваемой компании, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. В этом случае перечень сопоставимых компа­ний уменьшается, однако экономическая логика не всегда совпадает с математическим расчетом и в этом случае всем элементам сравне­ния придается равное значение.

Затем к оценке привлекаются результаты финансового анализа, сосредоточенные в так называемой «Сводной таблице финансовых коэффициентов» Для выбора величины конкретного вида ценового мультипликатора аналитик использует финансовые коэффициенты, наиболее тесно с ним связанные. На основе сопоставления величин финансового коэффициента определяется положение (ранг) оцени­ваемой фирмы среди аналогичных компаний. Выбор значения цено­вого мультипликатора для оцениваемой компании с использованием данных «Сводной таблицы финансовых коэффициентов» произво­дится обычно экспертным путем. Для этих целей можно применять методику графического сравнения значений финансовых коэффи­циентов оцениваемой компании с адекватными финансовыми пока­зателями компаний-аналогов с целью определения места занимае­мого оцениваемой компанией. Анализируются минимальное и мак­симальное значение коэффициента по всему списку аналогов, а также рассчитанное среднее и медианное значение. Можно предло­жить математическое обоснование: например, коэффициент лик­видности, min значение 0,95 принимаем за 0%, max значение 4,2 за 100%. Тогда значение показателя по оцениваемой компании, равное 1,34, в процентах будет составлять 8,92% = (1,34 — 0,95)/ (4,2 — 0,95).

Затем оценщик проводит графическое сравнение значений мульти­пликаторов по аналогам с наиболее близкими значениями рассчитан­ных минимальных, максимальных и медианных величин финансовых коэффициентов. Обычно выбирается не конкретная величина ценово­го мультипликатора, а диапазон наиболее объективных значений. Например, если диапазон значений финансовых коэффициентов оцениваемой компании по сравнению с аналогами — ниже среднего, итоговое значение мультипликатора будет определяться в диапазоне: среднее или ниже среднего.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.