Рефераты. Международный туризм и его роль в развитии экономики Кыргызской Республики






Таким образом, в 2002г. по сравнению с 2001г. число перевезенных туристов в Республике увеличилось на 3,9 процента. Как видно из Таблицы 2.11, наибольшее количество туристов прибывают в Кыргызстан железнодорожным транспортом.

Важное значение для развития туризма в республике имеет реконструкция автомагистралей Бишкек-Ош, Бишкек-Нарын-Торугарт, Бишкек-Балыкчи-Каракол, Ош-Иркештам, а также автомобильных дорог, ведущих к историко-архитектурным и историческим достопримечательностям страны. Указанные направления дорожных магистралей полностью совпадают с основными нитками маршрутов Великого Шелкового пути. Организация путешествий туристов по этим автотрассам может стать одним из основных доходных видов туризма на Великом Шелковом пути.

Для обеспечения высокого качества обслуживания туристов, необходимо соответствующим образом обустроить указанные автотрассы, улучшить качество дорожного полотна, повысить безопасность автотрасс, оборудовать трассы указателями и информационными табло на иностранных языках и т.д. Важное значение имеет строительство объектов дорожного сервиса первой необходимости (придорожных гостиниц, платных стоянок, пунктов общественного питания и других объектов отдыха и развлечений).

Доходы от перевозок туристов всеми видами транспорта в 2002 году увеличились по сравнению с предыдущим годом на 8,9% и составили 1,272,6 миллионов сом. (Таблица 2.12)

Таблица 2.12

Доходы, полученные от перевозок туристов

(миллионов сомов)


1998

1999

2000

2001

2002

Все доходы

702,2

791,5

1233,4

1168,2

1272,6

в том числе, полученные от






перевозок:






воздушным транспортом

598,4

684,5

1064,1

969,7

1032,8

железнодорожным транспортом

99,7

103,0

165,5

195,1

236,1

автомобильным транспортом

4,1

4,0

3,8

3,4

3,7

Источник: Нацстатком КР

Гостиничное хозяйство является главным составляющим туристской индустрии, без которой невозможно развитие отрасли. Индустрия гостеприимства выступает одной из важнейших отраслей экономики в большинстве стран мира, поскольку она является одной из наиболее высокодоходных. Все государства проявляют большую заинтересованность в развитии этой отрасли.

Гостиничная индустрия  представлена такими средствами размещения, как гостиницы, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, а также специализированные средства размещения. Специализированные средства размещения представляют собой заведения, которые помимо представления размещения, выполняют какую-нибудь специализированную функцию. Например, оздоровительные заведения или  конгресс-центры.

В Кыргызстане гостиничная индустрия представлена 83 гостиницами, общий гостиничный фонд которых составляет  1974 номеров. В 2002 году численность размещенных лиц составила 123,7 тысячи человек. Единовременная вместимость составляет 3498 койко-мест[17].(Таблица 2.13)


Таблица 2.13

Основные показатели работы гостиниц


1998

1999

2000

2001

2002

Число гостиниц, единиц                                             

88

78

95

91

83

Численность размещенных лиц, тыс. человек        

182,1  

     136,2   

   131,9  

    103,7   

   123,7

Число всех номеров, единиц                                    

2339   

    2247  

     2367   

    2172   

     1974

Единовременная вместимость, койко-мест             

4125   

    3777    

   4192    

   3505    

   3498

Предоставлено койко-суток, тыс.                           

313,9  

    242,6   

   313,3  

    209,7 

     278,4

Коэффициент использования гостиничного фонда (наличных мест)[18]                                          

0,21  

      0,18   

     0,20    

    0,16   

     0,22

Источник: Нацстатком КР

Индустрия питания в Кыргызстане, в последнее время развивается быстрыми темпами. Данная индустрия представлена ресторанами, кафе, барами, столовыми и другими предприятиями по поставке готовой пищи. Данные Нацстаткома, показывают, что объем услуг, предоставленных ресторанами, барами, столовыми и другими предприятиями по поставке готовой пищи за период с 1998 по 2002 год увеличился больше чем в два раза. Таким образом,  в 2002 году объем услуг, произведенных индустрией питания составил 1,14 млрд. сом (Таблица 2.14).

Среднегодовой темп рост за последние пять лет составляет 106,58 %. Это говорит о довольно стабильном развитии индустрии питания в Кыргызстане.



Таблица 2.14

Объем услуг, предоставленных ресторанами, барами, столовыми и другими предприятиями по поставке готовой пищи

Годы


Млн. сомов


В процентах

к предыдущему году

к 1997


1998

540,9

116,6

116,6

1999

742,5

97,4

113,6

2000

918,8

102,6

116,5

2001

995,7

101,9

118,7

2002

1143,8

114,4

135,8

Источник: Нацстатком КР


Индустрия развлечений Кыргызстана представлена парками, театрами, цирками, музеями и другими развлекательными заведениями. Сюда также включается посещения заповедников и природных парков. Особенностью Кыргызстана, в этом плане, являются 8 природных национальных парков, 6 заповедников и 69 заказников и памятников природы.

На начало 2003г. в республике функционировало 15 театров, 41 музей, 1035 библиотек, 651 учреждение клубного типа.

Профессиональные театры в республике имеют государственную форму собст­венности. Наиболее развита их сеть в г.Бишкеке (8) и Ошской области (3). В 2002г. театральными коллективами показан 1561 спектакль и представление, из которых 463 - гастрольные и выездные за пределы своего города. Число зрителей составило около 201 тыс.

Наиболее посещаемыми театрами являлись Государственный Академический русский драматический г. Бишкек, Ошский Узбекский музыкально-драматический и Джумгальский драматический театр, число зрителей которых составило 107,2 тыс.

Музеи республики располагают фондами в размере более 180 тыс. экспонатов. Число экспонатов, требующих реставрации, в 2002г. составило 6,9 тыс. Наибольшим числом экспонатов располагают музеи г. Бишкека (90,5 тыс.) и музеи Ошской области (33,1 тыс.)

В музеях, открытых для посещений, доля выставленных экспонатов составила 27,2 процента, а в отдельных областях этот показатель значительно выше, чем по рес­публике в целом. Так, в Таласской области он составил 97,7 процента, Баткенской -72, Иссык-Кульской области - 57,9 процента. Во всех музеях республики не экспони­ровалось 131,6 тыс. экспонатов (72,8 процента). Так, в музеях г.Бишкек удельный вес выставленных экспонатов составил всего лишь 9,5 процента, Ошской области - 10,4 процента от наличных фондов.

В 2002г. музеи посетило около 555 тыс. человек. Наибольшее число посетите­лей отмечено в г.Бишкек (261,6 тыс., или 47,1 процента) и Таласской области (97,7 тыс., или 17,6 процента). Однако, в отдельных областях посещаемость остаётся низ­кой: в Баткенской она составила 9,4 тыс. человек (1,7 процента), Нарынской - 18 тыс., (3,2 процента) за год. В истекшем году музеями проведено 8,2 тыс. экскурсий с экс­курсоводом. Наибольшее количество экскурсий проведено в Таласской (2,8 тыс.) и Ошской (0,9 тыс.) областях. Доля посетителей, принявших участие в экскурсиях с экскурсоводом, в целом по республике составила 37,7 процента. Сотрудниками музе­ев прочитано 748 лекций. Доля лекций, организованных сотрудниками музеев Чуйской области, составила 16,2 процента, Баткенской - 14,4, Ошской - 13,9, Иссык-Кульской - 6,9 процента.

Из сведений о техническом состоянии музеев видно, что более трети их требу­ют капитального ремонта.

Поскольку на практике прием туристов сосредоточен в руках частных фирм, проблемы и трудности, стоящие перед частными фирмами, являются проблемами туризма в целом. Какие же это проблемы? Можно выделить несколько блоков:

Государство должно взять на себя функции органа, координирующего развитие туристической отрасли экономики с точки зрения отрасли, доход приносящей.

Необходимо партнерство - Государство/частный сектор: необходима реформа государственного управления, которая должна быть нацелена на сокращение бюрократии, также должна создать инструменты, противодействующие взяточничеству и коррупции. Необходимо заручиться влиянием и поддержкой правительства (например, в области национального продвижения продукта и образования). Следовательно, где возможно, частные организации должны взять на себя функции и задачи в плане усиления институтов, с Правительством, сохраняющим стратегический контроль там, где это необходимо.

До 1991 года туристическая система СССР, руководимая профсоюзами, развивалась в направлении предоставления дешевого отдыха для трудящихся и не была интегрирована в мировую систему туризма. Естественно, что после распада СССР огромное туристическое хозяйство оказалось совершенно не пригодным к работе в новых условиях. Начало 90-х годов было периодом поиска новой модели развития туризма.

К нормативным и управляющим отраслью инсти­тутам относятся: 1) Президент КР и его Администра­ция; 2) Жогорку Кенеш и его комитеты; 3) Премьер-министр и Правительство КР. Что же представляет собой  эта важнейшая часть государственных институтов применительно к отрасли сегодня?

В Администрации Президента КР имеется отдел социальной политики, который, в соответствии с положением об этом отделе, выполняет следующие функции; «разработка предложений по определению государственной политики и реформированию в области образования, науки, культуры, искусства, здра­воохранения, медицинского страхования, межнацио­нальных отношений, государственного языка, соци­альной защиты, пенсионного обеспечения, туризма и спорта, миграции и беженцев, общественно-полити­ческих организаций и религиозных конфессий». Ту­ризмом занимается структура, ориентированная на социальные вопросы, несмотря на то, что в Админи­страции имеется отдел экономической политики, ве­дающий вопросами производственных отраслей.[19]

В Совете народных представителей (СНП) Жо­горку Кенеша имеется Комитет по делам молодежи, спорта, туризма, связям с общественными объедине­ниями и СМИ. Как можно видеть, отрасль туризма, приносящая доход и являющаяся частью экономики, отнесена к социальной сфере, несмотря на то, что в структуре СНП имеется Комитет по промышленности и предпринимательству.

В структуре Правительства имеется Государст­венный комитет по туризму, спорту и молодежной политике (Госкомтурспорт). Это центральный орган государственного управления проводящий единую государственную политику в области международного и внутреннего туризма, физической культуры и спорта, молодежной политики и развития инфра­структуры туризма в Кыргызской Республике.

Что мы видим сегодня в Госкомтурспорте? Три различных направления деятельности государства; туризм, спорт и молодежная политика. Туризм - от­расль, приносящая материальный доход. Законода­тельно - это приоритетная отрасль экономики. Далее спорт - дотационная отрасль, которая гораздо ближе стоит к молодежной политике, чем к туризму. И, на­конец, молодежная политика — многогранное направ­ление, где большую долю занимают образование, культура (в том числе и физическая), наука, религия. И спорт, и молодежная политика относятся к соци­альным вопросам. Легко ли работать, разрываясь по трем совершенно различным направлениям? Наверное, не очень. Учитывая приоритетность туризма в государственной политике, закрепленной законода­тельно, госорган должен иметь достаточно высокий статус и быть сконцентрированным на решении задач, присущих отрасли.  От этого зависит и качество решаемых задач. Если посмотреть на статус госоргана по туризму в ретроспективе, то можно увидеть, что за последние одиннадцать лет он менялся шесть раз ме­жду Госкомитетом, Министерством и Госагентством, а руководство госоргана сменялось девять раз. По­добные метаморфозы не придают стабильности в ра­боте и говорят об отсутствии четкой экономической политики государства и затянувшемся процессе ее становления.

Согласно Положению о Координационном сове­те, он призван обеспечивать слаженную и скоордини­рованную работу государственных органов исполни­тельной власти и представителей частного сектора по развитию туризма в КР и осуществлению мониторинга и контроля над исполнением принятых решений. Совет был создан в начале 2001г., Года поддержки и развития туризма. В тот год Совет работал очень ак­тивно и много сделал для отрасли. Уже в 2002 г. ак­тивность Совета резко снизилась. Если в 2001 г. состоялось шесть заседаний Совета, то в 2002 г. – только одно. Сегодня трудно объяснить причины этого. Впечатление такое, что интерес к туризму у правительст­ва резко упал, и кампания в поддержку туризма за­ кончилась.

До недавнего времени в аппарате Премьер-министра существовал отдел туризма и предпринима­тельства, который курировал вопросы туристической отрасли. После очередной структурной реорганизации в Правительстве осенью 2002 г. этот отдел был упразднен, и туризм был передан в отдел социально-культурного развития, куда в числе других секторов входит и сектор науки, образования, культуры, ту­ризма и спорта.[20] Туризмом, этой производственной отраслью стало заниматься в Правительстве подразделение социальных вопросов. Как говорится, ком­ментарии излишни.

Из анализа структуры законодательных и управ­ляющих отраслью институтов видно, что отношение у государства к туристическом отрасли не как к произ­водственной отрасли экономики, а как к отрасли со­циальной направленности. Если бы это было иначе, туризмом бы занимались подразделения и специали­сты отраслей материального производства. Это одна из причин пробуксовки отраслевых планов и программ. В свое время мы много иронизировали по по­воду того, что в Казахстане, например, туризм находился в министерстве, ведающем нефтью. Представ­ляется, что напрасно иронизировали - «в чужом глазу соринку видно ...». Отношение к туризму у нас в рес­публике, по-видимому, опять меняется в худшую сторону.

Другой важной доставляющей структуры отрасли являются общеобразовательные институты. Сюда отно­сятся предприятия и организации по подготовке кад­ров для отрасли. Сегодня в республике их более 15. Ежегодная потребность отрасли составляет около 350 специалистов различного уровня в год. Из них до 10 человек высшего управленческого персонала, около 40 человек среднего управленческого персонала, око­ло 100 человек низового управленческого персонала и около 200 человек исполнительского уровня. Ежегод­ный выпуск специалистов по республике, составляет около 150 человек. В основном - это средний управленческий персонал. Подавляющая часть выпускников остается невостребованной отраслью из-за несо­ответствия потребностям производителей турпродукта. Подготовка или переподготовка высшего управ­ленческого персонала не проводится. Низовой управ­ленческий персонал готовится в недостаточном коли­честве и в ограниченном ассортименте. Исполнитель­ский персонал готовится только для гостиничного хозяйства и не удовлетворяет потребности других отраслей по производству туруслуг. На сегодня система подготовки кадров для отрасли неудовлетворительная. Адаптация деятельности образовательных институтов к потребностям отрасли не осуществляется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.