Рефераты. Формирование социально-экономической модели занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан






p> Официальный статус безработного имеют 409,5 тыс. человек, что 1,2 раза больше, чем в 1997 году (данные даны на 1998 год).

Анализ показал, что 2/3 женщины, каждый второй - из сельской местности, почти половина – молодежь. Основной мерой социальной защиты безработных остается выплата пособий по безработице: 52,3 тыс. человек,
53,2%. Остальные были привлечены к другим мерам социальной защиты: переобучение, привлекались на оплачиваемые общественные работы.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во- первых, многолетняя хроническая болезнь - скрытая безработица
(недоиспользование работников на предприятиях), которой сопутствует во многом ей же обусловленный дефицит рабочей силы, - продолжается. Падение производства, с одной стороны, увеличивает масштабы недоиспользования работников, а с другой, - выступая его главной, если не единственной, причиной. Все же основным фактором здесь является низкая эффективность организации производства и труда. Тем не менее возникает поверхностное представление о недоиспользовании рабочей силы как о временном явлении, которая может исчезнуть при возобновлении экономического роста. В то же время кажутся убедительными мнения о нецелесообразности сокращения численности трудовых коллективов, так как в противном случае в будущем возникает дефицит рабочей силы на предприятии. На самом деле такая политика препятствует рационализации ее использования, необходимость которой обусловливается рыночными преобразованиями. Точно также действуют и дальнейшие ослабление стимулирующей роли заработной платы, незнание реальных потребностей в рабочей силе при возможных изменениях в технике, технологии, организации и стимулировании производства на предприятиях, в отраслях и регионах.

Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалифицированной структурой занятых, необходимой народному хозяйству. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалифицированным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие крупных предприятий ряда отраслей, прежде всего - машиностроение. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствуют перспективным требованиям.
Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в принципе необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (очень значительное увеличение охранных структур, нехватка школьных учителей).

В-третьих, подрывается материально-техническая база занятости и ее рационализации. Не только моральный, но и физический износ машин и оборудования на многих предприятиях очень значителен, а инвестиции крайне недостаточны. При возобновлении экономического роста и насущной необходимости повышения эффективности производства масштабы фактической утраты рабочих мест будут еще более очевидны. Значительная занятость на ремонтных работах, которая обусловливается плохим состоянием производственного аппарата на многих предприятиях, будет существенно снижать общую эффективность использования рабочей силы.

Таким образом, мы видим, что становление рынка труда при переходной экономике идет с определенными трудностями, которые связаны с ломкой старой экономической системы, сопровождающиеся экономическим кризисом и падением уровня жизни.

Мы рассмотрели проблемы занятости в условиях переходной экономики и можем сделать вывод, что эта проблема неразрывно связана с экономическим кризисом, который сопровождает переход от одной экономической системы к другой в бывших социалистических странах.

Остановка многих предприятий вследствие их неплатежеспособности и дееспособности приводит к тому, что многие работники этих предприятий становятся безработными. Следует также иметь в виду, что данные по численности занятых отражают информацию по безработице, переходящую через государственные центры занятости, которая, как было отмечено выше, составляет 20-30% от ее реального уровня. Следовательно, реальный уровень безработицы в 2-3 раза выше официально заявленного. А все это приводит к тому, что рынок труда теряет свою эффективность по борьбе с безработицей, так как население не хочет участвовать в этом рынке вследствие недоверия и незнания. Кроме того, на деятельность рынка труда, большую роль играет дефицит финансовых средств, которые государство выделяет для социального обеспечения. Они так мизерны, что люди попросту не хотят ради этого терять время в центрах занятости.

В 1998 году Правительству республики удалось немного снизить падение производства и стабилизировать экономическую ситуацию. Однако количество безработных все еще растет и не уменьшается. Возникает закономерный вопрос, до какой отметки может снизиться уровень занятости в Республике Казахстан в расчетной перспективе? Опыт России, Польши, да и наш собственный, свидетельствует, что значительная безработица является той ценой, которую приходиться платить за продвижение к современной рыночной экономике. На первом этапе происходит резкий спад производства продукции, устраняется избыточный спрос - цены поднимаются до уровня, обеспечивающего сбалансированность на рынке. Этот этап мы прошли. Затем должны прекратиться дотации убыточным секторам экономики, проводится жесткая кредитная политика, что ведет к достижению определенной сбалансированности бюджета; успех этого этапа определяется степенью снижения инфляции.

Отрицательными последствиями, здесь является фактическое прекращение инвестиционной деятельности, остановка многих предприятий, снижение жизненного уровня населения. В настоящее время наша экономика переходит именно к этому этапу. Несколько будет сокращено производство и снижен жизненный уровень, зависит от характера и темпов приватизации, освобождения экономики от нежизнеспособных звеньев, начала структурной перестройки, наведения элементарного порядка в законодательно-юридической базе. Все это во многом зависит от продуманных и решительных действий правительства.

В Восточной Европе и в России этот процесс был медленным. В результате экономическая стабилизация привела не к росту производительности труда, а к ее резкому снижению. Когда предприятия были вынуждены снижать объем производства, они крайне неохотно шли на сокращение работающих, и даже значительный спад производства не приводил к уровню занятости, позволяющему контролировать инфляцию. Казахстан, располагающий менее сбалансированной и более структурно отягощенной экономикой, вынужден повторять с большими издержками польский вариант развития. На второй год после начала стабилизации в Польше (который нам еще предстоит достичь) производительность труда составила 73% от уровня двухлетней давности, а безработица 8%.

В предвидении выше названной перспективы, Республике Казахстан следует заблаговременно наметить и приступить к реализации адекватной системы мер по формированию инфраструктуры рынка труда и основ системы занятости.

Прежде всего, не следует ограничиваться фиксированным, официальным рынком труда и гарантиями формально признанным безработным, число которых в настоящее время связано с массово высвобожденным контингентом работников.

Необходимо расширить круг параметров официальной статистики, включив туда показатель движения свободной рабочей силы. Ежегодно проводить выборочные статистические обследования по социально-экономическим и психологическим аспектам безработицы.

Преодолеть экономико-юридическую неопределенность основных понятий, касающихся статуса и характеристики безработных и безработицы
("общественные работы", "подходящая работа", "приемлемая заработная плата" и др.).

Подготовить концепцию и основные направления программы общественных работ в Республике Казахстан.

В качестве первого шага следует приступить к созданию единой информационной сети в рамках Республиканского банка данных по показателям движения и конъюнктуры на рынке труда с терминалами в крупных городах, центрах областей, индустриальных зон и территорий платного размещения сельского населения. В составе организуемой республиканской биржи труда особо настоятельной является организация специализированного подразделения, налаживающего информацию, отслеживающую социально- экономическую ситуацию на различных сегментах рынка труда и организующую социально-экономические и социологические обследования.

Реализация этих первоначальных мер позволит преодолеть информационную недостаточность, повысить степень регулируемости движения рабочей силы, перейти от мер пассивных к активным, упреждающим мерам воздействия на конъюнктуру рынка труда. Также это способствует формированию социально- экономической модели занятости в условиях переходной экономики.

3. Основные принципы формирования социально-экономической модели занятости на современном этапе развития экономики

Республики Казахстан

В Казахстане предстоит освоить принципиально новую модель занятости, ориентированную на формирование развитого и социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей. Из этого вытекают новые требования к политике занятости, отраженные в Законе РК "О занятости населения" от 30 декабря 1998 года. Назовем лишь два основных.

Во-первых, регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность (профессиональную и пр.) рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.д.

Во-вторых, должны создаваться условия для приближения оплаты труда к необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы. Причем исключительно важно, чтобы это происходило на основе распределительных механизмов, обеспечивающих стимулирование работников к повышению эффективности труда.

Достижение оптимально высокой, структурно рациональной, экономически эффективной и социально обоснованной занятости - неотъемлемая и, в конечном счете, важнейшая составная часть процесса восстановления и дальнейшего подъема казахстанской экономики. Модернизация занятости - это, с одной стороны, активный элемент, рычаг этого процесса. С другой стороны, она может быть достигнута лишь вследствие совокупных рыночных преобразований экономики и прогрессивных изменений ее структурных и технико- технологических характеристик. Эти изменения должны стимулироваться рыночными отношениями и целенаправленными мерами хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут решаться зачастую относительно обособленно, с помощью мероприятий, сконцентрированных именно на них самих, без кардинальных изменений экономической стратегии, а тем более - социально-экономических основ общества, то в Казахстане в данном случае (как и во многих других) для этого требуется коренное преобразование экономики. Поэтому задачи формирования условий для их решения по своей сложности не сравнимы с проблемами западных стран в этой сфере.

Новая модель занятости может быть реализована лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решения социальных проблем. С целью создания таких предпосылок необходимо продолжать рыночные преобразования экономики, уменьшать нанесенный ими социальный ущерб. К сожалению, возможности, масштабы, темпы, формы этих преобразований часто определяются не естественным протеканием переходных процессов, требованиями экономической и социальной рациональности, а во многом - позицией руководителей, их пониманием сути народнохозяйственных проблем и путей их решения, ходом политической борьбы, перспективы которой пока не позволяют с уверенностью прогнозировать благоприятные варианты ближайшего будущего.

Несомненно, что необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для уяснения существа проблемы занятости и согласования путей их решения. В основе этого лежит Генеральное соглашение между Правительством Республики Казахстан, объединением профсоюзов и объединением производителей (трипартизм). Мероприятия по реализации Генерального соглашения позволят придать трипартизму системный характер (на этот год соглашение было заключено 8 октября 1998 года). На основе этого взаимодействия с учетом опыта развитых и развивающихся стран построена модель социально-экономическая занятости в условиях переходной экономики Республики Казахстан (см. Приложение 5). При этом следует учитывать следующие положения, которые представляются аксиоматичными:

- нельзя и дальше сохранять высокую занятость населения без повышения экономической эффективности труда, для чего необходима оптимизация численности работников на предприятиях. Это во многих случаях означает сокращение их численности, так как на предприятиях существуют значительные скрытые резервы рабочей силы и, кроме того, требуется повышение производительности труда за счет модернизации производства.
Административные меры, препятствующие высвобождению работников предприятий, должны быть исключением, а не правилом;

- перспективы занятости населения определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Последнее должно обеспечиваться за счет усиления их экономической целесообразности, а не быть самоцелью.
Сокращение излишних работников и увеличение за счет этого числа безработных
(при их достаточно материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы; предприятия не должны нести ответственность за уровень занятости населения в стране;

- забота об обеспечении занятости населения (достаточно высокого ее уровня занятости и повышения эффективности общественного труда) должна быть функцией государства и всего общества;

- занятость - не только экономическая, но и социальная проблема, и пути их решения могут противоречить друг другу. В таком случае необходимо искать компромисс, не забывая, однако, что от степени реализации экономических критериев зависит и возможность отступления от них ради достижения социальных целей.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать либо формировать "точки роста" в народном хозяйстве, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда и т.д. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала, уровень занятости населения во многом зависит от частнопредпринимательской активности. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать такую активность. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками поведение предпринимателей на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

Очень важно избежать такого положения, при каком возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице.
В Казахстане, где есть все условия для сочетания производств различного технологического уровня и эффективности, существуют огромные неудовлетворенные потребности и т.д.; предотвратить такую ситуацию вполне возможно.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Все более острее становятся проблемы, связанные со скрытой безработицей. Кроме того, экономический кризис приводит к остановке многих неперспективных предприятий, а это в свою очередь вызывает новое количество безработных, которые высокопрофессиональны в своем деле. Для их занятости требуются средства для переквалификации. Кроме того, возникали сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых, необходимой народному хозяйству. На данный момент подрывается материально- техническая база занятости и ее рационализации.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости, необходимо:

- появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности при условии эффективности хозяйствования;

- внутреннее накопление и привлечение из-за границы средств для капитальных вложений, приемлемые для производителя условия кредитования;

- расширение платежеспособного спроса;

- стабилизация денежного хозяйства и финансовой системы;

- создание макроэкономических пропорций, благоприятствующих расширенному воспроизводству товаров, капитала, рабочей силы;

- обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для удовлетворения последних, а также соответствия профессионального уровня и профессионально- квалификационной структуры трудящихся требованиям модернизируемого производства: гибкая внешнеэкономическая политика, позволяющая участвовать в международном разделении труда, использовать внешнеэкономические связи для привлечения ресурсов и удовлетворения других внутренних потребностей, для стимулирования отечественных производителей повышать конкурентоспособность, и в то же время исключающая монополизацию иностранными фирмами казахстанского рынка, благоприятствующая продвижению казахстанских товаров на внешние рынки.

Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с регулирующей деятельностью государства. Механизм реализации модели показан в Приложении
6. Однако в финансовом отношении страна находится только на начальном этапе. Многие рыночные преобразования не завершены, либо только декларированы (хотя бы в законах). Правительственная политика последних лет в основном соответствовала реформаторской ориентации, хотя необходимые решения принимались зачастую с опозданием, было немало противоречивых шагов, сказалось и негативное влияние различных отраслевых и региональных экономических сообществ и политических группировок. Нередко она формировалась не в соответствии с концептуальными замыслами, а под воздействием экономической необходимости, игнорирование которой могло бы привести к последствиям, подрывающим социально-политическую стабильность.

Для обеспечения занятости населения весьма велико значение сферы услуг. Однако до сих пор она развивается однобоко, главным образом - торговля, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса населения, отсутствия необходимых традиций и навыков, ограниченных возможностей получения соответствующей профессии, квалификации и пр.

Особая проблема - неформальный сектор в экономике. Его распространение чрезвычайно обширно. В неформальную хозяйственную деятельность вовлечены многие легальные предприятия всех форм собственности, всех размеров, а также нелегальные фирмы и нелегально действующие физические лица. Все это связано с крупными правонарушениями, уклонениями от уплаты налогов, перекачкой средств государства и предприятий в частные руки и т.д. Масштабы такого перераспределения ресурсов очень велики.

Что касается традиционно понимаемого неформального сектора
-незарегистрированной хозяйственной деятельности преимущественно по удовлетворению спроса населения на товары и услуги, то он выполняет - хотя и противозаконно - существенные общественные функции. Он может быть в значительной мере легализован при льготном налогообложении, пресечении чиновничьего рэкета, создании необходимых условий для нормально развития.
Сама сфера удовлетворения таких потребностей - при условии ее приведения в соответствие с законами, а самих законов - в соответствие с интересами лучшего удовлетворения потребностей населения - должна расширяться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.