В
1991 г. Казахстан стал самостоятельным субъектом международных отношений. В это
время необходимо было определить место и роль Казахстана в современных международных
отношений, выявить приоритеты во внешней политике государства учитывая
геополитическое расположение на стыке Азии и Европы, экономические и
военно-политические интересы и существующий потенциал.
Укрепление
позиций Казахстана в мировом сообществе имеет важное значение, так как основной
целью внешней политики Казахстана является формирование и поддержание
благоприятных условий для успешной реализации разработанной Президентом
Н.А.Назарбаевым Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного
государства.
Исходя
из стратегической направленности внешнеполитического курса Республики
Казахстан на развитие и укрепление равноправных и взаимовыгодных отношений со
всеми государствами мира, можно говорить о большом значении развития
сотрудничества с Европой. Одним из долгосрочных приоритетов внешней политики
Республики Казахстан является Европейский Союз. Перспективность и
необходимость! развития отношений с ЕС для Казахстана определяется ролью и
местом этого Союза в европейской и мировой политике. ЕС на сегодняшний день -
один из трех сильнейших центров в мире, наряду с США и Японией, развитых во
всех областях. Кроме того, ЕС стремится к тому, чтобы стать политическим
объединением. В скором времени Европейский Союз будет говорить от имени всей
Европы в отношениях с государствами других регионов. Европейский Союз заявил о
своей твердой решимости поддерживать связи с Казахстаном и с учетом его
потребностей разработал программу по оказанию содействия Казахстану в
построении демократии и рыночной экономики. Предпринимаемые ЕС усилия по
оказанию содействия Казахстану включают также и техническую помощь по линии
программы ТАСИС.
В
этой связи особый интерес для Республики Казахстан представляет сотрудничество
с Европейским Союзом в рамках программы ТАСИС. Вообще идея разработки программы
ТАСИС возникла на заседании Европейского Совета в Дублине (июль 1990 г.) и Риме
(декабрь 1999 г.), на которых было принято решение поддержать руководство
бывшего Советского Союза в его усилиях по проведению экономической реформы и
оживлению экономики, имевших большое значение для укрепления мира и
стабильности в Европе и во всем мире.
Было
постановлено, что такая поддержка по линии ЕС будет оказываться в рамках
программы технического содействия по отдельным приоритетным секторам. Это
послужило отправной точкой программы ТАСИС. Исходя из этой принципиальной
посылки, в июле 1991 г. Совет принял Постановление (ЕЭС, Евратом) № 2157/91, в
котором определяется правовая основа и механизмы реализации программы ТАСИС на
1991-1992 гг. С декабря 1991 г. начался период неопределенности по реализации
программы, связанный с распадом СССР и возникновением Новых независимых
государств, но важность сохранения темпов процесса реформ оставалась во
внимании ЕС. Поэтому на 1992 г. были разработаны программы для каждого
независимого государства с учетом их особых приоритетов и целей проведения
реформ.
После
провозглашения независимости РК, а именно 11 февраля 1992 г. между Комиссией ЕС
и 12 Новыми независимыми государствами был подписан Протокол, обеспечивающий
институционные механизмы технического сотрудничества, финансируемого ЕС. И уже
1 апреля 1992 г. между Комиссией ЕС и правительством Казахстана был подписан
"Меморандум о финансировании", что явилось началом реализации
программы ТАСИС в Казахстане. В том же месяце было создано Координационное бюро
ТАСИС в Казахстане. Официальные дипломатические отношения между Республикой
Казахстан и Европейским Союзом были установлены в сентябре 1992 г. Таким
образом, программа ТАСИС в Казахстане начала свою деятельность несколько
раньше, чем были установлены дипломатические отношения между сторонами.