Рефераты. Экономика 90 вопросов






p> Логически завершая формирование трудовой теории стоимости Маркс сделал вывод что, в основе стоимости лежит только один производственный фактор —труд, а прибыль капиталистов и рента землевладельцев — часть стоимости, созданной трудом рабочих и безвозмездно присваеваемая владельцами средств производства и земли — это прибавочная стоимость. Маркс решил «порадокс Смита», согласно которому стоимость состояла из доходов — заработной платы, прибыли и ренты и не включала постоянный капитал.
Вскрывая несостоятельность такого подхода, Маркс доказал, что стоимость в целом состоит из трех частей стоимости материальных затрат, расходов на зарплату и прибыль — с + v + m (где с — постоянный капитал включающий стоимость средств производства и предметов труда, v — переменный капитал включающий расходы на зарплату, m — прибыль. Маркс обосновал принципиальное отличие постоянного капитала (с )от переменного ( v) в образовании стоимости: первый лишь переносит свою стоимость на себестоимость нового продукта и потому назван постоянным; второй увеличивает себестоимость и потому назван переменным. Именно он и создает прибыль. Короче говоря v + m образуют вновь созданную или добавочную стоимость. Разграничение капитала на постоянный и переменный позволило
Марксу создать научную теорию, исключавшую повторный счет стоимости прошлого овеществленного в средствах производства труда. Именно на повторном счете споткнулся Смит, в результате чего появился «порадокс
Смита». Но трудовая теория исходила из конкретной экономической реальности тех времен и не могло учитывать изменений произошедших в экономике позднее.
Сложный труд просто сводился к простому как единице измерения. В стоимости не учитывались затраты капитала и другие факторы, например, влияние соотношения спроса и предложения. Недостатком трудовой теории является то, что труд рассматривался в качестве единственного фактора, а условия сводились к совершенной конкуренции, когда стоимость пропорциональна затратам труда, и не учитывается влияние соотношения спроса и предложения.

40. Затратная концепция стоимости "Парадокс А. Смита"
По вопросу величины стоимости существуют три подхода:
1. марксистский: величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре - эта величина находится под воздействием двух факторов: а) производительности труда; б) интенсивности труда.
2. австрийская школа считает, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы (предельной полезностью).
3. кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется издержками производства, спросом и предложением и предельной полезностью.
Широко известна теория трех факторов производства, возникшая в первой половине XIX в. Она связывает создание стоимости, слагаемой из доходов
(процент на капитал, заработная плата и земельная рента), с функционированием трех факторов производства — капитала (трактуемого как средства производства), труда и земли. Этим трем факторам соответствуют три вида доходов — прибыль, рента и заработная плата. Названные доходы образуют стоимость продукта и реализуются через цену в процессе продажи продуктов на рынке. Факторный подход при разрешении проблемы стоимости заключается в том, что каждый из факторов производства (капитал, земля, труд) является производителем стоимости

Джон Стюарт Милль ( трудами которого было закончено формирование классическая экономической науки, начало которой было положено трудами
Смита) установил, что в длительном периоде времени цена не может быть ниже издержек производства (затрат). В теории стоимости Смит высказал о ее природе две версии:

- первая –стоимость определяется трудом, затраченным на изготовление, но стоимость полностью определяется трудом только в примитивных обществах;

- вторая –стоимость определяется не только трудом, но и капиталом и землей. Т.е стоимость товара определяется издержками его производства.
Затратная концепция заключается в том, что величина стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и затратами овеществленного труда, т.е. состоит из издержек труда и капитала. В конце концов не только труд, но и капитал обладаетсвоей собственной производительностью в том смысле, что превращает более простоий и менее производительный труд рабочего в более сложный и более производительный.
Маркс в своей трудовой теории стоимости при определении величины стоимости товара за основу брал общественно необходимое количество простого труда, в качестве простого труда рассматривав труд человека, не обладающего специальной подготовкой. Сейчас подобная совершенно неквалифицированная рабочая сила может использоваться лишь на подсобных работах. Все основные формы работ требуют той или иной степени квалификации. Маркс усреднял труд и неучитывал того, что капитал может превращать простой труд в более сложный и более производительный (примером служать современные капиталоемкие, но высокопризводительные автоматизированные производства).
Затратная концепция учитывает этот момент.

«Порадокс Смита» заключаетс в отождествление стоимости продукта с вновь созданной стоимостью. Согласно его учению, стоимость общественного продукта равна сумме доходов, к которой относятся заработная плата, прибыль и рента, т.е. он игнорировал постоянный капитал в стоимости продукта. Стоимость сводилась к формуле v + m. Вскрывая несостоятельность такого подхода, Маркс доказал, что стоимость в целом состоит из трех частей стоимости материальных затрат, расходов на зарплату и прибыль — с + v + m
(где с — постоянный капитал включающий стоимость средств производства и предметов труда, v — переменный капитал включающий расходы на зарплату, m
— прибыль. Маркс обосновал принципиальное отличие постоянного капитала (с
)от переменного ( v) в образовании стоимости: первый лишь переносит свою стоимость на себестоимость нового продукта и потому назван постоянным; второй увеличивает себестоимость и потому назван переменным. Именно он и создает прибыль. Короче говоря v + m образуют вновь созданную или добавочную стоимость. Разграничение капитала на постоянный и переменный позволило Марксу исключить повторный счет стоимости прошлого овеществленного в средствах производства труда. Именно на повторном счете споткнулся Смит, в результате чего появился «порадокс Смита».

41. Концепция предельной полезности
Одной из распространенных теорий является теория предельной полезности. Она появилась во второй половине XIX в. Ее представителями являются австрийские экономисты Э.Бём-Баверк и К.Менгер. Сторонники этой теории утверждают, что стоимость — это чисто психологическое явление, объясняемое "предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. По вопросу величины стоимости существуют несколько подходов. В трудовой теории стоимости величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре. Вместо трудовой стоимости австрийская школа выдвинула теорию ценности и предельной полезностьи. Представители этой школы считают, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы, т.е. предельной полезностью. Предельной полезностью называютнаименьшую пользу от данного блага. Каждое благо обладает ценностью
— это субъективная полезность, величина которой зависит от субъекта и от обстоятельств. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живущего в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй —для улучшения питания, третий - для откорма домашней птицы, четвертый — для изготовления водки, пятый — для кормления попугая, служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет определяться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности. Отсюда делается вывод - чем больше товаров, тем меньше их полезность для покупателя, тем ниже их стоимость

По мнению сторонников теории предельной полезности, только полезность товара может придать затратам труда так называемый общественно необходимый характер. Затраты труда на производство тех или иных товаров, по их мнению, осуществляются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях. Покупатель приобретает товар ради его потребительной стоимости, потому что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его потребностей. Это общее и совершенно бесспорное положение не дает нам почти ничего для понимания поведения покупателя на рынке, если мы не рассмотрим некоторые закономерности самого процесса потребления. Во-первых, большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т. е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо. Во-вторых, переход от неполного удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не внезапно, а через более или менее многочисленные ступени. Но если напряженность потребности убывает по мере того, как потребность удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека первая небольшая порция еды будет иметь наибольшую полезность, то по мере утоления голода каждая последующая порция еды будет иметь все меньшую полезность, Для более точного описания процесса убывания полезности в экономической науке используется понятие предельная полезность, т.е. добавочная полезность, прибавляемая каждой последней порцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Эффект замещения- изменение величины спроса на товар в результате замешения более дорогих товаров менее дорогими. Так при уменьшении запасов нефти побуждает замещать ее потреблением газом, запасы которого более велики. Закон Энгеля (дохода) заключается в том, что по мере роста доходов потребителей, увеличиваются расходы на покупку более дорогих товаров.

В соответствие со взглядами австрийской школы не ценность, а цена зависит от издержек производства. Более того, благодаря наличию ценности у потребительских благ образуются оценки производственных ресурсов
(производственных факторов), формирующие издержки и тем самым и ценность и цены. Из утверждения что, только полезность товара может оценить затраты труда, можно предположить, что понятие предельной полезности является конкурентом понятия трудовой стоимости. Но при этом концепция предельной полезности имеет более общий характер, поскольку она применима как к совершенной, так и к несовершенной конкуренции, а также к любому числу производственных факторов. Например, если рассматривать труд в качестве единственного фактора производства, а конкуренцию считать совершенной, то из теории предельной полезности вытекает, наличие пропорциональности между стоимостью и затраченным трудом, т.е. теория трудовой стоимости.

42. Современная классическая ситуация в теории стоимости
По вопросу величины стоимости существуют три подхода:
1. марксистский: величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре австрийская школа считает, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы

(предельной полезностью).
2. кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется издержками производства, спросом и предложением и предельной полезностью.
По Марксу, в основе стоимости лежит только один производственный фактор — труд работников. Широко известна теория трех факторов производства, возникшая в первой половине XIX в. Она связывает создание стоимости, с функционированием трех факторов производства — капитала (трактуемого как средства производства), труда и земли. В соответствии с этим признается, что стоимость формируется всеми факторами производства. Затратная концепция заключается в том, что величина стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и затратами овеществленного труда, т.е. состоит из издержек труда и капитала. В конце концов не только труд, но и капитал обладаетсвоей собственной производительностью в том смысле, что превращает более простоий и менее производительный труд рабочего в более сложный и более производительный. Одной из распространенных теорий является теория предельной полезности. В соответствие со взглядами австрийской школы не ценность, а цена зависит от издержек производства. Более того, благодаря наличию ценности у потребительских благ образуются оценки производственных ресурсов (производственных факторов), формирующие издержки и тем самым и ценность и цены. Из утверждения что, только полезность товара может оценить затраты труда, можно предположить, что понятие предельной полезности является конкурентом понятия трудовой стоимости. Но при этом концепция предельной полезности имеет более общий характер, поскольку она применима как к совершенной, так и к несовершенной конкуренции, а также к любому числу производственных факторов. Например, если рассматривать труд в качестве единственного фактора производства, а конкуренцию считать совершенной, то из теории предельной полезности вытекает, наличие пропорциональности между стоимостью и затраченным трудом, т.е. теория трудовой стоимости. Позднее возникла теория спроса и предложения, которая сводится к тому что стоимость, или цена, товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и предложением.
Согласно этой теории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. Сторонниками теории спроса и предложения были французский экономист Ж.Б.Сей и английский экономист Г.Д.Маклеод.
Математическое выражение теории спроса и предложения встречается у
Л.Вальраса (Швейцария). Этой теории придерживались также представители австрийской школы - К.Меигер, Э.Бём-Баверк, Ф.Визер. Английский экономист
А.Маршалл пытался соединить теорию спроса и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американский экономист П.Саму-эльсон это соединение называл оптимистическим неоклассическим синтезом.
Существуют достаточно многочисленные работы, в которых показывается, что равновесные цены при определенных условиях тождественны стоимостям, а структура вектора равновесных цен совпадает со структурой вектора стоимости. Наиболее известные модели такого плана разрабатывались в теории оптимального функционирования экономики (В.С.Немчинов, В.В.Новожилов). На
Западе к похожим выводам пришли П.Самуэльсон, Д.Ремер С.Холландер,
М.Моришима.
Современные экономисты в той или иной степени разделяют концепцию, согласно которой в основе стоимости лежит не один, а несколько производственных факторов - труд, капитал (средства производства), природный фактор (земля), предпринимательские способности. Кроме того величина стоимости товара зависит от таких факторов как: а) общественная производительность труда; б) ограниченность и редкость ресурсов; в) спрос и предложение.
Проблема стоимости может и должна решаться не на противопоставлении, а путем согласования, сочетания подходов. При определении ценностей товара важно учитывать как затраты (труд, рабочее время), так и результаты
(количество и качество полезности), и их взаимодействие.

43. Сущность и функции денег в металлистическом и номиналистическом направлениях. Теории денег
Деньги возникли в результате развития обмена и развития товарного хозяйства. Они стихийно выделились из массы товаров в результате развития товарообмена. На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность - качества, сделавшие их наиболее пригодными к выполнению функции денег. В результате этого процесса из товарного мира выделился один товар, на который стали обмениваться все другие товары. Этот товар – золото, он стал всеобщим эквивалентом. Таким образом, деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Русский экономист Зибер: "Д - это всеобщий эквивалент, товар, на который обмениваются другие товары, это всеобщее средство измерения стоимости всех других товаров." Деньги существуют в металлистическом и номиналистическом выражении. Монета – это металл определенной формы, веса и достоинства. Бумажные деньги: банкнота; казначейский билет. Существуют наличные, безналичные деньги, денежные чеки. Функции денег: мера стоимости, средство обращения; средство накопления; средство платежа; мировые деньги.
МЕРА СТОИМОСТИ. Стоимость товаров находит всеобщее выражение в деньгах, т.е. величина их стоимости определяется посредством приравнивания их к определенному количеству денег. Деньги служат мерилом стоимостей. Однако основой соизмеримости товаров являются не деньги, а заключенный в них абстрактный, общественно необходимый труд, воплощением которого и выступают деньги. Особенность функции денег как меры стоимости заключается в том, что ее выполняют идеальные, то есть мысленно представляемые деньги. Товары мысленно приравниваются к деньгам еще до их обмена. В тоже время данную функцию выполняют не условные знаки, а полноценные деньги, т.е. обладающие самостоятельной стоимостью. Цена - денежное выражение стоимости товара. Но так как различные товары обладают неодинаковой стоимостью, для их сопоставления нужно принять определенное количество денежного металла за единицу измерения, или за масштаб цен. Масштаб цен - денежная единица с её делениями, в основу которой положено определенное количество денежного металла. Масштаб цен - это весовое количество металла, принятое в стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех товаров.
СРЕДСТВО ОБРАЩЕНИЯ. При реализации товара деньги выполняют функцию средства обращения. В отличие от непосредственного товарообмена (Т-Т) обмен товаров, совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением. Формула товарного обращения Т-Д-Т состоит из двух актов: Т-Д- продажа; и Д-Т — купля. При формуле Т-Т товар непосредственно обменивается на другой товар, т.е. отчуждение своего товара было одновременно и приобретением чужого товара. В формуле Т-Д-Т купля и продажа обособляются. С появлением денег возникает возможность разрыва между продажей и куплей. По сравнению с обменом товара на товар, товарное обращение с использованием денег не требует совпадения по времени и в пространстве актов продажи и купли.
Функцию денег как средства обращения выполняют реальные, а не идеальные деньги, не обязательно являющиеся полноценными. Являясь мимолетным посредником при актах купли-продажи, полноценные деньги могут быть заменены знаками стоимости. С развитием денежного обращения наряду с металлическими деньгами получили широкое распространение бумажные деньги, чеки.
СРЕДСТВО НАКОПЛЕНИЯ. Продажа товара без последующей покупки дает возможность накапливать богатство, воплощенное в деньгах. Деньги выступают в функции образования сокровищ, накоплений и сбережений, когда они временно извлекаются из обращения и оседают в руках товаропроизводителей.
Для выполнения функции сокровищ деньги должны быть одновременно и полноценными и реальными. Накопление денег необходимо для покупки оборудования, сырья, топлива, приобретения необходимых товаров для физических лиц. Металлические деньги выполняли роль стихийного регулятора денежного обращения. При сокращении потребности в металлических деньгах часть их уходила в сокровище, а при увеличении - поступала в обращение.
СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА. Вследствие неодинаковой продолжительности периодов производства различных товаров, к моменту появления товаропроизводителя на рынке, потенциальные покупатели могут не иметь наличных денег. Возникает необходимость купли-продажи в кредит. Средством обращения тогда служат не сами деньги, а выраженные в них долговые обязательства. При использовании в целях погашения долговых обязательств деньги выполняют функцию средства платежа.
МИРОВЫЕ ДЕНЬГИ. Развитие международных политических и экономических связей обусловливает функционирование денег на мировом рынке. Мировые деньги выступают в виде слитков благородных металлов (в виде слитков золота), т.к. неполноценные деньги, имеющие обращение внутри отдельной страны, на мировом рынке теряют силу. Мировые деньги могут выполнять функции: международного платежного средства; международного покупательного средства; всеобщего воплощения общественного богатства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.