Потенциал Таласского региона:
§ гостиничных комплексов – 4;
§ объектов общественного питания – 3;
§ природных заповедников и заказников – 3;
§ объектов кустарно-ремесленного производства – 1;
§ транспортные хозяйства – 1;
§ страховые компании – 1.
В области имеется одна грязелечебница «Сары-Ункур», функционировавшая до 90-х годов, на данный момент реконструируется.
Кроме того, единственная автодорога длиной более 120 км, которая идет по средней ее части через г. Талас связывает области с остальными территориями Кыргызстана. По ней через ст. Джамбул-Казахстан осуществляются туристические маршруты прилегающих стран ближнего зарубежья. В восточной части эта же дорога выходит через уникальную высокогорную Суусамырскую долину к главной автомагистрали Бишкек-Ош, имеющей республиканское значение, откуда должен идти основной поток туристов.
Однако эти дороги не разрешают всех проблем, связанных с туристско-рекреационными хозяйствами.
В целом, в данном регионе приоритетными направлениями туризма являются развитие внутреннего туризма, основанного на национальной тематике, конный туризм, с пропагандой национальных видов спорта (улак тартыш, оодарыш, кыз куумай), этнографический и экотуризм. Эти и другие мероприятия создают условия для притока новых туристов, а также преимуществом является то, что для развития данных видов туризма имеются все возможности, не требующие больших финансовых вложений.
В Таласском регионе прекрасные возможности для охотничьего туризма, где будут работать временные туристические приюты, кемпинги, юрточные и палаточные городки для местных и зарубежных туристов
Благоприятный природно-рекреационный потенциал Таласского региона создает в перспективе условия для развития международного туризма. Например, мероприятия, приуроченные к 1000-летию эпоса «Манас» обусловили дальнейшее развитие международного туризма в этой зоне. Туристы из ближнего и дальнего зарубежья убедились, что здесь есть прекрасные места для перспективного отдыха. Такие как ущелья рек Талас, Уч-Кошой, Беш-Таш, Куркуре и др., где можно в ближайшей перспективе строить гостиницы, санатории, дома отдыха, туристические кемпинги, туристические приюты для местных и зарубежных туристов.
Кроме того, во всех зонах: «Талас», «Беш-Таш», «Сары-Ункур», Кировское водохранилище, открываются неограниченные возможности, с организацией для отдыхающих туристов посещения национальных юрт с угощением лечебным напитком кумыс, охоту на диких животных и зверей с тайганом, рыбную ловлю в речках, расположенных в пределах транспортной доступности.
Для полноценного использования имеющегося природно-рекреационного и историко-культурного потенциала Таласского туристического региона необходима правильная государственная политика в решении следующих, препятствующих развитию причин:
§ несоответствие туристической индустрии Таласской области требованиям международных стандартов;
§ слабо развитая транспортная инфраструктура, ограниченное число прямых связей с основными туристическими рынками также влияют на приток туристов в Таласскую зону;
§ отсутствие в Таласской области подготовленных кадров в отрасли туризма (слабая профессиональная подготовка кадров, занятых в сфере обслуживания туристов). Низкое качество предоставляемых туристических услуг, делает их не конкурентоспособными на туристическом рынке;
§ слабая маркетинговая деятельность и низкий уровень рекламной работы.
В перспективе для развития международного туризма необходимо формировать материально-техническую базу туристско-рекреационных объектов, совершенствовать инфраструктуру сферы обслуживания, наличие и состояние рекреационных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, развитости транспорта, коммуникаций, возможности установления экономических, культурных, туристско-рекреационных связей с другими государствами.
Структура распределения инвестиций по Таласской области, в 2003г.
Таблица 2.29
№
Наименование
(тыс. сом)
1
Объем привлеченных инвестиций в сферу туризма (всего)
-
2
За счет грантов
3
За счет иностранных инвестиций
4
За счет республиканского бюджета
10044,0
5
За счет население
6
За счет собственных средств
Итого
Нарынская область обладает большим туристическим потенциалом и располагает уникальными природными и историко-культурными ресурсами. В области есть основа для развития таких видов туризма, как туры по Великому Шелковому Пути, альпинизма, приключенческого туризма, культурно–исторических туров, научных туров, треккингов – конных, пеших, раффтинга, также развитию горного и охотничьего туризма.
Потенциал Нарынского региона:
§ Курортно-рекреационных комплексов – 1;
§ Гостиничных комплексов – 18;
§ Объектов общественного питания – 28;
§ Природных заповедников и заказников – 2;
§ Юрточных городков –9;
§ Кустарно-ремесленных производств - 40.
Для улучшения сервиса по обслуживанию прибывающих туристов реконструирована часть автомобильных дорог, а также, дополнительно проведены линии телефонной связи. Разработаны 10 конных и 1 верблюжий, 5 автомобильных, 2 вертолетных маршрутов. Организованы альпинистские лагеря у подножия ледников Инилчек, Жениш, Ленин. Особое внимание уделяется новым видам туризма, как экологический, горный, приключенческий, жайлоо туризм.
Для привлечения туристов особенно важна реконструкция и реставрация памятников истории таких, как Караван-сарай «Таш-Рабат», городище «Кошой–Коргон», мавзолей «Тайлак-баатыр». Решается проблема обеспечения туристических объектов телекоммуникационными сетями, средствами связи.
Несмотря на то, что в области идет организация и подготовка мест посещения к приему туристов на качественном уровне, инфраструктура области в целом не соответствует стандартам. Неудовлетворительное состояние дорог, транспортного хозяйства, низкий уровень материально-технической базы не дает достаточно высокого коэффициента посещаемости туристами этой области.
Структура распределения инвестиций по Нарынской области, в 2003г.
Таблица 2.30
Объем привлеченных инвестиций в сферу туризма
51,5
За счет местного бюджета
В области есть все предпосылки для развития горного, приключенческого, паломнического туризма. Одной из основных причин, тормозящих процесс развития туризма, является небезопасная обстановка, связанная с военными действиями в регионе. Несмотря на это, пик Искендер, Пирамидальный представляет большой интерес для скалолазов. В области разработан маршрут по посещению одной из крупнейших пещер республики Канигут.
Потенциал Баткенскго региона:
§ Гостиничных комплексов – 6,
§ Курортно-рекреационных комплексов-5;
§ Объектов общественного питания – 24,
§ Юрточных городков –3,
§ Кустарно-ремесленных производств- 7;
§ Транспортные хозяйства – 5.
В Баткенской области функционирует один частично эксплуатируемый аэропорт. По Баткенскому региону начали работать частные гостиницы.
В целях активного развития туризма в области требуется реконструкция множества объектов туристской отрасли, таких как горнолыжные и туристические базы. Необходимо оснащение всех объектов современным оборудованием и развитие коммуникаций связи.
В области запланировано строительство юрточных городков и кемпингов для туристов.
Зона Бишкек служит транспортно-разделительным узлом всей страны. Находится на пересечении железной дороги и автомагистрали, а также автолиний, что позволяет ему служить исходным пунктом разнообразных туристических путешествий.
Бишкек располагает 20 парками, скверами культуры и отдыха, 4 искусственными водоемами, 6 плавательными бассейнами, 8 музеями и объектами искусств, 10 театрами, Молодежным Центром «Жаштык», 5 мемориальными домами-музеями под открытым небом, крупными организациями, как «Кыял», неправительственными объединениями «Зенги-Баба», «Алтын-Бешик», «Шаарбек», сетью магазинов, которые предложат туристам разнообразные сувениры и изделия народного творчества.
Свои услуги прибывающим туристам предоставляет 22 гостиницы в столице, один пяти - звездочный отель «Хайят», 2 четырех звездочных гостиниц, 5 трех звездочных, 36 ресторанов, 309 кафе, 91 баров.
В настоящее время в г. Бишкек туристической деятельностью занимаются 161 туристическая фирма и 5 общественных организаций.[37]
В Бишкеке функционирует один регулярно эксплуатируемый международный аэропорт «Манас».
Структура распределения инвестиций по г. Бишкек, в 2003г.
Таблица 2.31
491427,3
34216,0
525643,3
Оценивая потенциал отрасли, следует обратить внимание на актуальные проблемы отрасли,
среди которых выделяют следующие:
1. Нормативно-правовая база
2. Доступ в пограничные зоны республики
3. Доступность Кыргызстана
4. Известность Кыргызстана
5. Кадры.
6. Материальная инфраструктура
7. Отношение государства к частному предпринимательству в области туризма
8. Региональное сотрудничество в Центральной Азии.
Доступ в пограничные зоны республики. Некоторые важные туристические объекты Кыргызстана находятся в пограничных зонах. В настоящее время для доступа в эти зоны, помимо пропуска, нужно еще и специальное разрешение Пограничных отрядов, которым подконтрольны эти зоны. Такой распорядок понятен для южных районов Кыргызстана - наличие террористов, наркопути и пр. Но совершенно непонятны такие правила для такого района как Центральный Тянь-Шань, где граница проходит по неприступным хребтам, и, попав куда, практически невозможно перейти в соседний Китай. Логика подсказывает, что для районов Центрального Тянь-Шаня необходима процедура упрощенного доступа.
Отмена в одностороннем порядке Узбекистаном и Казахстаном признания виз участников Соглашения стран СНГ уже сыграла свою негативную роль для туризма Кыргызстана. Значительная часть туристов посещала нашу республику транзитом на пути из Узбекистана в Казахстан или обратно, имея только одну визу - Узбекскую или Казахскую. Теперь же туристам потребуется как минимум к Кыргызской визе и Казахская и (или) Узбекская. Помимо удорожания программ, это создает значительные неудобства в их организации. Подобные решения наносят ущерб туристическому бизнесу всех трех республик, но наибольший урон понесет Кыргызстан. Возможно, еще не поздно восстановить хотя бы признание виз в двустороннем порядке с Казахстаном и Узбекистаном.
Доступность Кыргызстана. В настоящее время туристы в подавляющем большинстве прибывают в Кыргызстан и выбывают из него через соседние государства - Узбекистан, Казахстан и Китай. Основной причиной тому является то, что многие из программ Великого Шелкового Пути проходят через нашу республику как промежуточный пункт. В обоих этих случаях значительной для туризма Кыргызстана была роль Соглашения о взаимном признании виз странами-участниками СНГ.
Существенно сдерживает поток туристов через нашу республику очень неудобный для туристов режим работы пропускного пункта Торугарт. Как известно вопрос о повышении статуса этого пропускного пункта и свободного пропуска через него граждан третьих стран ставился уже много раз, но существенных сдвигов в решении этого вопроса до сих пор нет. Решение этого вопроса даст ощутимую выгоду в основном Кыргызской стороне, нежели Китайской. Решение вопроса в компетенции Правительств наших государств.
Известность Кыргызстана. Знания о Кыргызстане за рубежом крайне скудны. Фирмы не в состоянии проводить самостоятельную рекламу Кыргызстана за рубежом по многим причинам, да это не их задача. Реклама туризма Кыргызстана переплетается с рекламой турпродукта и фирмы самостоятельно не могут проводить такую работу в достаточном объеме. Очевидно, что в этом вопросе необходима координация усилий всех заинтересованных в этом вопросе сторон - Кыргызских турфирм, государства и иностранных заинтересованных организаций. На сегодняшний день единственно приемлемой тактикой фирм в условиях ограниченных средств является использование чужой рекламы, рекламы за счет спонсоров, создание государственного рекламно-информационного сайта о Кыргызстане и туризме, т.е. такие мероприятия, которые не требуют вложения значительных средств ни от государства, ни от туристических фирм.
Способствовать известности Кыргызстана за рубежом могло бы участие в туристических ярмарках, возможности участия в которых наших турфирм крайне ограничены. Здесь имеется большой потенциал для координации совместной работы Госагентства по туризму и спорту и туристических фирм республики.
Кадры. Несмотря на то, что специалистов в области туризма готовят многие учебные заведения республики, их (специалистов) катастрофически не хватает. И не хватает на всех уровнях туристического бизнеса, начиная с менеджеров низового уровня, сопровождающих тургруппы (гидов), менеджеров среднего звена (менеджеров программ) и заканчивая менеджерами высшего уровня - управляющих турфирм. Выпускники ВУЗов не востребуются фирмами. В первую очередь, это связано с низким уровнем подготовки выпускников, который, в свою очередь, объясняется низким уровнем преподавания и слабой базовой подготовкой студентов. Ежегодная потребность в менеджерах среднего звена составляет 30-50 человек, менеджеров низового уровня - 50-100 человек. В то же время ВУЗы Кыргызстана выпускают ежегодно 60-80 человек менеджеров среднего звена и около 20 человек менеджеров низового уровня.[38] Связано это с отсутствием координации в подготовке специалистов со стороны государства во множестве мелких бедных ВУЗов, не имеющих соответствующей базы.
Отсутствует система формирования института гидов из-за отсутствия стандартов на эту профессию, центров подготовки, повышения или изменения квалификации, отсутствия сертификации, единой базы данных.
Материальная инфраструктура. Материальная база фирм слабая. Капитал обычно не превышает 25-50 тысяч USD. Фирмы, как правило, имеют собственные средства связи - телефон, факс, электронную почту; специальное снаряжение и оборудование для проведения туристских и альпинистских программ; по несколько транспортных средств (доля которых от потребности составляет 10-15%, остальные арендуются). Около 60% фирм имеют собственные офисы. Постоянный персонал таких фирм составляет 5-15 человек. Почти все фирмы имеют каталоги программ и флаера, уровень исполнения которых оставляет желать лучшего; часть фирм имеют рекламу в Интернете (www). Развивать собственную материальную базу за счет прибыли фирмы не в состоянии, поскольку её объем низок по причине большой доли субподряда при исполнении программ (гостиницы, транспорт и др.). Налоговое бремя также усугубляет ситуацию с развитием материальной базы. Возможности для получения кредита практически отсутствуют. Это связано с тем, что приемлемая ставка для турфирм составляет не более 9%. Кредит с такой процентной ставкой получить практически невозможно. Кроме того, фирмы не имеют возможности предоставлять полнообъемный залог для получения кредита из-за отсутствия достаточного залогового капитала и из-за низких залоговых кондиций этого капитала.
Отношение государства к частному предпринимательству в области туризма и к туризму.
Как известно, туризм был декларирован как приоритетная отрасль индустрии республики. Но это заявление так и осталось декларацией. Приоритетность отрасли не реализована практически.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12