Рефераты. Экономика 90 вопросов






p>36. Основные модели перехода к рыночной экономике
В современных условиях различные страны, их национальные хозяйства, шли к рыночной экономике разными путями. Сущность переходной экономики — это переход от одной системы координат к другой, принципиально отличной. Это процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике.
Существует два сценария макроэкономической стабилизации:
1. ортодоксальный — предполагающий жесткие меры по замораживанию цен и заработной платы на краткосрочном временном интервале, минимизацию дефицита госбюджета и использование в качестве показателя (номинального

«якоря») обменного курса или денежной массы. Вариантом такого сценария является «шоковая терапия»
2. гетеродоксальный (неортодоксальный) — жесткая кредитноденежная и налогово-бюджетная политика в сочетании с контролем за ценами и заработной платой.
Существуют различные пути перехода: постепенное врастание рынка в плановую экономику (эволюционный) или ускоренный переход (революционный). Переход может осуществляться путем постепенной трансформации командно- административной системы в рыночную, инициатором и исполнителем которой выступает государство. Или процесс этот происходит в результате революции и роль государства сведена к минимуму. Различаются и методы и способы либерализации экономики, разгосударствования и приватизации, степень влияния государства на протекающие процессы и т.д. Закономерностью является то, что в переходной экономике любого типа командно-административные функции постепенно сужаются по мере приближения к цели. Но в течение какого- то времени эти функции существуют одновременно с функциями рынка (как в многоукладной экономике). Но на начальном этапе преобразований преобладают административные методы, т.к. отсутствует правовая база для рыночных преобразований. Особенностью и основной чертой переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование уже не действует, а механизм рыночного регулирования еще не работает в полной мере. Таким образом, переходная экономика неизбежно связана с неким системным вакуумом, который является источником нестабильности. Т.е. для нее характерным является нестабильность. Задачи переходной экономики заключается в перестройке всех институтов общества и становление рыночных механизмов. Задачи : необходимо пересмотреть законы: о собственности, предприятиях, приватизации, земельных отношениях, ценовой либерализации, антимонопольное законодательство, формирование рынка труда и т.д. Для всех переходных экономик приходится решать проблему макроэкономической стабилизации экономики, под этим понимается прежде всего подавление инфляции, для чего есть два варианта. Первый предусматривает:

- сокращение номинального предложения денег,

- либерализация цен,

- увеличение реального объема производства,

- снижение скорости обращения денег.
Второй — жесткая кредитно-денежная и налоговая политика в сочетании с регулированием цен и доходов.
В каждой переходной экономике существуют свои национальные особенности
(т.к. страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и др. условиями). Разновидности переходных экономик обусловлены различием в исходном состоянии экономики и общества. Переход в тех странах, где существовал не только государственный сектор экономки, но и частный, существовали традиции, позволяющие выбирать наиболее рациональное поведение, отличается большей устойчивостью и меньшей нестабильностью. Как правило, чем больше реальной демократии в экономической и политической системе допускала модель командной экономики в прошлом, тем быстрее идет трансформация экономики. Кроме того влияет макроэкономическая несбалансированность (дефицит бюджета, высокая инфляция), неравномерность в развитии отдельных секторов экономики (например, это может выражаться в гипертрофированном развитии определенных отраслей (ВПК, тяжелое машиностроение).

Реформы в Восточной Европе и в России, в сущности, очень похожи: используются одни и те же инструменты (приватизация, либерализация цен и так далее), предпринимаются схожие меры по выходу из кризиса социально- экономической системы. Основные различия в проведении реформ выявляются не из-за принципиально различных методов реформирования, а из-за той базы, на которой начались реформы, которая и является трансформируемой. Эти различия заключаются в следующем:

- структура собственности;

- уровень либерализации цен в стране;

- степень либерализации повседневной жизни граждан;

- количество (качество) рыночных элементов в дореформенной экономике.

- Направленность экономики страны и ее зависимость от других социалистических стран;

- проникновение в экономику и ее связь со странами развитого капитализма;
Естественно существуют и другие различия, мы перечислили несколько основных. Страны Восточной Европы имели гораздо более открытые и свободные экономики, их нельзя конечно назвать рыночными, но элементы рынка присутствовали здесь и были достаточно значимы для экономик этих стран. Это определило то, что в этом регионе реформы начались гораздо раньше, чем в
СССР, а главное, имели более приближенные к конечному результату базовые условия.

Можно выделить три основных вариантапе рехода к рынку в бывших соц. странах с точки зрения скорости осуществления реформ:
1. затяжной,
2. быстрый
3. промежуточный вариант

В 1 случае механизмы и факторы командно-административной системы слишком долго оказывали разрушительное воздействие на экономику.
Либерализация происходит крайне медленно и черезчур осторожно. Причин много, одна из них — боязнь глубоких социальных потрясений или увлечение социальным популизмом, недостаточная компетентность правительства, слабость экономической и социальной базы рыночных преобразований. Такая практика еще больше дестабилизирует экономику, результат— дефецит, гиперинфляция, снижение уровня жизни населения. Такой вариант перехода обходиться дорогой ценой. Пример — Украина, Белоруссия, Румыния.

Во 2 случае (быстром) рыночные преобразования осуществляются комплексно. Этот вариант возможен в тех странах, где для этого имеется экономическая и социальная база, где до реформ были относительно развиты рыночные отношения (Польша, Венгрия, Словакия, Чехия). Правительства этих стран, обладая компетенцией и доверием населения может убедить его
«затянуть ремни» ради быстрого преодоления кризиса. В этих странах реформы достаточно быстро экономика выходит из кризиса и начинается экономическая стабилизация.

Промежуточный вариант вбирает в себя черты первых двух. Он может оказаться эффективней затяжного, но с большими социальными затратами
(снижение уровня жизни населения). Этот вариант характерен для стран с достаточно развитой экономической базой, но сильными социально- политическими осложнениями. В этих условиях трудно говорить о быстром достижении макроэкономичекой стабилизации. Характерна для этого варианта, экономическая нестабильность. Российские реформы вероятней всего тяготеют к
3 варианту. Однако этот вопрос — дискуссионный. Отсутствие продвижения в реформировании экономики чревато стагнацией.

В зависимости от вариантов продвижения к рынку различают также 3 варианта:
- шоковая терапия,
- неинфляционный градуализм (постепенный переход с относительно небольшим уровнем инфляции),
- индляционный градуализм (постепенный переход с относительно большим уровнем инфляции).
Вариант макроэкономической стабилизации в форме «шоковой терапии был выбран» для России. Шоковая терапия — это совокупность макроэкономических мероприятий, включающих ликвидацию бюджетного дефицита, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы но все это предполагалось при условии короткого временного отрезка, отпущенного для экономической стабилизации. Но реформы затянулись. Россия находится в состоянии кризиса.

Вместе с тем существуют общие закономерности ее становления, присущие любой стране. К важнейшим из них относятся:

- наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собственности различных экономических субъектов;

- свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение; конкуренция товаропроизводителей; свободный перелив капиталов между отраслями и регионами;

- образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок:

- наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива;

- открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.

37. Свободные экономические блага. Товар как экономическое благо.
Классификация товаров
Благами называются средства, пригодные для удовлетворения потребностей.
Блага подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные блага включают естественные дары природы, землю, воду, воздух и климат; продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности; здания, машины, инструменты; долговые обязательства; паи государственных и частных компаний. Нематериальные блага делятся на две группы: внутренние и внешние, заключены в самом человеке и представляют качества и способности, побуждающие людей к действию и наслаждениям. Например, деловые способности, профессиональное мастерство или способность получать удовлетворение от чтения и музыки. Внешние блага находят выражение в репутации и деловых связях. Существуют еще даровые блага, которые никем не присвоены и доставляются природой без приложения труда человека (рыба, земля, никем не присвоенная). Выделяют неэкономические и экономические блага. Первые не являются предметом производственной деятельности людей, не обмениваются на другие блага. Эти блага, как правило, имеются в количествах, превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, в некоторых случаях — вода, хотя без них человек вообще не может существовать. Блага, количество которых ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Экономическим благом является товар. Товар – это благо
(продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке. Различают долговременные и недолговременные товары. Первые используются для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз. Они потребляются постоянно ^ течение целого ряда последовательном использовании (производственное оборудование).
Вторые удовлетворяют потребность лишь один раз и полностью потребляются
(питание). Товары делятся на взаимозаменяемые (субституты или заменители) и взаимодополняемые (комплементарные). Первые могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. Например, нефть и уголь как топливо, кирпич и дерево как стройматериалы, масло подсолнечное и масло оливковое как продукт питания. Вторые — это такие блага, которые могут удовлетворять ту или иную потребность, если использовать их совместно.
Например, магнитофон и кассеты к нему. Все товары— и взаимодополняемые и взаимозаменяемые - подразделяются на настоящие, которые находятся в непосредственном распоряжении субъекта, и будущие, которыми субъект может располагать лишь в будущем. Товары можно различать как прямые и косвенные.
К первым относятся те, которые призваны непосредственно удовлетворять потребности людей, т.е. предметы потребления: ко вторым — использующиеся для производства другихтоваров, т.е. средства производства.
Товаром считается и услуга. Статистика признает следующую структуру услуг: бытовые, связи, культуры, по содержанию детей в дошкольных учреждениях, туристско-экскурсионные, здравоохранения и образования, правового характера и сберегательного банка, учреждений физической культуры и спорта.
Согласно субъективистской доктрине экономическая ценность товара зависит от егоотносительной редкости. Ценность определяется двумя обстоятельствами — интенсивностью потребности (это величина психологическая) и наличным количеством блага, способного удовлетворить потребность. Следует учитывать, что всякая потребность может быть удовлетворена за счет несколькихтоваров, а вместе с тем один товар можно использовать для удовлетворения нескольких потребностей. Следовательно, существует проблема не только недостаточности экономических благ по сравнению с потребностями, но и предназначенности каждого блага для определенного ряда применений.

38. Товар и его св-ва: потребительная стоимость и меновая стоимость.
Меновая стоимость и стоимость
Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена или продажи на рынке. Не являются товаром вещи, поступающие в распоряжение прямо, без обмена или через обмен, когда они покинули сферу обмена и находятся в сфере потребления (это относится к вещам, данным природой и вещам, созданные человеческим трудом).

У товара существует 2 начала: естественное (оно состоит из веществ природы) и общественое (в связи с предназначенностью товара для обмена).
Соответственно различают натурально-вещественную и общественную стороны продукта. Т.е. товар характеризуется двумя свойствами: способностью удовлетворять ту или иную потребность и воплощенными в нем затратами общественного труда. Соответственно этим 2 началам товар обладает 2 свойствами : потребительная стоимость и стоимость.
Потребности людей разнообразны. Поэтому разнообразны потребительные стоимости. По мере развития науки и техники люди открывают в окружающем мире все новые свойства вещей, создают искусственные материалы, которых нет в природе, новые технические средства и ставят их себе на службу. Мировая статистика утверждает, что общая численность продукции материального производства, производственной и бытовой инфраструктуры в современном обществе составляет более 24 млн. наименований.
Одни потребительные стоимости непосредственно удовлетворяют личные потребности — пища, одежда, бытовая техника и т.д.; другие (машины, сырье, топливо и т.д.) служат средством производства материальных благ. Иными словами, потребительные стоимости в зависимости от того, какие потребности людей они удовлетворяют, выступают как средство производства и предмет потребления. Потребительные стоимости могут удовлетворять потребности людей в форме не только вещи, но и услуги. Последние могут быть материальными и нематериальными.
Другое свойство продукта состоит в том, что он воплощает в себе определенное количество затраченного труда. Последний выступает в виде живого труда, т.е. труда, непосредственно производящего данный продукт, и прошлого труда, т.е. труда, овеществленного в средствах производства.
Товар, это есть продукт труда, удовлетворяющий какую либо человеческую потребность через обмен, рынок. Потребительная стоимость —- это полезность вещи. Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Она составляет вещественное содержание богатства. ПС относится ко всем продуктам (сырьё и т.д.). ПС составляет вещественное содержание богатства.
Потребительская стоимость товара:
1.должна быть создана трудом;
2.должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;
3.должна обмениваться на другой товар(механизм купли-продажи).
Товар должен быть обменен в торгово-меновом процессе на рынке и потому является носителем меновой стоимости. Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один товар на другой. Один товар имеет множество меновых стоимостей. Т1 = Т2; Т1 = 2Т3
Меновая стоимость возникла в связи с тем, что натуральные замкнутые хозяйства постепено преодолевая свою изолированость начали образов-ть общее экономическое пространство. Каждый товар имеет несколько меновых стоимостей
(один вид товара можно обменять на несколько разных видов). Но общим для всех товаров является то, что все товары - воплощение человеческого труда.
Воплощенный в товарах общественютруд образует стоим-ть тавара. Основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости.

Исходя из общественной потребности товары делятся на средства производства и предметы потребления. Средства производства - это товары, удовлетворяющие производственные потребности общества. Предметы потребления
- это товары, удовлетворяющие личные потребности человека.

Стоимость бывает индивидуальная и общественная. Индивидуальная - это стоимость товара каждого отдельно взятого производителя. Общественная стоимость проявляется на рынке. Величина стоимости товара зависит от трех факторов: а) общественная производительность труда; б) ограниченность и редкость ресурсов; в) спрос и предложение.
По вопросу величины стоимости существуют три подхода:
1. марксистский: величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре - эта величина находится под воздействием двух факторов: а) производительности труда; б) интенсивности труда.
Производительность труда - это количество продукции, производимой в единицу времени. Интенсивность труд - это количество труда, затраченное в единицу времени. Рост производительности труда уменьшает цену стоимости товара, а рост интенсивности труда увеличивает общую массу стоимостей, но не меняет стоимости единицы продукции.
2. австрийская школа считает, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы.
3. кембриджская школа считает, что стоимость продукции определяется издержками производства, спросом и предложением и предельной полезностью.

39. Трудовая теория стоимости: достоинства и недостатки
Основы теории трудовой стоимости заложили английские экономисты Петти,
Смит и Рикардо. У Петти появилась идея, что стоимость определяется трудом вообще. По Смиту, стоимость товаров создается в любой отрасли материального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Д. Рикардо определяет стоимость товаров трудом, затраченным на их производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не проводит различий между конкретным и абстрактным трудом. Лишь в трудах К.
Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизводителей, понимание которой позволило ему разработать трудовую теорию стоимости.

Отдельные товаропроизводители на изготовление одного и того же товара расходуют разное количество труда или рабочего времени. Рабочее время, которое затрачивается на производство товаров отдельным товаропроизводителем, называется индивидуальным рабочим временем. Однако величина стоимости товара не может определяться этим временем. При таком подходе в выигрыше оказался бы тот, кто затрачивает больше времени на производство данного товара. При продаже его по стоимости он получил бы больше дохода, чем прилежный работник. Величина стоимости товара определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, общественно необходимым рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умения и интенсивности труда. В национальной экономике в качестве общественно необходимого времени выступает рабочее время той части товаропроизводителей, которая поставляет на рынок основную массу данного вида товаров. Впервые попытку разграничения индивидуальных и общественно необходимых затрат сделал Д. Рикардо. Однако под общественно необходимыми затратами он понимал худшие условия производства, причем не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Он также считал, что в основе изменения величины стоимости лежит изменение производительности труда.
Действительно, решающее влияние на величину стоимости товара оказывает производительность труда. Производительность труда — это его эффективность, плодотворность. Измеряется она количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Чем больше потребительных стоимостей производится в единицу времени, тем выше производительность труда, и наоборот. Повышение производительности труда приводит к уменьшению рабочего времени, необходимого для производства товара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости. Величина стоимости товара изменяется в зависимости от интенсивности труда. Под интенсивностью труда понимаются затраты рабочей силы в единицу времени. Рост интенсивности труда означает увеличение затрат труда в течение одного и того же промежутка времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продуктов и создает большую по величине стоимость в единицу времени. Таким образом, при повышении как производительности труда, так и его интенсивности количество изготовленных потребительных стоимостей увеличивается. Однако в первом случае стоимость единицы продукции снижается, величина же стоимости массы производимой продукции остается неизменной, а во втором — возрастает величина стоимости массы продукции, а стоимость единицы продукции остается неизменной. Другими словами, величина стоимости товара изменяется прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительной силе труда. На величину стоимости товара оказывает влияние и степень сложности труда. Труд ювелира сложнее труда слесаря, а последний сложнее труда лесоруба. Труд работника, не требующего специальной подготовки, называется простым трудом.
Труд, для выполнения которого необходимо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сложный труд следует рассматривать как умноженный или возведенный в степень простой труд. Сведение сложного труда к простому происходит в процессе обмена. При определении величины стоимости товара за основу берется общественно необходимое количество простого труда.
Маркс в качестве простого труда рассматривав труд человека, не обладающего специальной подготовкой. Сейчас подобная совершенно неквалифицированная рабочая сила может использоваться лишь на подсобных работах. Все основные формы работ требуют той или иной степени квалификации. Маркс усреднял труд и неучитывал того, что капитал может превращать простой труд в более сложный и более производительный (примером служать современные капиталоемкие, но высокопризводительные автоматизированные производства).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.