Во-вторых, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами.
Действительно, обмен товарами между индустриальными странами является, прежде всего, обменом продуктами одной и той же категории, например торговля автомобилями между США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.
Европа прочно удерживает первое место среди других регионов мира по числу принятых иностранных туристов. В 2002 году, несмотря на незначительный рост в 2%, международные туристские прибытия составили 400 миллионов человек. Доходы от международного туризма возросли до 240 миллиардов долларов, что составляет цифру в 600 долларов за одно туристическое прибытие. Наиболее яркими лидерами в этом регионе являются Франция и Испания, которые показывают наилучшие результаты по числу принятых международных туристов и по доходам от международного туризма. Турция лидирует в этом регионе по объемам роста международного туризма, составляя 19%. Российская Федерация, Украина и страны СНГ развиваются довольно стабильно. Великобритания последние три года имеет отрицательный тренд развития (Таблица 2.2).
За относительной потерей доминирующего положения Европы стоят следующие факторы:
• некоторые западноевропейские страны, в частности на юге Европы, такие, как Италия и Греция, в меньшей степени Испания и Португалия, терпят падение конкурентоспособности вследствие старения их туристского продукта;
• некоторые североевропейские страны, например Великобритания, Дания, Норвегия и Швеция, очень дорогие для туристов. Это неизбежно влияет на их конкурентоспособность;
• растет популярность стран Юго-Восточной Азии, которые с недавнего времени успешно развивают свою туристскую индустрию.
Тем не менее, снижение доли европейского рынка в международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы. Эти зоны насчитывают 64,5% всех прибытий в Европу. Такая туристская концентрация - результат привычки проводить летние каникулы на пляжах.
Международные прибытия и доходы от туризма в Европе
Таблица 2.2
Страна
Международные туристские прибытия
Доходы от международного туризма
1000
Изменение, %
Доля, %
Млн. долл.
2002
01/00
02/01
Европа
399,759
-0,5
2,3
100
240,490
-1,7
6,5
Австрия
18,611
1.1
2.4
4.7
11,237
1.9
11.1
Бельгия
6,724
-0.1
4.2
1.7
6,892
-0.2
2.9
Хорватия
6,944
12.2
6.1
3,811
20.9
14.3
1.6
Франция
77,012
-2.6
19.3
32,329
-2.5
7.8
13.4
Германия
17,969
-5.9
0.6
4.5
19,158
-0.3
4.0
8.0
Греция
14,180
7.3
0.9
3.5
9,741
3.1
4.1
Венгрия
15,870
-1.5
3,273
9.4
-13.2
1.4
Ирландия
6,476
-4.4
3,089
7.0
10.7
1.3
Италия
39,799
-3.9
10.0
26,915
-6.2
4.3
11.2
Нидерланды
9,595
-5.0
1.0
7,706
-6.8
14.6
3.2
Польша
13,980
-13.8
4,500
-21.1
-6.5
Португалия
11,666
-4.1
5,919
7.5
2.5
Россия
7,943
5.3
2.0
4,188
3.8
17.6
Испания
51,748
4.6
3.3
12.9
33,609
2.2
14.0
Швейцария
10,000
-1.8
-7.4
7,628
-3.5
4.4
Турция
12,782
12.5
18.5
9,010
-3.3
22.0
3.7
Украина
6,326
31.4
9.2
2,992
23.5
9.8
1.2
Великобритания
24,180
-9.4
5.9
6.0
17,591
-16.7
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)
Сентябрь 2003г.
В Южной и Западной Европе Франция, Испания и Италия больше других стран выигрывают от туристских потоков в этот регион и являются главными туристскими центрами. Великобритания традиционно славится образовательным туризмом. Северные страны Европы, в частности Скандинавские страны и Ирландия, специализируются на экотуризме.
Азиатско-Тихоокеанский регион продолжает развиваться быстрыми темпами. Он сместил Американский регион на третье место и занимает почти 19% туристского рынка мира. Из-за неожиданной вспышки атипичной пневмонии устойчивый экономический рост в данном регионе на время застопорился, вследствие чего прибытия во многие турцентры этого региона сократились более чем вдвое от обычного уровня. Если прежние рекордсмены в лице Северо-Восточной Азии (-9%) и Юго-Восточной Азии (-16%) понесли значительные потери, то Южная Азия (+17%) после двух трудных лет убедительно восстановила свои позиции на гребне экономического подъема и политики либерализации торговли.
Ведущими странами в этом регионе являются Китай, Гонконг(Китай), Корея, Тайвань и Сингапур(Таблица 2.3).
Международные прибытия и доходы от туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Таблица 2.3
Азиатско-Тихоокеанский регион
131,295
5,1
8,4
94,697
1,2
7,7
Австралия
4,841
8,087
-9.8
8.5
Китай
36,803
6.2
11.0
28.0
20,385
9.7
21.5
Гонконг (Китай)
16,566
5.1
20.7
12.6
10,117
5.0
22.2
Индия
2,370
-4.2
-6.6
1.8
2,923
-4.0
Индонезия
5,033
-2.3
–
Япония
5,239
0.3
3,499
-2.1
Корея
5,347
3.9
5,277
-6.4
-17.2
5.6
Макао (Китай)
6,565
12.4
4,415
16.8
17.9
Малайзия
13,292
25.0
10.1
6,785
39.7
6.4
7.2
Новая Зеландия
2,045
6.9
7.1
2,918
Филиппины
1,933
7.6
1.5
1,741
-19.3
Сингапур
6,996
-2.8
4,932
-15.6
-2.9
5.2
Тайвань
2,726
2.1
4,197
6.7
Таиланд
10,873
5.8
8.3
7,902
-5.5
11.7
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12