Рефераты. Европейский Союз и Казахстан






В первые годы развития Казахстана, по оценкам немецких экспертов, его экономические отношения с Германией скла­дывались удачно и имели обнадеживающие перспективы. Однако на сегодняшний день казахстанско-германские торго­вые   отношения   переживают  сложный   период.   Особенно уменьшилась доля Германии во внешнеторговом обороте Ка­захстана в 2000 г. и 2001 г. Вообще существенное снижение активности в торговых отношениях между РК и ФРГ связано с ограничениями в получении средств по кредитной линии "Гермес"[25].

На данный момент существует огромный потенциал для расширения экономического и торгового сотрудничества ме­жду ФРГ и РК. Германия в какой-то степени зависит от им­порта энергоносителей, которые имеются в Казахстане. Кро­ме того, Германия важна для Казахстана не только как потен­циальный потребитель сырьевых ресурсов, но и тем, что об­ладает высоким технологическим уровнем, богатым опытом управления экономикой и финансово-кредитной сферой. В свою очередь, Казахстан является важным партнером для Германии по ряду объективных причин. Во-первых, РК обла­дает богатыми природными ископаемыми (нефть, газ, уголь, золото, вольфрам, медь, молибден, свинец, цинк и т.д.) А во-вторых, стратегическое значение Казахстана для Германии и Европы будет постоянно возрастать по мере увеличения ми­ровой потребности в них. В Казахстане имеется растущий рынок сбыта, вторая по численности в СНГ немецкая диаспо­ра, дешевая рабочая сила, высокий образовательный и куль­турный   уровень   населения,   разветвленная   сеть   научно-исследовательских учреждений, стабильная внутриполитиче­ская ситуация. Все это свидетельствует о долгосрочном и перспективном сотрудничестве сторон.

В основном, экспорт из Казахстана представлен хромо­выми рудами и концентратами, феррохромом, цветными ме­таллами, углем, кожевенным сырьем. Германия импортирует из РК ячмень, гербициды, пищевкусовое сырье и продукты питания, оборудование для переработки сельхозпродукции, технологическое оборудование, автомобили, различный инструмент, мебель.

Успешному экономическому и торговому развитию мёжду Республикой Казахстан и ФРГ способствуют заседания Казахстанско-германского координационного совета по экономическому сотрудничеству и рабочей группы по инвестициям и торговле казахстанско-германского координационного совета по экономическому сотрудничеству.

Визиты Верховного комиссара Европейского Союза Ханс ван ден Брука в Алматы в 1996 г. свидетельствуют о большой заинтересованности развития долгосрочных отношений, как на уровне ЕС, так и на уровне Германии. Во время второго приезда в августе 1996 г. X. ван ден Брук акцентировал свое внимание на том, что 1996 г. стал годом укрепления связей между Казахстаном и Европейским Союзом, причем сотрудничество развивалось не только в экономической, но и в по­литической сфере. Последнее обстоятельство, по мнению Xван ден Брука, особенно важно, ибо свидетельствует о ста­бильном характере контактов. Свой оптимизм он перенес на сотрудничество в области нефти и газа. Эта сфера, по мнению представителя ЕС, притягивает европейских деловых людей. Именно с того времени европейский бизнес начал принимать участие в разработке, переработке и транспортировке казахстанской нефти с Тенгизского, Карачаганакского месторождений и из Каспийского шельфа. В Казахстане существует специальная рабочая группа по нефти и трубопроводам, созданная по инициативе ЕС.

В последний год довольно успешно развиваются торгово-экономические отношения между Казахстаном и Италией. В 2000 г. Италия вышла на первое место по объему товарообо­рота с РК. Данные за январь 2001 г. говорят, что в этом году Италия также останется главным торговым партнером Казах­стана.

Главную статью казахстанского экспорта в Италию со­ставляют рафинированная медь и ее сплавы. Италия, в свою очередь, заинтересована в увеличении объема импорта меди, специальных сплавов цинка.

Успешному продвижению торгово-экономических отно­шений между РК и Италией способствует казахстанско-итальянская Торговая палата, созданная в ноябре 1992 г. В за­дачи Торговой палаты входит, прежде всего, оказание содей­ствия в развитии торговли, проведение ярмарок, выставок, семинаров.

Великобритания большое внимание уделяет развитию торгово-экономических связей с Казахстаном. В свою оче­редь, Казахстан заинтересован в дальнейшем развитии этих отношений. Это объясняется тем, что Великобритания зани­мает ведущие позиции в мировой финансовой иерархии.

На сегодняшний день Великобритания входит в тройку лидирующих торговых партнеров Республики.  Основными статьями экспорта в Великобританию являются редкие, цвет­ные  и  черные  металлы,  нефтепродукты,  хлопок,  шерсть, сталь,   медь,  удобрения.   Казахстан  импортирует  машины, оборудование, бытовую технику, электронику, медикаменты, пестициды, продукты питания, обувь, одежду.

Сегодня можно говорить об активизации в работе Казахстанско-Британского совета по торгово-экономическому со­трудничеству (КБСТЭС), созданного на основе Казахстанско-Британского торгово-промышленного совета. Традиционны­ми стали поездки британских бизнесменов в Казахстан и, в свою очередь, поездки казахстанских деловых кругов в Великобританию под эгидой КБСТЭС и посольств обеих сторон для более глубокого расширения и углубления сотрудничест­ва между РК и Великобританией.

На сегодняшний день не столь успешно развиваются от­ношения между Казахстаном и Францией. В торгово-экономических отношениях между Казахстаном и Францией имеется большой нераскрытый потенциал. Республике необходимо активизировать эти отношения, так как Франция яв­ляется одной из ведущих мировых держав.

Начиная с 1996 г., Франция оставалась шестым торговым партнером Казахстана среди стран-членов Европейского Союза. Основной удельный вес в экспорте приходится на хлопковолокно, шерсть, бериллий, фосфор, казеин, полисти­рол, кожевенное сырье. Казахстан закупает во Франции про­дукцию машиностроения, электроники, фармацевтической промышленности и агропромышленного семгора. Также за­метны объемы закупок косметической и парфюмерной про­мышленности.

Большой вклад в развитие казахстанско-французских тор­гово-экономических отношений вносят Межправительственная казахстанско-французская группа и Франко-казахская Торговая палата, организованная в 1994 г.

Интенсификации торговых и экономических отношений между РК и Испанией способствует межправительственная казахстанско-испанская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству на уровне заместителей глав правительств, первое заседание которого состоялось в февра­ле 1997 г.

Несмотря на достигнутые успехи, имеются некоторые проблемы, связанные с торговлей между Казахстаном и Ев­ропейским Союзом. Для казахстанского ферросилиция закрыт доступ на европейский рынок, который защищен антидем­пинговыми пошлинами, направленными на импорт из стран СНГ. Эти пошлины были введены в середине 1993 г. под дав­лением европейских производителей ферросилиция, заинте­ресованных в запрете импорта ферросплавов из России и Ка­захстана. Но в октябре 2000 г. Совет Европейского Союза
принял решение о внесении поправок в антидемпинговое правило.

В настоящее время "Аксуский завод ферросплавов" ОАО "КазХром" является единственным в Казахстане производи­телем ферросплавов и имеет все условия для снятия антидемпинговых пошлин на импорт ферросилиция из Казахстана. В результате либерализации экономики и цен в 1993-1999 гг. на заводе сложились условия для формирования мировых цен на ферросилиций, не позволяющие таким образом устанавливать демпинговую цену на ферросилиций[26].

В марте 2000 г. ОАО "КазХром" были направлены в адрес европейской стороны соответствующие материалы к офици­альному вопроснику Комиссии Европейского Союза. В мае того же года Комитетом по антидемпинговому контролю МЭИТ было направлено письмо в Комиссию ЕС с просьбой проинформировать о состоянии вопроса по проведению анти­демпингового  расследования  в  отношении  казахстанского ферросилиция. В свою очередь, Еврокомиссия обратилась с предложением в адрес Совета ЕС о прекращении действия антидемпинговых мер в отношении казахстанского ферросилиция.

На прошедшем 14 декабря 2000 г. втором заседании Комитета сотрудничества Республика Казахстан – Европейский Союз" европейская сторона сообщила об отмене пошлины на ферросилиций и возможности осуществления Казахстаном импорта рыбной продукции.

По оценкам казахстанских экономистов, снятие антидем­пинговой пошлины на ферросилиций из Казахстана позволит восполнить дефицит кремниевых сплавов на европейском рынке без нанесения материального ущерба национальной промышленности стран Европейского Союза.

Также существовали ограничительные меры по доступу казахстанской икры и другой рыбной продукции на рынок Европейского Союза. 26 марта 1999 г. решением Комиссии ЕС Казахстан был исключен из списка стран, экспортирую­щих икру и другую рыбную продукцию в страны-члены ЕС. Это было вызвано ввиду недостатков,  выявленных в ходе инспекционного визита экспертов Комиссии Европейского Союза в Казахстан в ноябре-декабре 1998 г., в то время эти меры носили больше технический характер. Они были связа­ны с требованиями санитарных и гигиенических стандартов ЕС для импортируемой пищевой продукции, поскольку суще­ствует разница между казахстанскими и европейским стан­дартами. Также первоначально решение мотивировалось от­сутствием законодательной базы для производства и реализа­ции рыбной продукции на предприятиях АО "Балхашбалык", ОАО "Атыраубалык", ТОО "Амиров и К".

В апреле 2000 г. состоялась повторная инспекция в Казах­стан экспертов Комиссии ЕС, в ходе которой была проверена работа указанных предприятий, а также ряда республикан­ских и ведомственных структур по ветеринарному надзору. Получено положительное заключение ЕК по принятым казах­станской стороной документам: "Ветеринарно-санитарным правилам и нормам для предприятий по производству рыбной продукции", "Правилам учета предприятий и судов РК, изготавливающих рыбную продукцию для экспорта в страны ЕС, и выдачи ветеринарного сертификата на данный вид продук­ции". По предприятиям АО "Балхашбалык", ОАО "Атыраубалык" были сделаны замечания, которые, по мнению евро­пейской стороны, в дальнейшем могут быть устранены с ми­нимальными затратами под гарантию соответствующих казахстанских органов.

Во время повторной инспекции экспертами Комиссий Ев­ропейского Союза была отмечена необходимость гармониза­ции законодательства ЕК с директивами и решениями КЕС. В частности, была отмечена актуальность разработки новой Ин­струкции по инспекторской проверке компетентными орга­нами РК рыбоперерабатывающих предприятий, критерия микробиологической оценки рыбной продукции и воды, ана­лиза продукции на соли тяжелых металлов, осуществление контроля критических точек технологического процесса в соответствии с директивами Комиссии ЕС.

В ходе инспекции было сказано, что с учетом результатов проверки КЕС будет подготовлен отчет, по итогам рассмот­рения которого Постоянный ветеринарный комитет ЕС при­мет решение о включении РК в список стран-экспортеров рыбной продукции в ЕС. В целом, результаты проведенной в апреле 2000 г. инспекции Комиссии ЕС дали надежду на по­зитивное решение данного вопроса.

Казахстанская сторона прилагала все усилия, чтобы огра­ничительные меры по доступу казахстанской икры и другой рыбной продукции на рынок Европейского Союза были отме­нены. Так, МИД в ноябре 2000 г. направил в адрес представи­тельства Комиссии Европейского Союза в Алматы ноту (исх. № 13/1961) с приложением письменных гарантий компетент­ных органов РК с извещением об устранении казахстанской стороной всех замечаний экспертов Еврокомиссии.

Как было отмечено, 14 декабря 2000 г. на втором заседа­нии Комитета сотрудничества "Республика Казахстан - Евро­пейский Союз" представители Комиссии Евросоюза сообщи­ли о возможном снятии запрета Казахстаном импорта рыбной продукции. В настоящее время Комиссия приняла решение о включении Казахстана в список стран, которым разрешен им­порт икры и рыбной продукции в страны-члены Европейского Союза.

Существует и третья статья запрета торговли с Европей­ским Союзом. В соответствии с Соглашением между прави­тельством Республики Казахстан и Европейским объединени­ем угля и стали о торговле определенными изделиями из ста­ли от 15декабря 1999 г. в отношении казахстанской стали действуют квоты, установленные Комиссией Европейского Союза..

Соглашение по торговле определенными изделиями из стали вступило в силу с 1 января 2000 г. Данное Соглашение обеспечивает согласованные ограничения на экспорт сталепродуктов из Казахстана в Европейский Союз и включает протокол относительно законодательства Республики в области конкуренции, государственной помощи и защиты окружающей среды, стандарты которых должны отвечать требованиям, применяемым в Европейском Союзе. На этой основе была подготовлена платформа для полной либерализации торговли сталепродуктами.

По истечении срока действия указанного Соглашения казахстанская сторона планирует поднять вопрос о возможном снятии квот и разрешении доступа казахстанской продукции на европейский рынок сбыта.                        |

Одной из проблем во взаимоотношениях между РК и ЕС в 1995 г. была проблема применения антидемпинговых мер по отношению к казахстанским предприятиям. По оценкам ев­ропейских специалистов, во второй половине 90-х гг. склады­вающаяся геополитическая ситуация побуждала Европейский Союз ограничивать масштабы действий, которые могли бы
нанести ущерб его взаимоотношениям с Казахстаном. Последнее оказало свое влияние на ход и результаты антидемпинговых расследований, возбужденных против Казахстанских предприятий по жалобам компаний стран ЕС. Но в 1999 г. были сделаны позитивные сдвиги. Так, например, прекра­щено антидемпинговое расследование по вопросу об импорте в    страны    ЕС    продукции    Усть-Каменгорского    титаномагниевого комбината.

Таким образом, Европейский Союз занимает одно из главных мест во внешней торговле Казахстана. Ситуация, складывающаяся во внешнеторговом секторе Республики, свидетельствует о явном увеличении доли Европейского Союза во внешнеторговом обороте страны. Следовательно, необходимы более активные действия по диверсификации как экспорта, так и импорта. Для улучшения условий торговли со странами Европейского Союза необходимо начать работу по заключению самостоятельных соглашений по ценообразованию и маркетингу. Эти меры приведут к усилению стабиль­ности уже существующих торговых связей и выхода Казах­стана на мировой рынок.

В этой связи Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС представляется основным инструментом для дальнейшего улучшения торговых отношений между Казах­станом и Европейским Союзом. Улучшению внешней торгов­ли Республики Казахстан с Европейским Союзом также спо­собствует признание Казахстана как страны с рыночной эко­номикой.


2.2. Экономическое сотрудничество РК с ЕС


 На перекрестке XX и XXI столетий в отношениях между  государствами все большую роль играют и будут играть экономические факторы. В контексте становления Республики!   Казахстан как ключевого партнера европейских держав в регионе Центральной Азии важность углубления экономическо­го взаимодействия для Казахстана очевидна. Прежде всего, это объясняется тем, что на сегодняшний день, как это было отмечено не раз, Европейский Союз является одним из глав­ных экономических центров мира и наиболее продвинутым, торгово-экономическим интеграционным объединением.

Сегодня на территории 15 стран-членов ЕС проживает  374,5 млн. человек. Совокупный валовой национальный продукт - 5,5 трлн, американских долларов, т.е. больше, чем в США (5,2 трлн.) Рост объемов реального ВВП в ЕС в 2000 г. составил 3,4% против 2,5% в 1999 г.  На территории Евросою­за сохранилась тенденция снижения инфляции, уровень кото-7 рой в 1997, 1998, 1999 и 2000 гг. оставался на одинаковом уровне - 1,8%. В 2000 г. экономика Европейского Союза значительно улучшила свои показатели. По прогнозам экспертов ЕС, в 2001 г. экономический рост в странах-членах Евросоюза  составит 3,4% - рекордный уровень с 1989 г[27]. В ближайшие два года ожидается также дальнейший рост не менее 3% в год с  сокращением  безработицы  и  госдефицита.  Европейские эксперты полагают, что в ближайшие годы уровень безрабо­тицы снизится, а финансовые показатели улучшатся. Все это, по их мнению, будет способствовать укреплению единой ев­ропейской монеты – евро. ЕС производит 31 % мировой про­дукции и обеспечивает 20% мировой торговли. Занятость в странах ЕС в последние годы увеличивается в среднем на 0,9% ежегодно. Уровень безработицы на сегодняшний день в странах-членах ЕС составляет 10,1% к гражданскому и экономически активному населению против 10,3% в 1999 г. Бюджет ЕС на 1997 г. составлял 86,41 млн. евро. По прогно­зам Комиссии Европейского Союза, бюджет ЕС на 2006 г. бу­дет составлять уже 105,23 млрд. евро. Все это произойдет за счет нового расширения Евросоюза на Восток. У его порога
стоят в ожидании 12 стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также Мальта и Кипр с общей численностью населе­ния в 170 млн. человек и производством валового внутренне­го продукта на душу населения в пределах 25-70% от средне­го уровня в ЕС.

Таким образом, шагая на Восток, Европейский Союз су­щественно наращивает свой ресурсный потенциал (террито­рию - на 54%, население - на 31,2%), превращается в крупнейший в мире рынок с 545 млн. потребителей, его совокуп­ный ВВП составит от 8750 трлн. до 9900 трлн. долл., а доля в мировом экспорте повысится до 50-55%. Особенно важно, что в будущем ЕС будет выступать на мировой арене с еди­ных внешнеэкономических и политических позиций стран Западной Европы и ЦВЕ. Уже сегодня можно говорить об укреплении конструкции и динамичного развития дееспособно­сти расширенного Европейского Союза со вступлением каж­дой страны Центральной и Восточной Европы. Таким обра­зом, главной предпосылкой будущей жизнеспособности Ев­ропейского Союза в составе 27 или 28 государств-членов яв­ляется, в конечном счете, достаточно сильный фундамент и стратегия Евросоюза.

Значение ЕС усиливается, с одной стороны, и в связи с введением единой европейской валюты "евро", с другой сто­роны, потенциалом Евросоюза. Евро становится все более важной валютой на рынках развитых и развивающихся стран всего мира. На сегодняшний день приблизительно 50 евро­пейских и африканских стран уже приняли меры по использованию привязки управляемого обменного курса национальной валюты к евро или к валютной корзине, в которой евро является важным компонентом. Евро также, вероятно, станет более важной резервной валютой стран Азии и Латинской Америки. Важным положительным моментом во введении единой европейской монеты является то, что евро в скором времени утвердится как одна из мировых ведущих валют и инвестирования.

Европейский центральный банк, находящийся во Франкфурте-на-Майне, отпечатал уже более 14 млрд. купюр и отче­канил более 56 млрд. монет, и 1 сентября 2001 г. отправил их во все банки стран Европейского Союза с тем, чтобы с января будущего года начать обмен национальных валют на новую единую денежную единицу. Вполне понятно, что евро будет содействовать развитию европейского производства, укреп­лению европейского единого рынка и превращению Европы в сильного экономического конкурента на мировом рынке. Та­кая цель была поставлена на саммите Европейского Союза в марте 2001 года в Стокгольме. Евро будет содействовать так­же процессу европейской политической и экономико-валютной интеграции. Все это кардинальным образом меняет позицию и роль Европейского Союза в международной валютно-финансовой системе. Между тем введение в наличный оборот евро коснется не только стран-членов Европейского Союза и тех стран, которые хотят в него вступить, но и тех страны, которые являются партнерами Европейского Союза. Республика Казахстан как раз и является одним из главных партнеров ЕС. Казахстанские специалисты утверждают, что с формированием еврозоны открываются новые перспективы и для казахстанской экономики прежде всего, в финансовой сфере. Так что, торговые партнеры Европейского Союза, в том числе и Республика Казахстан, должны быть готовы к принятию евро.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.