Рефераты. Международный туризм и его роль в развитии экономики Кыргызской Республики






Для развития туризма в республике были приняты Государственная программа развития туризма до 2010 года (принята в 2000 году), а для эффективного функционирования отрасли - Закон о туризме (принят в 1999 году). Во II части Программы показаны причины, препятствующие развитию туризма в нашей республике. До настоящего времени не устранена хотя бы одна причина и не ослаблено негативное влияние какой-либо из них. Напрашиваются два вывода - либо оба эти документа нереальны и их невозможно выполнить, либо те органы, которые призваны устранять недостатки и решать задачи по развитию туризма, не могут их устранить. Возможно, и то и другое. Если говорить о Законе «О туризме», то он носит декларативный характер. Этот Закон очень трудно применить на практике. Отрасль не может нормально развиваться, если нет реального плана, если не осуществляется действенный контроль за выполнением принятых документов. Сегодня нам нужны реальная программа, реальная Концепция, работающий Закон. В группу по подготовке таких документов нужно обязательно включить наиболее опытных практиков туристской отрасли.

Региональное сотрудничество в Центральной Азии. Известно, что наиболее продаваемыми турами в Центральную Азию, являются круизы с посещением нескольких Центрально-Азиатских государств за одну поездку. Это связано с тем, что Узбекистан и Туркменистан, имея богатейшие культурные достопримечательности, не могут добавить к ним эквивалентную по значимости природу. Это можно сделать только в Кыргызстане и Казахстане. Туроператоры этих стран уже давно нашли общий язык и работают между собой в тесном контакте. В то же время переходы границ, транзитные переезды, поездки транспорта и много других вопросов, связанных с проведением туров, не только не упрощаются, но становятся с каждым годом сложнее и сложнее. Это не способствует развитию туризма в регионе. В быстрейшем развитии туризма региона заинтересованы все страны Центральной Азии, но для этого необходима согласованная политика всех государств нашего региона, в которую необходимо включить и создание единого туристского пространства, и общую рекламную стратегию, и много других вопросов, от согласованности действий в которых зависит развитие туризма. Для проведения согласованной политики в области туризма необходим Межгосударственный Совет по туризму Центрально-Азиатского региона, куда вошли бы помимо государственных органов, курирующих туризм, и ведущие производители турпродукта из каждой страны.

Отмеченные выше проблемы не решаются несколько последних лет. В попытках решить накопившиеся проблемы Госагентство по туризму уже неоднократно проводило "круглые столы" с участием заинтересованных ведомств, но на всех этих "столах" присутствовали третьи лица, которые не только не влияли на принятие решений, а иногда и совершенно не ориентировались в обстановке. Решить накопившиеся проблемы и дать толчок развитию туризма можно только при непосредственном участии в решении накопившихся проблем и контроле со стороны первых лиц государства.

С учетом анализа потенциала туристических ресурсов Кыргызстана в целом и по отдельным туристическим регионам наиболее приемлемыми являются следующие виды туризма:

- Курортно-рекреационный туризм

- Горно-приключенческий туризм

- Историко-культурный туризм на Шелковом пути

- Конференцтуризм

Это наиболее перспективные с точки зрения привлекательности, достижимости и экономической отдаче направления, на ближайшую перспективу. Развитие предлагаемых видов туризма на первом этапе не требует значительных капитальных затрат, но позволяет создать базу для дальнейшего развития туристической отрасли при условии выполнения комплекса мер, вытекающих из Концепции развития туристической отрасли до 2010 года.


ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В КЫРГЫЗСТАНЕ

3.1 Основные направления развития международного туризма

В последние годы идет прогрессивное увеличение потока туристов в Кыргызстан. Если тенденция сохранится, то в ближайшие годы можно ожидать значительного увеличения туристов. Предпосылки к этому имеются. В мире наблюдается определенный интерес к Великому Шелковому Пути, в том числе и к Кыргызстану как его части. Это происходит благодаря проекту Всемирной Туристической Организации "Silk Road Tourism Promotion Project"[39], в котором участвуют Национальные туристические администрации региона. Так же некоторый интерес прослеживается к новым государствам СНГ, как к новому, неисследованному в туристическом отношении району мира, возможность посещения которого появилась только после получения ими независимости.

Используя уникальный потенциал природы и культурного наследия Кыргызстана, необходимо гармонично интегрироваться в туристическую индустрию мировой экономики и достичь интенсивного развития туризма в республике, обеспечив устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличения при­тока инвестиций в экономику.

Основной туристический продукт Кыргызстана - разнообразные и частично освоенные рекреационные ресурсы и курортно-оздоровительные учреждения на озере Иссык-Куль и практически неосвоенные ресур­сы озер Сон-Куль, Сары-Челек, ущелья Ала-Арча и др.

Вторым ключевым туристическим продуктом является историко-культурное наследие и традиции кочевых народов, расположенных на Великом Шелковом пути.

Поскольку большую часть территории Кыргызстана занимают горы, то именно они являются наиболее привлекательным ресурсом для тури­стов дальнего зарубежья. Приключенческий туризм пользуется высоким спросом на мировом туристическом рынке. Высочайшие горные верши­ны, ледники, пещеры, озера, реки являются важными возможностями Кыргызстана для развития альпинизма, спелеологии, горнолыжного туризма, рафтинга и треккинга.

С учетом тенденций развития мирового рынка можно выделить три основных вида туризма в Кыргызстане[40]:

1)  курортно-рекреационный туризм или отдых в пансионатах, санато­риях и домах отдыха, в основном на Иссык-Кульском побережье (80-90% доходов всей отрасли);

2)  туризм на Великом Шелковом пути, представляющий собой различ­ные вариации маршрутов историко-культурной и этнографической на­правленности, как правило, имеющих транзитное прохождение через территорию Кыргызстана (7-14%);

3)  горно-приключенческий туризм:  альпинизм, треккинг, конный ту­ризм,  рафтинг, охота, туры, связанные с изучением фауны, флоры, географии, археологии, геологии, и т. д. (3-6%).

Эти виды туризма являются наиболее перспективными до 2010 года, так как привлекательны для туристов и имеют высокую экономическую отдачу от вложенных средств за короткий промежуток времени.

Рассмотрим курортно-рекреационный туризм. Основными целями туристических поездок на данном рынке являются отдых, рекреация, здоровье и спорт. Самое главное - наличие великолеп­ной первозданной природы, озер, пляжей, чистого горного воздуха. Рынок ориентирован прежде всего на внутренних туристов, туристов из Казахстана, Узбекистана и регионов России (Сибири и Урала). Это типичный рынок для представителей среднего класса, которые имеют сред­ства для того, чтобы отправиться на отдых, но не могут заплатить цену тура в другие страны.

Туры по Великому Шелковому пути представляют собой различные вариации маршрутов историко-культурной и этнографической направ­ленности, как правило, имеющих транзитное прохождение через терри­торию Кыргызстана с посещением одновременно нескольких государств (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Китай).

Этот вид туризма сочетает в себе изучение местной культуры с полу­чением непосредственных впечатлений от контактов с природой и мес­тным сообществом. Культурно-познавательные туры интересны для людей старшего поколения (пенсионного возраста), имеющего свободное время и стабильные доходы, и ориентированы на туристов из развитых стран - США, стран ЕС, Японии, Южной Кореи и др.

Горно-приключенческий туризм имеет более продолжительный сезон, чем курортно-рекреационный, и хотя количество прибытий здесь суще­ственно меньше, туристы прибывают группами и тратят больше. Такого рода туризм имеет достаточно устойчивый рост и в случае благоприятных условий в регионе будет расти опережающими темпами относительно курортно-рекреационного туризма. Представляет интерес развитие экст­ремального горно-приключенческого туризма. Объем данного рынка не­большой, но уровень расходов туристов покрывает затраты на его разви­тие. Приключенческий туризм ориентирован прежде всего, на туристов из развитых стран - США, стран ЕС, Японии и Южной Кореи.

Планомерное развитие туристической отрасли невозможно без объединения усилий и распределения обязанностей между субъектами отрасли, а также выработки общей стратегии и плана действий на ближайшее будущее.

Данный вопрос Правительство начало рассматривать еще в начале 1990-хх годов. Так, первый вариант Концепции развития туризма был принят 6 ноября 1995 года, на пятилетний срок.

8 сентября 2000 года вступила в силу Концепция развития туристической отрасли в Кыргызской Республике до 2010 года. Реализация Программы мероприятий по развитию туризма в Республике до 2010 года предполагает осуществление трех этапов:

             I.                     2000-2002 гг. первый этап

          II.                     2002-2005 гг. второй этап

       III.                     2005-2010 гг. третий этап

На каждом из этих этапов, исходя из складывающейся в республике экономической ситуации и основных установок Концепции развития туристической отрасли в Кыргызской Республике на период до 2010 года, будут решаться свои специфические задачи.

Основные принципы реализации концепции являются:

-   открытость и прозрачность;

-   преемственность и последовательность действий;

-   вовлеченность в процесс разрешения проблем всех заинтересован­ных сторон.

Для достижения целей Концепции развития туристической индуст­рии необходимо обеспечить:

-  согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях и четкое разграничение функций, полномо­чий и ответственности всех заинтересованных в развитии туризма сторон: государства, частного сектора, профессиональных неправи­тельственных организаций и местного сообщества;

-  объединение и координацию усилий и инициатив государства, меж­дународных организаций, оказывающих техническую помощь Кыр­гызстану в развитии туризма, представителей частного сектора и их профессиональных объединений;

-  внедрение горизонтально и вертикально интегрированного инсти­тута социального партнерства: государство - частный сектор и их профессиональные ассоциации и объединения - местные сообщества как механизма обеспечения равноправного диалога.

Основная философия этого подхода заключается в максимальном использовании государственных возможностей, рыночных механизмов и инициативы местного сообщества для решения существующих проблем в развитии туристической индустрии.

Источниками финансирования концепции являются: государственные средства, прямые иностранные инвестиции, инвестиции частного секто­ра, ресурсы местных сообществ и международных организаций. Эффек­тивным механизмом привлечения дополнительных ресурсов и аккуму­лирования средств для развития туристической индустрии являются фонды развития туризма.

Выполнение концепции предусматривает разработку программ и планов по их реализации.

Министерства, государственные комитеты, административные ведомства, местные государственные администрации и местное самоуправление города Бишкек и организации, ответственные за выполнение Программы мероприятий по развитию туризма в Кыргызской Республике до 2010 года, ежеквартально до 25 числа последнего месяца отчетного квартала представляют в Государственный комитет Кыргызской Республики по туризму, спорту и молодежной политике о ходе выполнения Программы мероприятий по разработанной Государственным комитетом Кыргызской Республики по туризму, спорту и молодежной политике форме.

Государственный комитет Кыргызской Республики по туризму, спорту и молодежной политике проводит ежеквартальный мониторинг, анализ хода выполнения Программы мероприятий по развитию туризма в Кыргызской Республике до 2010 года и представляет ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сводный отчет о выполнении Программы мероприятий и предложения по решению проблем, препятствующих развитию туристической отрасли республики, на рассмотрение Координационного совета по туризму при Правительстве Кыргызской Республики.

Главной целью развития туризма в Кыргызстане является формиро­вание экологически и социально ориентированной, высокорентабельной и конкурентоспособной туристической индустрии, способной удовлетво­рять широкие потребности туристов в разнообразных туристических услугах, приносящих доходы стране и новые рабочие места, в том чис­ле и в смежных с туризмом отраслях экономики.

Для достижения главной цели выдвинуты следующие приоритеты:

1) совершенствование системы управления туристической индустрией на всех уровнях, обеспечение постоянного, равноправного и взаимовыгод­ного диалога через развитие горизонтально и вертикально интегрирован­ного института социального партнерства: государство - частный сектор - местные сообщества дли обеспечения равных возможностей, прозрач­ности и согласования деятельности сторон;

2) разработка и реализация маркетинговой стратегии развития туристической индустрии;

3) создание благоприятной административно-правовой среды для привле­чения внутренних и внешних инвестиций в развитие и модернизацию инфраструктуры туристической индустрии;

4)  совершенствование системы подготовки кадров для туризма и разви­тие человеческих ресурсов.

Для осуществление широкого комплекса мер государственного регулирования, направленных на стимулирование развития туризма требуется создать современную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в государственных и частных структурах сферы туризма.

На настоящий момент Госкомтурспортом совместно с международными организациями Хельветас, ТАСИС, КАТОС, ГТЦ, JICA, ПРАГМА, ВТО, СПС постоянно ведется переподготовка и повышение квалификации кадров, работающих в государственных и частных структурах сферы туризма. Ведется  работа по развитию агротуризма и маркетинга, активизации деятельности комитетов и центров, проведению обучающих семинаров для работников посольств и представительств Кыргызской Республики за рубежом по вопросам презентации и рекламы турпотенциала Кыргызстана, турассоциаций Кыргызстана, предпринимателей, преподавателей ВУЗов по части туризма, руководителей и менеджеров турпредприятий Иссык-Кульской области и др.

Одним из важных моментов является завершение приватизации курортно-рекреационных и туристических объектов и создание конкурентной среды, способствующей повышению качества туристических услуг и расширению их ассортимента. Постановлениями СНП ЖК КР от 15.11.01г. П№ 335-II-7  и постановлением  ЖК КР от 31.01.02г. З№ 574-II. утверждена программа приватизации государственной собственности в КР на 2001-2003гг.

Всего за 2002 год приватизированы 15 объектов КРХ на сумму 61,7 млн.сом.

За 1 полугодие 2003 года осуществлена продажа 14 объектов курортно-рекреационного хозяйства в виде отдельных имущественных комплексов и целых объектов на общую сумму 38610,1 тыс. сомов при их оценочной стоимости 24948, 7 тыс. сомов.[41]

На конкурсной основе продано 7 объектов, на аукционе – 2, через аренду с выкупом – 4, напрямую продан трудовому коллективу пансионат Хан-Сарай в с.Каджи-Сай Тонского района после многократного выставления на открытые торги.

Приватизация объектов курортно-рекреацинного хозяйства по Программе приватизации государственной собственности Кыргызской Республики на 2001-2003 годы на сегодняшний день практически завершена, за исключением нескольких объектов, зарезервированных Правительства Кыргызской Республики.

Конечно же, необходимо постоянно наблюдать и совершенствовать законодательную базу, способствующую созданию благоприятных условий для пребывания в республике туристов из дальнего и ближнего зарубежья, а также для вложения инвестиций в индустрию туризма. Госкомтурспортом разработаны и приняты постановления Правительства Кыргызской Республики  от 25 ноября 2002 года №802 «О плане мероприятий по реализации предложений по комплексному развитию туризма в Иссык-Кульском регионе, разработанных Организацией Ага-Хана по развитию»[42], от 17 февраля 2003 года № 71 «О неотложных мерах по улучшению экономических индикаторов туристического сезона 2003 года», от 16 июня 2003 года № 349«О работе Госкомтурспорта и госадминистрации Иссык-Кульской области по развитию туризма в Иссык-Кульской области » и Распоряжение Президента Кыргызской Республики от 6 февраля 2003 года № 26 «О Межведомственном координационном совете по привлечению инвестиций для развития инфраструктуры туризма курортной зоны оз. Иссык-Куль».

Согласно Концепции развития туризма до 2010, посольствам и представительствам КР за рубежом необходимо активно содействовать привлечению кредитов и инвестиций для финансирования реконструкции и строительства объектов туризма и санаторно-оздоровительных комплексов. Другой задачей является, активизация работы по распространению информации через СМИ для иностранных и местных инвесторов с целью привлечения их к участию в прямых переговорах, аукционах, тендерах на приобретение объектов курортно-рекреационного хозяйства и туризма.

Государственным комитетом по туризму, спорту и молодежной политике постоянно направляются инвестпроекты в посольства КР за рубежом. Так были направлены 14 инвестиционных резюме с инвестиционными проектами в сфере туризма. Также  в целях поиска инвесторов данные инвестиционные проекты размещены на сайте www.Kyrgyzinvest.org.

Осуществляется активная работа по широкому распространению информации через СМИ о продаже объектов курортно-рекреационного комплекса и туризма, государственных пакетов акций АО, о передаче гособъектов в управление по конкурсу.

Объекты реализовывались только через конкурсы и аукционы, прямая продажа применялась только в исключительных случаях, после двукратного применения других методов.

В 2002 году создана пресс-служба и печатный орган – журнал «Менчик»[43]. На сей день, выпущены шесть номеров этого экономического издания, в котором освещается тема реформирования собственности, приватизации, привлечения инвестиций, банкротства и другие экономические вопросы.

Одним из важнейших элементов Концепции развития туризма в КР является реконструкция и строительство важнейших туристических объектов (гостиниц преимущественно малой и средней вместимости, развитие транспортных коммуникаций, систем связи и других элементов туристской инфраструктуры). 3 августа 2003 года на Иссык-Куле было открытие аэропорта «Тамчы».[44] Кроме того, важную роль играет реконструкция  и модернизация автомагистралей в соответствии с международными стандартами:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.