Рефераты. Теория машин и механизмов






Рис. 6.2

 

Знак минус поставлен потому, что колеса 1 и 2 вращаются в противоположных направлениях. Для второй пары:

Для третьей пары:

,

         Тогда искомое передаточное отношение:

        

В общем случае при n колесах в механизме:

Общее передаточное отношение рядового зубчатого механизма равно обратному отношению чисел зубьев или радиусов крайних колес. Знак передаточного отношения определяется множителем (-1)n, где n - число передач внешнего зацепления. При n четном i > 0, т.е. ведомое и ведущее звенья редуктора или мультипликатора вращаются в одном направлении; при нечетном n - в разных направлениях.

Анализируя приведенные примеры устанавливаем, что число зубьев промежуточных колес 2 и 3, находящихся одновременно в зацеплении с двумя другими колесами, не влияет на величину общего передаточного отношения механизма. Но установка таких промежуточных колес позволяет изменять направление вращения ведомого звена. При четном числе промежуточных колес направление вращения ведущего и ведомого звеньев противоположны, при нечетном - одинаковы. Применяют эти колеса главным образом там, где необходимо изменить направление вращения ведомого вала при неизменном направлении вращения ведущего (механизм трензеля токарного станка, механизм заднего хода автомобильной коробки передач и др.), либо там, где необходимо обеспечить передачу движения при больших межосевых расстояниях (когда нельзя увеличивать размеры ведущих и ведомых колес из-за их больших габаритов).


Исследование зубчатых механизмов с промежуточными валами


Сложные зубчатые механизмы с промежуточными валами представляют собой последовательное соединение нескольких пар колес, на каждый из валов которого помещено более одного колеса (кроме валов ведущего и ведомого колес). На рис. 6.3 представлен такой трёхступенчатый механизм для преобразования движения между параллельными валами, который состоит из двух ступеней внешнего зацепления с цилиндрическими колесами (1-2 и 3-4) и одной ступени внутреннего о зацепления (колеса 5-6). Колеса 2-3 и 4-5 соединены вместе, образуя звенья.

Рис. 6.3

 

Передаточное отношение первой ступени равно:

,

второй:

        

третьей:

Перемножая эти значения передаточных отношений, получаем

Учитывая, что , w2 = w3; w4 = w5, после сокращения получаем

Общее передаточное отношение ступенчатой передачи равно произведению передаточных отношений ступеней, входящих в состав механизма, или равно отношению произведения чисел зубьев (полоидных радиусов) ведомых колес к произведению чисел зубьев (радиусов) ведущих колее, взятых со своими знаками. Так как передаточное отношение этого механизма (в отличие от рядового) зависит от числа зубьев всех входящих в его состав колес, то путем соответствующего подбора чисел зубьев колес можно получить большие передаточные отношения.

В общем случае при n колесах q внешних зацеплений, общее передаточное отношение равно:

В случае соосного механизма, составленного из нулевых колес (рис. 6.4) должно удовлетворяться условие соосности (равенство межосевых расстояний):

,

или

,

где m12 и m34 - соответственно модули зацеплений первой и второй ступеней.

Рис. 6.4


Планетарные механизмы

 

Сложные зубчатые механизмы, в которых ось хотя бы одного колеса подвижна, называются планетарными механизмами. К типовым планетарным механизмам относятся:

·       однорядный планетарный механизм;

·       двухрядный планетарный механизм с одним внешним и одним внутренним зацеплением;

·       двухрядный планетарный механизм с двумя внешними зацеплениями;

·       двухрядный планетарный механизм с двумя внутренними зацеплениями.

Элементы планетарного механизма имеют специальные названия:

·       зубчатые колеса оси которых неподвижны называются центральными. Колесо с внешними зубьями, расположенное в центре механизма называется солнечным, колесо с внутренними зубьями называют короной или эпициклом;

·       колеса, оси которых подвижны, называют планетными или сателлитами;

·       подвижное звено, соединяющее оси центральных колес и сателлитов называют водилом. Водило принято обозначать не цифрой, а латинской буквой h, или русской в.

В таблице 6.1 приведены структурные схемы типовых планетарных механизмов, а также диапазоны рекомендуемых передаточных отношений и ориентировочные значения КПД при этих передаточных отношениях.


Таблица 6.1 Типовые схемы планетарных механизмов

  Структурная схема механизма

u

h

1.

 

           2                            3

 

1           в 

 

 

 

w1                                                                  wв

3…10


0,97…0,99


2


 

           2                            3

 

          1                           в

 

 

 

w1                                                                  wв

7…16


0,96…0,98

3

 

           2                            3

 

          1                           в

 

 

 

w1                                                                  wв

25…300

0,9…0,3

4

 

        2                                      3

 

       1                                 в

 

 

 

w1                                                                  wв

30…300

0,9…0,3


Если степень подвижности планетарного механизма 2 и более, то его называют дифференциальным. Для механизма выполненного по схеме 1 табл. 6.1 степень подвижности при закреплённом колесе 3 равна:

W =  3× (4 – 1) - 2×3 – 1× 2 = 1.

При свободном колесе 3:

W =  3× (5 – 1) - 2×4 – 1× 2 = 2.

Достоинства планетарных механизмов: большие передаточные отношения при малых габаритных размерах; можно применять для сложения, или разделения движения.


Метод Виллиса (аналитический метод кинематического анализа)

 

Метод Виллиса основан на способе обращения движения (способ мысленной остановки водила): всем звеньям механизма мысленно придаем вращение с угловой скоростью равной угловой скорости водила, только в обратном направлении. Относительные движения звеньев при этом не изменяются, абсолютные будут следующими (для схемы 1, табл. 6.1):

,

,

,

.

Расшифруем принятые обозначения: w1, w2, w3, wв – истинные значения угловых скоростей звеньев; - угловая скорость центрального колеса 1 при остановленном водиле; - угловая скорость сателлита 2 при остановленном водиле; - угловая скорость центрального колеса 3 при остановленном водиле (равна - wв); - угловая скорость водила при остановленном водиле (равна нулю).

Тогда получаем, что все колеса совершают вращательные движения вокруг неподвижных осей и общее передаточное отношение можно найти по формуле:

® формула Виллиса.

После применения метода обращения движения, рассматриваемый механизм можно рассматривать как сложный двухступенчатый с промежуточным колесом:

,

тогда:

.

 

         Контрольные вопросы


20.            Почему при определении передаточного отношения зубчатого сложного механизма с промежуточными колесами можно не учитывать количество зубьев промежуточных колес?

21.            Что такое промежуточный вал?

22.            Дайте характеристику звеньев входящих в планетарный механизм?

23.            Выведите формулу Виллиса для анализа планетарного механизма?


Лекция 7

 

Проектирование планетарных зубчатых механизмов. Постановка задачи синтеза. Условия подбора чисел зубьев. Вывод расчетных формул для условий соосности, соседства и сборки. Задачи синтеза зацеплений. Эвольвента. Эвольвентное зацепление.


Проектирование планетарных механизмов.

Постановка задачи синтеза

 

При проектировании многопоточных планетарных механизмов необходимо, кроме требований технического задания, выполнять ряд условий связанных с особенностями планетарных механизмов. Задачей синтеза, является получение требуемого передаточного отношения, выбор схемы отвечающей требованиям наиболее высокого КПД и габаритными размерами и т.д.

После выбора схемы механизма необходимо определить сочетание чисел зубьев его колес, которые обеспечат выполнение условий технического задания – для редуктора это передаточное отношение и величина момента сопротивления на выходном валу. Передаточное отношение задает условия выбора относительных размеров зубчатых колес – чисел зубьев колес, крутящий момент задает условия выбора абсолютных размеров – модулей зубчатых зацеплений. Так как для определения модуля необходимо выбрать материал зубчатой пары и вид его термообработки, то на первых этапах проектирования принимают модуль зубчатых колес равным единице, то есть решают задачу кинематического синтеза механизма в относительных величинах.

Обычно при определении размеров звеньев механизмов, т.е. при подборе чисел зубьев колес выполняют условие 3-х «с»: соосности, соседства и сборки.


Условия подбора чисел зубьев.

Вывод расчетных формул для условий соосности, соседства и сборки.

 

Условия, которые необходимо выполнить при подборе чисел зубьев колес типового планетарного механизма:

1.     заданное передаточное отношение с требуемой точностью;

2.     соосность входного и выходного валов механизма;

3.     свободное размещение (соседство) сателлитов;

4.     сборку механизма при выбранных числах зубьев колес;

5.     минимальные относительные габариты механизма.

Рассмотрим эти условия подробнее на примере двухрядного планетарного механизма с одним внешним и одним внутренним зацеплением (рис. 7.1).

1.      Обеспечение заданного передаточного отношения с требуемой точностью.

Принимаем требуемую точность ± 5%, тогда для рассматриваемой схемы механизма

2.    Обеспечение условия соосности входного и выходного валов.

Для этого необходимо чтобы межосевое расстояние в передаче внешнего зацепления (первый ряд) равнялось межосевому расстоянию в передаче внутреннего зацепления (второй ряд), то есть:

;

;

.

Обычно в планетарных механизмах применяются зубчатые колеса без смещения, для которых xi = 0    и  rwi = ri = Zi × m / 2.  Тогда

Принимаем, что  mI  =  mII = m, и получаем условие соосности для данной схемы механизма

.

                                             3

                                                                                             С1

            2               C

                               B                                                        В1

 

        awI         A                                    awII

                                                                                    A1

              0

w1                                                                  wв                                     B2         А2            А3     B3

            1                                                C2                                              C3

                                   в

 

 

                                                                                           jв

                                                          Рис. 7.1


3.      Обеспечение условия соседства сателлитов заключается в том, чтобы сателлиты поставленные для повышения жесткости, прочности, а также уравновешивания масс не задевали друг друга (при числе сателлитов k > 1).

Сателлиты размещаются на окружности радиуса aw. Вершины зубьев сателлитов не будут мешать движению друг друга, если выполняется условие:

Для зубчатых колес без смещения максимальный из диаметров сателлитов равен:

.

Расстояние между осями сателлитов

,

где jв – угол между двумя соседними сателлитами.

Подставим полученные выражения в неравенство и получим условие соседства:

         ,

.

4. Условие сборки – условие равных углов между сателлитами, заключается в том, что при постановке 1-го сателлита центральные колеса займут вполне определённое взаимное расположение и остальные сателлиты могут быть введены в зацепление только при определённом соотношении между числом их зубьев.

Найдем длины дуг между двумя сателлитами колеса 3 и 1:

- в шагах:

- через количество зубьев на дуге: , (целое число зубьев плюс кусочек зуба).

Сложим левые и правые части выражений:

,

группируем: ,

после деления получаем: .

Видим, что в левой половине целое число, следовательно и сумма в правой половине выражения должна дать целое число, т.к. первое слагаемое тоже дает всегда целое число, то:

        

Это выполняется когда: .

Следовательно, получаем:

         ,

где , Е – любое целое число.

         Отсюда условие сборки принимает вид:

         .

         Сумма зубьев центральных колес должна быть кратной числу сателлитов.


Оптимальный синтез планетарных механизмов

при автоматизированном проектировании


При автоматизированном проектировании с помощью компьютера можно за относительно небольшой промежуток времени получить большое количество возможных решений задачи. Сопоставляя эти решения между собой находят то, которое удовлетворяет всем требованиям наилучшим образом. При этом перебор вариантов осуществляется в пределах заданных ограничений на параметры (в данном случае на числа зубьев колес) по какой-либо стратегии или чаще случайным образом. Программы оптимального синтеза могут использовать рассмотренные выше методы (например, метод сомножителей), а могут просто перебирать допустимые сочетания параметров и проверять их на соответствие заданным условиям. Использование компьютерных программ для синтеза планетарных механизмов позволяет существенно сократить время проектирования и существенно улучшить качественные показатели спроектированных механизмов.


Синтез зубчатых зацеплений


Зубчатым зацеплением называется высшая кинематическая пара образуемая последовательно взаимодействующими поверхностями зубьев.

Синтез зубчатого зацепления состоит в том, чтобы отыскать такие взаимодействующие поверхности, которые обеспечивали заданный закон их относительного движения.

Синтез основан на использовании основной теоремы зацепления:

.

Следствия теоремы: для получения постоянного передаточного отношения необходимо чтобы отношение радиусов начальных окружностей было постоянно, т.е. точка Р – полюс зацепления не менял своего положения.

При выборе кривых очерчивающих профиль зуба руководствуются соображениями кинематического, динамического, технологического и эксплуатационного характера:

-        кинематические – состоят в том, чтобы проектируемые профили очерчивались простыми геометрическими приёмами, и удовлетворялось требуемое передаточное отношение;

-        динамические – чтобы при постоянной передаваемой мощности, усилие действующее на зубья и опоры было постоянным по величине и направлению и чтобы форма зуба обеспечивала наибольшую прочность;

-        технологические и эксплуатационные – простота изготовления, бесшумная и безударная работа, допустимость некоторых погрешностей в изготовлении и монтаже.

В современном машиностроении наибольшее распространение получили колеса с эвольвентным и круговым (зацепление Новикова) профилями зубьев. В точном машиностроении и приборостроении разновидности циклоидального зацепления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.