Рефераты. Формирование социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан






p> Государство в целях трудоустройства граждан, ищущих работу, создает рабочие места в соответствии с государственными программами, включая программы развития промышленности, сельского хозяйства.

Гражданам, получившим статус безработного, оказывается следующая социальная защита:

-выплата пособий по безработице;

-выплата стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Общий срок оказания социальной защиты безработных не может превышать шести месяцев за двенадцатимесячный период, пособие по безработице анчисляется в размере 3,5-кратной величины месячного расчетного показателя.

Новым в социальной защите является добровольное страхование на случай потери работы. Граждане вправе заключать договоры добровольного страхования в случаи безработицы.

Таким образом мы видим, что на основе этого закона строится социально- экономическая модель занятости в сложившихся объстоятельствах.

Реализация ее осуществляется за счет экономических реформ, а также на основе следующих Законов РК: "Освободе хозяйственной деятельности и развитию предпринимательства" от 15 января 1991г. и "О поддержке и защите частного предпринимательства" от 18 августа 1992г. В них отражены основные принципы развития частного предпринимательства в республике. Для содействия развития организован Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, а также заложено отношение государства к предпринимательству, его поддержка. Но они все еще не совершены и не претворяются в жизнь из-за нехватки финансовых средств в бюджете.
Необходимо реализовать законы в жизнь.

Более подробно действие этих законов, их недостатки проследим на основе анализа становления системы занятости в Республике Казахстан в условиях переходной экономики, а также на основе сложившихся проблем и путей решенияи их по мере формирования социально-экономической модели занятости в современных условиях развития экономики страны.

2. Проблемы формирования социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики

Республики Казахстан

Относительно стабильное состояние республиканской сферы труда и занятости до 1990 года с достаточно высоким уровнем занятости (87%-91%) в
1991 году сменилось зачительными колебаниями трудовой конъюктуры. Их источниками послужили факторы внутреннего порядка. Эти колебания явились также последствием макроэкономических процессов, связанных с формированием в Казахстане многоукладного рыночного хозяйства, возникновением новых секторов в структуре экономики. Свой вкад вносит становление республиканского рынка труда, его включение в общеэкономическую конъюктуру, выявившее мощные слои псевдозанятости, накопившейся за десятилетия искусственного поддержания полной занятости. Экономический спад и структурный кризис последних лет обусловили выброс избыточной массы трудовых ресурсов из сферы производства, что имело одним из последствий реального рынка труда со всеми его количественными параметрами и качественными характеристиками.

В 1998 году продолжалось развитие экономического кризиса, нарастание социальной напряженности в республике. Тенденция спада производства иллюстрируется следующими макроэкономическими показателями: в июне 1998 года валовый общественный продукт составил 89% от уровня июня 1997 года, произведенный национальный доход-82%, в том числе общее производство продовольственных товаров= 78%.

Основными причинами торможения формирования социально-экономической модели занятости являются усиление безработицы, а также трудности становления республиканского рынка труда. Рассмотрим это.

Социально-экономические последствия безработицы

Острой проблемой социальной значимости в республике является безработица и параллельный дефицит квалифицированной рабочей силы, мобильной к изменившимся требованиям и условиям рынка. Основной причиной, породившей масштабную и прогрессирующую безработицу, стала трансформация при рынке труда, замена традиционного дефицита рабочей силы в условиях плановой экономики на безработицу в условиях стихийного рынка.

В анализе динамики показателей, характеризующих состояние занятости населения, выделяются 2 этапа развития безработицы в Казахстане (см.
Приложение 3).

1 этап - (1991-1993гг.) - незначительное увеличение (даже без учета разрезов скрытой безработицы) уровня общей безработицы - 0,05% в 1991г. и
0,95% в 1993г. (см. Приложение 4).

2 этап - (1993г. - постепенное увеличение безработицы, принимающей ранг доминирующей проблемы в обществе и обусловленной интенсивности реформирования экономики, сужением роли государства в качестве основного работодателя.

В республике наряду с общим сокращением численности трудовых ресурсов за последние пять лет произошел значительный отраслевой переток рабочей силы из производственной сферы в непроизводственную, сократилась доля занятости в государственном секторе экономики и увеличилось в негосударственной: АО, СП, малом и среднем бизнесе, крестьянских хозяйств, частных предпринимательств.

За период с 1991-1998гг. численность занятых в государственном секторе сократилась на 1,7 млн.человек.

Относительно тенденций в развитии безработицы, общее количество безработных по сравнению с 1998г. увеличилось в 1,2 раз, а численность безработных, зарегистрированных службами занятости за 1998г. составила
409,5 тыс.человек или 70% от обратившихся.

Высокими сохраняются масштабы скрытой безработицы: в состоянии практической безработицы показаны формально числившиеся на предприятиях 300-
350 тыс.человек, из которых 60-70% уходит в вынужденные отпуска, а остальные были заняты неполную рабочую неделю. Уровень скрытой безработицы в целом по республике варьировал в пределах 4,5-5,5% от экономически активного населения.

В анализе трудоустройства, отмечается устойчивая тенденция роста обратившихся в службы занятости: в 1998г. по вопросам трудоустройства обратились 687,1ыс.человек, что в 1,1 раза больше в сравнении с 1997г.
Доля вновь трудоустроенных ежегодно падает и составила 130,7 тыс. чел., или
19% в 1998г. против 24% в 1997г.

Напряженное положение на рынке труда в региональном разрезе с превышением среднереспубликанского показателя безработицы сложилось в бывшей Жезказганской области, где число безработных возросло в 3,7 раза,
Мангистауской - в 3 раза, в Актюбинской, Восточно-Казахстанской,
Карагандинской, Западно-Казахстанской и Атырауской - более, чем в 2,5 раза.
В г.Алматы количество незанятых возросло в 4 раза. Особо сложное положение в течение года на рынке труда сохранялось в сельской местности - 44% сельских безработных от общей численности и их увеличение по сравнению с прошлым годом 1,8 раза. Рынок труда в некоторых регионах характеризуется несбалансированностью, например, в Южном Казахстане, имея долгую традицию избытка рабочей силы, внутри региона в некоторых промышленных городах ощущается постоянный недостаток.

В анализе скрытой безработицы наибольшие показатели наблюдаются в
Северо-Казахстанской области - 8% от экономически активного населения, бывшей Талдыкорганской -6,5%, Восточно-Казахстанской, Карагандинской,
Актюбинской, бывшей Жезказганской и Костанайской областях - свыше 5%.

В отраслевом аспекте общая занятость снизилась во всех отраслях экономики, но преобладающими являются промышленность, строительство и сельское хозяйство. За последнее пятилетие среднегодовые темпы снижения общей численности занятых в отраслях экономики составили 3,7%.

Относительно молодежной безработицы складывается тенденция снижения удельного веса молодежи в общей численности обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства в 1998г. обратились 40,7% незанятых в возрасте
16-29 лет, что ниже аналогичных показателей предыдущих периодов - 46,4% в
1996г. и 43,8% - в 1997г.

Общественными прогнозами, обусловившими безработицу и ее устойчивый рост, являются:

-экономический кризис, вызвавший сокращение и закрытие производства;

-несоответствующие прежней квалификации рабочей силы основным требованиям.

Все это имеет свое отражение в становлении республиканского рынка труда, который формируется на данном моменте.

Трудности становления рынка труда

Формирование рынка труда сегодня происходит в условиях дальнейшего углубления кризисных явлений в различных сферах общественной деятельности, продолжающегося спада производства. И как результат этого - снижение жизненного уровня народа. Как показывает анализ, большинство предприятий и организаций вынуждены полностью или частично останавливаться, что приводит к высвобождению работников, росту скрытой и явной безработицы, обострению проблемы трудоустройства во всех городах и областях республики.

Большую помощь в становлении рынка труда в 1993-1994 годах оказали приватизационные проекты. Перестройка существующих структур бывшего государственного сектора сопровождалась развитием малого и среднего бизнеса, появлением холдингов, корпораций и компаний, нуждающихся в квалифицированных кадрах определенных профессий. Эти факторы оказали существенное положительное воздействие на рынок труда. Вместе с тем, при увеличении потребности негосударственных структур в кадрах (в 1,7 раза) резерв труда за этот период практически не уменьшился из-за структурного несоответствия спроса на рабочую силу и ее предложения. Так, на рынке труда возник дефицит в экономистах, программистах, специалистах, владеющих иностранными языками, юристах и т.п. В то же время образовался огромный избыток станочников, строительных рабочих, управленцев низшего звена, проектировщиков и других категорий работников традиционных специальностей.
Одновременно значительно замедлилось движение общей массы безработных в сторону сокращения ее численности в течение 6-8 месяцев, что на республиканском рынке труда привело к превышению предложения над спросом.

Формирование рынка труда протекает крайне неравномерно не только в профессионально-квалификационном, по также в региональном и отраслевом аспектах. Так, соотношение спроса и предложения рабочей силы значительно различаются как между отдельными экономическими районами, так и в пределах одного региона. В областях Центрального и Северного Казахстана
(Карагандинский и Павлодар-Экибастузский промышленные районы) спрос на рабочую силу в 2-2,5 раза превышает ее предложение. В отдельные периоды в центры занятости малых и средних городов Карагандинской области обращались не более 1-2 человек в месяц. В Западном Казахстане, напротив, не было свободных рабочих мест в 1993 году для шести тысяч безработных. Особенно велика разница между наличием свободных рабочих мест и предложением рабочей силы в Алматинской, Атырауской, Кзыл-Ординской, Семипалатинской,
Таддыкорганской, Южно-Казахстанской областях, где на одно свободное место приходилось от 3 до 10 безработных.

Еще более неравномерны отраслевая структура рынка труда. В 1993 году в промышленности республики на 14,9 тыс. рабочих мест приходилось 5,5 тыс. высвобожденных, на транспорте - 5,3 и 3,2 , в строительстве - 18,9 и 2,9 , в торговле и общественном питании - 1,3 и 3,7. Эти соотношения резко колеблются даже в пределах одного экономического района. Так, в промышленности Мангистауской области на одного высвобожденного приходилось, более 7 вакансий, а в соседней Атырауской области - на одну вакансию претендовало 13 безработных.

В числе отмеченных выше кризисных и структурных факторов, которое обострили ситуацию на рынке труда, следует указать спад производства, прежде всего в отраслях ВПК, химической промышленности и строительства (до
40-50%) снижение инвестиционной активности и ужесточение мер финансово- кредитной политики. Все это в совокупности с изменением государственной политики занятости в сторону преимущественно пассивных мер, не оказывающих существенного влияния на смягчение конъюнктуры на рынке труда, привело к свертыванию производства и значительному росту безработицы.

Пассивность государства в сочетании с острой недостаточностью финансового обеспечения программ помощи по безработице привела к утрате доверия к государственным структурам рынка труда, а именно к центрам занятости.

Кроме того люди не желают обращаться в государственные центры занятости. Центры занятости (биржи труда) - организации, специализирующиеся на посредничестве между рабочими и предпринимателями с целью купли - продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, центры занятости позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. При существовании системы страхования от безработицы центры занятости выполняют также функции контроля за установлением права на получение пособия по безработице и за его уплатой.
Центры занятости кроме трудоустройства безработных, обычно оказывает услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости в разрезе профессий и территорий (в основном это делают модельные центры занятости в Шымкенте и Таразе). В компетенцию центров занятости также относятся профессиональная ориентация молодежи, направление молодых людей на курсы для приобретения профессии. Важное место занимает организация переобучения и трудоустройство инвалидов. Направления центров занятости не обязательны для предприятий, могущих отказать в приеме на работу. С другой стороны отказ безработного от направления на работу, как правило, влечет потерю права на пособие по безработице. Деятельность центров занятости получили международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ.

Несмотря на то, что центры занятости способствуют безработным в поиске работы, многие из безработных отказываются обращаться центры занятости, как это уже говорилось выше. Это обусловлено рядом проблем. Кроме низкого размера пособия, причины, определяющие нежелание людей, потерявших работу, обращаться в центры занятости с известной долей условности можно определить как субъективные и объективные. В числе первых следующие.

Длительное время в СССР и нынешних странах СНГ безработица критически отрицалась, рассматривалась как незаконное явление. Большинством граждан нашей республики безработица воспринимается весьма болезненно, так как население, воспитанное в традициях гарантированной занятости, оказалось психологически неподготовленным к ужесточившимся условиям рынка труда.

Население плохо информировано о наличии и территориальном размещении центров занятости, они значительно удалены от населенных пунктов, особенно сельской местности.

К основным объективным причинам, определяющим нежелание безработных обращаться в центры занятости, можно отнести следующие.

Ограниченность возможностей большинства центров занятости по трудоустройству не побуждает большинство руководителей предприятий прибегнуть к их услугам, даже в настоящее время, когда существенно возросло предложение на рынке труда.

Отправка работников в неоплачиваемые отпуска, наряду с привлечением
"мертвых душ", позволяет руководству предприятий сохранить "численность" персонала, занизить тем самым среднюю зарплату и избежать повышенного налогообложения фонда оплаты труда.

Громоздкая регистрация, необходимость периодической перерегистрации, большое число представляемых безработными документов (паспорт с указанием прописки, трудовая книжка, справка о средней заработной плате за последние
2 месяца, справка о состоянии здоровья, диплом об образовании), а сумма выплаты пособия мизерная и непродолжительная.

Серьезным усугубляющим моментом в решении этой проблемы является экономико-юридическая неопределенность в толковании ряда понятий в законе о занятости. Так, безработный может быть лишен права на получение пособия по безработице после отказа от двух "подходящих работ", предложенных центром занятости. "Подходящей" считается работа, отвечающая ряду формальных требований: диплому об образовании и полученной квалификации, записи в трудовой книжке и пр., что зачастую вступает в противоречие с объективными жизненными обстоятельствами. Например, по состоянию здоровья или по возрасту у человека возникла необходимость сменить специальность.
Противоречие возникает чаще всего из-за того, что предлагаемая работа считается подходящей, но не признается таковой самим безработным. Эта неопределенность оборачивается значительными морально-психологическими издержками для людей, ищущих работу, которые и без того оказались в тяжелейшем положении.

Далее, если в справке о заработной плате указано, что размер ее на последнем месяце составлял 500 тенге, то по действующим нормативам, подходящим для человека считается работа по соответствующей специальности с заработной платой не ниже указанного. Можно ли ставить в вину "отказ" от работы с оплатой в 700 тенге, если в настоящее время она не обеспечивает даже физиологического прожиточного минимума?

А что означает понятие "общественные работы"? Согласно Постановлению
Кабинета Министров КазССР №624 от 22 октября 1991 года "Об организации оплачиваемых общественных работ в КазССР" к ним относят следующие виды работ: благоустройство территории городов и поселков, выполнение строительных работ, не требующих специальных навыков, сезонные работы, работы в сельском хозяйстве в летнее время, социальная помощь населению (в виде оказания услуг) и т.д. Центр занятости не посылает людей на подобную работу, поскольку местные администрации не могут зачастую назвать конкретные их виды, ограничиваясь в лучшем случае озеленением и очисткой улиц. В этой связи уместно напомнить, что во времена великой депрессии программа общественных работ, выдвинутая и реализованная правительством президента Рузвельта, имела в своей основе создание сети современных автомобильных дорог, являющихся и ныне гордостью Америки.

Нельзя также согласиться с довольно частыми утверждениями, что многие
- это люди, как правило, сознательно не желающие работать, они недостаточно активны и предъявляют завышенные требования к условиям и оплате труда. По данным исследования Министерства труда и социальной защиты Республики
Казахстан, а также результатам исследований российских экономистов, безработные весьма настойчивы и изобретательны. Порядка половины опрошенных многократно обращались на предприятия, что не дает основания заподозрить их в пассивности. Около 20% женщин и 12% мужчин были согласны на любую работу, а также, кто претендовал на конкретные места, имели соответствующие дипломы и записи в трудовых книжках. Притязания большинства безработных относительно заработной платы также не были чрезмерными.

На сегодняшний день положение на рынке труда в Республике Казахстан характеризуется, с одной стороны, снижением спроса на рабочую силу, а с другой -сохраняющимся структурным несоответствием спроса и предложения рабочей силы к профессионально-квалифицированным и половозрастном спектрах, препятствующих заполнению имеющихся вакансий.

За январь-июнь 1998 года почти каждый четвертый работник выбыл из стройки, торговли и общественного питания, каждый пятый-шестой - с предприятий и организаций промышленности, транспорта, материально- технического снабжения и сбыта, жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно информации Департамента занятости Министерства труда и социальной защиты Республики Казахстан, в первом полугодии 1998 года в центры занятости в поисках работы также обратились 150 тыс. человек. В основе своей (99%) - это трудоспособные, незанятые трудовой деятельностью граждане, 2/3 - лица рабочих профессий, почти половина - женщины, 42% - молодежь в возрасте 16-29 лет, примерно каждый четвертый прежде работал.

Следует отметить, что в прошедшем году наблюдалось значительное снижение трудоустройств, особенно женщин. С помощью центров занятости устроились на работу 130,7 тыс. человек, или 19% от обратившихся, в том числе женщин - 29,3 тысяч (22,4%). До этого уровень был 33,9% и 27,5% соответственно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.