Рефераты. Формирование социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан






p> Важное значение в организации необходимой рыночной среды приобретает расширение услуг консалтинговых, маркетинговых, юридических и других специализированных фирм и компаний.

Также важное значение приобретает развитие научно-технического прогресса. Н.Д.Кондратьев предвидел и доказал внияние научно-технического прогресса на цикличность развития экономики. Открытые им большие циклы экономической конъюнктуры в период современной научно-технической революции будут испытывать "сжатие", определяемое интенсивностью смены базовых технологий и поколений техники, которая со времен Н.Д.Кондратьева увеличилась в 3-5 раз.

Для развития научно-технического прогресса и инновационной деятельности в сфере малого и среднего бизнеса в Южно-Казахстанской области одним из первых был открыт бизнес-инкубатор. В функции бизнес-инкубатора входит поддержка инновационной деятельности в сфере малого бизнеса, выявление новых идей, поддержка предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью. Для тех, кто начал заниматься инновационной деятельностью, бизнес-инкубаторы оказывали услуги по маркетинговым исследованиям, консалтингу, помощь в разработке бизнес-планов. Наиболее удачные бизнес-планы финансируются. Только за два последних месяца прошлого года было профинансировано 7 проектов по развитию малых предприятий, занимающихся инновациями в сфере производства и оказания услуг.

Однако в связи с нехваткой финансовых средств в бюджете области
Постановлением Акима ЮКО Абдуллаевым К.А. от 25 ноября 1998 года Южно-
Казахстанский Бизнес-инкубатор был ликвидирован, а его полномочия были переданы Комитету по поддержке и развитию предпринимательства.

За полтора года своей деятельности бизнес-инкубатор проделал огромную работу, трудоустроив около 350 человек. Все это говорит об эффективности такой формы поддержки малого и среднего бизнеса.

Проанализируем состояние развития малого и среднего бизнеса в
Казахстане. Если мы рассмотрим динамику занятых в сфере малого бизнеса, то заметим, что с каждым годом количество работающих в ней возрастает: 33 тыс. человек в 1993 году, 148 тыс. человек в 1998 году (увеличение на 348 процентов, т.е. почти в 4,5 раза). Что дает нам полагать, что в условиях переходной экономики проблему занятости можно будет смягчить при помощи развития и поддержки частного предпринимательства, так как число занятых в отраслях экономики сокращается в результате экономического кризиса, который подрывает деятельность крупных предприятий.

В Приложении 7 мы можем заметить, что в 1994 году число занятых и в отраслях экономики, и в малом бизнесе сократилась: на 6,6 и 21,2 процентов соответственно (по сравнению с 1993 годом). Это объясняется тем, что в конце 1993 года в Республике Казахстан была введена национальная валюта - тенге, а это привело к тому, что в первые месяцы после введения замедлилась производственная деятельность государственных и частных предприятий. К тому же проводимая неправильно кредитно-денежная политика привела к быстрому обесценению тенге, а это - к банкротству многих предприятий, высвобождая рабочую силу. Однако, начиная с 1995 года число занyтых в малом бизнесе стало увеличиваться: на 22,2% в 1995 году, на 131,8% в 1996 году, на 31,4% в 1997 году, на 10,4% в 1998 году. Это связано с проводимой государством политикой поддержки малого и среднего бизнеса.

В 1996 году было закончено осуществление основной части Национальной программы приватизации и разгосударствления государственных предприятий.
Кроме того к этому времени заработал новый Закон РК "О налогах и других платежей в бюджет", который сократил число налогов и обязательных платежей с 48 до 11 (5 государственных и 6 местных), тем самым рьлегчив налоговое бремя предприятиям республики. В это время многие предприятия торговли, общепита и др. Производственных услуг были переданы в частные руки. Они в свое деятельности основывались на Закрнах РК "О свободе хозяйственной деятельности и развитию предпринимательства" от 15 января 1991 года и "О защите и поддержке частного предпринимательства" от 18 августа 1992 года.
Однако в дальнейшем (1997-1998 г.г.) прирост занятых в малом бизнесе сокрашался. Это объясняется тем, что за два последних гола в малый бизнес идут те, кто хочет производить реальные вещи, а сфера услуг падает в результате переизбытка.

Но все таки нужно заметить, что за рубежом число занятых в сфере частного предпринимательства достигает 70-80 процентов, тем самым, решая вопросы занятости. Удельный вес малого бизнеса в общей численности занятого населения по странам представлен в Приложении 8.

Как следует из приведенных данных, в высокоразвитых государствах доля занятых в малом бизнесе населения очень высока и составляет от 53 до 80%.
Эта доля значительна в государствах, где малый бизнес имел ведущие позиции: в Грузии, Эстонии и в бывших социолистических государствах Центральной и
Восточной Европы. В России, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и
Таджикистане она низка и находится в пределах от 2 до 10%.

У нас же в республике это число мало вследствие того, что в своем развитии казахстанский малый бизнес и предпринимательство постоянно сталкивается с весьма сложными проблемами. В качестве основных проблем выступают:

-несовершенство правовых основ;

-высокий уровень налогообложения;

-ограниченные возможности для финансирования инвестиций;

-узкий круг источников финансирования;

-неинформированность и неквалифицированность граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;

-несовершенство банковской и кредитной системы для малого и среднего бизнеса.

В странах с развивающейся экономикой система малого и среднего бизнеса и предпринимательства нормально функционирует только тогда, когда оно получает поддержку со стороны государства в виде дифференцированных налоговых льгот на период экономической стабилизации. В Казахстане на данном этапе его развития в целях развития малого бизнеса и предпринимательства такая мера архинеобходима. Решив эти проблемы, государствi решит вопросы занятости и безработицы. И число занятых в малом бизнесе по прогнозу достигнет 164 тыс. Человек (12% от трудоспособного населения) к 2000 году.

Если проанализируем диаграмму производства продукции предприятиями малого бизнеса (Приложение 9), то мы заметим, что если в период с 1990 по
1995 годы прирост продукции был мал, то в 1996-1998 годах он резко подскочил: на 1083% в 1996 году, на 1415,3% в 1997 году, на 1585,3 в 1998 году (по сравнению с 1995 годом). Это объясняется активизацией деятельности населения, а также поддержкой государства.

При рассмотрении структуры производства продукции предприятиями малого бизнеса мы можем заметить, что если в период с 1993 по 1995 годы большое значение имели отрасли промышленности, торговли и общепита, то в 1996-1997 годах резко возросли доли торговли и общепита, а также других непроизводственных отраслей в сфере экономики. В 1997 году их доля составила 4137 млн. тенге и 5281 млн. тенге соответственно, а в 1998 году
4397 млн. тенге и 5701 млн. тенге (т.е. прирост составил 6,3% и 8,0% соответственно). Производство же промышленных товаров предприятиями малого и среднего бизнеса увеличивается, но совсем медленными темпами: 0,8-1,2% в год. Это объясняется тем, что производство является менее эффективным и затратным по сравнению с непроизводственной сферой. Кроме того, торговля и общепит приносят быстрые доходы и являются менее "проблематичными".
Однако, если хотим поднять экономику и занять людей, то мы должны сделать упор на развитие малого предпринимательства в сфере производства, т.к. производство всегда являлось основой экономики люaой страны. При этом конечно не должны забывать о развитии сферы услуг и туризма в области малого и среднего бизнеса.

Одна из самых важных проблем в развитии малого и среднего предпринимательства - это переориентация их с преимущественно торгово- посреднической деятельности на производство наиболее насущных товаров и услуг. Она волнует многих, и видится два пути ее решения.

Первый - это интегрирование малых и средних предприятий с крупной промышленностью. Оно может происходить путем создания малых предприятий по выпуску мелкосерийной продукции, крупносерийное производство которых не является необходимым, а организация их производства на предприятии - лидере, экономически нецелесообразно. Кроме того, могут быть созданы малые предприятия, специализирующиеся на разработке новых технологий по заданию предприятия - лидера, сервисном обслуживании головного предприятия, на изучении и освоении новых рынков сбыта.

В качестве инвестиций крупные предприятия могут предоставить в аренду малым основные фонды, долгосрочный кредит на льготных условиях и выступать поручителем при получении гарантированного займа. Полученная крупными предприятиями с малых фирм прибыль первые пять лет не должна облагаться налогом, чтобы не отнимать у них возможность покрыть свои издержки.

Второй путь - создание небольших предприятий, выпускающих наукоемкие и новые товары, так как малью предприятия не требуют больших капитальных вложений и могут принести прибыль через сравнительно короткое время. Об этом наглядно свидетельствует опыт многих известных западных фирм и компаний, которые начинали и шли по этому пути.

На данный момент мы видим, что дееспособная система государственной поддержки развития предпринимательства, обеспечения нормального функционирования конкурентной среды находится на начальной стадии своего формирования. Чем скорее она начнет эффективно работать, тем большим будет вклад предпринимательства в преодоление спада производства и кардинальное обновление социально-экономической системы занятости в условиях переходной экономики.

Возрождение агропромышленного комплекса

Республика Казахстан является аграрно-промышленной страной. Агарный комплекс в структуре экономики занимает одно из важных мест. Кроме того, около половины жителей республики проживают в жителей в сельской местности и заняты в агропромышленном комплексе.

На конец 1998 года, согласно статистическим данным, зарегистрировано
409,5 тысяч безработных, в числе которых 41% (167,8 тыс. человек) составляет население в возрасте от 16 до 29 лет, и 60% (245,7 тыс. человек) приходится на долю женщин. В сельской местности, в которой проживает около
44% населения республики, количество безработных находится на уровне 43,6%
(178,5 тыс. человек) от общей численности безработных, из которых 42,7%
(76,2 тыс. человек) составляет молодежь и 55,8% (99,6 тыс. человек) - женщины (см. Пориложение 10)..

Данные статистики подчеркивают не только актуальность проблемы сельской безработицы, но и показывают общий спад экономического потенциала и уровня жизни сельского населения. Указанный процесс - в первую очередь, результат общей трансформации в обществеiной жизни, стартующей со времени обретения Казахстаном независимости.

Многие сельхозпредприятия, меняя форму собственности, высвобождали работников. Так, в 1998 году по этой причине выбыло 71 тыс, человек, что в
3,5 раза больше, чем за предыдущий год. Все это заметно усилило давление на сельский рынок труда. Рост числа обратившихся произошел во всех без исключения областях, а в таких, как Восточно-Казахстанская, число обратившихся возросло в 3 раза, в Актюбинской - в 2,5 раза, в Мангистауской и Западно-Казахстанской - более чем в 2 раза.

Одним из важных показателей, характеризующих управление трудовыми ресурсами, а также динамику безработицы, является миграция населения. За последнее пятилетие в Казахстане усилились миграционные потоки в направлении "село-город". В 1998 году баланс внутриреспубликанской миграции составил 43180 человек, где данное количество населения переселилось из сел в города, в то же время миграции из городов в село не наблюдалось. Основная причина этого явления заключается в том, что проблема трудоустройства с каждым годом усиливается и, соответственно, снижается уровень жизни.
Например, среднемесячная номинальная заработная плата по сельскому хозяйству за январь 1998 года составила 3356 тенге, а ее соотношение к уровню по республике - 0,45, что является самым низким показателем. Данное положение ухудшается под воздействием фактора задолженности по заработной плате. На 1 февраля 1999 года оно составили 54,5 млрд. тенге, из них 26,6% приходится на сельское хозяйство.

За семь лет (с 1991 по 1998 годы) количество безработных в сельской местности увеличилось более чем в 120 раз (1991 год - 1,6 тыс. человек,
1998 год - 192,1 тыс.). Самый высокий рост безработицы приходится на 1992 год - 20-кратное увеличение по сравнению с 1991 годом. Значительная разница в динамике безработицы объясняется реформированием системы отчетности и учета, в частности, на начальном периоде перестройки системы национальных счетов (см. Приложение 11).

Высокий показатель сельской безработицы в общем количестве по всей экономике за период с 1991 по 1998 годы был зарегистрирован в 1993 году
(48%), после которого наблюдается относительное уменьшение сельской безработицы. Однако в показателях уровня безработицы положительных сдвигов нет. Самый высокий ее показатель - 8,0% был зарегистрирован в 1998 году и был выше данных по всем отраслям экономики (7,3%).

Основными причинами роста количества безработных среди сельского населения являются:

-несформированность стратегии использования сельского хозяйства в развитии национальной экономики;

-отсутствие системы подготовки аграрных кадров, соответствующих новым реалиям;

-неразвитость сельского градостроительства;

-неизученность спроса на продукцию сельского хозяйства на внутреннем и внешнем рынках;

-общий спад сельскохозяйственного производства, особенно в животноводческой сфере;

-реструктуризация предприятий агропромышленного комплекса;

-реструктуризация собственности на сельскохозяйственном производстве.

В программе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева "Казахстан
-2030" большое внимание уделяется возрождению агропромышленного комплексa в стране. В долгосрочной стратегии указывается, что агропромышленный комплекс должен стать одной из ведущих отраслей в стране, обеспечивать продовольствием внутренний рынок и экспортировать сельскохозяйственную продукцию за рубеж. Для этого выделяются средства из бюджета и дано задание правительству на 1998 год проработать стратегию по выходу села из кризиса.

Особую актуальность приобретают проблемы развития малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе, который помог бы не только более полно использовать потенциал сельского хозяйства, но и остановил бы большой отток из аулов и сел трудоспособного населения. По данным органов статистики Республики Казахстан, численность населения в сельской местности в возрасте 25-30 лет в 1992-1994 годы сократилась на 69400 человек, в возрасте 30-35 лет - на 11900 человек.

Процесс формирования фермерских хозяйств- производителей сельхозпродукции в Казахстане продолжается. По состоянию на 1 января 1997г. имелось 19742 сельскохозяйственных субъектов, из них в государственной собственности осталось только 1,5% предприятий. Более 84% товаропроизводителей сельхозпродукции, или 16583- крестьянские (фермерские) хозяйства.

Хотя в республике растет число крестьянских (фермерских) хозяйств - за два последних года увеличилось с 16583 до 22891, их становление сопряжено с многими трудностями. Они при сохраняющейся монополии государства в сфере хранения, реализации, транспортировки, переработки сельхозпродукции не могут на равных условиях войти в рынок. Необходима целевая государственная поддержка крестьянских хозяйств, способных наращивать производство товарной продукции и становиться эффективной рыночной формой хозяйствования.
Фермерские хозяйства должны стать специализированным звеном в едином цикле агропромышленного производства от поля до прилавка магазина, обеспечивая занятость на селе.

Здесь подобающее место в экономике страны крестьянским (фермерским) хозяйствам помогли бы разработка и внедрение механизма, обеспечивающего крестьянским хозяйствам доступ к источникам финансирования, в том числе и для привлечения иностранных инвестиций, страхованию деятельности.

Необходимо создать информационные центры и расширить сеть лизинговых компаний для обеспечения фермерских хозяйств современными технологиями и оборудованием. Для производства технологического оборудования, средств малой механизации для крестьянских хозяйств надо активнее привлекать предприятия оборонной промышленности, системы вспомогательных служб, способствующих становлению крестьянских (фермерских) хозяйств (частные юридические, страховые, аудиторские и консалтинговые фирмы).

Предпосылкою успешного развития фермерства в Казахстане является создание необходимых условий для появления собственников средств производства.

Непременным условием ускоренного развития предпринимательства на селе, особенно малого, является формирование и развитие элементов рыночной инфраструктуры, обслуживающей хозяйствующие субъекты и всемерно облегчающей сбыт сельскохозяйственной продукции, получение необходимой сельхозтехники и семян. Государство должно быть заинтересовано в ее создании, с тем, чтобы полностью задействовать регулирующие функции рынка, способствовать экономической стабилизации и сбалансированности экономического роста. Его пассивность в этом деле сдерживает развитие фермерских хозяйств, ведет к большим производственным затратам, снижающим конкурентоспособность.

Таким образом: стратегия аграрной политики государства должна создать реальные условия для выхода отрасли из кризиса и роста благосостояния сельского населения, основными направлениями которой являются:

- перевод сельского хозяйства с "добывающих" на перерабатывающие рельсы;

- создание инвестиционной активности и экспортирующие позиции сельского хозяйства;

- развитие предпринимательства на селе;

- решение вопроса продовольственной безопасности страны за счет внутреннего потенциала; введение ограничений и жесткого контроля при найме неквалифицированной и иностранной рабочей силы в Республике Казахстан.

Осуществление указанных мероприятий на государственном уровне позволит достичь сокращения количества безработных на селе.

Только возродив заново агропромышленный комплекс, мы сможем вернуть людей в село, дать им работу. А для этого нужно решить целuй ря? проблем, связанных с развитием фермерских хозяйств и оживления села. В основном эти вопросы связаны с льготным кредитованием села, с решением права на землю, с льготным налогообложением и другими острыми насущными вопросами.

В этом году правительство всерьез взялось за возрождение агропромышленноaо комплекса. Для этого разработана программа возрождения села. Она заключается в помощи становлению крестьянских хозяйств, льготном кредитовании села, развитии рыночной инфраструктуры по сбыту продукции
(совместно с организацией TACIS).

Возродив сельское хозяйство, мы сможем, во-первuх, ул?чшить экономическую ситуацию в стране, во-вторых, облегчить проблему занятости.
Таким образом, следует, что возрождение агропромышленного комплекса - одeн из главных инструментов формирования социально-экономической модели занятости.

Активизация деятельности центров занятости

Переход нашей экономики к рынку требует проведения структурных маневров и существенного перераспределения рабочей силы между отраслями регионов страны. Возникновение безработицы в определенных масштабах обусловило необходимость воссоздания центров занятости с учетом современных требований. Их функция не может ограничиваться регистрацией безработных и поисками для них рабочего места. Предстоит создать организованные, квалифицированные и информационные структуры центра занятости. Программа перехода к рынку и концепция социальной защищенности населения предусматривает такие меры, или создание специальных центров занятости, информационной системы учета вакантных рабочих мест, переподготовка и переобучения кадров, формирования единой системы специальной помощи незанятым трудоспособным гражданам и многое другое.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.