Создание большого числа СП в основных сферах сотрудничества является необходимым шагом для развития иностранной инвестиционной деятельности в Казахстане. Как известно, главной задачей государственной инвестиционной политики страны является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций на основе дальнейшего совершенствования нормативно-законодательной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов.
Особое значение правительство Казахстана придает ускоренному развитию малого и среднего бизнеса. В этих целях принят целый пакет законодательных актов, закладывающих основу государственной поддержки индивидуального предпринимательства. В частности, упрощены процедуры регистрации, определены приоритеты и конкретные меры по активизации малого бизнеса.
В малом и среднем бизнесе официально зарегистрировано 122 000 предприятий среднего и малого бизнеса и более 160 000 индивидуальных торговцев. В начале 1999 г. в среднем и малом бизнесе было занято 550 000 человек, что составляет рост на 15% каждый год. Поддержка развития малого и среднего бизнеса является одной из приоритетных сфер как для правительства РК, так и для иностранных доноров. В декабре 1998 г. правительством РК был утвержден стратегический документ по совершенствованию среды деятельности для предприятий малого и среднего бизнеса на 1999-2000 гг. В июне 1999 г. была создана Межведомственная комиссия под руководством заместителя премьер-министра А.Павлова для координации и реализации рекомендаций по вопросам малого и среднего бизнеса.
Не последнюю роль в развитии частного сектора в Казахстане играет финансовая помощь Европейского Союза по линии программы ТАСИС. Ведь в ЕС малый и средний бизнес развит довольно сильно. Существуют государства, где около 70% экономики держится именно на них. Сейчас в странах членах Европейского Союза насчитывается более 16 миллионов предприятий, на которых трудится 101 миллион человек. Примечательно и то, что малые и средние предприятия составляют большинство - 99%.
Сотрудничество ЕС и Казахстана в области развития малого и среднего бизнеса началось с 1993 г. Наиболее важными были такие проекты, как "Акция содействия Фонду поддержки предприятий" стоимостью 1 миллион ЭКЮ и "Создание консультационного отдела в Центре деловых связей" стоимостью 700 тысяч ЭКЮ. Казахстанскими партнерами по линии этих двух проектов стали в то время Фонд поддержки предприятий (Министерство экономики) и Союз мелких предпринимателей. Основные усилия европейской стороны направлялись тогда на обучение, консультации и ноу-хау для __ малых и средних предприятий в течение 1993-1994 гг.
В области развития малого и среднего бизнеса за три прошедших года с марта 1998 г. по март 2001 г. в Казахстане по программе ЕС было реализовано 25 проектов по поддержке предпринимателей в разных регионах республики - от юга до севера.
Весной 2000 г. по малому и среднему бизнесу был разработан специальный проект для улучшения эффективности нескольких золотодобывающих предприятий Казахстана и стимулирования развития сектора добычи рассыпного золота малыми и средним предприятиями. Сумма проекта составляла 15 тысяч долларов. В рамках проекта организовывались тренинга, на которые из Европы были приглашены две группы по десять человек, дипломированные специалисты в области геологии и горной инженерии. Во время учебы специалисты ознакомили слушателей с современными методами добычи рассыпного золота в Актюбинской области. Общая сумма кредитов, направленных на осуществление отдельных проектов по золотодобывающей отрасли, составила более 2 млн. долларов. И теперь эти деньги работают на экономику РК. А всего было обучено по данным проектам 1733 человека, которые, открыв свое дело, создали новые рабочие места.
Более двух с половиной миллионов долларов США в форме кредитов были выделены деловым людям - слушателям бизнес-курсов Республики. Серия проектов "Доступ к источникам финансирования"[32] была выполнена в рамках программы ТАСИС по развитию малого и среднего бизнеса. Данные проекты проводились на условиях субподряда с казахстанскими компаниями. Бизнес-курсы открыли огромный потенциал идей и вызвали большой интерес в предпринимательской среде. Например, в трех городах Таразе, Астане и Актобе работники малых предприятий прошли обучение азам современного менеджмента и умению составлять заявки на получение дополнительных средств для развития своего дела. Успешно был реализован проект в Таразе, где наблюдается высокая безработица. Здесь было обучено 56 практикантов, составлено 40 реальных бизнес-планов. Из них 33 были профинансированы уже в 2000 г. на общую сумму в 1 миллион 703 тысячи 693 доллара. В Актобе прошли тренинги 34 практиканта. Из предложенных бизнес-планов было профинансированы семь на общую сумму в 870 тысяч долларов. В Астане практикантами были составлены три успешных проекта своей будущей деятельности, сумма финансирования составила 73 тыс. долл. США. В ходе обучения предпринимателей ими были составлены более 70 бизнес-планов, из которых 42 профинансированы. В настоящее время положительного решения о кредитовании своего бизнеса ожидают десятки других людей, прошедших обучение. Ожидается, что им будет выделена сумма в размере более 3 миллионов долларов.
Значительные результаты были получены по проектам "Как начать собственное дело", ориентированным на безработных в небольших индустриальных городах. Всего же в шести городах Казахстана было обучено 661 человек, из которых 149 начали собственное дело и создали 279 дополнительных рабочих мест.
Другим примером содействия развития ЕС малому и среднему бизнесу Казахстана может служить идея о создании разветвленной сети бизнес-консультантов, в квалифицированной помощи которых так нуждаются начинающие работники частного сектора и даже опытные предприниматели. В рамках проекта "Подготовка бизнес-консультантов для малого и среднего бизнеса" прошли учебу 100 человек из трех регионов Республики, среди которых 90 слушателей в дальнейшем нашли работу по избранному профилю.
Предпринимательницы Ассоциации деловых женщин Астаны прошли специальные курсы, на которых они научились составлять реальные и грамотные бизнес-планы для получения кредитов в банках. Результатом данного проекта является то, что предпринимательницы открыли цветочные и продуктовые магазины и кафе. В результате профессиональной учебы менеджеров ресторанного бизнеса и руководителей предриятии, выпускающих продукты питания, в городах Республики начали работать мини-гостиницы, закусочные, парикмахерские, бистро и т.д. Наиболее интенсивно развивается и собственное производство. Руководители некоторых предприятий после поездки в Австрию создали в столице ряд совместных предприятий по выпуску мясных и хлебобулочных продуктов.
На сегодняшний день в Казахстане находится в работе один крупный проект ТАСИС, который начался два года назад. При его прямой поддержке было создано множество небольших частных производств в Алматы, Астане, Актюбинске, Караганде и других крупных областных центрах, представители которых выиграли тендер. Эксперты и специалисты Европейского Союза провели обучение по основам современной экономики для всех заинтересованных лиц, в том числе бухгалтерскому учету, менеджменту, налогообложению, что в дальнейшем способствовало успешному бизнесу слушателям. Для того чтобы вовлечь как можно больше населения, особенно безработного, в различные формы деятельности, Европейский Союз разработал очень интересный проект по организации "бизнес-инкубатора" и созданию фондов малого кредитования, в первую очередь, для села. Этот проект начал действовать с весны 2001 г. в Алматинской и Актюбинской областях. Каждому фермеру, желающему открыть свое дело, предлагается небольшая сумма денег (минимальная сумма -несколько сот долларов) в виде беззалогового кредита для объединения их в общий фонд под коллективную ответственность. Фермеры могут брать из общего фонда средства для закупки необходимых материалов. А после получения прибыли фермеры эти кредиты возвращают и могут брать новые, но уже намного большие - для дальнейшего развития. Участники фонда, прошедшие специальный курс, уже самостоятельно рассматривают заявки от односельчан, составляют списки желающих, распределяют кредиты по своему усмотрению и прочее.
В целом в рамках программы ТАСИС по поддержке малого и среднего бизнеса в Казахстане прошли обучение 1800 человек, которые получили необходимые знания и навыки для того, чтобы и дальше развивать малый и средний бизнес в Республике[33].
В целях способствования развитию отношений в сфере бизнеса между Европейским Союзом и Казахстаном, а также поддержки и предоставления информации европейским компаниям, осуществляющим свою деятельность в Республике, и тем компаниям, которые рассматривают возможность осуществления своей деятельности в Казахстане или инвестирования, была создана Европейская бизнес-ассоциация Казахстана (ЕВРОБАК). ЕВРОБАК является некоммерческой организацией, созданной по инициативе работающих и осуществляющих инвестиции в Казахстане компаний Европейского Союза и делегации Комиссии Европейского Союза для представительства европейских деловых кругов в Республике.
Европейская бизнес-ассоциация Казахстана была создана в 1998 г. В настоящее время президентом ЕВРОБАК является Майкл Уилсон.
На сегодняшний день ЕВРОБАК насчитывает 51 членов, большинство их которых являются ведущими европейскими компаниями и организациями, базирующимися и осуществляющими свою деятельность в Казахстане - "Бритиш Газ", "Эни Аджип", "ЭйБиЭн", "Амро Банк Казахстан", "Люфтганза", "КЛМ" и другие.
Создание ЕВРОБАК преследовало несколько конкретных целей и прежде всего представление в Казахстане точки зрения европейских деловых кругов посредством формирования авторитетного коллективного голоса.
Целями ЕВРОБАК являются развитие европейского биз-неса и коммерции в Казахстане. Кроме того, миссией Европейской бизнес-ассоциации Казахстана является осуществление мероприятий по расширению и укреплению контактов с казахстанскими правительственными и деловыми кругами, содействие расширению европейского бизнеса и торговли; а также популяризация имиджа Европейского Союза, являющегося одним из ключевых экономических партнеров Казахстана в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. ЕВРОБАК также служит информационным центром для торговых миссий, приезжающих в Казахстан и для компаний Европейского Союза, желающих получать самую свежую информацию об осуществлении деятельности в Казахстане.
Для членов ЕВРОБАК предусмотрен ряд преимуществ. ЕВРОБАК поддерживает тесные контакты с организациями Европейского Союза в Казахстане, в том числе с представительством Комиссии Евросоюза в РК и руководством ЕС, а также с посольствами и консульствами стран ЕС, со странами-претендентами на вступление в ЕС и Европейской ассоциацией свободной торговли. ЕВРОБАК принимает активное участие в консультациях с государственными органами Казахстана по отдельным вопросам, двусторонним контактам между ЕС и Казахстаном и представляет членам ассоциации возможности доступа к ресурсам ЕВРОБАК, отчетам и обновленным данным о текущем положении в сотрудничестве между ЕС и РК и экономической политике Европейского Союза. ЕВРОБАК также организует регулярные ежемесячные брифинги и семинары с участием ключевых представителей политических и деловых кругов.
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику Республики является основой, одним из основных направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. Самые значительные объемы инвестиций в Казахстане имеет Европейский Союз. Доля прямых инвестиций стран-членов Европейского Союза с 1993 г. по первый квартал 2001 г. составила около 34,2% (3479,5 миллионов американских долларов) от общего мирового объема инвестиций в казахстанскую экономику.
Важной сферой для привлечения инвестиции стран-членов Европейского Союза является нефтегазовый сектор и цветная металлургия. Привлечение таких инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Это связано с ориентацией экономики Казахстана на рыночное хозяйствование, при котором резко повысилась потребность Республики в разработке месторождений нефти, газа, угля, черных и цветных руд, в развитии нефтегазовых промыслов, добычи минерального сырья, его переработки и, соответственно, повысилась потребность в привлечении иностранных капиталовложений.
В последние несколько лет наблюдается возросший интерес со стороны стран-членов Европейского Союза к Каспийскому региону и его будущему, в первую очередь - его энергоресурсам. Это объясняется тем, что в данное время во внешнеполитической стратегии европейских стран на повестке дня встал вопрос о создании единой Европы и необходимости выработки общеевропейской энергетической стратегии, усиления конкуренции на мировых рынках, кризиса азиатского финансового рынка. В этих условиях становится все ощутимее привлекательность Каспийского региона для Европейского Союза
Значение Каспийского региона, как для Казахстана, так и для других европейских стран определяется его географическим месторасположением и наличием на шельфе Каспийского моря огромных запасов углеводородов, т.е. нефти и газа. По данным Энергетического информационного управления США, запасы углеводородов на шельфе Каспийского моря и вокруг него составляют 178-191 миллиардов баррелей нефти, или 24-26 миллиардов тонн. Британские оценки нефтегазовых ресурсов намного скромнее и составляют 28 миллиардов баррелей нефти и 243 триллиона кубометров футов газа. Немецкие оценки энергоресурсов Каспийского региона выглядят следующим образом: свыше 19 миллиардов тонн нефти и около 2300 миллиардов кубометров газа.
В настоящее время Казахстан занимает 13-е место в мире по объему разведанных запасов нефти, 26-е место уровню его добычи и 15-е по природному газу и конденсату. На территории СНГ Казахстан является вторым по величине производителем нефти после Российской Федерации. Разведанные ресурсы углеводородов в казахстанском секторе Каспийского моря составляют 10,0 миллиардов баррелей нефти или 1,34 миллиардов тонн и 1500 миллиардов кубометров газа. Прогнозируемые же резервы запасы оцениваются в пределах 85,0 миллиардов баррелей нефти или 11,5 миллиардов тонн и 2500 миллиардов кубометров газа. В июле 2000 г. было объявлено об открытии нефтяного месторождения в Восточном Кашагане; в случае подтверждения заявленных на нем объемов нефти в 7 миллиардов тонн Казахстан по углеводородным ресурсам может войти в первую "пятерку" в мире и стать одним из ведущих производителей нефти в прикаспийском регионе. По запасам нефти Каспийское море уступает Персидскому заливу, но превышает Северное море в два раза. Таким образом, в ближайшие 5-10 лет у Республики есть все шансы войти в первую "десятку" среди 98 нефтедобывающих стран мира по уровню добычи нефти (при условии ее добычи 4 миллионов баррелей в день и гарантированном спросе), что составит не более 4% мировой добычи нефти
Страны-члены Европейского Союза, прежде всего, инвестируют в энергетический сектор как более важный фактор при разработке планов маршрутов будущих нефтепроводов, которые, в свою очередь, определяются исключительно их экономической целесообразностью. В настоящее время существуют три проекта трубопроводов в районе Большого Каспия, в которых участвует Казахстан. Первый - это консорциум "Каспийский трубопровод" (КТК). Его маршрут лежит от Казахстана, Тенгизского месторождения, до Новороссийска. Протяженность КТК составляет 1.500 миль. Второй - Казахстан-Китай (нефть из Западного Казахстана в Синьцзян, протяженностью в 3.700 милей и трубопровод Центральная Азия - Турция (газ из Туркменистана и потенциально из Казахстана и Узбекистана через подводный трубопровод будет поступать через Азербайджан в Турцию с вероятным распространением в Юго-Восточной Европе и далее). Протяженность Транскаспийского газового трубопровода составляет 1.300 милей.
Европейский Союз и некоторые европейские страны, в том числе и ФРГ, уже реально рассматривают возможность перехода с углеводородов из Северного моря и, частично, российских, на каспийские ресурсы. Представляется вполне вероятным, что в данном случае большое внимание будет уделяться инвестированию именно в нефтегазовый сектор. Выделяя главную мысль европейской концепции относительно Каспийского региона, можно констатировать, что Европа хотела бы превратить этот регион в энергетический тыл экономики Европейского Союза по аналогии с ролью Персидского залива для экономики США.
Исходя из стратегических интересов Европейского Союза, в рамках программы ТАСИС ЕС развернул проект транспортировки каспийской нефти ТРАСЕКА (транспортный коридор "Европа-Кавказ-Азия"). Данная программа технического содействия, финансируемая Европейским Союзом, направлена на развитие транспортного коридора по направлению Запад-Восток из Европы с пересечением Черного моря через Кавказ и Каспийское море с выходом на Центральную Азию[34]. Программу ТРАСЕКА называют "новым Шелковым путем". Казахстан играет важную роль в этом проекте. ТРАСЕКА является источником финансирования множества проектов, направленных на реконструкцию автомобильных и железных дорог, ведущих в центрально-азиатский регион.
Впервые программа ТРАСЕКА была рассмотрена на Брюссельской конференции в мае 1993 г., в которой приняли участие министры торговли и транспорта из восьми стран ТРАСЕКА (5 Республик Центральной Азии и 3 кавказские Республики). Европейский Союз предложил данную программу в качестве дополнительного маршрута, который дол-ьжен стать дополнением ко всем традиционным маршрутам.
Программа ТРАСЕКА соответствует глобальной стратегии Европейского Союза относительно стран Центральной Азии и Кавказа и преследует следующие цели: г - оказывать поддержку политической и экономической независимости Республик путем увеличения возможности их выхода на европейский и мировой рынки через альтернативные транспортные маршруты;
- способствовать дальнейшему региональному сотрудничеству между Республиками;
- усиливать использование программы ТАСИС ТРАСЕКА в качестве катализатора для привлечения международных финансовых учреждений (МФУ) и частных инвесторов;
- связать маршрут ТРАСЕКА с Трансевропейскими сетями (TENs).
На сегодняшний день по программе ТРАСЕКА были профинансированы 33 исследования технического содействия (на сумму 45 миллионов евро) и 13 инвестиционных проектов по реабилитации инфраструктуры (на сумму, около 65 миллионов евро).
Техническое содействие, оказанное через программу ТРАСЕКА, привлекает довольно крупные инвестиции со стороны международных финансовых учреждений, включая Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который принял на себя обязательство по финансированию капитальных проектов по портам, железным дорогам и автомобильным дорогам по маршруту ТРАСЕКА на общую сумму более 250 миллионов долларов США и Всемирный Банк (ВБ), который принял обязательства по новым капитальным проектам по автомобильным дорогам в Армении и Грузии на общую сумму более 40 млн. долл. США. В дополнение, частные инвесторы ЕС вовлечены в совместные предприятия с транспортными кампаниями Центральной Азии и Кавказа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13