Рефераты. Европейский Союз и Казахстан






Казахстан задействован в нескольких проектах техниче­ского содействия ТРАСЕКА, которые, прежде всего, включа­ют в себя компоненты экономического и финансового анали­за прединвестиционных исследований с целью выявления ре­альных масштабов необходимой финансовой и технической помощи. В данном направлении проектами ТРАСЕКА явля­лись следующие:

- "Обучение менеджменту в секторе транспорта". Общий бюджет проекта составил 900 тысяч евро. График осуществ­ления с декабря 1995 г. по октябрь 1996 г. Основная цель про­екта заключалась в обучении работников сферы эксплуатации рыночно ориентированным системам и административным процедурам. Во время обучения группа из 122 представите­лей среднего руководящего состава и преподавателей прошла обучение в течение 10 дней в Алматы, а затем отобранная группа из 35 человек прошла стажировку в Европе, где они посетили транспортные компании, учебные учреждения.

-"Законодательная и регулирующая структура транспор­та", общим бюджетом в 1,5 миллион евро. Проект был рассчитан на период с декабря 1995 г. по декабрь 1997 г. Общей целью проекта являлось оказание технического содействия и поддержка базы данных в области транспортного законода­тельства и создание правовой и институциональной обста­новки, ведущей к созданию хорошей практики управления.

- "Модель прогнозирования регионального движения". Бюджет проекта составил 700 тысяч евро на период с декабря 1995 г. по октябрь 1997 г. В рамках проекта была разработана новая инфраструктурная линия в Китай из Казахстана и новая железнодорожная линия Север-Юг из Актау через Туркмени­стан и Иран.

- "Интермодальные перевозки". С общим бюджетом в 500 тысяч евро проект был рассчитан на период с января 1996 г. по январь 1997 г. Основной целью были определены пред­ставление рекомендаций относительно проблем интермо­дального транспорта в области ТРАСЕКА и передача ноу-хау интермодальной технологии.

- "Внедрение систем контроля за состоянием дорожных покрытий". Проект действовал с декабря 1995 г. по декабрь 1997 г. с общим бюджетом в 2 млн. евро. Целью проекта яв­лялось знакомство региональных властей, занимающихся со­держанием дорог, с последними методами управления до­рожным покрытием, принятыми в Европейском Союзе, и обучение местных специалистов используемым приемам.

- "Услуги автомобильного транспорта (Центральная Азия)" с бюджетом в 700 тысяч евро. Данный проект был рассчитан на период с марта 1996 г. по октябрь 1997 г. i№ - "Содержание и ремонт подвижного состава". Проект •осуществлялся с апреля 1996 г. по июль 1997 г., общий бюд­жет — 700 тысяч евро.

- "Содействие торговле в регионе ТРАСЕКА". Бюджет проекта составлял 980 тысяч евро и был рассчитан на период с март 1996 г. по сентябрь 1997 г. Основными целями проекта были определены внесение предложений по упрощенной системе и улучшение сотрудничества между таможенными вла­стями и экспедиторами во всем регионе.

-        "Содержание и техническое обслуживание инфраструктуры железных дорог (Центральная Азия)" с бюджетом в 1,2 млн. евро. Проект осуществлялся с марта 1996 г. по март 1997 г. Основной целью проекта было определено технико-экономическое обоснование усовершенствования железной линии Актау-Бейнеу.

- "Структура межгосударственных железнодорожных та­рифов и расписания движения". Общий бюджет проекта со­ставлял в 1,5 млн. евро и был рассчитан на период с июля 1996 г. по февраль 1998 г.

- "Координационная группа ТРАСЕКА" с бюджетом в 1,65 млн. евро. График осуществления: сентябрь 1996 г. по август 1998 г. Фокус координации был значительно усовер­шенствован путем открытия суб-офиса в Алматы.

- "Реструктуризация железных дорог Центральной Азии и изучение вопросов коммуникации". Проект был рассчитан с августа 1997 г. по июль 1998 г. с общим бюджетом в 2 млн. евро.

- "Содержание автомобильных дорог". Общий бюджет - 2,5 млн. евро. График осуществления проекта с октября 1997г. по октябрь 1999 г.

-   "Интермодальные услуги ТРАСЕКА" с бюджетом в 2 млн. евро, проект был рассчитан на период с июня 1998 г. по декабрь 1999 г[35].

С января 2001 г. в Актау в рамках Программы ТРАСЕКА состоялось открытие нового инвестиционного проекта. Це­лью данного проекта является реконструкция паромного тер­минала актауского морского торгового порта. Безвозмездное инвестирование проекта составляет 2 млн. евро. Северная часть маршрута ТРАСЕКА проходит через морской торговый  порт Актау, который имеет важное стратегическое значение  для выполнения программы в целом. После семилетнего перерыва паромный терминал был открыт в июне 2000 г. Однако перевозки осуществляются в трудных условиях, используемое оборудование устарело, а транспортные нагрузки по-стоянно возрастают. Поэтому в рамках проекта проводятся восстановительные работы всех сооружений и узлов паромного терминала, которые в будущем позволят актаускому морскому порту решить задачу транспортировки грузов по маршруту Актау-Баку-Ноушахр в соответствии с общепризнанными мировыми стандартами.

Данный проект является важным шагом в развитии транс-портной сети, соединяющей Центральную Азию, Кавказ и Европу. Представители Европейского Союза подчеркивают особую важность морского торгового порта Актау для эконо-мики Казахстана, являющегося ключевым звеном национальной транспортной инфраструктуры для выхода на европейский и мировой рынки.

Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что одной из основных задач программы ТРАСЕКА является ее функция в качестве катализатора для привлечения поддержки международных финансовых учреждений и частных инвесторов. Для того чтобы удовлетворять спросы потенциальных международных     финансовых     инвесторов,     программа ТРАСЕКА осуществляет технико-экономическое обоснование и предварительные исследования для потенциальных инвестиций в инфраструктуру и оборудование Казахстана. На основе проектов ТРАСЕКА, которые определили состояние инфраструктуры железных дорог в Республике, Европейский банк реконструкции и развития за предыдущие три года рас-ширил займы для реабилитации железных дорог в Казахстане на сумму 100 млн. долл. США. Дальнейшее осуществление инфраструктурных проектов в Казахстане в рамках програм-мы ТРАСЕКА является необходимым и благоприятствующим для привлечения интереса и обязательств по более крупному финансированию как со стороны международных финансовых учреждений, так и стран-членов Европейского Союза. Но инвестиционные проекты ТРАСЕКА не стремятся заменить крупных инвесторов, эти проекты являются дополнением к основным инвестиционным действиям, которые усиливают инвестиционное привлечение для более крупщлх инвестиционных пакетов на маршрут ТРАСЕКА.

Из государств-членов Европейского Союза можно выделить наиболее главных инвестиционных партнеров, в отношении которых Казахстан проводит политику, построенную на общности взаимовыгодных интересов и сотрудничества.
Это объясняется экономическим потенциалом, огромной сырьевой базой у стран-членов ЕС, политическими намерениями и интересами к Казахстану этих государств. Прежде всего, это - Великобритания, ИІалия, ФРГ, Нидерланды и Франция.

За 2000 г. лидером по привлечению инвестиций среди стран-членов ЕС в экономику Казахстана является Великобритания. Ее удельный вес в общем мировом объеме всех иностранных инвестиций составляет 16,9%. На втором месте стоит Италия с 12,8%, на третьем — Нидерланды - 4,0%, на четвертом - Германия -2,5%, на пятом - Франция - 1,2%, на шестом - на Бельгия 0,3%, на седьмом - Ирландия с 0,1%, на восьмом - Швеция и Австрия - 0,0%.

Таким образом, развитие всесторонних отношений со странами-членами Европейского Союза играет для Казахста­на ключевую роль. Республика Казахстан рассматривает эти отношения в качестве долгосрочного приоритета, связанного с продвижением своих национальных интересов на междуна­родной арене.

Подход Европейского Союза к отношениям с Казахстаном продиктован тем, что он воспринимается им не только как торгово-экономический, но и как стратегический партнер. Это объясняется, прежде всего, выгодным геополитическим положением Республики.

Все же на первое место в сотрудничестве Казахстана с Европейским Союзом выходит экономика. Экономика на се­годняшний день представляет долгосрочную перспективу для развития Казахстана как суверенного государства. Со своей стороны казахстанская экономика нуждается в инвестициях, особенно в нефте- и газодобывающую отрасли промышлен­ности, которые приносят основные валютные доходы. Поэто­му совместные политические и экономические цели, согласо­ванные в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, явля­ются теми отправными точками, которых Казахстану следует придерживаться при дальнейшем плодотворном торгово-экономическом развитии сотрудничества с Европейским  Союзом.

Таблица № Поступление прямых иностранных инвестиций в Казахстан по странам-членам Европейского Союза[36]


Страна

 

1993-1999 гг.

2000 гг.

Первый квар­тал 2001 г.

Объем, млн. долл. США

 

Удель­ный вес в общем объеме,

%

 

Объем, млн. долл. США

 

Удель­ный вес в общем объеме,

%

 

Объем, млн. долл. США

 

Удель­ный вес в общем объеме,

%

 

Австрия

 

20,4

0,2

 

0,4

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

Бельгия

 

162,7

 

1,7

 

7,6

 

0,3

 

0,5

 

0,0

 

Великобри­тания

1220,1

12,5

464,2

16,9

99,2

8,3

Германия

 

191,6

 

2,0

 

68,8

 

2,5

 

14,4

 

1,2

 

Дания

 

1,2

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

Ирландия

 

24,1

 

0,2

 

3,3

 

0,1

 

0,9

 

0,1

 

Италия

 

146,4

 

1,7

 

351,0

 

12,8

 

79,9

 

6,7

 

Нидерланды

 

283,8

 

2,9

 

109,9

 

4,0

 

38,9

 

3,3

 

Франция

 

116,6

 

1,2

 

34,1

 

1,2

 

11,0

 

0,9

 

Швеция

 

9,1

 

0,1

 

1,0

 

0,0

 

0,2

 

0,0

 


 

2.2.2. Программа ТАСИС в Казахстане


В 1991 г. Казахстан стал самостоятельным субъектом международных отношений. В это время необходимо было оп­ределить место и роль Казахстана в современных междуна­родных отношений, выявить приоритеты во внешней полити­ке государства учитывая геополитическое расположение на стыке Азии и Европы, экономические и военно-политические интересы и существующий потенциал.

Укрепление позиций Казахстана в мировом сообществе имеет важное значение, так как основной целью внешней по­литики Казахстана является формирование и поддержание благоприятных условий для успешной реализации разрабо­танной Президентом Н.А.Назарбаевым Стратегии становле­ния и развития Казахстана как суверенного государства.

Исходя из стратегической направленности внешнеполи­тического курса Республики Казахстан на развитие и укрепление равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми государствами мира, можно говорить о большом значении развития сотрудничества с Европой. Одним из долгосрочных приоритетов внешней политики Республики Казахстан является Европейский Союз. Перспективность и необходимость! развития отношений с ЕС для Казахстана определяется ролью и местом этого Союза в европейской и мировой политике. ЕС на сегодняшний день - один из трех сильнейших центров в мире, наряду с США и Японией, развитых во всех областях. Кроме того, ЕС стремится к тому, чтобы стать политическим объединением. В скором времени Европейский Союз будет говорить от имени всей Европы в отношениях с государства­ми других регионов. Европейский Союз заявил о своей твер­дой решимости поддерживать связи с Казахстаном и с учетом его потребностей разработал программу по оказанию содействия Казахстану в построении демократии и рыночной экономики. Предпринимаемые ЕС усилия по оказанию содейст­вия Казахстану включают также и техническую помощь по линии программы ТАСИС.

В этой связи особый интерес для Республики Казахстан представляет сотрудничество с Европейским Союзом в рамках программы ТАСИС. Вообще идея разработки программы ТАСИС возникла на заседании Европейского Совета в Дублине (июль 1990 г.) и Риме (декабрь 1999 г.), на которых было приня­то решение поддержать руководство бывшего Советского Сою­за в его усилиях по проведению экономической реформы и оживлению экономики, имевших большое значение для укреп­ления мира и стабильности в Европе и во всем мире.

Было постановлено, что такая поддержка по линии ЕС бу­дет оказываться в рамках программы технического содейст­вия по отдельным приоритетным секторам. Это послужило отправной точкой программы ТАСИС. Исходя из этой прин­ципиальной посылки, в июле 1991 г. Совет принял Постанов­ление (ЕЭС, Евратом) № 2157/91, в котором определяется правовая основа и механизмы реализации программы ТАСИС на 1991-1992 гг. С декабря 1991 г. начался период неопреде­ленности по реализации программы, связанный с распадом СССР и возникновением Новых независимых государств, но важность сохранения темпов процесса реформ оставалась во внимании ЕС. Поэтому на 1992 г. были разработаны про­граммы для каждого независимого государства с учетом их особых приоритетов и целей проведения реформ.

После провозглашения независимости РК, а именно 11 февраля 1992 г. между Комиссией ЕС и 12 Новыми независи­мыми государствами был подписан Протокол, обеспечиваю­щий институционные механизмы технического сотрудниче­ства, финансируемого ЕС. И уже 1 апреля 1992 г. между Ко­миссией ЕС и правительством Казахстана был подписан "Меморандум о финансировании", что явилось началом реализации программы ТАСИС в Казахстане. В том же месяце было создано Координационное бюро ТАСИС в Казахстане. Официальные дипломатические отношения между Республи­кой Казахстан и Европейским Союзом были установлены в сентябре 1992 г. Таким образом, программа ТАСИС в Казах­стане начала свою деятельность несколько раньше, чем были установлены дипломатические отношения между сторонами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.