Рефераты. Международный туризм и его роль в развитии экономики Кыргызской Республики







Основные туристские потоки направляются из Великобритании, Германии, Франции и США, од­нако в последние годы они сократились.

Постоянные колебания в развитии туризма регио­на можно объяснить политической нестабильностью, а общее сокращение притока туристов в этот регион за последние годы явилось следствием войны в Пер­сидском заливе, от которой пострадали не только Ирак, но и некоторые соседние страны.

Основными туристскими центрами региона явля­ются Египет, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия, Кувейт. Самый крупный туристский центр региона - Египет предлагает познавательный туристский про­дукт, а туризм в Саудовской Аравии имеет религиоз­ный характер, так как там находятся мусульманские святыни. Эти две страны обеспечивают почти 70%  поступлений от туризма и общие доходы Ближнего Востока от туризма.

Рассматривая страны с переходной экономикой можно отметить, что в настоящее время туристская индустрия в этих странах переживает период своего станов­ления как самостоятельного сектора хозяйствования.

Страны с переходной экономикой (страны бывшего СССР) занимают огромную территорию, шестую часть суши земного шара. Естествен­но, регион обладает огромнейшими природными и рекреационными ресурсами для развития индустрии туризма. Богатейшая природа, памятники культуры раз­личных народов, населяющих огромную территорию и исповедующих разные религии, исторические мес­та и монументы, созданные народами, жившими в древности, создают благоприятные условия для развития данной отрасли экономики.

В историческом плане, развитие туризма в бывшем СССР берет свое начало со дня основания государст­ва, когда идеологические догмы отделили его жите­лей от остального мира. В результате такой политики очень мало людей выезжало из страны, это были в основном дипломаты, люди, уезжающие по частным приглашениям к своим родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным причинам, и огра­ниченное число людей, выезжающих в составе тури­стских групп, как правило, в социалистические стра­ны. В СССР прибывало также ограниченное число зарубежных туристов (по некоторым оценкам, 80%) в составе организованных туристских групп. Однако необходимо заметить, что в СССР раз­вивался внутренний, социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого составляла почти одну десятую часть цены, предлагаемой иностран­ным туристам.

Туризм в СССР не считался приоритетной сферой экономики, и ему была предназначена роль непроиз­водственной индустрии. Поэтому капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были очень низкими, хотя государство субсидировало раз­витие внутреннего туризма, как части всей социаль­ной политики. Следствием такой политики было ограниченное число иностранных туристов, прибы­вавших в страну. Положение стало меняться с нача­лом перестройки в 1985 г. В 1986 г., уровень прибытий сократился по сравнению с 1985 г., из-за чернобыльской аварии. Од­нако рост прибытий в СССР продолжился до конца 80-х годов, а самое большое число иностранцев, по­сетивших страну, было зафиксировано в 1989 г.

Вместе с тем ухудшение взаимодействия в области туризма вследствие общих дезинтеграционных процессов стало определенным стимулятором для возобновления и дальнейшего развития сотрудничества в данной сфере. У него появились определенные перспективы.

В 2000 году прибытие туристов из-за границы в страны с переходной экономикой составило 76,8 млн. человек, причем в государства СНГ составило более 21 млн. человек. Этот показатель заметно вырос с 1990 г., когда он составлял 43,8 млн. человек (в 1,7 раза) в странах с переходной экономикой и 5,9 млн. (в 3,4 раза) в странах СНГ соответственно (Таблица 2.7).

Международные туристские прибытия

Таблица 2.7


Международные туристские прибытия

(миллионов человек)

Рост

(%)

Среднегодовой рост

(%)


1990

1995

2000

2001

2002

00/99

01/00

02/01

90-00

В мире

456,8

551,7

696,1

692,9

702,6

6,8

-0,5

3,1

4,3

Страны с переходной экономикой

43,8

67,1

76,8

78,0

81,1

4,1

1,6

3,9

5,8

Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)

Данные по состоянию на январь 2003г.


Международные туристские прибытия по странам с переходной экономикой, в период с 1990 года по 2002 год, характеризуют значительный рост в индустрии туризма. Среднегодовой рост туризма в этих странах, в период с 1990 года по 2000 год составляет 5,8%, что превышает среднегодовые темпы роста в мире.

ГЛАВА 2. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В КЫРГЫЗСТАНЕ

 

2.1 Структура туристической отрасли Кыргызстана


В условиях растущей глобализации мировая туристская индустрия представляет приоритетный интерес и большие перспективы для Кыргызской Республики. Используя уникальный потенциал природы и культурного наследия Кыргызстана, необходимо гармонично интегрироваться в туристическую отрасль мировой экономики и достичь интенсивного развития туризма в республике, обеспечив устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличения притока иностранных инвестиций в экономику.

Как известно, туризм в Кыргызстане провозглашен приоритетной отраслью развития экономики. Благодаря последовательной реализации политики открытости и осуществлению рыночных реформ в республике, в настоящее время, уже сложился рынок туристических услуг, в котором на сегодняшний день преобладает доля частного сектора.

Существующая на настоящий момент инфраструктура услуг в республике пока что не отвечает потребностям активно развивающегося туризма, однако, она может стать основой для создания более современной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам и учитывающей экологические требования.

По состоянию на 1 января 2003г. в Кыргызской Республике зарегистрировано около 24 тыс. хозяйствующих субъектов, как юридических лиц, их филиалов и представительств, так и физических лиц, деятельность которых связана со сферой туризма.[11] Среди них 230 гостиниц, 1690 предприятий отдыха и туризма, 83 санаторно-курортных учреждений, а также физкультурно-оздоровительные учреждения, специализированные торговые предприятия, природные парки и заповедники, автотранспортные предприятия, рестораны, рекламные агентства и др. (Таблица 2.10).

Число предприятий и организаций сферы туризма на 1 января 2003г.

Таблица 2.10



Всего

               в том числе:

гостиницы

предприятия отдыха и туризма

санаторно-курортные учреждения

Кыргызская Республика

2003

230

1690

83

Баткенская область

24

14

8

2

Джалал-Абадская область

93

20

64

9

Иссык-Кульская область

292

38

226

28

Нарынская область

109

19

88

о

Ошская область

150

25

117

8

Таласская область

13

1

8

4

Чуйская область

171

23

134

14

г. Бишкек

1151

90

1045

16

Источник: Нацстатком КР


Для понимания основных аспектов и специфики развития туристической отрасли Кыргызской Республики, необходимо знать из каких элементов она состоит, каким образом элементы отрасли взаимодействуют между собой. Кроме того, необходимо понимать содержание и особенности каждого элемента отрасли. Для этого рассмотрим структуру туристической отрасли в  Кыргызской Республике.[12]

В структуре субъектов отрасли по функциональ­ным особенностям можно выделить следующие ос­новные институты:

1)    производительные;

2)    законодательные и управляющие отраслью;

3)    контролирующие;

4)    общественные;

5)    инфраструктура;

6)    образовательные;

7)   донорские.

Основа отрасли – производители туруслуг и нормативно-правовая база, регулирующая отрасль и предпринимательство. Как известно, турпродукт состоит из следующих составляющих: 1) транспорт; 2) размещение; 3) питание; 4) привлекательность; 5) сопровождение и 6) снабжение. Наглядно, турпродукт можно проиллюстрировать с помощью Схемы 2.1.



 







Схема 2.1 Элементы турпродукта



Производители и организаторы этих составляющих являются основными предприятиями, формирующи­ми ВВП отрасли.

Основной поток туристов проходит через частные фирмы. Частный сектор туристической индустрии Кыргызстана начал формироваться с началом перестройки в 1988 году, когда создавалась реальная возможность для существования частного предпринимательства. Несмотря на то, что на сегодняшний день в Кыргызстане насчитывается порядка 25 тысяч хозяйствующих субъектов, связанных со сферой туризма, реально приемом туристов занимаются около трех десятков частных фирм, которые принимают порядка 90% туристов.[13]

Ниже представлен список турфирм, предоставляющие туристические услуги на рынке Кыргызстана[14]:

Aero-Tour

AKC Kyrgyz Concept

AK-SAI TRAVEL

Amaze Travel Solution

ASHU TRAVEL

AVANTE Travel

C.A.T. Corporation

Club Vezdekhod

Daana Travel

Dostuck-Trekking

Exotic Tour

Glavtour

Homestay in Kyrgyzstan

Horizon Travel

International Mountaineering Camp "Pamir"

ITMC Tien-Shan

NoviNomad

The Celestial Mountains Tour Company

TopAsia Travel Agency

Wanderlust Travel Company

Welcome to Shepherds' Life

Макмал Тур

Макс Тур

Миллениум Турсервис

ОсОО "Восход"

Свободный альпинист

Туркестан


Наиболее крупными из них являются AKC Kyrgyz Concept,  Ak-Sai Travel, C.A.T. Corporation, Glavtour, Макмал Тур.  Данные компании характеризуются тем, что предоставляют довольно широкий спектр услуг. Основными туристическими услугами, которые предоставляют данные компании, являются:

·                     резервирование и продажа авиабилетов;

·                     резервирование гостиниц и транспорта;

·                     размещение и встреча туристов;

·                     оказание услуг по оформлению загранпаспортов, виз, страховых полисов;

·                     услуги гида-переводчика;

·                     организация туров и поездок

·                     предоставление транспортного и экскурсионного обслуживания с помощью своих ресурсов, а также с помощью зарубежных партнеров.

·                     оказание прочих услуг.


Из перечисленного выше понятно, что турфирма формирует туристический пакет из услуг предприятий различных отраслей. Предприятия участвующие в формировании турпакета образуют инфраструктуру туризма.

Инфраструктура туризма в Кыргызстане представлена совокупностью средств разме­щения, транспортных средств, объектов питания, развлекатель­ного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивно­го и иного назначения.

Таким образом, основополагающими элементами инфраструктуры являются:

v                     транспортная индустрия (воздушный, водный, автомобильный, железно­дорожный транспорт);

v                     гостиничная индустрия (гостиницы, специализированные средства размещения);

v                     индустрия питания (рестораны, кафе, бары, столовые и другие предприятия по поставке готовой пищи);

v                     индустрия развлечений (парки, театры, цирки, музеи и др.).


Каждый элемент инфраструктуры туристической отрасли Кыргызстана имеет свои специфические особенности. Так, например, в связи с географическим положением, в Кыргызстане наиболее развитым является автомобильный транспорт. Менее развитыми являются - водный и железнодорожный транспорт, хотя, наибольшее количество туристов прибывают в Кыргызстан железнодорожным транспортом.[15]

Очевидно, что отрасль туризма предполагает параллельное развитие всех элементов и взаимных связей социаль­но-экономического комплекса. При таком условии достигается максимальная эффективность.

Кроме того, наряду с основными сегментами функционируют дополнительные, предоставляющие сопутствующие услуги, такие как, банковские и финансовые, информационные, услуги страхования и услуги связи и др.

Туристские перевозки являются одним из важнейших элементов туристской индустрии. Перевозки туристов в Кыргызской Республике осуществляются воздушным,  автомобильным и железно­дорожным транспортом.

Кыргызская Республика расположена в центре Евразии, на стыке перспективных авиационных, транспортных и экономических артерий между Европой и Азией, Севером и Югом. Главная задача в этой области - сделать республику доступной для зарубежных туристов, наладив прямые международные воздушные сообщения, для чего необходимо провести ряд мероприятий, в том числе: завершить реконструкцию аэропорта "Манас"; создать условия для функционирования на рынке авиационных перевозок конкурентоспособных авиакомпаний, зарегистрированных на территории Кыргызской Республики; повысить безопасность полетов и качество обслуживания пассажиров.

Согласно данным НСК КР, в 2002 году всеми видами транспорта перевезено 566,3 тысячи человек[16].(Таблица 2.11)

Таблица 2.11

Перевозки туристов по видам сообщений

(тысяч человек)




1998

1999

2000

2001

2002

Перевезено туристов - всего

968,8

570,2

608,4

544,8

566,3

Воздушным транспортом






въездные международные

44,1

24,1

14,4

46,4

39,8

выездные международные

117,9

112,8

130,0

60,2

50,7

внутренние

269,8

175,1

128,5

91,1

94,1

Железнодорожным транспортом






въездные международные

70,6

39,5

49,9

61,2

72,7

выездные международные

187,1

80,6

130,9

159,3

159,7

внутренние

104,5

36,7

46,4

35,5

21,2

Автомобильным транспортом






выездные

174,8

101,4

108,3

91Д

70,4

в дальнее зарубежье

2,9

3,2

5,3

2,4

2,2

в страны СНГ

171,9

98,2

103,0

88,7

68,2

внутренние

 -

 -

 -

 -

57,7

Источник: Нацстатком КР

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.