Рефераты. Экономика 90 вопросов






p>16. Проблема трансакционных издержек в современной экономической науке
Трансакционные издержки — издержки, возникающие при ведении переговоров и контроле за выполнением соглашений при обмене. Этот термин возник после выхода в свет работ Р. Коуза, в которых он анализировал теоретические конструкции социалистической экономики и показал, что в них отсутствуют все основные виды этих издержек:
- отсутствуют издержки по поиску контрагента обменных сделок, т.к. поставщики директивным методом прикрепляются к потребителю
- отсутствуют издержки по сбору информации о качестве и альтернативной стоимости благ, т.к. Центр обладает всей полнотой информации обо всех ограниченных ресурсах общества и вся информация поступает в неискаженном виде, Центр ее перерабатывает и спускает вниз в виде плановых заданий

(так предполагается теоретически)
- отсутствуют издержки, связанные с нарушением условий контрактов и контролем за исполнением контрактов, т.к. никто не имеет право нарушать плановые задания
Но здесь речь шла о теоретических моделях (идеальных). Проблема трансакционных издержек существует в реальной экономике в любой хозяйственной системе рыночной или плановой. Термин трансакционные издержки обозначает издержки по сбору полной и достоверной информации. Чем хуже информирован производитель или потребитель, тем хуже будет результат их деятельности. Производитель будет производить не ту продукцию, потребитель будет приобретать не тот товар. Отсутствие трансакционных издержек — это не что иное как идеальная модель рынка совершенной конкуренции. Так же можно предположить что они равны нулю в идеально функционирующей централизованной системе: вся информация немедленно и без искажения поступает в Центр, где ее тут же обрабатывают и учитывают в планах распространения материальных средств. Однако в реальности не существует ни идеального рынка с совершенной конкуренцией, ни идеальной централизованной системы. На практике идеальная модель социалистической экономики с нулевыми трансакционными издержками оборачивается всевозрастающими издержками, т.к. необходим огромный бюрократический аппарат по планированию и контролю.
Кроме того социалистическая модель экономики неизбежно порождает дефицит. В реальной экономике величина трансакционных издержек больше там, где существует дефицит каких-то ресурсов. Например производитель намерен купить оборудование, но если существует дефицит такого оборудования, то он вынужден: затрачивать время и деньги на поиск, ждать очереди на его поставку, пытаться завоевать благосклонность поставщика; либо менять планы и приобретать аналогичное оборудование, но худшего качества и за большую цену. Все это ведет к увеличению трансакционных издержек. Ожидание процесса приобретения товара стимулирует увеличение денежных запасов, что влечет негативные явления. Конечно, рыночная система тоже сталкивается с трансакционными издержками. Но децентрализованная система, свободный доступ всех к полной информации о товарах и ценах помогает снижать эти издержки.

Коуз в своей работе «Природа фирмы» исследовад связь между размерами фирмы и трансакционными издержками. Все фирмы действуют в рамках рыночной экономики, где преобладают горизонтальные связи и нет ни приказов из единого центра, ни централизованного планирования. Тем не менее любой фирма имеет вертикальную структуру управления, действующую на основе прямых приказов. Возникает вопрос, почему часть экономической деятельности фирмы протекает в рамках централизованного управления (внутри фирмы), а вторая часть — в условиях рынка, где роль приказов исполняют свободно устанавливаемые цены? Почему экономика не может существовать в виде
«сплошного» рынка? Ответ Коуза прост: сплошной рынок требует чрезмерно высоких трансакционных издержек (затрат на заключение сделок). Механизм прямого директивного управления позволяет экономить трансакционные издержки, поэтому фирмы вытесняют рынок. Тогда возникает вопрос почему вся экономика не может функционировать как одна гигантская фирма? Коуз отвечает на это так — координация экономической деятельности с помощью приказов из одного центра также сопряжено с трансакционными издержками, которые возрастают в геометрической прогрессии с увеличением размера фирмы. Тем самым возникает проблема оптимальных размеров фирмы. Оптимум определяется границей, где издержки рыночной кооперации равны издержкам централизованного контроля. До этой границы выгодна централизация, после — рынок. Оптимум зависит также от структуры отрасли, применяемых технологий и характера конкуренции.

17. Исторические формы собственности. Современная классификация собственности
Существуют две основные исторические формы собственности — общественная и частная:
- общественная собственность, которая характеризуется совместным присвоением средств и результатов производства. Такая форма собственности подразумевает согласованность экономических интересов всех участников.

Конечно при этом возникают трения, противоречия и конфликты, но именно благодаря общему владению и распоряжению собственностью их можно в конечном счете преодолеть. Такое преодоление не означает подавление экономических интересов и целей отдельных участников или групп, а требует их учета и выработки решения наиболее полно согласующего все экономические интересы участников.
- Частная собственность представляет собой такой вид присвоения средств и результатов производства, при котором экономические интересы собственника доминируют над интересами других и общества в целом.
В рамках теории собственности выделяют две основных ее формы, но они имеют множество видов и типов в различных сочетаниях. С развитием общества формы собственности меняются, они становятся более разнообразными. С развитием орудий труда, технологий изменяются и формы их использования, связанные с теми или иными видами собственности. Ручные орудия труда - частная собственность, индивидуальное использование. Машинное производство - крупная частная собственность. К общественной собственности сначала относилась собственность общины, затем артели, сейчас — государственная собственность. Функционированию собственности присуще многообразие ее форм.
Собственность как экономическое явление представляет собой совокупность несуществующих вне связи между собой таких элементов: 1) объекты собственности; 2) субъекты собственности; 3) отношения собственности. По объектам собственности различают:
- собственность на факторы производства, в том числе на средства производства, рабочую силу.
- собственность на предметы потребления;
- интеллектуальную собственность.
По субъектам различаются такие ее социальные формы: 1) индивидуальная; 2) коллективная;
На основе индивидуальной и коллективной (в том числе и государственной собственности) путем объединения имущества возникают и функционируют различные смешанные формы собственности, в том числе с участием иностранных граждан и юридических лиц. Сегодня широко распространены смешанные формы — государственно-частная в различных долевых соотношениях. Кроме того различают собственность федеральную, собственность субъектов федерации, муниципальную собственность, собственность общественных и политических организаций и т.д. в рыночной экономике господствующей является частная собственность, а в централизованно-командной — государственная. Но тем не менее государственная собственность - имеет место практически во всех странах, как и коллективная собственность. В рамках каждой эк. сис-мы есть основные и специфические формы собственности, переход от одной формы со-ти к другой может идти эволюционным и революционным путем. В современных условиях в постсоциалистических странах создаются условия для более интенсивного развития частной собственности и индивидуальных форм производственно- хозяйственной деятельности, особенно в с/х (фермерство), в мелкой розничной торговле, сфере услуг. Но наряду с ней существенную роль играет и коллективная собственность. Существуют различные виды: коллективные предприятия, кооперативы, акционерные общества и др. хозяйственные объединения, обладающие статусом юридического лица. Она возникает на основе или путем добровольного объединения денежных средств, имущества граждан и др. юридических лиц в целях создания кооперативов, акционерных обществ и т. д. Объектами коллективной собственности профсоюзов, благотворительных и др. общественных фондов является имущество культурно- бытового, просветительского назначения, необходимое для осуществления деятельности, предусмотренной уставом. Объектами собственности политических партий и организаций являются здания, денежные средства, сооружения, необходимые исключительно для выполнения уставных функций. Объектами собственности религиозных организаций являются культовые сооружения, предметы религиозных обрядов и др., необходимые для осуществления деятельности.

18. Роль государственной собственности на современном этапе
Государственная собственность является коллективной формой собственности.
Если во времена СССР государственная собственность на средства производства преобладала, то в настоящее время она не превышает 10%. В состав госсобственности входят важнейшие объекты производственной и социальной инфраструктуры. Эти объекты составляют национальное богатство страны (природные объекты, ресурсы земельные и минеральные, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и т.д.). Государственная собственность обеспечивает:
- функционирование федеральных органов власти и управление. Это имущество обеспечивающее деятельность Федерального Собрания, Президентских структур, Правительства и др. создаваемых ими государственных органов.
- решение общероссийских задач. Имущество вооруженных сил, органов безопасности, пограничных и внутренних дел, оборонные объекты и т.д.
- экономическое и социальное развитие отраслей обеспечивающих жизнедеятельность экономики России. Единая энергетическая система страны, система транспорта общего пользования, связи и информации общегосударственного значения, средства государственного бюджета и казны, имущество основной сети высших и средних специальных учебных заведений, имущество государственных предприятий и т.д.
В сфере управления государственной собственностью от имени государства действуют федеральные органы, органы субъектов федерации, и органы, созданные ими с целью управления имуществом. Собственность функционирует и реализуется в процессах: 1) владения или фактического обладания ее субъектами; 2) пользования или извлечения из объектов полезных свойств; 3) распоряжения или определения судьбы ее объектов. Часть имущества из федеральной собственности передается в собственность субъектов федерации.
Это как правило крупнейшие предприятия, занимающие доминирующее положение на уровне этого субъекта. За годы реформ около 80% сельхозугодий перешли в собственность частных лиц и коллективов. Была приватизирована и значительная часть остальной государственной собственности. К особенностям приватизации следует отнести то, что значительная часть акций приватизированных предприятий сохранены в государственной собственности.
Наличие в собственности этих пакетов акций дает государству возможность использования различных форм регулирования и государственного контроля за значительным сектором экономики. Государство обладает правом собственности в отношение такого специфического объекта, как государственная казна, т.е. все централизованно управляемые доходы государства и иные средства приобретаемые от имени государства. Государство выступает кредитором и должником в случаях принятия государственных обязательств. Государство осуществляет инвестирование отдельных отраслей и территорий, но тяжелое экономическое положение страны не позволяет в полной мере обеспечить необходимое инвестирование

19. Социалистическое обобществление производства и деформация отношения собственности
В соответствии с марксистским подходом собственность занимает основное место в способе производства. И смена способов пр-ва осуществляется в соответствии со сменой господствующих форм собственности. Частная собственность – зло, ведет к эксплуатации, необходимо заменить ее общей.
Идеальная модель социализма предполагала:
- все права собственности принадлежат государству, это так называемая общенародная собственность, частная собственность ликвидируется.
- производство управляется из единого Центра, который решает Что, Как и Для кого производить,
- рыночный механизм как децентрализованная система уничтожается
- доля каждого участника процесса производства определяется на основе трудовых затрат.
Такой порядок по мнению теоретиков уничтожает социальную несправедливость и эксплуатацию, устраняет все дефекты рынка. Результатом обобществления производства должно явиться
Реализация такого подхода на практике привела к тотальному огосударствлению собственности и обобществлению производства. В сфере государственного административного управления находились не только основная масса госпредприятий, но (фактически) и колхозы и потребительские кооперации и т.п. Исходя из социалистической теории, обобществление собственности и производства должно было привести к росту эффективности производства, производительности труда, в целом общественного богатства, повышение степени удовлетворения производственных и личных потребностей людей.
Важными факторами успешной реализации собственности является прямая и непосредственная заинтересованность каждого субъекта собственности за результаты его хозяйствования. В условиях административно-командной экономики в бывших социалистических странах существовала деформированная общегосударственная собственность. В результате произошло отчуждение непосредственных работников от средств производства, что привело к низкой производительности труда, экономическому застою. На практике идеальная модель социалистической экономики с нулевыми трансакционными издержками оборачивается всевозрастающими издержками, т.к. необходим огромный бюрократический аппарат по планированию и контролю. Кроме того социалистическая модель экономики неизбежно порождает дефицит. На практике, право использования и распоряжения собственностью принадлежало даже не большинству народа, а лишь немногим представителям административно- командной системы. Поэтому присвоение результатов производства, потребление и распределение общественного богатства находилось в руках административной элиты.
Все это поставило на повестку дня вопрос о возрождении в каждом гражданине действительного субъекта собственности на средства производства, их действительного хозяина, а следовательно возрождение частной, индивидуальной и коллективной собственности. Только на этой основе может быть приведен в эффективное функционирование механизм экономической заинтересованности и высокой ответственности каждого труженика - собственника за результаты производства. Основным направлением этого является приватизация преобладающей части государственной собственности, передача ее в частную собственность граждан и их коллективов.

20. Разгосударствление и приватизация. Основные методы приватизации и ее закономерности
Термины "Приватизация и разгосударствление" в начале 90-х превратился в ключевую экономическую категорию при решении проблем вывода из кризиса экономики посттоталитарных стран. Одним из главных путей создания рыночной экономики явл. разгосударствление и приватизация госсобственности.
Разгосударствление означает переход от преимущественно государственно- дерективного регулирования производства к его рыночному регулированию. Т.е. представляет собой выведение из сферы гос. адм.-ком. управления не только основной массы госпредприятий на основе приватизации, а также огосударствленных, находящихся в сфере этого управления колхозов и потребительской кооперации Приватизация — это составная часть разгосударствления собственности, предполагает передачу в собственность частным или акционерным компаниям (частным собственникам или трудовым коллективам) госпредприятий и др. имущества. В постсоциал. странах госсектору принадлежало около 90% экономики. Рядом с приватизацией идет создание новых коммерческих пр-ий, структур в том числе с участием иностранного капитала, фермерс. хоз. Приватизация приводит к господству в экономике индивидуальных и коллективных форм частной собственности. В результате разгосударствления и приватизации возникают новые субъекты собственности на средства пр-ва, экономически самостоят. товаропроизводители.

Приватизацию осуществляет фонд государственного имущества России, субъектов федерации и органы приватизации адм.-тер. единиц. Основными способами приватизации явл.: 1. Продажа акций, предварительно преобразованных в открытые акцион. общества госпредприятия. 2. Продажа пр- ий на аукционе или по коммерческому конкурсу. 3. Продажа пр-ий не по коммерческому конкурсу, т.е. по лучшему из предложенных условий дальнейшей эксплуатации пр-ия. 4. Выкуп госпредприятия арендатором. 5. Выкуп малых, средних пр-ий обществами покупателей, создаваемых работниками пр-ий.

Основные источники средств для приватизации: 1. Личные сбережения граждан. 2. Приватизационные имущественные сертификаты. 3. Собственные средства негосуд. юридических лиц. 4. Заемные ср-ва. 5. Иностранные инвестиции
Независимо от метода приватизация:
- закрепляет производственно-хозяйственные ресурсы за конкретными собственниками, которые являются субъектами хозяйствования.
- экономически соединяют работников со средствами производства с целью производительного функционирования.
- возбуждает экономический интерес субъектов собственности, их заинтересованности в высоких результатах производственно- хозяйственной деятельности.
- обеспечивает права и свободы каждой личности, экономическую самостоятельность всех хозяйствующих субъектов.
По существу в России не зависимо от выбранной модели приватизации по форме проводилась номенклатурная, демократическая и малая приватизация. При номенклатурной приватизации в руках гос-ва концентрировалась большая часть акций, а за конкретными госструктурами (фондами госимущества) закреплялась возможность почти бесконтрольного использования этих акций для создания холдингов или продажи их третьи лицом. Все это создавало благоприятные условия для сращивания номенклатуры на уровне предприятий (а она зачастую получала существенные привилегии в приобретении акций) с государственной и финансовой номенклатурой. Малая приватизация, где основная часть предприятий должна была продаваться по конкурсу или на аукционе, образуя в основном товарищества с ограниченной ответственностью или АО закрытого типа. Здесь капитал госпредприятий не продается, а распределяется искусственным образом по условным, крайне заниженным ценам. Заниженная цена действительно облегчает участие в процессе приватизации для тех кто в состоянии скупить акции и паи пред-ий. Демократическая приватизация
(народная). На практике она была осуществлена в незначительных масштабах и лишь фрагментально она предполагала приобретение каждым гражданином определенной доли госсобственности при помощи ваучера, которые создавал равные стартовые возможности в разгосударствлении, приобретении госсобственности для всех членов общества. Эта модель также предполагала более широкие возможности для приобретения предприятий на аукционах, поддержку частного бизнеса. Однако в процессе ваучеризации в России присвоение бывших госсредств производства осуществлялось в основном теми, у кого на руках были ликвидные ресурсы (иностранные теневые капиталы, новые коммерч. структуры, бывшие госструктуры). Итак, перераспределение прав собственности приводит к постепенному сосредоточению производства в руках частного капитала, в значительной степени представленного не независимыми частными предпринимателями, а банками и другими финансовыми институтами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.