Рефераты. Европейский Союз и Казахстан






Создание большого числа СП в основных сферах сотруд­ничества является необходимым шагом для развития ино­странной инвестиционной деятельности в Казахстане. Как из­вестно, главной задачей государственной инвестиционной политики страны является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования ка­питальных вложений и привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций на основе дальнейшего совершен­ствования нормативно-законодательной базы и государствен­ной поддержки эффективных инвестиционных проектов.

Особое значение правительство Казахстана придает уско­ренному развитию малого и среднего бизнеса. В этих целях принят целый пакет законодательных актов, закладывающих основу государственной поддержки индивидуального предпринимательства. В частности, упрощены процедуры регист­рации, определены приоритеты и конкретные меры по акти­визации малого бизнеса.

В малом и среднем бизнесе официально зарегистрирова­но 122 000 предприятий среднего и малого бизнеса и более 160 000 индивидуальных торговцев. В начале 1999 г. в сред­нем и малом бизнесе было занято 550 000 человек, что со­ставляет рост на 15% каждый год. Поддержка развития мало­го и среднего бизнеса является одной из приоритетных сфер как для правительства РК, так и для иностранных доноров. В декабре 1998 г. правительством РК был утвержден стратеги­ческий документ по совершенствованию среды деятельности для предприятий малого и среднего бизнеса на 1999-2000 гг. В июне 1999 г. была создана Межведомственная комиссия под руководством заместителя премьер-министра А.Павлова для координации и реализации рекомендаций по вопросам малого и среднего бизнеса.

Не последнюю роль в развитии частного сектора в Казахстане играет финансовая помощь Европейского Союза по ли­нии программы ТАСИС. Ведь в ЕС малый и средний бизнес развит довольно сильно. Существуют государства, где около 70% экономики держится именно на них. Сейчас в странах членах Европейского Союза насчитывается более 16 миллио­нов предприятий, на которых трудится 101 миллион человек. Примечательно и то, что малые и средние предприятия составляют большинство - 99%.

Сотрудничество ЕС и Казахстана в области развития ма­лого и среднего бизнеса началось с 1993 г. Наиболее важны­ми были такие проекты, как "Акция содействия Фонду под­держки предприятий" стоимостью 1 миллион ЭКЮ и "Созда­ние консультационного отдела в Центре деловых связей" стоимостью 700 тысяч ЭКЮ. Казахстанскими партнерами по линии этих двух проектов стали в то время Фонд поддержки предприятий   (Министерство   экономики)   и   Союз   мелких предпринимателей. Основные усилия европейской стороны направлялись тогда на обучение, консультации и ноу-хау для __ малых и средних предприятий в течение 1993-1994 гг.

 В области развития малого и среднего бизнеса за три прошедших года с марта 1998 г. по март 2001 г. в Казахстане по программе ЕС было реализовано 25 проектов по поддержке предпринимателей в разных регионах республики - от юга до севера.

  Весной 2000 г. по малому и среднему бизнесу был разра­ботан специальный проект для улучшения эффективности не­скольких золотодобывающих предприятий Казахстана и сти­мулирования развития сектора добычи рассыпного золота ма­лыми и средним предприятиями. Сумма проекта составляла 15 тысяч долларов. В рамках проекта организовывались тре­нинга, на которые из Европы были приглашены две группы по десять человек, дипломированные специалисты в области геологии и горной инженерии. Во время учебы специалисты ознакомили слушателей с современными методами добычи рассыпного золота в Актюбинской области. Общая сумма кредитов, направленных на осуществление отдельных проек­тов по золотодобывающей отрасли, составила более 2 млн. долларов. И теперь эти деньги работают на экономику РК. А всего было обучено по данным проектам 1733 человека, кото­рые, открыв свое дело, создали новые рабочие места.

Более двух с половиной миллионов долларов США в форме кредитов были выделены деловым людям - слушате­лям бизнес-курсов Республики. Серия проектов "Доступ к ис­точникам финансирования"[32] была выполнена в рамках программы ТАСИС по развитию малого и среднего бизнеса. Данные проекты проводились на условиях субподряда с ка­захстанскими компаниями. Бизнес-курсы открыли огромный потенциал идей и вызвали большой интерес в предпринима­тельской среде. Например, в трех городах Таразе, Астане и Актобе работники малых предприятий прошли обучение азам современного менеджмента и умению составлять заявки на получение дополнительных средств для развития своего дела. Успешно был реализован проект в Таразе, где наблюдается высокая безработица. Здесь было обучено 56 практикантов, составлено 40 реальных бизнес-планов. Из них 33 были про­финансированы уже в 2000 г. на общую сумму в 1 миллион 703 тысячи 693 доллара. В Актобе прошли тренинги 34 прак­тиканта. Из предложенных бизнес-планов было профинанси­рованы семь на общую сумму в 870 тысяч долларов. В Астане практикантами были составлены три успешных проекта своей будущей деятельности, сумма финансирования составила 73 тыс. долл. США. В ходе обучения предпринимателей ими были составлены более 70 бизнес-планов, из которых 42 профинансированы. В настоящее время положительного решения о кредитовании своего бизнеса ожидают десятки других лю­дей, прошедших обучение. Ожидается, что им будет выделена сумма в размере более 3 миллионов долларов.

Значительные результаты были получены по проектам "Как начать собственное дело", ориентированным на безра­ботных в небольших индустриальных городах. Всего же в шести городах Казахстана было обучено 661 человек, из ко­торых 149 начали собственное дело и создали 279 дополни­тельных рабочих мест.

Другим примером содействия развития ЕС малому и среднему бизнесу Казахстана может служить идея о создании разветвленной сети бизнес-консультантов, в квалифициро­ванной помощи которых так нуждаются начинающие работ­ники частного сектора и даже опытные предприниматели. В рамках проекта "Подготовка бизнес-консультантов для мало­го и среднего бизнеса" прошли учебу 100 человек из трех ре­гионов Республики, среди которых 90 слушателей в дальней­шем нашли работу по избранному профилю.

Предпринимательницы Ассоциации деловых женщин Астаны прошли специальные курсы, на которых они научились составлять реальные и грамотные бизнес-планы для получения кредитов в банках. Результатом данного проекта является  то, что предпринимательницы открыли цветочные и продуктовые магазины и кафе. В результате профессиональной уче­бы менеджеров ресторанного бизнеса и руководителей предриятии, выпускающих продукты питания, в городах Респуб­лики начали работать мини-гостиницы, закусочные, парикмахерские, бистро и т.д. Наиболее интенсивно развивается и собственное производство. Руководители некоторых пред­приятий после поездки в Австрию создали в столице ряд со­вместных предприятий по выпуску мясных и хлебобулочных продуктов.

На сегодняшний день в Казахстане находится в работе один крупный проект ТАСИС, который начался два года на­зад. При его прямой поддержке было создано множество небольших частных производств в Алматы, Астане, Актюбин­ске, Караганде и других крупных областных центрах, пред­ставители которых выиграли тендер. Эксперты и специалисты Европейского Союза провели обучение по основам современ­ной экономики для всех заинтересованных лиц, в том числе бухгалтерскому учету, менеджменту, налогообложению, что в дальнейшем способствовало успешному бизнесу слушателям. Для того чтобы вовлечь как можно больше населения, особенно безработного, в различные формы деятельности, Европейский Союз разработал очень интересный проект по организации "бизнес-инкубатора" и созданию фондов малого кредитования, в первую очередь, для села. Этот проект начал действовать с весны 2001 г. в Алматинской и Актюбинской областях. Каждому фермеру, желающему открыть свое дело, предлагается небольшая сумма денег (минимальная сумма -несколько сот долларов) в виде беззалогового кредита для объединения их в общий фонд под коллективную ответствен­ность. Фермеры могут брать из общего фонда средства для закупки необходимых материалов. А после получения прибыли фермеры эти кредиты возвращают и могут брать новые, но уже намного большие - для дальнейшего развития. Участники фонда, прошедшие специальный курс, уже самостоятельно рассматривают заявки от односельчан, составляют списки желающих, распределяют кредиты по своему усмотрению и прочее.

В целом в рамках программы ТАСИС по поддержке мало­го и среднего бизнеса в Казахстане прошли обучение 1800 человек, которые получили необходимые знания и навыки для того, чтобы и дальше развивать малый и средний бизнес в Республике[33].

В целях способствования развитию отношений в сфере бизнеса между Европейским Союзом и Казахстаном, а также поддержки и предоставления информации европейским компаниям, осуществляющим свою деятельность в Республике, и тем компаниям, которые рассматривают возможность осуще­ствления своей деятельности в Казахстане или инвестирования, была создана Европейская бизнес-ассоциация Казахстана (ЕВРОБАК). ЕВРОБАК является некоммерческой организа­цией, созданной по инициативе работающих и осуществляю­щих инвестиции в Казахстане компаний Европейского Союза и делегации Комиссии Европейского Союза для представи­тельства европейских деловых кругов в Республике.

Европейская бизнес-ассоциация Казахстана была создана в 1998 г. В настоящее время президентом ЕВРОБАК является Майкл Уилсон.

На сегодняшний день ЕВРОБАК насчитывает 51 членов, большинство их которых являются ведущими европейскими компаниями и организациями, базирующимися и осуществ­ляющими свою деятельность в Казахстане - "Бритиш Газ", "Эни Аджип", "ЭйБиЭн", "Амро Банк Казахстан", "Люфтганза", "КЛМ" и другие.

Создание ЕВРОБАК преследовало несколько конкретных целей и прежде всего представление в Казахстане точки зрения европейских деловых кругов посредством формирования авторитетного коллективного голоса.

Целями ЕВРОБАК являются развитие европейского биз-неса и коммерции в Казахстане. Кроме того, миссией Евро­пейской бизнес-ассоциации Казахстана является осуществле­ние мероприятий по расширению и укреплению контактов с казахстанскими правительственными и деловыми кругами, содействие расширению европейского бизнеса и торговли; а также популяризация имиджа Европейского Союза, являюще­гося одним из ключевых экономических партнеров Казахста­на в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. ЕВРОБАК также служит информационным центром для тор­говых миссий, приезжающих в Казахстан и для компаний Ев­ропейского Союза, желающих получать самую свежую ин­формацию об осуществлении деятельности в Казахстане.

Для членов ЕВРОБАК предусмотрен ряд преимуществ. ЕВРОБАК поддерживает тесные контакты с организациями Европейского Союза в Казахстане, в том числе с представительством Комиссии Евросоюза в РК и руководством ЕС, а также с посольствами и консульствами стран ЕС, со страна­ми-претендентами на вступление в ЕС и Европейской ассоциацией свободной торговли. ЕВРОБАК принимает активное участие в консультациях с государственными органами Ка­захстана по отдельным вопросам, двусторонним контактам между ЕС и Казахстаном и представляет членам ассоциации возможности доступа к ресурсам ЕВРОБАК, отчетам и об­новленным данным о текущем положении в сотрудничестве между ЕС и РК и экономической политике Европейского Союза. ЕВРОБАК также организует регулярные ежемесячные брифинги и семинары с участием ключевых представителей политических и деловых кругов.


2.2.1. Привлечение и эффективное использование иностранных  инвестиций


Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику Республики является основой, одним из основных направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. Самые значительные объемы инвестиций в Казахстане имеет Евро­пейский Союз. Доля прямых инвестиций стран-членов Евро­пейского Союза с 1993 г. по первый квартал 2001 г. составила около 34,2% (3479,5 миллионов американских долларов) от общего мирового объема инвестиций в казахстанскую эконо­мику.

Важной сферой для привлечения инвестиции стран-членов Европейского Союза является нефтегазовый сектор и цветная металлургия. Привлечение таких инвестиций в эко­номику Казахстана является объективно необходимым про­цессом. Это связано с ориентацией экономики Казахстана на рыночное хозяйствование, при котором резко повысилась по­требность Республики в разработке месторождений нефти, га­за, угля, черных и цветных руд, в развитии нефтегазовых промыслов, добычи минерального сырья, его переработки и, соответственно, повысилась потребность в привлечении ино­странных капиталовложений.

В последние несколько лет наблюдается возросший инте­рес со стороны стран-членов Европейского Союза к Каспий­скому региону и его будущему, в первую очередь - его энергоресурсам. Это объясняется тем, что в данное время во внешнеполитической стратегии европейских стран на повест­ке дня встал вопрос о создании единой Европы и необходи­мости выработки общеевропейской энергетической страте­гии, усиления конкуренции на мировых рынках, кризиса ази­атского финансового рынка. В этих условиях становится все ощутимее привлекательность Каспийского региона для Евро­пейского Союза

Значение Каспийского региона, как для Казахстана, так и для других европейских стран определяется его географиче­ским месторасположением и наличием на шельфе Каспийско­го моря огромных запасов углеводородов, т.е. нефти и газа. По данным Энергетического информационного управления США, запасы углеводородов на шельфе Каспийского моря и вокруг него составляют 178-191 миллиардов баррелей нефти, или 24-26 миллиардов тонн. Британские оценки нефтегазовых ресурсов намного скромнее и составляют 28 миллиардов баррелей нефти и 243 триллиона кубометров футов газа. Немец­кие оценки энергоресурсов Каспийского региона выглядят следующим образом: свыше  19 миллиардов тонн нефти и около 2300 миллиардов кубометров газа.

В настоящее время Казахстан занимает 13-е место в мире по объему разведанных запасов нефти, 26-е место уровню его добычи и 15-е по природному газу и конденсату. На террито­рии СНГ Казахстан является вторым по величине производи­телем нефти после Российской Федерации. Разведанные ре­сурсы углеводородов в казахстанском секторе Каспийского моря составляют 10,0 миллиардов баррелей нефти или 1,34 миллиардов тонн и 1500 миллиардов кубометров газа. Про­гнозируемые же резервы запасы оцениваются в пределах 85,0 миллиардов баррелей нефти или 11,5 миллиардов тонн и 2500 миллиардов кубометров газа. В июле 2000 г. было объявлено об открытии нефтяного месторождения в Восточном Кашагане; в случае подтверждения заявленных на нем объемов неф­ти в 7 миллиардов тонн Казахстан по углеводородным ресур­сам может войти в первую "пятерку" в мире и стать одним из ведущих производителей нефти в прикаспийском регионе. По запасам нефти Каспийское море уступает Персидскому зали­ву, но превышает Северное море в два раза. Таким образом, в ближайшие 5-10 лет у Республики есть все шансы войти в первую "десятку" среди 98 нефтедобывающих стран мира по уровню добычи нефти (при условии ее добычи 4 миллионов баррелей в день и гарантированном спросе), что составит не более 4% мировой добычи нефти

Страны-члены Европейского Союза, прежде всего, инве­стируют в энергетический сектор как более важный фактор при разработке планов маршрутов будущих нефтепроводов, которые, в свою очередь, определяются исключительно их экономической целесообразностью. В настоящее время суще­ствуют три проекта трубопроводов в районе Большого Кас­пия, в которых участвует Казахстан. Первый - это консорци­ум "Каспийский трубопровод" (КТК). Его маршрут лежит от Казахстана, Тенгизского месторождения, до Новороссийска. Протяженность КТК составляет 1.500 миль. Второй - Казах­стан-Китай (нефть из Западного Казахстана в Синьцзян, про­тяженностью в 3.700 милей и трубопровод Центральная Азия - Турция (газ из Туркменистана и потенциально из Казахста­на и Узбекистана через подводный трубопровод будет посту­пать через Азербайджан в Турцию с вероятным распростра­нением в Юго-Восточной Европе и далее). Протяженность Транскаспийского газового трубопровода составляет 1.300 милей.

Европейский Союз и некоторые европейские страны, в том числе и ФРГ, уже реально рассматривают возможность перехода с углеводородов из Северного моря и, частично, российских, на каспийские ресурсы. Представляется вполне вероятным, что в данном случае большое внимание будет уделяться инвестированию именно в нефтегазовый сектор. Выделяя главную мысль европейской концепции относитель­но Каспийского региона, можно констатировать, что Европа хотела бы превратить этот регион в энергетический тыл эко­номики Европейского Союза по аналогии с ролью Персидско­го залива для экономики США.

Исходя из стратегических интересов Европейского Союза, в рамках программы ТАСИС ЕС развернул проект транспор­тировки каспийской нефти ТРАСЕКА (транспортный коридор "Европа-Кавказ-Азия"). Данная программа технического со­действия, финансируемая Европейским Союзом, направлена на развитие транспортного коридора по направлению Запад-Восток из Европы с пересечением Черного моря через Кавказ и Каспийское море с выходом на Центральную Азию[34]. Про­грамму ТРАСЕКА называют "новым Шелковым путем". Казахстан играет важную роль в этом проекте. ТРАСЕКА явля­ется источником финансирования множества проектов, на­правленных на реконструкцию автомобильных и железных дорог, ведущих в центрально-азиатский регион.

Впервые программа ТРАСЕКА была рассмотрена на Брюссельской конференции в мае 1993 г., в которой приняли участие министры торговли и транспорта из восьми стран ТРАСЕКА (5 Республик Центральной Азии и 3 кавказские Республики). Европейский Союз предложил данную программу в качестве дополнительного маршрута, который дол-ьжен стать дополнением ко всем традиционным маршрутам.

Программа ТРАСЕКА соответствует глобальной страте­гии Европейского Союза относительно стран Центральной Азии и Кавказа и преследует следующие цели: г - оказывать поддержку политической и экономической независимости Республик путем увеличения возможности их выхода на европейский и мировой рынки через альтернатив­ные транспортные маршруты;

- способствовать дальнейшему региональному сотрудничеству между Республиками;

- усиливать использование программы ТАСИС ТРАСЕКА в качестве катализатора для привлечения международных финансовых учреждений (МФУ) и частных инвесторов;

 - связать маршрут ТРАСЕКА с Трансевропейскими сетя­ми (TENs).

На сегодняшний день по программе ТРАСЕКА были про­финансированы 33 исследования технического содействия (на сумму 45 миллионов евро) и 13 инвестиционных проектов по реабилитации инфраструктуры (на сумму, около 65 миллионов евро).

Техническое содействие, оказанное через программу ТРАСЕКА, привлекает довольно крупные инвестиции со сто­роны международных финансовых учреждений, включая Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который принял на себя обязательство по финансированию капиталь­ных проектов по портам, железным дорогам и автомобиль­ным дорогам по маршруту ТРАСЕКА на общую сумму более 250 миллионов долларов США и Всемирный Банк (ВБ), кото­рый принял обязательства по новым капитальным проектам по автомобильным дорогам в Армении и Грузии на общую сумму более 40 млн. долл. США. В дополнение, частные ин­весторы ЕС вовлечены в совместные предприятия с транс­портными кампаниями Центральной Азии и Кавказа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.