Рефераты. Товарооборот






Тоб = ТЗср / Орто                                                                           (4)

где  Тоб – товарооборачиваемость или время обращения, дни;

        ТЗср – средние товарные запасы, руб.;

        Орто – объём однодневного товарооборота, руб.

Товарооборачиваемость может выражаться и числом  оборотов:

Тоб = РТО / ТЗср                                                                          (5)

где Тоб – коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов /14/.

Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причём обратной пропорциональностью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения позволяет осуществить больший объём товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов на хранение товаров, сокращению товарных потерь и т.д.

Товарооборачиваемость - это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия. А замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении его работы.

Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счёт совершенствования всей торгово-коммерческой  и экономической деятельности предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формировании товарных запасов.

     

1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов


Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов.

Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия. Совокупность всех факторов можно представить в виде схемы (Рисунок 3).

К основным факторам, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие.

1. Соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, - изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.

 





соотношение между спросом                объём розничного товарооборота;    

    и предложением;                                     сложность ассортимента;

    насыщенность товарных рынков;         организация и частота завоза това-

звенность товародвижения;                   ров;

объём импорта;                                      состояние материально – техничес-

уровень цен на конкретные то-           кой базы и основных фондов торго-

вары;                                                       вого предприятия

физико-химические свойства

товаров;

Рисунок 3 – Факторы, влияющие на величину товарных запасов.

2. Объём розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объёмом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников.

3. Сложность ассортимента товаров. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д.,  их необходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуют определённого времени и создания дополнительных запасов.

4. Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.

5. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдалённые районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.

6. Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.

На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары  и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.

Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборачиваемость, улучшая или ухудшая эти показатели.

1.4 Цели и задачи анализа и планирования товарных запасов


Рациональная организация процессов товародвижения и товароснабжения предусматривает создание запасов товаров в основных каналах движения товаров. Поддержание ассортимента товаров в магазинах связано с организацией ритмичного их снабжения со складов оптовых баз или розничных предприятий. Важным является определение заявок на поставку товаров, которые должны находиться в продаже для постоянного удовлетворения спроса покупателей. Необходимость рационального управления товарными запасами в торговле связана с изменениями спроса и производства ряда товаров, нарушением сроков и размеров партий поставляемых товаров в розничную сеть, что определяет необходимость проведения анализа и планирования товарных запасов на торговом предприятии.

На предприятиях торговли проводят анализ и учёт товарных ресурсов. Основными задачами анализа товарных запасов являются: выявление соответствия их нормативам; установление динамики и оценка изменений, происшедших в объёме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров; выявление и расчёт факторов, повлиявших на изменение товарных запасов.

При изучении товарных запасов на торговом предприятии традиционно применяют следующие методы анализа и учёта:

1.                 Инвентаризация, то есть сплошная или выборочная проверка, как в целом по предприятию, так и по отдельным показателям, местам хранения, по отдельным товарным группам и товарам. Данные подсчёты оцениваются в действующих ценах и сводятся в общую сумму. Инвентаризация представляет собой большой трудоёмкий процесс, связанный с закрытием предприятия на время его проведения, что влияет на объём товарооборота и снижает доходы.

2.                 Оперативный учёт, или снятие остатков, то есть сверка фактического наличия товаров с данными товарного отчёта. Этот метод не обеспечивает точности, так как основан на пересчёте не товаров, а товарных мест (мешков, коробок, рулонов и т.п.). Количество товаров определяется путём пересчёта с учётом соответствующих норм по действующим ценам.

3.                 Балансовый метод, основанный на использовании формулы балансовой увязки показателей товарооборота:

 З1 + П = Р + Д р + З2                                                                    (6)

 где     З1 – товарные запасы на начало анализируемого периода, руб.;

         П – поступление товаров в анализируемом периоде, руб.;

         Р  -  реализация или объём товарооборота в данном периоде, руб.;

     Др – документированный расход товаров за анализируемый период,   не являющийся продажей, руб.;

        З2 - товарные запасы на конец анализируемого периода, руб. /9/.

Этот метод позволяет обеспечить оперативный учёт и анализ товарных запасов во взаимосвязи с другими показателями. Но он имеет недостаток – отсутствие возможности исключить из расчётов некоторые не установленные потери, что приводит к искажению суммы запасов. Чтобы исключить неточности, необходимо данные балансового учёта систематически сопоставлять с данными инвентаризации и снятия остатков.

Анализируя товарные запасы, торговое предприятие решает следующие основные задачи: выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу; установление динамики и оценки изменений, происшедших в объёме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров; выявление и расчёт факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов. Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.

Анализ товарных запасов на предприятии розничной торговли за определённый период включает:

-          сравнение их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами;

-          сравнение объёма и структуры товарных запасов с запасами прошлых лет, расчёт темпов изменения товарных запасов;

-          расчёт среднего запаса по товарным группам и определение фактической товарооборачиваемости;

-          сопоставление фактической товарооборачиваемости с нормативной, а также с товарооборачиваемостью за предыдущие годы;

-          установление влияния на изменение товарных запасов и товарооборачиваемости важнейших факторов (объёма и структуры товарооборота, поступления товаров и т.д.).

В результате анализа должны быть даны ответы на вопросы: какие факторы оказали влияние на формирование и развитие товарных запасов; обеспечивают ли бесперебойную продажу товаров имеющиеся товарные запасы; соответствует ли фактический объём товарных запасов покупательскому спросу населения и другие.

 Результаты анализа используются для планирования и нормирования товарных запасов. В настоящее время обязательного планирования товарных запасов не существует. Исходя из объёмов деятельности и численности персонала, мелкие предприятия торговли не ведут планирования товарных запасов или планируют их приблизительно. Средние и крупные торговые предприятия не могут отказаться от планирования и нормирования товарных запасов, так как эти показатели являются отправными моментами для определения объёмов закупки товаров в ассортиментном разрезе.

Целью планирования и нормирования товарных запасов является установление среднего запаса в днях, который обеспечил бы бесперебойную продажу товаров широкого ассортимента при наименьших затратах. В данной курсовой работе мы рассмотрим только нормирование товарных запасов и проведём их анализ.

В зависимости от наличия экономической информации и ряда других условий нормирование товарных запасов ведут различными методами. Наиболее применимы опытно-статистический, технико-экономический, экономико-статистический и метод удельных приращений.

Опытно-статистический метод основан на изучении сложившейся оборачиваемости отдельных видов товаров за прошлые годы, на учёте влияния различных факторов на скорость обращения /8/. Для определения норматива на предстоящий период строятся динамические ряды фактических товарных запасов текущего хранения, и анализируется годовая товарооборачиваемость за 3-5 прошедших лет. Выявленные при анализе тенденции развития запасов экстраполируются с учётом объективных и субъективных факторов. В результате влияния этих факторов исчисляется расчётный норматив в днях оборота.

Но этот метод расчёта товарных запасов недостаточно совершенен, так как сводится в основном к простой экстраполяции фактически сложившегося уровня товарных запасов за ряд лет. При этом в расчёт переносится в той или иной степени недостатки прошлого, не в полной мере учитывается влияние факторов, формирующих объём товарных запасов, что приводит к необоснованности норматива.

Чаще всего торговые предприятия используют метод технико-экономических расчётов, он является достоверным и точным. Суть его состоит в том, что расчёт норм запаса товаров проводится по элементам в соответствии с процессом формирования запаса. При этом норма товарных запасов включает следующие элементы: время для приёмки, проверки и подготовки товаров к продаже; время пребывания товаров в форме торгового запаса; гарантийный запас (в случае неравномерности поставок, изменений в обороте и покупательском спросе) (смотри рис.2) /14/.








 


Рисунок 4 – Элементы товарного запаса.


Основной частью норматива товарного запаса является торговый запас, который состоит из двух частей:

1.      рабочего запаса, который должен постоянно находиться в торговом зале;

2.      запаса текущего пополнения, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи товаров на период до очередного поступления товаров.

Гарантийный запас предназначен для обеспечения бесперебойной продажи товаров в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (резкое возрастание спроса, невозможность осуществить своевременную закупку и поставку товаров и т.д.).

Представительский ассортиментный набор – это демонстрационный запас, находящийся в торговом зале, который должен содержать всё многообразие ассортимента товаров данной товарной группы. Запас в размере однодневного оборота также хранится в торговом зале, ежедневно пополняется за счёт запаса текущего пополнения и предназначается для непосредственного отпуска товаров покупателям.

Таким образом, результатом технико-экономического метода планирования и нормирования товарных запасов является следующая формула:

Н = ПП + РЗ + 1/2ЗТП + ГЗ                                                      (7) 

где    Н – норма товарного запаса в днях;

ПП – время на приёмку и подготовку товаров к продаже, дни;

РЗ – рабочий запас, дни;

ЗТП – запас текущего пополнения, дни;

ГЗ – гарантийный запас, дни.

Метод технико-экономических расчётов имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны этот метод позволяет учесть особенности формирования и использования товарного запаса по каждой группе товаров. Но с другой стороны он очень трудоёмкий и требует наличия большого объёма информации, которая не всегда систематизируется в торговых предприятиях.

При использовании экономико-статистического метода расчет норматива товарного запаса в днях чаще всего производится с помощью скользящей средней. Вводятся условные обозначения товарного запаса в днях (К1, К2,. . ., Кпл), которые соответствуют значениям периодов (годам). Расчёт производится в несколько шагов:

Первый, второй и третий шаги заключаются в расчёте средних коэффициентах К1ср, К2ср,. . ., Кnср по формуле средней арифметической путём сглаживания (подробнее этот метод рассмотрим в главе 4 при планировании товарных запасов):


К1ср = (К1 + К2) / 2       

                                                                                                    (8)                        

К2ср = (К2 + К3) / 2                    

…………………………

Кnср = (К…ср + Кn-1ср) / 2.

Четвертый шаг – расчёт среднегодового изменения товарного запаса (∆) за весь анализируемый период:


∆ = ( Кnср – К1ср ) / ( n – 1 )                                                         (9)

Пятый шаг – обоснование норматива товарного запаса на планируемый год:

Кпл = Кпрош + 2∆                                                                       (10.1)  

или

Кпл = Котч + ∆                                                                           (10.2)     

Сумма планируемых товарных запасов будет рассчитываться как произведение планируемого однодневного товарооборота на  планируемый коэффициент, то есть:


ТЗпл = Орто * Кпл                                                                                                                  (11)

Разновидностью экономико-статистического метода расчёта норматива товарного запаса является метод удельных приращений. Расчёт плановой суммы товарного запаса производится по формуле:


ТЗпл = ( ТЗ0 * ( ∆РТОпл * УП + 100 )) / 100                             (12)

  где  ТЗ0 – сумма товарного запаса отчётного года, руб.;

∆РТОпл – темп прироста товарооборота в планируемом году по сравнению с отчётным, %;

УП – удельные приращения товарных запасов за предыдущие 3-5 лет.


УП = ∆ТЗ /∆РТО                                                              (13)                       где ∆ТЗ – среднегодовой темп прироста товарных запасов, %;

 ∆РТО - среднегодовой темп прироста товарооборота, %.

При этом среднегодовые темпы прироста товарных запасов и товарооборота рассчитываются по формуле:

 


∆ Х =   √ Хn / Х0 * 100 – 100                                                    (14)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.