Рефераты. Формирование системы стимулирования поведения работников предприятий






Первая. Принятие гражданина на работу на определенный испытательный срок, в течении одна и другая стороны могли бы взвесить свои интересы и потребности. Какие бы совершенные методы профессионального отбора не использовались на практике, но полное представление о действительной пригодности работника к работе на предприятии можно вынести, лишь допустив работника на рабочее место, в процессе выполнения им работы. Конечно, на простых работах испытательный срок может не понадобиться, но в условиях постоянного технического и социального усложнения производства, а также роста качественных требований к выполняемой работе, испытательный срок должен стать нормой отношений обеих сторон соглашения. При отрицательном окончании испытательного срока запись в трудовой книжке должна быть не обязательной.

Вторая. Переход к постоянным социально-трудовым отношениям между работником и предприятием. Следует подчеркнуть, что указанные отношения строятся теперь в условиях тех новаций в управлении, о которых уже говорилось, и еще будет говориться. Работник выполняет свои функции в условиях функционирования системы стимулирования поведения работников, т.е. действия системы  материальных и нематериальных стимулов поведения. О таких нематериальных стимулах как участие в управлении и гуманизация труда речь пойдет в двух последующих параграфах. В настоящем же параграфе мы должны в дополнение к сказанному рассмотреть ряд принципиальных вопросов, имеющих принципиальное отношение к отношениям найма.

Третья. Трансформация соглашения о работе в членство работника в организации. Переход к членству означает принятия сторонами соглашения дополнительных обязательств. Работник становится членом организации, трудового коллектива, единой команды предприятия. Каждый член организации обязуется развивать и полностью использовать свой личностный физический и интеллектуальный потенциал, оказывать всемерную помощь своим товарищам. Главным для всех членов организации становится достижение целей предприятия. Членство гарантирует работникам широкое участие в разработке и принятии управленческих решений в производственной, экономической и социальной сферах. Члены свободно допускаются к технической и социально-экономической информации, к решению вопросов, связанных с распределением дохода предприятия. Членство в организации означает для работников уверенность в длительной и плодотворной работе на данном предприятии. На этой ступени соглашения социально-трудовые отношения фактически дополняются экономическими, производственными отношениями.

Очевидно, что переход к членству организации должен найти определенную форму выражения, работники должны быть приняты в члены организации. Здесь можно вспомнить наш опыт принятия работников в члены бригады, посвящение в рабочие и т.д.

Очевидно, что данная степень соглашения может охватывать не всех работников, вступивших в социально-трудовые отношения с предприятием. Во первых, процесс принятия работников в члены организации требует определенного времени. Во вторых, работа, на которую был принят работник, может быть временной, не постоянной, как для предприятия, так и для работника. Последний может работать временно, но за рамками испытательного срока, по семейным обстоятельствам, в связи с не нахождением пока подходящей для него работы, по другим обстоятельствам. Предприятие может устанавливать отношения с данным работником также имея в виду, что на его место следует подыскать другую кандидатуру. В третьих, на предприятии, как бы оно уже не соответствовало новым организационно-техническим и другим требованиям, но могут быть работы, не требующие работников нового типа, и поэтому у предприятия может не быть заинтересованности «тащить» работника, занятого на таких работах, в членство организации. Может быть и так, что эта работа вскоре будет ликвидирована.

Следует подчеркнуть, что третья ступень соглашения о работе – переход к членству в организации практически требует серьезных преобразований в социально-производственной структуре предприятия. В экономической литературе высказываются мнения о необходимости рассмотрения предприятия не только как хозяйствующего субъекта, субъекта гражданско-правовых отношений, но как сложное многоструктурное образование с производственными, экономическими, социальными, демографическими, профессиональными и другими сторонами. Мы считали бы обоснованным пойти дальше и посмотреть на предприятие как на некий производственный социум, в котором люди объединены для достижения своих личных и общих целей – достижения целей предприятия, и в первую очередь высокой экономической и социальной эффективности его работы. Такой производственный социум характеризовался бы рядом, прежде всего социальных, особенностей. О чем идет речь?

В рамках производственного социума должны формироваться общие интересы и ценности, культура предприятия, нормы поведения на производстве и в быту. Причем для каждого, и прежде всего для членов организации, главным являлось творческое и инициативное отношение к своей работе и работе своих товарищей, всех звеньев производства. Забота об имидже предприятия, его успехах стала бы всеобщей заботой. У работников предприятия развивалось бы стратегическое мышление по вопросам деятельности предприятия, поскольку в рамках текущих периодов многие производственные, экономические и социальные цели не достижимы.

Должно обеспечиваться активное участие работников в разработке целей предприятия, мероприятий по их достижению, а также в реализации этих целей и мероприятий. При этом необходим постепенный переход к без конфликтному, без переговорному рассмотрению всех спорных вопросов, возникающих на предприятии, для чего должна быть широко развита производственная демократия, о чем речь специально пойдет в следующем параграфе. Из практики работы предприятий следовало бы исключить конкурентность, как форму взаимоотношений между работниками. Широкое развитие должны получить коллективные формы организации.

Достижение целей предприятия должно осуществляться только гуманными средствами, с проведением политики гуманизации труда, исключающей подход к персоналу предприятия, как к инструменту, средству достижения производственных и экономических целей предприятия. Правилом работы предприятия должно быть стремление к тому, чтобы обеспечить работников такими жизненными условиями на предприятии и за его пределами, которые позволили бы полностью высвободить их для творческой и инициативной работы.

Построение производственного социума не возможно без изменения статусных различий между руководителями и подчиненными, между работниками различных социальных групп, включая высококвалифицированных и низкоквалифицированных рабочих. Развитие персонала, рост квалификации работников, повышение их научно-технического и культурного уровня, развитие коллективизма, корпоративной культуры, объединение работников вокруг общих целей предприятия выдвигают этот вопрос в число значимых в активизации работников на достижение целей предприятия. Без его решения практически не возможен производственный социум.

Руководители должны проявлять подлинно человеческие, товарищеские отношения к работникам предприятия, показывать своим поведением, что они отличаются только тем, что выполняют руководящие функции. В остальном они неотделимы от персонала. Отсюда столовая должна быть общая для всех, также и парковка автомобилей, раздевалка и т.д. Аналогично должны строится отношения между высококвалифицированными и низкоквалифицированными рабочими. Первые ни в коем случае не должны показывать, что у них «семь пядей во лбу».

Четвертая ступень. Возможность становления членов организации акционерами акционерного общества данного предприятия, естественно, если организационно-правовой формой предприятия является акционерное общество. Но мы исходим из того, что в соответствии с действующим законодательством эта форма является основной. О положении дел в этой области мы уже говорили, высказывали мнение, что для усиления заинтересованности работников в достижении целей предприятия необходимо пойти на постепенное вовлечение в число акционеров работников акционерных обществ. Теперь добавим – членов организации. При этом можно поощрять работников продажей им акций по сниженной стоимости, либо предоставлять акции бесплатно. Может также приниматься за правило запрещение продажи , дополнительно выпущенных акций, на сторону. Как бы ни было мало, в особенности по началу, число акций, находящихся в собственности работников, также как и число работников – акционеров, но эти работники – члены организации, при хорошей организации работы, могут стать надежной информационной базой для коллектива о целях предприятия и позитивных результатах их реализации, могут быть хорошими проводниками этих целей.      

Изменение отношений найма может быть легко достижимо, если развивать такие организационно-правовые формы хозяйствования как «народный капитализм», когда ни один акционер не может иметь в собственности акции стоимостью более 1% уставного капитала; акционерные общества, в которых в соответствии с их уставами, акции должны принадлежать всем или практически всем работникам; народные акционерные предприятия. Представляется, что эти формы хозяйствования, как и другие с большими или меньшими элементами коллективизма в управлении собственностью, лучше соответствует генотипу русского народа, чем личный и семейный капитал.

 Все сказанное выше должно обеспечивать включение работников, как в социально-трудовые, так и экономические, производственные отношения.

Корпоративная культура, функционирование производственного социума, естественно, самым тесным образом соседствуют с материальными и нематериальными стимулами, которым посвящена настоящая работа, и не отделимы от них. И также как коллективная организация приносит дополнительный эффект за счет кооперации труда, так и функционирование производственного социума со всеми его многими элементами (материальными, нематериальными, духовными), объединяющими всех работников вокруг общих целей – целей предприятия, создают дополнительный экономический и социальный эффект.

Изменения отношений найма должны быть отнесены ко всем сферам производственной деятельности, предприятий различных форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования. Здесь должно быть единство. Хотя определенных отличий и не избежать. Так на государственных унитарных предприятиях нет акций, и поэтому отпадает четвертая ступень соглашения. Но здесь может быть в большей мере развита производственная демократия. На предприятиях кооперативной, коллективной собственности членство в организации является обязательным для всех или большинства работников.

В заключение надо сказать, что изменения отношений найма в силу их особого положения в системе экономических, производственных отношений требуют осуществления мер не только в сфере собственности и организационно-правовых форм хозяйствования, но и в сфере управления производством, в первую очередь, в управлении персоналом, о чем речь пойдет ниже при характеристике нематериальных систем стимулирования. Здесь же укажем лишь на необходимость качественных изменений в функциональной системе управления персоналом на предприятиях.

Сегодня на многих предприятиях сохраняются старые подходы к организации работы с кадрами, сохраняются отделы кадров. Между тем в интересах все более глубокого использования человеческого фактора требуется переход к формированию организационно-функциональной структуры управления персоналом. Это означает, что управлением персоналом должны заниматься практически все структуры предприятия, исходя из принципа разделения функций управления персоналом между многими исполнителями (службами, подразделениями, специалистами). При этом служба управления персоналом должна стать ведущим подразделением управления предприятием. Только в этом случае можно представить себе, что многие работники, имеющие разные личные интересы и потребности, занятые на разных рабочих местах, выполняющие разные работы, успешно объединяются в один коллектив, нацеленный на достижение целей предприятия.

Формирование персонала неразрывно связано с системами развития персонала, личностного потенциала работников. Проявить, реализовать личностный потенциала с тем, чтобы выполнять более сложную работу, перейти на более сложный участок работы, повыситься в должности, внести больший вклад в достижение целей предприятий, можно лишь при наличии соответствующего потенциала. В противном случае желания работника будут напрасными, претензии будут тщетными. Отсюда заинтересованность работников в системах, направленных на повышение их личностного потенциала, и прежде всего, в области квалификации, научно-технических знаний, передового опыта, культурно-технического образования. В этом заинтересована и администрация предприятия.

Рост значимости для достижения целей предприятия развития персонала, личностного потенциала работников объясняется и объективными причинами – особенностями современного этапа развития рыночных отношений. Под воздействием постоянно меняющегося спроса на рынке товаров, растет их разнообразие, сокращаются сроки их разработки и запуска продукции, уменьшаются сроки ее хранения, повышаются требования к качеству изделий. Все это происходит в условиях быстрой замены одной техники и технологии на другую, перехода к гибким производствам, позволяющим по разному использовать одни и те же технические средства. Жизненный цикл продукции становится часто короче жизненного цикла средств производства этой продукции. Изменяются требования к организации производства и труда, социальным отношениям, как между работниками, так и между работниками и их руководителями.

Новые требования к квалификации требуют от работника достаточно высокого интеллекта, осознания принимаемых решений на производстве, гибкого реагирования на происходящие вокруг него процессы. Необходимы экспериментальное мышление, желание сотрудничать и взаимодействовать с другими работниками, постоянно получать информацию о производстве. Ныне компетенция является условием, что человек будет действовать мотивировано, так же как наоборот, высокая мотивированность порождает интерес к компетенции. Действенное, эффективное управление персоналом в сфере развития персоналом в современных условиях порождает самомотивированность, активные нематериальные стимулы.  

Конечно столь принципиальные изменения в технике, технологии, квалификации, других сторонах личностного потенциала обычно требуются не повсеместно, т.е. не на всех участках производства предприятия. Поэтому в сфере развития персонала внимание акцентируется, прежде всего, на отборе рабочих мест и производственных участков, где уже в настоящее время от работников требуется творческое, инициативное, экспериментальное мышление, желание сотрудничать и взаимодействовать с другими работниками в решении производственных задач. Подбор кадров на такие рабочие места, причем в первую очередь за счет своих работников, должен организовываться в особом порядке. Имея в виду, что различные группы людей смотрят на развитие своих способностей применительно к новым условиям работы по разному, у них могут быть принципиально разные жизненные позиции. Одно дело грамотная молодежь, а другое пожилые люди со сложившимися убеждениями. Одно дело активные молодые женщины, получившие хорошее общее и профессиональное образование, а другое женщины, обремененные большими семейными заботами.

Для тех же, которые будут отобраны для работы на таких рабочих местах, необходимо организовывать дополнительное образование  без отрыва от производства, обмен опытом между работниками, проведение встреч с руководителями и специалистами. Следует обеспечить хорошую информированность работников о делах предприятия, показать реальную возможность карьерного роста.


Параграф. 2 . Системы участия работников в управлении предприятием.

 Участие работников в управлении предприятием включает в себя значительный круг управленческих действий. Это могут быть приглашение работников на различного рода обсуждения и заседания, где они могут почерпнуть определенную нужную для них информацию; участие работников в обсуждениях управленческих вопросов, которые проводятся администрацией предприятия, где работники имеют возможность высказать свое мнение; внесение на рассмотрение администрации различных предложений и рекомендаций; дача заключений на проекты управленческих решений; участие в разработке администрацией управленческих вопросов; совместная с администрацией разработка управленческих решений; разработка управленческих решений работниками самостоятельно или с участием администрации; осуществление контроля за выполнением управленческих решений; оценка управленческих действий; участие в разрешении споров и конфликтов, возникающих на предприятии; руководство отдельными сторонами деятельности предприятия.

Перечень управленческих действий работников можно было бы продолжить. При этом уместно сказать, что для проведения управленческих действий работников, они должны иметь свои представительные органы, своих представителей, так как в большинстве случаев невозможно себе представить, чтобы все работники могли принимать участие в тех или других управленческих действиях. Правда, игнорировать возможность всеобщего участия, нет оснований. Собрание трудового коллектива предприятия или его подразделения , на которых выступают представители администрации с той или иной информацией, может иметь не малое значение, так как без информации работников трудно представить активное их участие в управлении. Совместно принимаются и проводятся в жизнь управленческие действия бригадами рабочих, различными советами и комиссиями, которые могут создаваться на предприятии.

Управленческие действия работников предприятия это фактически форма их поведения, и одновременно форма воздействия работников на управление предприятием, участия в выработке и принятии управленческих решений, а также контроле за их выполнением. Без широкого развития таких управленческих действий трудно представить формирование поведения работников, нацеленное на достижение целей предприятия. Сегодня в развитых рыночных странах стало очевидным, что полное использование человеческого фактора, развитие личностного и коллективного потенциалов работников, занятых на предприятии, возможно лишь в условиях внутрипроизводственной демократии, когда широко осуществляется привлечение работников к управлению предприятием, к участию в управленческих действиях. В наше время происходят процессы взаимного признания трудом и капиталом полезности, а следовательно и необходимости, вовлечения работников в управление, так как это позволяет полнее удовлетворять интересы и потребности обеих сторон.

Речь, следовательно, идет о переходе форм партнерских отношений между трудом и капиталом к формам сотрудничества, т.е. к совместным формам работы. Выше отмеченные управленческие действия это характерные формы такой работы – сотрудничества. Но сотрудничество такое возможно только в условиях развития внутрипроизводственной демократии. Практически сотрудничество и демократия на предприятии это две стороны одного и того же социального процесса. Существуют они лишь вместе. 

Цели предприятия, в реализации которых должны быть заинтересованы все работники, могут быть определены только в условиях внутрипроизводственной демократии, когда работники принимают активное участие в разработке этих целей. Объединение работников вокруг целей предприятия возможно также лишь в условиях внутрипроизводственной демократии. Поскольку же предметом сотрудничества в условиях определения и реализации целей предприятия становится выработка решений и их осуществление не только в сфере социально-трудовых отношений, но и организационно-технической, производственной, экономической сферах, то области вовлечения работников в управление значительно расширяются.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.