Рефераты. Европейский Союз и Казахстан






 

17.07.1996

 

13. Бельгия

 

22.06.1998

 

7. Австрия

 

26.09.1996

 

14. Германия

 

08.07.1998

 

 

 

 

 

15. Португалия

 

27.11.1998

 


13 марта 1997 г. СПС было одобрено Европейским парла­ментом, а в мае 1997 г. - парламентом Казахстана. 1 июля 1999 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом вступило в силу.

Подробнее остановимся на структуре Соглашения.

Официальный текст Соглашения состоит из:

самого текста СПС с преамбулой и 100 статей, состав­ляющих девять разделов;

- Протокола о взаимном содействии между административными органами в таможенных вопросах;

-  трех приложений;

- Заключительного акта.

СПС является соглашением Республики Казахстан с Ев­ропейскими Сообществами и их государствами-членами, в котором содержится внушительный список целей и задач в области гражданского сотрудничества: от торговли до интел­лектуальной собственности и уставов компаний, от транспор­та до высшего образования, от сельского хозяйства до борьбы
с противозаконной деятельностью.

Начальный период действия СПС - десять лет. После ука­занного срока СПС будет автоматически продлеваться, если Казахстан и Европейский Союз не прекратят его. Это не означает, что Соглашение не будет изменяться в течение ука­занного срока. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве не имеет жестких рамок и поэтому может развиваться в лю­бом необходимом для Европейского Союза и Казахстана на­правлении в зависимости от развивающихся в ЕС и Казахста­не событий, в частности прогресса Казахстана на пути к рыночной экономике. Соглашение о партнерстве и сотрудниче­стве является важным шагом вперед, оно заменяет Соглаше­ние о торговом, коммерческом и экономическом сотрудниче­стве между ЕС и СССР от 1989 г.

Значение Соглашения связано с масштабностью данного международно-правового   документа,   его   систематизирую­щим характером для отношений Казахстана с Европейским Союзом. В данном документе воплощена новая концепция отношений Казахстана с ЕС, суть которой состоит в их выво­де на уровень взаимовыгодного и равноправного партнерства. Что представляет собой Соглашение о партнерстве и со­трудничестве? СПС представляет собой соглашение, отра­жающее полный спектр взаимоотношений между Европей­ским Союзом и Казахстаном, в том числе в области политиче­ского и экономического сотрудничества. Оно создает основу для налаживания всех видов сотрудничества в гражданской области между Европейским Союзом и Казахстаном. Задача Соглашения - оказание Казахстану содействия в переходе к рыночной экономике, а также помощи в налаживании более тесных отношений со странами Европы.

СПС включает в себя нормы в области прав человека и демократии, принятые международным сообществом. Согла­шение не только представляет основу для развития отноше­ний между Европейским Союзом и Республикой Казахстан, но и открывает возможность оказывать Казахстану содейст­вие в области демократического процесса. Соглашение ставит перед собой цель привести нормативно-правовую базу Казах­стана в большее соответствие с правовыми нормами Европы, а также содействовать торговле и инвестициям. В целом СПС является отправной политической точкой для развития отношений между Европейским Союзом и Казахстаном.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве касается, в частности, таких вопросов, как политическое сотрудничество; торговля; положения, затрагивающие развитие бизнеса и инвестиций, включая условия труда, создание и деятельность компаний; развитие услуг на пересечении границ; система оплаты и развитие капитала; защита интеллектуальных, промышленных и коммерческих прав; сотрудничество в области законодательства; культурное сотрудничество; сотрудничест­во в социальной сфере; финансовое сотрудничество; эконо­мическое сотрудничество; институционные, общие и заклю­чительные положения.

Данное Соглашение обеспечивает политический и эконо­мический диалог между ЕС и Казахстаном, позволяя обеим сторонам углублять взаимоотношения и быть информирован­ными в достигнутом прогрессе во всех областях. СПС служит также в качестве предупреждающего компонента возможных проблем в торговле, экономике и политике. Соглашение рас­ширяет экономическое сотрудничество в сфере промышлен­ности и межграничного предоставления услуг. ЕС поддержи­вает переход Казахстана к рыночной экономике на основе де­мократических принципов и норм права с интеграцией в ре­гиональное и мировое сообщество и сохранением политиче­ской и экономической стабильности. В этом смысле СПС обеспечивает рамки дальнейшего развития экономического и политического сотрудничества между обеими сторонами как на основании двусторонних действий, так и в форме техниче­ской поддержки со стороны ЕС через программу ТАСИС.

Основными целями Соглашения о партнерстве и сотруд­ничестве между РК и ЕС являются:

- развитие тесных политических отношений путем начала регулярного диалога по политическим вопросам;

-  формирование торговых, инвестиционных и гармонич­ных экономических отношений;

- создание основы для взаимовыгодного экономического, социального, финансового, гражданского, научного, техноло­гического и культурного сотрудничества;

-  поддержание мероприятий Казахстана, направленных на консолидацию его демократии и завершение перехода к ры­ночной экономике (Статья 1).

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС составлено в двух экземплярах, на казахском и датском, голландском, английском, французском, немецком, итальян­ском, испанском, греческом, португальском языках, причем все тексты являются в равной степени аутентичными.

Соглашение имеет три приложения и протокол, которые вместе составляют неотъемлемую часть СПС[20]. Приложение I определяет индикативный список преимуществ, предостав­ляемых Республикой Казахстан Новым независимым госу­дарствам в соответствии со статьей 8 параграфа 3.

Приложение II содержит Исключения Сообщества в соот­ветствии со статьей 23 параграфа 1 (в).

Приложение III содержит Конвенцию по защите прав ин­теллектуальной, промышленной и коммерческой собственно­сти (упомянутые в статье 42).

Протокол о взаимном содействии между административ­ными органами в таможенных делах состоит из пятнадцати статей, которые охватывают такие аспекты таможенного сотрудничества, как сфера применения, запросы, формы ин­формирования, исключения и обязательства, содействие по запросу, содействия без запроса, вопросы конфиденциальности и взаимодополняемости и др.

К базовым документам по сотрудничеству между РК и ЕС относится Заключительный акт, который включает в себя пять совместных казахстанско-европейских деклараций и Декларацию французского правительства по его зарубежным департаментам и территориям. Совместные декларации ком­ментируют статьи 13 (относительно предохранительного ре­жима ГАТТ), 23 (относительно исключений из режима благо­приятствования), 25 (в) и 36 (относительно понятия "контроль"), 42 (по авторским правам) и 93 (о применении термина "случаи настоятельной необходимости"). В односторонней Декларации Французской Республики оговаривается, что Соглашение не применяется по отношению к зарубежным странам и территориям, связанным с Европейским сообществом в соответствии с Договором об учреждении Европейского экономического сообщества.

Таковы основные положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европей­ским Союзом.

Комиссия ЕС внимательно следит за соблюдением казах­станской стороной положений Соглашения о партнерстве и — сотрудничестве. Европейский Союз может в любое время потребовать консультаций с правительством Казахстана с целью получения определенных разъяснений и обеспечения даль­нейшего соблюдения СПС. Со своей стороны Республика Казахстан также следит за тем, чтобы Европейский Союз вы­полнял свои обязательства согласно положениям Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Споры между ЕС и РК разрешаются примирительным путем.

Таким образом, Соглашение о партнерстве и сотрудниче­стве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом является масштабным документом, предусматривающим ос­новные направления отношений РК и ЕС, и определяющим задачи в области сотрудничества на основе демократических принципов и соблюдения, прав человека.


2.1.1. Временный договор по торговле и связанным с ней вопросам


Заключение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом 23 ян­варя 1995 г. завершило официальное политическое оформле­ние отношений между обеими сторонами.

На период между подписанием СПС и его ратификацией национальными парламентами стран-членов ЕС и Европей­ским парламентом был заключен Временный договор по тор­говле и связанным с ней вопросам между Республикой Казах­стан и Европейским Союзом. Парафирование текста Времен­ного договора состоялось 23 декабря 1994 г. в Брюсселе гла­вой представительства РК при ЕС А.М.Кырбасовым.

Подписание Временного договора, состоявшегося 5 де­кабря 1995 г. в Брюсселе, явилось стартом для ратификации ранее заключенного СПС рядом государств-членов ЕС (Испа­ния, Ирландия, Великобритания, Дания, Финляндия, Швеция, Австрия). Имевшую место задержку с назначением срока за­ключения Временного договора по торговле и связанным с ней вопросам между Республикой Казахстан и Европейским Союзом эксперты ЕС объясняли тем, что в Брюссель не был своевременно доставлен текст этого договора на казахском языке. Однако главной причиной задержки с подготовкой Временного договора к заключению, как было уже отмечено, явилась позиция Европарламента, отраженная в резолюции от 7 апреля 1995 г. В этой резолюции Европейский парламент твердо высказывался за приостановление ратификации СПС до проведения в Республике Казахстан парламентских выбо­ров. В этой связи определенное время заняли консультации Европейской Комиссии с Европарламентом по вопросу о подписании Временного договора о торговле и связанным, с ней вопросам между Республикой Казахстан и Европейским Союзом.

Временный договор по торговле и связанным с ней вопро­сам между Республикой Казахстан и Европейским Союзом вступил в силу 1 апреля 1997 г., т.е. за два года до вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Парла­мент Республики Казахстан ратифицировал Временный дого­вор в декабре 1996 г. Следует отметить, что данный договор не подлежал ратификации Европейским парламентом. Но со­гласно установленным нормам между различными институ­тами ЕС, Комиссии необходимо было выяснить мнение Европарламента относительно его подписания. Договор имел дей­ствие только на указанный период (до 1 июня 1999 г. т.е. вступления в силу СПС), но позволил вступить в силу тем статьям Соглашения о партнерстве сотрудничестве, которые не требуют ратификации высшими органами стран-членов Европейского Союза, в частности, касающихся вопросов тор­говли.

Полное название договора звучит следующим образом: Временный договор по торговле и связанным с ней вопросам между Европейским сообществом, Европейским объединени­ем угля и стали, Европейским сообществом по ядерной энер­гетики, с одной стороны, и Республикой Казахстан, с другой стороны.

Текст Временного договора состоит из:

- самого текста Временного договора по торговле и свя­занным с ней вопросам с преамбулой и 33 статей, составив­ших 4 раздела;

-  двух приложений и Заключительного акта.

Основной целью данного договора является практическое обеспечение реализации положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европей­ским Союзом, относящихся к торговле и связанных с ней во­просами. Следует отметить, что положения СПС заменяют соответствующие положения Соглашения о торговом, коммерче­ском и экономическом сотрудничестве между Европейскими сообществами и СССР, подписанного 18 декабря 1989 г.

Временный договор в точности повторяет статьи СПС, ка­сающиеся торговли и связанных с ней вопросами. В то же время Временный договор имеет шесть принципиально новых статей (14, 16, 17, 18, 27, 29 Статьи)[21].

В статье 1 раздела I "Общие принципы" Временного до­говора по торговле и связанным с ней вопросам (СПС-статья 2) подчеркнуто, что существенным элементом партнерства является уважение демократии, принципов международного права и прав человека, определенных, как и в СПС, в Хартии Объединенных Наций, Хельсинском Заключительном Акте и Парижской хартии для Новой Европы, а также принципов рыночной экономики.

В разделе II, статье 2 (СПС-раздел III, статья 8) "Торговля товарами" говорится, что Стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования во всех областях в отношении:

-   таможенных пошлин и сборов на импорт и экспорт, включая метод взимания таких пошлин и сборов;

положений, касающихся таможенного оформления, транзита, товарных складов и транспортировки;

-   налогов и других внутренних сборов любого вида, при­меняемых к импортируемым товарам;

-      способов оплаты и перевода таких платежей;

- правил, касающихся продажи, покупки, транспортиров­ки, распределения и использования товаров на внутреннем рынке.

При этом отмечается, что принцип свободного транзита является основным условием достижения целей Временного договора, а каждая Сторона обеспечивает неограниченный транзит на или через свою территорию товаров, происходящих из таможенной территории или предназначенных для таможенной территории другой Стороны (статья 3, СПС-статья 9).

Неотъемлемой частью Временного договора также явля­ется Заключительный акт, состоящий из трех совместных казахстанско-европейских деклараций и односторонней Декла­рации Республики Казахстан. Совместные декларации ком­ментируют статью 7 (относительно предохранительного ре­жима ГАТТ), статью 15 (относительно авторских прав) и ста­тью 28 (о применении термина "случаи особой срочности"). Односторонняя Декларация Республики Казахстан оговарива­ет присоединение Казахстана к многосторонним конвенциям по правам интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности (перечисляются девять международных доку­ментов за 1961-1989 гг.)

Вместе с Временным договором был заключен Протокол о взаимном содействии между административными органами по таможенным вопросам (аналогичный Протоколу СПС), со­стоящий из 15 статей. Данный Протокол содержит положения по обеспечению правильного применения таможенного законодательства, в особенности, на основе предупреждения, обнаружения или расследования случаев нарушения данного за­конодательства.

Таким образом, Временный договор по торговле и связан­ным с ней вопросам между Республикой Казахстан и Евро­пейским Союзом послужил в свое время сигналом для возобновления работы в ряде стран-членов ЕС по ратификации Со­глашения о партнерстве и сотрудничестве.

Временный договор позволил задействовать некоторые положения СПС, касающиеся торгово-экономической части Соглашения на период необходимый для его ратификации парламентами стран-членов Евросоюза, Европарламента и парламента Казахстана. В условиях экономических и полити­ческих реформ середины 90-х гг. Временный договор по тор­говле и связанным с ней вопросам между РК и ЕС сыграл очень важную роль, задействовав вопросы, касающиеся тор­говли, ранее определенные в Соглашении о партнерстве и со­трудничестве, но еще не вошедшие в силу.

Определив основные цели и принципы Временного дого­вора, Республика Казахстан и Европейский Союз заявили, что торговые отношения - это область специфических политиче­ских и экономических интересов, требующая обоюдной акти­визации взаимоотношений.

 

2.1.2. Торговые связи РК с ЕС

После обретения независимости стратегия экономических реформ в Казахстане предполагала, в первую очередь, акти­визацию структурных преобразований в экономике и торгов­ле. Внешнеторговая политика Казахстана в тот период была направлена на формирование системы торговых отношений с государствами Содружества и с зарубежными странами, со­ответствующей принципам рыночной экономики и способст­вующей эффективному вхождению Казахстана в мировой рынок.

Необходимо отметить, что для осуществления эффектив­ной внешнеторговой стратегии РК основополагающими при­знаются следующие принципы: открытость экономики; эф­фективный валютный режим; развитие торговой инфраструк­туры; расширение участия Казахстана на мировом рынке; за­нятие определенной ниши для отечественных товаров; пол­номасштабная реализация сравнительных и конкурентных преимуществ во внешней торговле.

В соответствии с данными принципами правительство Республики Казахстан разработало соответствующие про­граммы по стратегии экономических реформ. Первая про­грамма "Государственная программа стабилизации экономи­ки" (1991-1992 гг.) предусматривала регулирование всей меж­республиканской и внешней торговли системой государственных заказов, а также формирование системы контроля со сто­роны государства за деятельностью хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности. Вторая - "Анти­кризисная программа" (1993-1995 гг.) положила начало фор­мированию государственной стратегии в сфере внешней торговли. Третья - "Среднесрочная программа экономических ре­форм в Казахстане" (1996-1998 гг.) предполагала провести по­литику рационального соблюдения интересов внешнеэконо­мической и внутрихозяйственной деятельности[22].

Анализ государственных программ в стратегии экономи­ческих реформ, затрагивающих и развитие внешнеторгового сектора Республики, позволяет сделать следующие выводы:

- в первые годы независимости кардинальных преобразо­ваний во внешнеэкономической сфере не наблюдалось, так как по-прежнему преобладала система государственных закупок и заказов;

- с 1994 г. меры по либерализации внешней торговли при­няли целенаправленный характер, происходит постепенная унификация законодательных и нормативных актов, создает­ся система внешней торговли с учетом особенностей национальной экономики;

- прогрессивные тенденции во внешнеторговой сфере обусловили осуществление дальнейших мер по регулирова­нию внешней торговли в соответствии с международными нормами и правилами.

Все меры, проводимые в рамках программ по стратегии экономических реформ, оказали существенное влияние на со­вершенствование внешнеторговой политики и на формирова­ние положительного сальдо торгового баланса Казахстана, а также способствовали притоку финансовых средств в бюджет страны. В свою очередь, проведенные мероприятия оказали положительное воздействие на достижение частичной макро­экономической стабилизации в стране. Ведь известно, что ха­рактер торговых взаимоотношений между странами зависит, прежде всего, от экономической и политической ситуации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.