Рефераты. Товарооборот







4.2   Оценка эффективности разработанного плана товарных

запасов


В процессе такой оценки используется та же система показателей, что и при анализе эффективности товарных запасов. Показатели эффективности использования товарных запасов в плановом периоде сопоставляются в процессе оценки с аналогичными показателями предпланового периода. Для этого рассчитаем следующую систему показателей, используя плановые значения товарооборота и размера товарных запасов. Сопоставим их со значениями 2003 года, составим таблицу 17 и сделаем выводы.

Из таблицы видно, что размер товарных запасов в плановом году существенно сократился на 130,2 тыс. руб. Такое уменьшение товарных запасов приведет к исчезновению излишек, потерь товаров.


Таблица 17 – Абсолютные отклонения и темпы роста показателей эффективности использования товарных запасов в плановом 2004 году по отношению к отчетному 2003 году


показатели

2003 год

2004 год

отклонения

темпы роста, %

А

1

2

3

4

Товарооборот, тыс. руб.

30 301,0

32 649,3

+2 348,3

107,7

Товарные запасы, тыс. руб.

2 479,9

2 349,7

-130,2

94,7

Время обращения, дни

29

26

-3

89,7

Коэффициент обеспеченности, тыс. руб.

0,082

0,072

-0,01

87,8

Рентабельность товарных запасов, %

-8,9

-9,4

-0,5

105,6


Товарооборачиваемость в 2004 году составила 26 дней, то есть она ускорилась на 3 дня по сравнению с отчетным 2003 годом. Рост товарооборачиваемости на 2 348,3 тыс. руб. будет достаточно обеспечен планируемым размером товарных запасов. Этому свидетельствует коэффициент обеспеченности, который составил в 2004 году 0,072.

Рентабельность товарных запасов, которая рассчитывается как отношение суммы прибыли от реализации товаров к сумме товарных запасов, выраженная в процентах, в 2003 году составила – 0,089 тыс. руб. или – 8,9% . В 2004 году, если убыток райпо останется прежним, рентабельность товарных запасов составит – 0,094 или – 9,4%. Этот показатель обратный, чем выше его значение, тем ниже эффективность использования товарных запасов.

Поэтому  в 2004 году эффективность увеличилась на 0,5%. А это в свою очередь говорит, что разработанный план использования товарных запасов на 2004 год является рентабельным и эффективным для райпо. Поэтому нужно стремиться в течение всего 2004 года выполнить данный план и по возможности перевыполнить, тогда финансовый результат от торговли будет улучшаться.


Выводы и предложения


Для эффективной работы любого предприятия, в том числе и Сорочинского райпо, необходимо разрабатывать систему мероприятий с чётко продуманными и проанализируемыми предложениями. Если посмотреть на показатели эффективности деятельности райпо в прошлом, примерно так лет 10 назад, то можно твёрдо сказать, что Сорочинское райпо работало очень эффективно. Об этом свидетельствуют низкие показатели суммы и уровня издержек обращения, которые полностью покрывались валовым доходом, и высокие показатели финансового результата, который показывал прибыль, а не убыток как в настоящее время. Поэтому эти показатели являются эталоном деятельности райпо, к которым нужно непрекословно стремиться.

Но поставить цель и дальше работать, не принимая никаких мер, это не приведет к желаемому результату. Поэтому, кроме того, как анализировать свою работу (как это часто делают сейчас многие предприниматели), нужно ещё планировать и прогнозировать её с учётом прошлых событий и фактов. Именно анализ даёт нам основание для разработки предложений по улучшению своей деятельности, чтобы в дальнейшем как можно меньше избежать убытков.

Так вот, по моему мнению, в первую очередь нужно искать причину ухудшения положения Сорочинского райпо в товарообороте, так как почему же так резко он начал падать в 2002 году, тогда как на протяжении нескольких лет он имел тенденцию роста. А это связано с тем, что большая часть магазинов, которые занимались торговой деятельностью от райпо, были либо просто закрыты от натиска конкурентов, либо переданы в аренду. Также товарооборот снизился из-за того, что товары, которые реализует райпо (чаще всего они отечественного  производства и не очень высокого качества) мало приобретаются нынешними покупателями.

В настоящее время потребитель со средним уровнем достатка ищет в товарах удовлетворение не просто первичных потребностей, а, ориентируясь на моду и, стремясь к приобретению более качественных товаров, ищет в них удовлетворение уже растущих вторичных потребностей. Поэтому товары и продукция, которые продает райпо, пользуется меньшим спросом, нежели товары и услуги конкурентов, отсюда и потери в товарообороте. Следовательно, нужно пересмотреть ассортиментный перечень реализуемых товаров, делать закупку только тех товаров, которые пользуются наибольшим спросом у покупателей. А для того, чтобы выявить, какие товары пользуются спросом, нужно постоянно проводить опросы населения и маркетинговые исследования, чем Сорочинское райпо в последнее время не  занимается.

В качестве рекомендаций, можно посоветовать либо вообще исключить из продажи нерентабельные товарные группы, либо сократить товарные запасы по ним до минимума, либо расширить и обновить ассортимент. Такими являются по группе непродовольственных товаров: “одежда и белье”, “чулки и носки”, “фарфорофаянсовая посуда”, “вычислительная техника”, “ковры и ковровые изделия” и другие сложнобытовые товары. Эти товары настолько устаревшего фасона и дизайна, что реализуются с трудом и порой теряют товарный вид от долгого хранения, поэтому их приходится списывать, а это ведет к потерям. Подобная ситуация наблюдается и по  некоторым группам продовольственных товаров: “варенье, джем, повидло и мед”, “овощи”, “алкогольная продукция”. Эти товары реализуются в небольшом объеме, так как основная часть потребителей – сельское население, которое не нуждается в них. Это нужно учитывать и не создавать большие размеры товарных запасов по этим товарным группам в сельских магазинах, а по возможности продавать их  в городе.

Проблема снижения товарооборота напрямую связана с товарными запасами. Как говорилось выше, в главе 3, Сорочинское райпо обеспечено товарными запасами в полной мере, даже наблюдается затоваривание, особенно по группе непродовольственных товаров. Чтобы этого избежать в дальнейшем, нужно сокращать товарные запасы до оптимального уровня, а также необходимо чётко распределить товарные запасы с учётом потребностей (запроса) и нормативов по всем составляющим райпо и организовывать планомерный завоз товаров по магазинам. Но при этом нужно учитывать и транспортные расходы, которые также растут на протяжении анализируемого периода. Транспортные расходы нужно уменьшать путём разработки рационального маршрута доставки товаров по магазинам. Высокая сумма и рост транспортных расходов объясняется тем, что на предприятии действует децентрализованная форма завоза товаров, то есть доставка товаров в магазины собственными силами и средствами Сорочинского райпо.

Для сокращения расходов по этой статье необходимо в первую очередь перейти от децентрализованной формы к централизованной форме завоза товаров, то есть доставка товаров в магазины силами и средствами поставщика. Это позволит предприятию:

-         снизить издержки обращения по статье транспортные расходы;

-         повысить технико-эксплуатационные показатели машин;

-         уменьшатся издержки, так как уменьшатся штрафы за простой машин.

Была продумана работа по дополнительному сокращению времени на доставку и расходов при транспортировке:

а) определена схема движения автотранспорта, исключая повторные поездки под загрузку;

б) для завоза товаров разработана схема товародвижения, которая в основе своей исключает складирование товаров:

Погрузка                                                                  Доставка

Хлебопекарный цех                                                                      

Кондитерский цех

магазины

 
Оптово-распределительный магазин

Колбасный цех

Цех переработки рыбы

магазины

 
Оптово-распределительный магазин

              

в) необходимо также определить срок по устранению неисправностей спидометров;

г) ввести карточную систему заправки автотранспорта.

Выполнение всех этих мероприятия в конечном итоге приведет к сокращению издержек по статье транспортные расходы.

Помимо транспортных расходов по райпо наблюдается  рост издержек обращения по статье “расходы на оплату труда”. Их необходимо уменьшать либо путём сокращения работающего персонала, либо уменьшать заработную плату. Второй способ не рационален, следовательно, нужно пересмотреть состав работников, выявить наиболее необходимых для райпо и сократить штат ненужных сотрудников.

Если рассматривать организацию рабочего места специалистов райпо, то для повышения их работоспособности необходимо, в первую очередь, обогатить их информационно-компьютерной базой, так как до сих пор экономисты и бухгалтера выполняют все расчёты вручную. Это значительно сократит время на обработку информации и ускорит работоспособность работников райпо. А вместе с этим не будет такой необходимости содержать столь большое количество штатных сотрудников и, следовательно, уменьшаться расходы.

Всё это обуславливает необходимость совершенствовать организацию розничной торговли Сорочинского райпо, повышать квалификацию персонала, а главное улучшать маркетинговую деятельность в данной области, ориентировать её на внедрение новых методов торговли с целью стабилизации финансового состояния и конкурентоспособности райпо, наращивания собственных оборотных средств, расширения ассортимента и выработки качественной продукции, а в конечном итоге достижения прибыли  Сорочинского райпо.


Список использованной литературы


1 Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство “Дело и Сервис”, 2000 – 512с

2  Аникин Б.А. Логистика: учебник: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 280с

3  Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 416с

4  Беляев Ю.А. Энциклопедия начинающего предпринимателя, н-п. лит-ра. – М.: Издательство РУДН, 1992. – 161с

5  Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей “ТАНДЕМ”. ЭКМОС. 1998. – 416с

6 Брагин Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. – М.: ИНФРА – М, 2000 – 560с

7 Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2004. – 400с

8  Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия: Учебник - М.: Экономика, 1996. - 238с

9 Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001 - 197с

10 Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. –   6-е изд., перераб. и доп. – М.: Новое знание, 2003 – 526с

11 Памбухчиянц О.В. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИВЦ “Маркетинг”, 1998. – 320с

12 Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2002 – 1012с

13 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь – М.: ИНФРА – М, 1997. – 496С

14 Соломатин А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие – 2-е изд. – М.: Новое знание, 2000. – 240с

15 Сафронов В.А. Экономика предприятия: Учебник. – М.: “Юристъ”, 1999. – 584с

16 Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля. – М.: Дело и Сервис, 1999. – 704с

17 Журнал “Современная торговля” № 4/2000, О.В. Баскакова,  Планирование товарных запасов

18 Журнал “Современная торговля” № 9/2001, В.А. Попов и В.Ю. Бородин, Управление товарными запасами в оптовой торговле

19 Газета “Сорочинский вестник” 28 марта 2003 года, Ж. Обломкина, Потребкооперация сегодня

20 Отчет о прибылях и убытках за 2001 – 2003 годы

21 Паспорт Сорочинского Райпо

22 Бухгалтерский баланс за 2001 - 2003 годы 

Приложение А

Таблица А – Ассортиментный перечень товаров, реализуемых райпо, на конец 2003 года


Наименование товарных групп

удельный вес в обороте, %

1

Мясо и птица

3,35

2

Колбасные изделия

11,93

3

Рыба

0,13

4

Сельди

1,60

5

Масло животное

0,23

6

Масло растительное

0,55

7

Сало топленное, сырые и прочие пищевые жиры

0,02

8

Маргарин и маргариновая продукция

0,68

9

Майонез

0,61

10

Молоко и молочная продукция

1,89

11

Сыр

0,39

12

Консервы мясные

0,20

13

Консервы рыбные

1,10

14

Консервы овощные

1,40

15

Консервы фруктово-ягодные

1,36

16

Яйца

0,39

17

Сахар

1,54

18

Кондитерские товары

8,99

19

Варенье, джем, повидло и мед

0,87

20

Чай натуральный

1,02

21

Соль

0,63

22

Мука и зерно продовольственное

3,06

23

Хлеб и хлебобулочные изделия

12,60

24

Крупа и бобовые

2,76

25

Макаронные изделия

1,63

26

Картофель

0,74

27

Овощи

1,17

28

Плоды, ягоды, арбузы и дыни

1,35

29

Водка

3,34

30

Виноград и плодово-ягодные вина

0,77

31

Коньяк

0,05

32

Шампанское

0,10

33

Пиво

1,60

34

Безалкогольные напитки

2,36

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.