К числу прочих поставщиков и продавцов нефтепродуктов в Приморском крае можно отнести, по крайней мере, до 15 компаний, в общей сложности владеющих другими 50% АЗС.
В 2003 году «Востокнефтепродукт» приобрел шесть АЗС ОАО «НК «Комсомольский НПЗ-Роснефть» (КНПЗ), затем купил 13 АЗС и две нефтебазы ОАО «НК «РН-Сахалинморнефтегаз» и пять АЗС ОАО «НК «РН-Находканефтепродукт». Помимо консолидированного имущества, компания купила у частного бизнеса (в том числе АЗС №443 у ООО «Основа») еще пять АЗС и построила семь собственных заправок.
Завершение покупки розничной сети дочерних предприятий «Роснефти» не привело к существенным изменениям в работе компании. Компания и раньше уже использовала эти АЗС, произошло финансовое распределение средств и юридическое оформление прав собственности.
К началу 2005 года ОАО «НК «Роснефть» завершила консолидацию сети розничной продажи нефтепродуктов на Дальнем Востоке в рамках ООО «РН-Востокнефтепродукт». В настоящее время в состав компании входит 47 автозаправок. Тем не менее, по данным УФАС, доля «Роснефти» на дальневосточном рынке розничной сети реализации нефтепродуктов очень незначительна. Компания намерена продолжить строить самостоятельно или выкупать АЗС у частного бизнеса.
Транспортный комплекс Хабаровского края является «центром» транспортной системы Российского Дальнего Востока. Доля транспорта во внутреннем валовом продукте российского Дальнего Востока превышает 20% при средней цифре по стране в 9% (на Севере – 60%). Практически все транспортные пути там стали каналами экспорта-импорта.
Говоря о тенденциях на рынке нефтепродуктов Дальнего Востока, надо отметить, что потребление нефтепродуктов в регионе будет только расти, как в результате увеличения автопарка, так и подъема производства, развития грузовых транспортных потоков, в том числе, связанных со строительством государственной трассы Чита-Хабаровск, погрузочных терминалов, а также всего портового хозяйства Дальневосточного региона.
На совещании краевой администрации в 2004 г. была принята стратегия социально-экономического развития Приморья на 2004-2010 гг., включающая 16 программ развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы края. Одной из главных задач в рамках данной стратегии является развитие транспортной инфраструктуры с целью увеличения к 2010 г. потока российско-китайских экспортных грузов до 70 млн. тонн; обеспечение роста транзитного грузопотока в пять раз, в том числе такелажных контейнеров и перевозки пассажиров международного сообщения всеми видами транспорта (0,2 млн. чел.). Для этого необходимо осуществить:
1) реконструкцию и строительство федеральной автодороги - Хабаровск - Владивосток - для увеличения пропускной способности и ликвидации аварийных участков;
2) завершить строительство федеральной автодороги Владивосток - Хабаровск - Находка с целью увеличения транзитных экспортно-импортных грузов до 18-20млн. тонн ежегодно.
Транспортные коммуникации Дальнего Востока хорошо приспособлены к осуществлению международных перевозок, что позволяет вполне надежно выполнять внешнеторговый товарообмен РФ с другими странами. Существующая транспортная система российского Дальнего Востока дает возможность освоения рынка международных транзитных перевозок.
Увеличение объемов внешнеторговых операций требует увеличивать пропускную способность автомобильных дорог. В то же время сеть автомобильных дорог в Хабаровском крае развита слабо. Современные дороги сосредоточены лишь в южной части территории. В центральных и северных районах основные грузоперевозки осуществляются по временным дорогам-зимникам.
Весьма слабая транспортная инфраструктура Дальнего Востока имеет вполне очевидное объяснение, – этот регион далек от густонаселенного и промышленно развитого центра страны. Все, что Дальний Восток мог предложить стране – рыба, лес, золото – доставлялось по имеющимся дорогам.
В отличие от европейских стран, давно превративших транзит в источник пополнения бюджета, дальневосточный транзит стал источником обогащения лиц, имеющих к нему непосредственный доступ. Поэтому на благосостоянии большей части населения и состоянии автомобильных дорог положение региона никак не сказывается.
Наиболее прибыльными являются трансграничные с Китаем железнодорожные и автомобильные ветки. Они приносят доход не только для экспедиторских фирм, пунктов пропуска, АЗС, принадлежащим отдельным фирмам и частным лицам, но и для таможни и прочих многочисленных инспекций.
Прогноз развития мировой экономики чрезвычайно благоприятен для российского дальневосточного транзита. Основные грузопотоки в ближайшее столетие, как полагают специалисты, будут сосредоточены в треугольнике Европа – Юго-Восточная Азия – США. Уже сегодня в АТР производится треть мирового валового продукта, оттуда идет четверть мирового экспорта, а обратно приходит 40 % мировых инвестиций. Учитывая эту ситуацию, Россия могла бы увеличить транзит через свою территорию в 7-8 раз. Очевидно, что будущее транспортной системы российского Дальнего Востока лежит в интеграции в мировые направления перевозок.
Развитие транспортной сети, в силу объективных причин, происходит ассиметрично. Порты Магадана, Камчатки, Чукотки и частично Хабаровского края будут, вероятно, нести на себе исключительно социальную нагрузку: на Севере живут люди, для их жизни нужен северный завоз. Все эти грузы – топливо, продовольствие, ТНП – и будут принимать полумертвые порты, портопункты, причалы этих краев и областей. Основная же жизнь будет кипеть на пересечении линий Япония-Европа, Корея-Европа, Китай-США-Корея-Япония.
Также рост числа личных автомобилей, используемых для некоммерческих перевозок, будет способствовать увеличению объема платежеспособного спроса на топливо.
В связи с этим в преддверии ожидаемого спроса ООО «РН-Востокнефтепродукт» намерено модернизировать свои АЗС. В частности, в 2007 г. АЗС №443 планируется реконструировать в комплекс, состоящий из собственно автозаправочной станции, кафе, шиномонтажной мастерской, магазина автомобильных запчастей.
Автозаправочная станция №443 относится к коммерческим структурам. В отличие от промышленных предприятий экономический анализ в торговых предприятиях имеет существенные особенности. Одним из важнейших показателей является розничный товарооборот. Объем розничного товарооборота слагается из суммы продаж товаров для непосредственного потребления населением страны в обмен на личные доходы.
В Приложении Г и Д приведены данные о финансовом положении предприятия. На основе этих данных в следующей таблице приведен анализ динамики товарооборота АЗС №443.
Таблица 2.2 – Анализ объема и динамики товарооборота АЗС №443
Наименование показателей
Ед. изм.
За год
За первое полугодие
2003 г.
2004 г.
2004/
2003, %
1 пол. 2004 г.
1 пол. 2005 г.
2005/ 2004, %
Объем поставленных нефтепродуктов, всего
тн.
1319
1555
118
742
661
89
в т.ч.:
собственных нефтепродуктов
-
нефтепродуктов ОАО НК «Роснефть»
Выручка от реализации продукции, работ, услуг с налогами, всего
тыс. руб.
21512
25077
117
11121
11686
105
Выручка от реализации закупаемых нефтепродуктов, всего
17853
140
11131
НДС
2822
3825
136
1696
1783
акциз
2997
1283
1233
95
налог с продаж
837
Из общей выручки выручка от нефтепродуктов НК «Роснефть»
96
Выручка от прочей деятельности
3659
2005 г.
Средняя цена реализации нефтепродуктов с налогами, всего
руб./ тн.
13535
16127
119
14988
17679
Средняя цена реализации нефтепродуктов без налогов, всего
10761
11740
109
10973
13116
120
Объем поставленных нефтепродуктов в деятельности АЗС-443 в 2004 году увеличился на 236 тонн или на 18% по сравнению с 2003 годом (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Динамика объема поставленных нефтепродуктов АЗС №443 в 2003-2004 годах
Однако в первом полугодии 2005 года было поставлено нефтепродуктов на 11% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Динамика объема поставленных нефтепродуктов АЗС №443 в 1 полугодии 2004 и 2005 года
Собственных нефтепродуктов АЗС-443 не имеет, вся реализуемая продукция – нефтепродукты ОАО НК «Роснефть».
Выручка предприятия в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 3565 тыс. руб., темп роста составил 117%. В первом полугодии 2005 года по сравнению с первым полугодием 2004 года выручка возросла на 5% (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 – Динамика выручки от реализации продукции, работ, услуг АЗС №443 в 2003-2004 годах, 1 полугодии 2004-2005 годов
Если в 2003 году в общей выручке предприятия выручка от реализации нефтепродуктов (нефтепродуктов ОАО НК «Роснефть») составила 83% и 17% - выручка от прочей деятельности, то в 2004 году и первом полугодии 2005 года общая выручка предприятия – это выручка от реализации нефтепродуктов НК «Роснефть» (100%).
В 2003-2004 годах выручка предприятия от реализации нефтепродуктов увеличилась на 40%, при этом объем продаж в натуральных единицах измерения увеличился всего на 18%. Это свидетельствует о росте цен на нефтепродукты. Действительно, в 2003 году цена составляла 10,761 тыс. руб. за одну тонну, в 2004 году – 11,740 тыс. руб. за одну тонну. В первом полугодии 2005 года цена составила уже 13,116 тыс. руб. за одну тонну. Таким образом, темп роста цен на нефтепродукты увеличился. Если в 2004 году по сравнению с 2003 годом цены выросли на 9%, то в первом полугодии 2005 года по сравнению с первым полугодием 2004 года они увеличились на 20%.
Проанализируем показатель скорости розничного товарооборота для рассматриваемого предприятия (таблица 2.3). От скорости товарооборота непосредственно зависят финансовые результаты торгового предприятия, его финансовая устойчивость /4, с.310/. Скорость товарооборота определяется путем сопоставления объема оборота и средних товарных запасов.
Таблица 2.3 – Анализ скорости розничного оборота АЗС №443 в 2003-2004 годах
Показатель
Отклонение 2004г. от 2003г.
1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг без налогов, руб.
14 194 000
18 255 000
+ 4 061 000
2. Средний запас нефтепродуктов, руб.
6 164 590
3 389 690
-2 774 900
3. Товарооборачиваемость (скорость товарооборота) (п.1/п.2)
2,30
5,39
+ 3,08
4. Число дней в отчетном периоде
365
5. Время обращения запаса нефтепродуктов (п.2×п.4/ п.1)
159
68
-91
В 2003-2004 годах скорость розничного оборота АЗС №443 увеличилась в 2,3 раза, соответственно, время обращения запасов нефтепродуктов сократилась на 91 день: с 159 дней в 2003 году до 68 дней в 2004 году. Ускорение оборота, которое обеспечивается улучшением всей торговой деятельности предприятия, ведет, в свою очередь, к сокращению величины оборотных активов, находящихся в товарных запасах, к снижению издержек обращения, повышению рентабельности и укреплению финансового состояния.
Таблица 2.4 – Анализ скорости розничного оборота АЗС №443 в 1 полугодии 2004 и 2005 года
1 полугодие 2004 г.
1 полугодие 2005 г.
Отклонение 2005г. от 2004г.
8 142 000
+ 10 113 000
3 155 620
+ 234 070
2,58
2,81
183
71
34
-37
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21